Германские управляемые торпеды

Германские управляемые торпеды

Разработка управляемых торпед для диверсионных подразделений в германском флоте велось параллельно с созданием сверхмалых подводных лодок. Первым примером этого оружия стала спроектированная в 1943 — 1944 годах человекоуправляемая торпеда «Негер». Наименование появилось от фамилии изобретателя — инженера флота Рихарда Мора. («Мор» — это вежливая форма германского слова «негр» — Neger). Мор трудился на торпедной испытательной станции в Экенфиорде на Балтике, неподалеку от Киля.

На базе стандартной торпеды он создал одноместный аппарат, что было легко создавать и применять против судов союзников у побережья при их высадки на материке.

«Негер» воображал собой 2 электрические торпеды G7e калибром 21”, одна над второй с зазором не более 3”. У верхней торпеды боеголовка весом 500 кг была заменена маленьким кокпитом для пилота. В нём были установлены органы управления: акселератор, рычаг и руль пуска нижней торпеды. Упрощённый прицел складывался из кольца на кокпите и железного штыря-мушки на носу торпеды.

Одновальный электромотор верхней торпеды теоретически имел возможность обеспечить «Негеру» скорость 20 узлов. Сама торпеда G7e развивала 30 узлов на дистанции 3,5 мили. Но для повышения запаса плавучести (дабы нести нижнюю торпеду) добрая половина аккумуляторной батареи была снята. В следствии скорость сократилась, в противном случае дальность плавания была бы ничтожно малой.

Мотор верхней торпеды отрегулировали так, дабы большая скорость не превышала 10 узлов.

«Негер» не имел возможности погружаться — он действовал лишь в позиционном положении. Опыты с балластными цистернами завершились неудачей: добавочный вес баллонов со сжатым воздухом для продувки цистерн страшно уменьшал и без того небольшой запас плавучести. плечи и Голова пилота возвышались над водой только на 40 — 50 см. Кокпит закрывался плексигласовым куполом.

Устройство для сброса купола было установлено в кокпита, не смотря на то, что, в то время, когда пилоты открывали купол, дабы глотнуть свежего воздуха, торпеду довольно часто захлёстывало волной. В учебном варианте на «Негер» вместо купола ставилась железная рубка с прямоугольным иллюминатором — пускай без кругового обзора, но более надёжная при аварии либо столкновения. Пилоты кроме этого приобретали кислородные аппараты Дрегера с маской, сходные с теми, что применяли лётчики.

Добровольцев при комплекте в пилоты «негеров» давали предупреждение, что шансы выжить не превышают 50%. Человекоуправляемая торпеда была очень неустойчива по окончании того, как пилот выстреливал боевую торпеду. Но кроме того в случае если пилоту «Негера» получалось подкрасться к вражескому кораблю, его шансы поразить движущуюся цель были малы.

Германский создатель Каюс Беккер пишет, что Дёниц пробовал сократить использование человекоуправляемых торпед, но фюрер верил, что в случае если Соединение К сумеет «потопить в устье Сены 6-8 линейных кораблей», это приведёт к «большим стратегическим последствиям».

Механик оказывает помощь закрыть купол торпеды Neger. Прекрасно виден штырь, приваренный в качестве прицела

Человекоуправляемая торпеда Hase. Пилот сел в кабину, и затем кран спускает торпеду на воду

Ещё перед тем, как торпеды прошли всесторонние опробования, их кинули в бой 20 апреля 1944 года, на пятьдесят пятый сутки рождения Гитлера. Около 40 «негеров» 175-й флотилии К под руководством лейтенанта Ханно Крига были посланы на западное побережье Италии, в район южнее Рима (севернее плацдарма союзников Анцио — Неттуно). Участок побережья, с которого стартовали «негеры», пребывал в Toppe Ваианчиа, приблизительно в 15 милях севернееАнцио.

Земля местного пляжа была через чур мягкой, дабы возможно было спускать торпеды в воду посредством кранов. Торпеды было нужно тащить на колёсных тележках (каждую толкали 30 солдат), до тех пор пока они не всплывали на достаточной глубине. Имелось 30 тележек, из них 13 завязли в мягком песке прежде, чем добрались до глубокой воды. Так, лишь 17 «негеров» смогли отправиться в поход.

Луны не было, а единственными навигационными устройствами на торпедах были наручные компасы пилотов. Какую-то помощь имели возможность оказать осветительные боеприпасы, которыми стреляли германские батареи береговой обороны, как и предусматривалось замыслом. Все 17 «негеров» добрались до назначенного района. Но в том месте, вместо стоящих на якорях транспортов, они нашли патрульные суда.

Германские и американские источники расходятся в оценке последовавшего боя. Американцы утверждают, что соперник был увиден 21 апреля в 2.30, в то время, когда РС-591 установил радиолокационный контакт с невидимым объектом. По окончании атаки глубинными бомбами атакующий был стёрт с лица земли. Приблизительно в 7.15 американский охотник РС-558 увидел стеклянный купол и маленький бурун. Он выполнил атаку глубинными бомбами и извлёк из воды не потерпевшего пилота «Негера».

Охотники за подводными лодками потопили ещё 2 торпеды. Союзники утверждают, что ни один из судов повреждений не взял.

Германские источники говорят, что в следствии аварий были утрачены 4 «негера» и были потоплены 2 небольших корабля союзников. Это сделали мичман Карл-Хайнц Поттхаст, что пробрался в гавань Анцио, и мичман Фойгг в бухте Неттуно.

5 сохранившихся пилотов затопили собственные торпеды и пробрались обратно через линию фронта. 7 пилотов вывели собственные торпеды на контролируемое немцами побережье. Дабы сохранить секретность оружия, все «негеры» были стёрты с лица земли. Но союзники захватили один неповреждённый пример, что дрейфовал около Анцио. Пилот торпеды погиб, отравившись углекислым газом.

«НЕГЕРЫ» В ЛА-МАНШЕ

В мае 1944 года, в то время, когда стало ясно, что высадка союзников во Франции неизбежна, сохранившиеся ветераны-пилоты «негеров» были отозваны из Италии. Они подготовились атаковать флот вторжения. Эксплуатационные утраты начались ещё перед тем, как диверсионные флотилии достигли баз на французском побережье. На протяжении авианалёта погиб начальник соединения капитан 1 ранга Криг.

Но к концу июня 1944 года в бухте Сены была развёрнута полноценная база «негеров» в Виллер-сюр-Мер в 20 милях от восточного края плацдарма союзников. Руководство принял капитан 1 ранга Бёме. Две роты строительного батальона соорудили замаскированные рельсовые дороги, по которым тележки с «негерами» имели возможность спускаться на глубокую воду.

Ночью с 5 на 6 июля в 23.00 в первый раз погода была благоприятной для выхода торпед.

26 из 40 «негеров» были спущены на протяжении прилива, дабы атаковать транспорты союзников, прикрытые двойной линией дозоров судов «Эскадры помощи восточного фланга». Английские 890-тонные тральщики «Като» (Cato) и «Мэджик» (Magic), находившиеся на якоре на восточном краю внешнего дозорного кольца, были торпедированы и потоплены. Немцы кроме этого объявили, что добились попаданий в эсминец и зенитную десантную баржу LCF.

Союзники объявили, что потопили лишь 4 человекоуправляемые торпеды и ещё 5 — «вероятно потопили», по германским данным не возвратились 12 «негеров».

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");
В то время, когда в следующий раз выдалась негромкая ясная безлунная ночь, 21 «негер» опять вышли в море. Это случилось 7 июля в 23.00.

Они атаковали корабли на линии дозоров, не смотря на то, что сейчас соперник был настороже, и в воду с регулярными промежутками сыпались глубинные бомбы. Но бомбились районы патрулирования, а не стоянки транспортов. Ветеран Анцио мичман Поттхаст проскользнул мимо эскортных судов и вышел к устью Орна, где торпедировал ветхий лёгкий крейсер «Дрэгон» (Dragon — бывший английский корабль, действовавший под польским флагом).

Поттхаст подошёл на расстояние 200 метров и выпустил торпеду G7e по медлительно движущемуся кораблю. Взрыв оторвал корму крейсера. «Дрэгон» ремонтировать не стали. Он был затоплен как часть неестественного волнолома «Гусберри».

Торжествующий Поттхаст покинул район боя. Но по окончании восхода солнца его «Негер» был увиден английским тральщиком «Орестес» (Orestes) и обстрелян из 20-мм автомата. Получивший тяжелое ранение Поттхаст попал в плен.

В ту же ночь человекоуправляемой торпедой «Негер» был потоплен 890-тонный английский тральщик «Пи-ладес» (Pylades). Германские источники утверждают, что погиб ещё английский торпедный катер МТВ-463 при взрыве «Негера», что он обстреливал, сойдясь близко. Но эти удачи были достигнуты дорогой ценой: лишь 5 «негеров» из 21 возвратились на базу. Суда союзников стёрли с лица земли 12 торпед. Ещё 4 «негера», дрейфовавшие на поверхности, были 8-9 июля стёрты с лица земли патрульными «спитфайрами».

Быть может, их пилоты задохнулись.

Ночью с 18 на 19 июля 1944 года «негеры» совершили ещё один выход в бухту Сены. По заявлениям немцев, они потопили 1370-тонный английский эсминец «Айсис» (Isis).

Но более возможной обстоятельством взрыва, погубившего солидную часть экипажа, выглядит подрыв на мине. И на этот раз большинство «негеров» не возвратилась из-за нехорошей погоды. То же самое произошпо и 15-16 августа, на протяжении последнего выхода «негеров» в районе Хонфлёра.

ЧЕЛОВЕКОУПРАВЛЯЕМАЯ ТОРПЕДА «МАРДЕР»

Человекоуправляемая торпеда «Мар-дер» («Куница») была создана на базе «Негера» и снаружи отличалась лишь тем, что была дольше.

Это разрешило установить помпу и балластную цистерну на сжатом воздухе. В следствии торпеда купила свойство на маленький период погружаться на глубину до 30 метров. Такая свойство употреблялась только для уклонения от атаки. «Мардер», как и «Негер», действовала в позиционном положении.

Первоначально «Мардер» планировалось применять против защищённых якорных стоянок.

По крайней мере одна океанская лодка — U-997 — была оснащена кильблоками для 4 «мардеров». Были подготовлены замыслы атаки конвоев союзников в Мурманске. Но от этих идей скоро отказались. «Мардеры» были развёрнуты в Ла-Манше, заменив «негеры».

«МАРДЕРЫ» У БЕРЕГОВ НОРМАНДИИ

В операции у Курсель-сюр-Мер 2 — 3 августа 1944 года участвовало не меньше 50 человекоуправляемых торпед «Мардер» и 24 взрывающихся катера «Линзе», каковые вышли из Хулгейта 2 августа в 23.00. Немцы сохраняли надежду, что атака «мардеров» против линии завесы отвлечёт достаточное количество эскортных судов. Это разрешило бы катерам прорваться в центре и атаковать уязвимые транспорты.

Первым предупреждением союзникам о появлении «мардеров» стал взрыв торпеды, которая приблизительно в 2.00 попала в блокшив — ветхий крейсер «Дурбан» (Durban), затопленный в качестве элемента неестественного мола. Менее чем через час начался яростный бой на северном фасе линии дозоров. Эсминцы и более небольшие суда маневрировали на высокой скорости, обстреливая из автоматических пушек мелькающие купола торпед и сбрасывали глубинные бомбы на пенные следы.

Английские эти говорят, что в операции погибли 40 «мардеров». Союзники также понесли утраты. Эскортный миноносец «Куорн» (Quorn) водоизмещением 1000 тысячь киллограм, был торпедирован в 2.50 и затонул с большими потерями в экипаже.

Но немцы уверены в том, что его потопил взрывающийся катер.

Солдаты США разглядывают торпеду Neger, выкинутую на берег недалеко от Анцио. У этого снимка имеется противоречивые толкования: немцы утверждают, что это торпеда погибшего пилота (все остальные были стёрты с лица земли), американцы пишут, что торпеду кинули по халатности, не сумев спустить на глубокую воду

Ближе к восходу солнца (с 3.50 до 6.00) «мардеры» предприняли последнюю отчаянную попытку прорваться через линию дозоров. Тут из-под прикрытия мола «Гусберри» выскочили четыре английских торпедных катера МТБ. Маневрируя на скорости 40 узлов, они расстреливали из тяжёлых пулемётов неуклюжие «мардеры» и за маленькое время потопили 5 единиц. Ещё на 10 претендуют остальные эскортные суда. Эскортный миноносец «Бленкатра» (Blencathra, 1050 тысячь киллограм) был повреждён при взрыве кинутого пилотом «Мардера».

Механизм самоуничтожения сработал именно в тот момент, в то время, когда команда постаралась втащить торпеду на борт миноносца. С восходом солнца «спитфайры» стёрли с лица земли пулемётным огнём с бреющего полёта ещё 6 «мардеров», без движений находившихся на поверхности.

Вторая и последняя массированная атака оборонительной завесы союзников была совершена 16 — 17 августа 42 «мардерами» 363-й флотилии К, вышедшими из Хулгейта.

Основной целью данной атаки был ветхий французский линейный корабль «Курбе» (Courbet, водоизмещением 23 475 тысячь киллограм). Он стоял около самого берега с поднятым флагом Свободной Франции. Немцы полагали, что корабль боеспособен.

В действительности это также был блокшив, часть мола «Гусберри». Суда союзников поддерживали иллюзию жизнеспособности «Курбе», проводя обстрелы берега с позиций мористее линейного корабля. Ветхий линейный корабль взял попадания двумя торпедами с «мардеров» и германская пропаганда заявила о новой победе германского оружия.

В действительности единственным настоящим успехом «мардеров» стало потопление LCF (зенитной десантной баржи) водоизмещением 422 тонны. На протяжении этих атак 26 «мардеров» были стёрты с лица земли истребителями и эскортными кораблями-бомбардировщиками.

На следующую ночь судно с аэростатами заграждения «Фраттон» (Fratton, водоизмещением 757 тысячь киллограм, бывший ЖД паром) было потоплено торпедой.

Британцы сделали вывод, что её выпустил «Мардер» (по второй версии это была звуковая мина). На этом операции «мардеров» в Ла-Манше закончились.

«МАРДЕРЫ» НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ

В августе 1944 года, по окончании высадки союзников 15 августа недалеко от Марселя — Канна (операция «Энвилл -Драгун»), центр тяжести операций «мардеров» переместился на Средиземное море. В Сан-Ремо была создана база Соединения К. В первых числах Сентября немцы имели тут около 30 «мардеров».

Рано утром 5 сентября 1944 года пять «мардеров» вышли из Ментона, дабы атаковать эсминцы союзников, каковые обстреливали позиции немцев около Монте-Карло. Германские пилоты испытывали проблемы с навигацией, так что атака была произведена послерассвета.

В 8.10 призидент Франции «Ле Малэн» (Le Malin) и американский эсминец «Ладлоу» (Ludlow), ожидавшие распоряжений на обстрел берега около мыса Ферра, увидели поблёскивающие в лучах утреннего солнца купола «мардеров». «Ле Малэн» открыл огонь, заставив ближайший «Мардер» погрузиться, «Ладлоу» нападал его глубинными бомбами. В 8.48 пилот ещё одного «Мардера» покинул собственную торпеду и сдался в плен, в то время, когда «Ладлоу» устремился на него.

Но следующий пилот отправился в самоубийственную атаку под огнём всех орудий эсминца. Четвёртый «Мардер» был или стёрт с лица земли судами союзников, или погиб на переходе. В Ментон возвратился лишь один.

Торпеда Neger приготовлена к транспортировке на автомобильном прицепе

Вторую попытку атаковать соединение артиллерийской помощи совершили 10 сентября 10 «мардеров», каковые вышли из Вентимилья. Она закончилась таким же провалом.

Последний выход «мардеры» совершили из Генуи 25 — 26 сентября. Опять их целью были суда артиллерийской помощи. Но «Мэдисон» (Madison) и французский эсминец «Форбен» (Forbin) нападали и потопили две человекоуправляемые торпеды. Последние выходы «мардеров» в районе Сан-Ремо 19 января 1944 года и 1 декабря 1945 года стали причиной практически 100% утратам при полном отсутствии результата.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ТОРПЕДЫ

Были и другие попытки создать человекоуправляемую торпеду для Соединения К. В 1944 — 1945 годах Versuchskommando 456 спроектировало и выстроило супер-«Мардер», назвав его «Хай» (Hai — по-германски «акула»). Корпус торпеды был удлинён до 11 метров, дабы разместить дополнительные аккумуляторная батареи. Радиус действия увеличился до 63 миль, и, что значительно ответственнее, на последнем отрезке боевого курса скорость возрастала до 20 узлов.

Но торпеда была так валкой, что дело ограничилось постройкой одного прототипа.

В июле 1944 г. по требованию начальника Соединения К адмирала Гельмута Хайе была создана Versuchung-skommando 456 (Экспериментальная команда 456). Она разрабатывала проект «Дельфин». Лодка «Дельфин I» водоизмещением 2,75 тонны имела длину 5,1 метра.

Предполагалось оснастить её бензиновым мотором Ореl Kapitan мощностью 80 л.с., трудящимся по замкнутому циклу. Это разрешило бы развить под водой скорость 30 — 40 узлов. Торпеда «Дельфин» оснащалась встроенной боеголовкой. Для пилота была предусмотрена возможность выпрыгнуть перед столкновением с кораблём соперника.

До тех пор пока двигатель замкнутого цикла ещё разрабатывался, прототип «Дельфина I» был оснащён лишь электромотором мощностью 24 л.с., что разрешало ему развить под водой скорость 17 узлов. Появилась мысль вооружить лодку шестовой либо буксируемой миной, но смерть прототипа в январе 1945 года закончила эксперименты .

Тактико-технические характеристики германских человекоуправляемых торпед

Л. КАЩЕЕВ

Оружие мировых солдат №3-\

Статьи, которые будут Вам интересны: