Нужны ли снежному истребителю педальные аэролыжи?

Очень много проектов бронетехники, тактических предложений и вооружения по различным обстоятельствам осталось только на бумаге — в первую очередь, ввиду собственного несовершенства. Проекты эти в буквальном смысле были «вещами в себе», до последнего времени практически не завлекая внимания исследователей.

Советские военно-технические предложения по ведению войны в зимних условиях – один из таких неизвестных качеств истории оружий. Наровне с множеством внедрённых нужных инноваций, они заключали в себе и последовательность уникальных идей, не отыскавших воплощения. Обзор некоторых из них уже был сделан автором этих строчков, а последовательности вторых проектов на базе публикуемых в первый раз архивных источников посвящена эта статья.

Нужны ли снежному истребителю педальные аэролыжи?
Редкий снимок — «химический» танк ХТ-130 буксирует бронесани совокупности Соколова с бойцами, 1940 год

направляться подчернуть, что идеи, касающиеся боевых действий зимний период, высказывались ещё в Первую мировую. Уже с осени 1914 года армейскому ведомству предлагались «наградные ролики и санки, прикрепляющиеся парусиновым ремнём» (над машинописным текстом было надписано исправление «нагрудные»). В феврале 1915 года изобретатели выдвинули проект железных подошв с шипами против скольжения в атаке.

Позднее зазвучали более сложные предложения – «моторная лыжа» некоего Иванова-Дымчука, лыжи для машин от получившего известность своим «Вездеходом» А. А. Пороховщикова и «самодвижущийся лыжный боевой аппарат для разрушения проволочных заграждений», изобретение С. А. Ощевского-Круглика.

Начало новой громадной войны кроме этого приводило к лавине изобретений. Потому, что исследуемые предложения поступали в народный комиссариат обороны независимо друг от друга, выстраивание их в хронологической последовательности тут не всегда оправданно. Более приемлем тематический принцип рубрикации.

Следуя от несложного к сложному, логично начать обзор с несложных приспособлений для перевозки грузов.

Эскиз «Помощи пехоты танкам» Н. Д. Логвинова (ЦАМО РФ)

14 марта 1942 года майор Н. Д. Логвинов из Алексиково Сталинградской области направил в отдел изобретений Главного автобронетанкового управления Красной Армии (ОИ ГАБТУ КА) письмо с изложением проекта «Помощи пехоты танкам». Его мысль заключалась в сборке бронированных повозок, оснащённых аппарелями подобно десантным катерам. Пара таких саней, вместимостью до 20 человек каждые, должны были буксироваться танками по снежному покрову.

В нужный момент пехота имела возможность бы вступить в бой и функционировать совместно с военной техникой, оказывая ей помощь. «К каждому танку прикрепляются на буксир по двое таких саней, что будет составлять команду в 35 чел[овек], вооружённых 4 станковыми пулемётами, автоматами и лёгкими пулемётами», – писал создатель.

В ноябре того же года армейский инженер 3-го ранга завода № 183 Барабаш внес предложение создать и испытать «волокушку». Обращение шла о повозке из листовой стали, крепящейся тросами к корме танка, в которой имела возможность бы транспортироваться пехота: «В означенном месте бойцы покидают волокушку, окапываясь, маскируясь, применяя рельеф местности, либо конкретно переходят в наступление».

Барабаш настоятельно предлагал испытать его задумку в боевых условиях, обеспечив «волокушками» одну из гвардейских пехотных частей. Но эксперты ГАБТУ уведомили его, что такое устройство в далеком прошлом создано и использовалось ещё в битвах против белофиннов.

В этом случае мы видим обычную обстановку повторного спонтанного изобретения. Явление повторных свободных предложений и открытий наблюдалось в науке и быту ещё с древности, причём с течением времени их частота возрастала, а на сегодня лишь около 60% технических предложений остаются неповторимыми. Повторяемость повторно-спонтанных идей результат без злого умысла сложившихся схожих условий – как раз таковые наблюдались в годы советско-финской и Великой Отечественной войн.

Эскиз «Бронированной автолыжи» Г. С. Ломинадзе (ЦАМО РФ)

Не меньший интерес изобретателей завлекали конструкции личных транспортных средств для передвижения по заснеженной местности. Пара предложений для того чтобы рода были посвящены моторизованным лыжам. В августе 1942 года в НКО из Бюро по рационализации и делам изобретательства при штабе Закавказского фронта поступил проект политрука Г. С. Ломинадзе. Тот предлагал к созданию бронированную автолыжу.

На широкую лыжу из десятислойной фанеры с прорезью на протяжении продольной оси под гусеницу устанавливалась легкобронированная кабина. «Вооружается она, в зависимости от задач, ручным пулемётом либо бронетанковым ружьём», – пояснял изобретатель. Боец должен был иметь возможность вести пламя через амбразуру, в один момент руководя автолыжей. Последнее привело к отдела изобретений ГАБТУ, и предложение Ломинадзе было отклонено.

Эскиз «Аэрэтки К-1» К. А. Галкина (ЦАМО РФ)

Наровне с моторизованными лыжами, отдельную группу проектов составляют варианты аэросаней. Различия между ними подчас заключались в избранном автором движителе.

К примеру, механик К. А. Галкин в феврале 1941 года забрал за базу велосипед. Создатель стремился компенсировать таковой недочёт этого транспортного средства, как сезонность: «Аэрэтка К-1 представляет собой маленькие крытые аэросани удобообтекаемой формы, приводящиеся в перемещение ножным приводом». Кроме боковых полозьев, днище корпуса само по себе должно было являться лыжей – тем самым уменьшалось давление на снежный покров.

Все скользящие поверхности следовало армировать металлическими полосами. Галкин предусмотрел и освещение пути, чему должно было помогать велосипедное динамо. Фактически, он ориентировался на велосипед и в расчетах скорости собственной автомобили.

Проект Галкина был отклонён, что только вдохновило автора на новые свершения: «Не спорю, что в мои расчёты вкралась неточность, вынудившая меня забрать завышенные показатели… Но эта неточность ещё не является доказательством и непреложным аргументом для отклонения моего предложения. Попытаюсь доказать». Добавив пара страниц сложных уравнений, Галкин снова уверял в полезности собственного предложения.

Он просил Народный комиссариат обороны о помощи и ручался, что изготовит умелую модель собственной «Аэрэтки К-1» сам. Испытывать её предстояло следующей зимний период. Увы, это было уже военное время…

Эскиз «Лыжного велосипеда» А. П. Кузнецова (ЦАМО РФ)

В ноябре 1941 года лейтенант танковых армий А. П. Кузнецов изложил в письме в НКО СССР план полноценного «лыжного велосипеда»: комбинация колёс с парными полозьями была призвана сымитировать перемещение «по принципу ногопереступательного либо лыжного (что по существу одно да и то же) хода». Автором было придумано три варианта конструкции собственного детища. самый тяжеловесный из них доходил бы и для «лыжного мотоцикла».

Но примять снег в конечном итоге не довелось ни одному.

Эскиз «Снежного истребителя С.И.-1» С. С. Оленина, Г. П. Гавердова и А. М. Масленникова (ЦАМО РФ)

Начало 1942 года ознаменовалось для ОИ ГАБТУ КА поступлением предложения от коллектива рабочих машиностроительного завода № 67 им. Тимошенко в Москве С. С. Оленина, Г. П. Гавердова и А. М. Масленникова, каковые изобрели «Снежный истребитель С.И.-1». Обшитый 3-мм сталью корпус обтекаемой формы должен был скользить по снежному насту со скоростью до 100 км/ч благодаря только мускульной силе водителя. Область применения данной военной машины была бы очень широкой:

«а) Для массового уничтожения танков на марше (и стоянке) путём поливки колонны и неожиданного налёта танков горящей жидкостью из огнемёта.

б) Для штурмовых налётов на скопления и подходящие колонны живой силы неприятеля.

в) Для Дотов противника и подавления Дзотов в ходе прорыва обороны неприятеля огнём огнемёта с хода либо силой ВВ [взрывчатых веществ], сбрасываемых в виде бомб, мин, спец[иальных] гранат и т.д.

г) Для тыловых операций и глубоких фланговых, связи и разведки».

Наконец, победной весной 1945 года собственный проект механических лыж создал слесарь паровозного хозяйства из Горьковской области К. М. Клабуков. Он шагнул дальше предшественников (орфография сохранена): «…И прошу сделать роздвижные крылья, что-бы в любую 60 секунд неудобные места имел возможность перелететь». Создатель допускал применение как педального привода, так и установку мотора.

Эскиз «Педальных аэролыж» К. М. Клабукова (ЦАМО РФ)

Результат экспертной оценки этих предложений был неутешителен одинаково, как и обстоятельство – физической силы самих изобретателей не хватило бы для сколь-нибудь продолжительного перемещения их детищ. Но энтузиасты выдавали на-гора всё новые предложения, как будто бы соревнуясь между собой за армейский заказ от генерала Мороза. Рассказ о них продолжится в следующей статье.

источники и Литература:

  1. Российский национальный Военный архив (РГВИА), фонд 803, опись 1, дело 1803; фонд 13251, опись 4, дела 453, 561, 562
  2. Центральный архив Минобороны Российской Федерации (ЦАМО РФ), фонд 38, опись 11350, дела 113, 385, 792, 963, 1065, 1069, 1347
  3. Новиков А. С. Научные открытия: повторные, одновременные, своевременные, преждевременные, запоздалые – М., 2003.

Российский истребитель 7-го поколения

Статьи, которые будут Вам интересны: