Ошибки германского кораблестроения. большой крейсер блюхер — «военные действия»

В цикле статей «Неточности английского кораблестроения» мы детально разобрали преимущества и недочёты первых в мире линейных крейсеров типа «Инвинсибл». Сейчас же давайте взглянуть на то, что происходило на втором берегу Северного моря.
В феврале-апреле 1906 г британцы приступили к созданию «Инфлексибла», «Индомитебла» и «Инвинсибла», возвестив миру о рождении нового класса кораблей ВМФ – линейных крейсеров. И вот Германия, спустя год по окончании этих событий, начинает постройку очень необычного корабля – громадного крейсера «Блюхер», что по своим боевым качествам значительно уступал британским судам. Как такое имело возможность оказаться?
Для начала – мало истории. Нужно заявить, что германские броненосные крейсеры (за исключением разве что «Фюрста Бисмарка») по «Йорк» включительно, в случае если и отличались чем-то от судов того же класса вторых морских держав, так это идеальнейшим отсутствием каких-то отличительных линия. «умеренность и Безликость» — вот словосочетание, которое приходит на ум, при чтении ТТХ германских броненосных крейсеров. «Фюрст Бисмарк» был громадным, по причине того, что его намерено создавали для колониальной работы, в этот самый момент возможно было бы совершить последовательность увлекательных аналогий с английскими броненосцами 2-го класса, да и русскими «Пересветами». Но, начиная с «Принца Генриха», концепция броненосного крейсеростроения в Германии поменялась радикально – сейчас кайзеровские адмиралы сделали вывод, что им нужен бронированный разведчик при эскадре, по одному на каждую эскадру броненосцев.
Как раз исходя из этого броненосные крейсеры в кайзерлихмарин не были бессчётными. С декабря 1898 г по апрель 1903 г было заложено всего лишь пять судов этого класса – «Принц Генрих», два «Принца Адальберта» и два корабля типа «Роон».

Они имели умеренное водоизмещение – от 8 887 т «Принца Генриха» до 9 533 т «Роона» (тут и потом речь заходит о обычном водоизмещении), умеренное оружие – 2*240-мм, а начиная с «Принцев Адальбертов» — 4*210-мм орудия главного и 10*150-мм среднего калибров, весьма умеренную броню – большая толщина бронепояса не превышала 100 мм. Паровые машины этих крейсеров должны были информировать им очень умеренную скорость 20-21 уз, но по факту вышло еще хуже. «Принц Генрих» «не дотянул» до проектных 20 уз, продемонстрировав 19,92 уз, «Принц Фридрих» и «Адальберт Карл» при плановых 21 уз смогли развить лишь 20,4 и 20,5 уз соответственно, и только на судах типа «Йорк» проклятие недостижения контрактных скоростей удалось превозмочь: оба крейсера превзошли плановые 21 уз, показав 21,143 уз («Роон») а также 21,43 уз («Йорк»). Однако и вне всякого сомнения, германские броненосные крейсеры на фоне британских и французских судов того же класса смотрелись очень обыкновенными ходоками.
Ошибки германского кораблестроения. большой крейсер блюхер - «военные действия»Броненосный крейсер "Роон"
На этом неспешное поступательное развитие германских броненосных крейсеров завершилось. Следующие суда этого класса, «Шарнхорст» и «Гнейзенау», снова ознаменовали собой смену концепции и значительно отличались от судов прошлых серий.
Во-первых, немцы снова сочли, что им нужны тяжелые суда для колониальной работы, и потому попытались нарастить не только мореходность, которая, по большому счету говоря, и у прошлых броненосных крейсеров была очень неплохой, вместе с тем и скорость хода (до 22,5 уз). Это был довольно-таки занимательный подход: немцы сочли, что высокая скорость есть атрибутом океанского рейдера, а не разведчика при эскадре.
Во-вторых, немцы усилили бронирование, повысив большую толщину броневого пояса со 100 до 150 мм.
В-третьих, они увеличили мощь артиллерии, добавив к двум двухорудийным башням 210-мм орудий еще четыре таких же 210-мм пушки в каземат. Дабы хоть как-то компенсировать повышение веса, и не тратить драгоценные тонны водоизмещения на дополнительную броню для расширения казематов под новые пушки, конструкторы на то же число стволов сократили средний калибр, покинув лишь шесть 150-мм орудий.
Все вышесказанное стало причиной появлению хороших броненосных рейдеров, но, само собой разумеется, подобное улучшение качества повлекло за собой повышение размеров судов. Последние хорошие броненосные крейсеры Германии, каковыми стали «Шарнхорст» и «Гнейзенау», стали значительно больше «Йорков», имея обычное водоизмещение 11 600 — 11 700 т. Первым 28 декабря 1904 г заложили «Гнейзенау», а спустя всего каких-то шесть дней – 3 января 1905 г, состоялась закладка «Шарнхорста».

Но следующий броненосный крейсер Германии, «Блюхер», был заложен лишь 21 февраля 1907 г, т.е. более чем через два года по окончании прошлого «Шарнхорста». Из-за чего так оказалось?
Дело в том, что строительство судов в кайзеровской Германии производилось в соответствии с «Законом о флоте», в котором была расписана закладка новых кораблей ВМФ по годам. В начале века действовал уже второй закон, утвержденный в 1900 г., и с броненосными крейсерами при его принятии, появилась маленькая неприятность.
Строго говоря, никаких броненосных крейсеров в Германии не существовало, а были «громадные крейсеры» («Grosse Kreuzer»), к каким, кроме фактически броненосных, относились кроме этого и громадные бронепалубные крейсеры. Альфред фон Тирпиц, в те годы еще не гросс-адмирал, а статс-секретарь военно-морского ведомства, хотел добиться от Рейхстага таковой программы кораблестроения, которая обеспечила бы Германии к 1920 г. флот из 38 больших крейсеров и 20 линейных кораблей. Но же Рейхаг не дал согласие со столь амбициозным замыслом и программу легко урезали, покинув лишь 14 громадных крейсеров.
Соответственно, график их строительства предусматривал закладку одного киля в год до 1905 г включительно, в этом случае количество громадных крейсеров именно и составило бы 14, а также:
1) Бронепалубный крейсер «Кайзерина Аугуста» — 1 ед.
2) Бронепалубные крейсеры типа «Виктория Луизе» — 5 ед.
3) Броненосные крейсеры от «Фюрста Бисмарка» и до «Шарнхорста» — 8 ед.
Затем в строительных работах громадных крейсеров предусматривалась пауза до 1910 г, по причине того, что следующие крейсеры должны были закладываться только для замены уже выслуживавших собственный срок, т.е. для планомерной замены судов, для того, чтобы всегда поддерживать их численность на уровне 14. Соответственно, по окончании закладки «Шарнхорста» у «громадных крейсеров» намечались продолжительные кораблестроительные каникулы. Но положение исправил все тот же неугомонный фон Тирпиц – в 1906 г он «продавил» таки возврат к начальным 20 «громадным крейсерам» в составе флота, и их строительство возобновилось.
И вот тут появляется множество вопросов. Дело в том, что большинство публикаций и источников обрисовывают рождение девятого броненосного крейсера Германии так: немцы знали о постройке «Дредноута» и знали, что «в несколько» к нему британцы заложили новейшие броненосные крейсеры типа «Инвинсибл». Но британцам удалось дезинформировать немцев, и те полагали, что «Инвинсиблы» — это подобие «Дредноута», лишь с 234-мм артиллерией вместо 305-мм.

Исходя из этого немцы, ничтоже сумняшееся, заложили облегченное подобие «Нассау» с 210-мм пушками, и – появились в проигрыше, по причине того, что 210-мм «Блюхер», само собой разумеется, очень сильно уступал 305-мм «Инвинсиблу».
Версия логичная, по срокам помой-му все сходится – но из-за чего тогда тот же Мужеников упоминает в собственной монографии, что «Блюхер» был спроектирован в 1904-1905 гг, в то время, когда ни о каких "Инвинсиблах" еще никто не слышал? И второй вопрос. В случае если фон Тирпиц добился разрешения на возобновление строительства новых «громадных крейсеров» в 1906 г, то из-за чего «Блюхер» был заложен лишь в начале 1907 г? К сожалению, в русскоязычных источниках отсутствуют подробности проектирования «Блюхера» и нам остается лишь строить предположения различной степени достоверности.
Из публикации в публикацию цитируется расхожая фраза о том, что первые германские дредноуты «Нассау» проектировались уже по окончании того, как стало известно о ТТХ «Дредноута»:
«Весной 1906 г., в то время, когда «Dreadnought» уже сошел со стапеля, в Германии заканчивали проектирование нового эскадренного броненосца с полным водоизмещением около 15500 тысячь киллограм. Но, получив данные о невиданных тактико-технических чертях английского линейного корабля, немцы начали проектирование принципиально нового линкора. «Отечественный «Dreadnought» вогнал Германию в столбняк!» — заявил лорд Фишер в письме королю Эдуарду VII в октябре 1907 г.»
В действительности все было «мало» не так – немцы пришли к «дредноутной» концепции и к «Нассау» самостоятельно, не смотря на то, что и не тем методом, что британцы. В первые годы ХХ века краткосрочная эра увлечения скорострельной среднекалиберной артиллерией доходила к концу. В мире начали осознавать, что 152-мм боеприпасы через чур не сильный, дабы кроме того множество их попаданий причинило значительный ущерб броненосцу.

Исходя из этого появились идеи повышения среднего калибра, либо же дополнения его более большими, 203-234-мм пушками. В свое время первый вариант показался немцам предпочтительнее, и они на собственных броненосцах типа «Брауншвейг» и «Дойчланд» увеличили средний калибр со 150-мм до 170-мм. По другому пути пошли британцы, заложив серию броненосцев «Кинг Эдуард VII», у которых вместо стандартной для английских линейных кораблей дюжины шестидюймовок было установлено 10-152-мм и 4-234-мм орудия.

«Кинг Эдуард VII»
Проигнорировать столь замечательные пушки у собственных соперников немцы не могли, и вот, в первых числах Марта 1904 г германские конструкторы разрабатывают новый проект броненосца с еще более усиленным средним калибром. При в полной мере умеренном водоизмещении 13 779 т корабль был вооружен четырьмя 280-мм орудиями в двух башнях (в корме и носу) и восемью 240-мм орудиями в четырех башнях в средней части корабля, по две башни на любой борт.

Иными словами, артиллерия в данном проекте была расположена по аналогичной схеме, что и башни у «Нассау», но включала в себя как 280-мм, так и 240-мм пушки. 150-170-мм артсистем проектом не предусматривалось – лишь противоминная батарея из 16 88-м орудий. Паровые машины должны были обеспечить кораблю скорость в 19,5 узлов.
Управлению кайзерлихмарине проект в целом понравился, но… они не восприняли 240-мм орудия как средний калибр, в полной мере логично рассудив, что у предложенного их вниманию броненосца два основных калибра. Исходя из этого они внесли предложение переработать проект, с тем дабы исключить «двухглавнокалиберность» броненосца. Как раз таким, не в полной мере простым методом немцы… что самое увлекательное, к концепции «all-big-gun» так и не пришли.
Переработанный проект представили на рассмотрение в октябре 1905 г., и смотрелся он очень весьма интересно. Конструкторы заменили двухорудийные 240-мм башни на одноорудийные 280-мм: так, броненосец взял на вооружение восемь 280-мм орудий, из которых на один борт имело возможность стрелять шесть.

Но, подтянув «второй основной калибр» до «первого», немцы вовсе не планировали отказываться от среднего калибра и на корабль вернули восемь 170-мм пушек, разметив их в казематах, что, фактически, и не разрешает отнести данный проект к «all-big-gun». Противоминная артиллерия состояла их двадцати 88-мм пушек. Водоизмещение выросло до 15 452 т.
В принципе, уже на этом этапе возможно сказать о том, что немцы спроектировали собственный первый, хотя бы и весьма не сильный дредноут. Но, разглядев в конце 1905 г представленный проект 15,5 тысячетонного корабля с восемь 280-мм орудиями, флот отверг его… по обстоятельству слабости бортового залпа, в котором приняло участие лишь 6 орудий главного калибра и что следовало сделать более замечательным.

Затем требования флота ответ переделать бортовые башни из одно- в двухорудийные напрашивалось само собой, и в конечном счете немцы так и поступили. В 1906 г показался проект G.7.b, дюжиной 280-мм орудий, что, потом, и стал «Нассау».

Линейный корабль "Нассау", вид сверху
Так, еще перед тем, как в Германии определили характеристики британского «Дредноута», немцы пришли к концепции тяжелого корабля, со скоростью около 20 узлов, вооруженного более чем восемью 280-мм орудиями главного калибра. Отчего же тогда появилось некое промедление с закладкой новых линкоров? До этого немцы в полном соответствии со своим «Законом о флоте» каждый год закладывали кили новых линейных кораблей, но последний собственный эскадренный броненосец они заложили в 1905 г («Шлезвиг-Гольштейн»), а первый дредноут – лишь в июле 1907 г.
Дело тут вовсе не в «Дредноуте», а в том, что немедленному переходу от броненосцев к линейным судам нового типа в Германии мешал множество обстоятельств. Повышение количества стволов главного калибра потребовало резкого роста водоизмещения, а ведь суда не появляются из ниоткуда и не должны уходить от стены завода в никуда.

До закладки «Нассау» немцы создавали броненосцы очень ограниченных размеров, их верфи и военно-морские базы были ориентированы на обеспечение и строительство деятельности судов обычным водоизмещением не выше 15 000 т. Чтобы строить и обеспечить базирование более тяжелых судов требовались модернизации верфей, дноуглубительные работы и т.д. Никто в Германии не желал приступать к созданию огромных, в сравнении с прошлыми броненосцами линейных кораблей, пока не будет уверенности, что страна сможет выстроить и эксплуатировать новые суда. Но на все это требовались деньги, а ведь и кроме этого новые линкоры должны были существенно превзойти по цене ветхие эскадренные броненосцы, и это также следовало как-то урегулировать.
Из-за чего в статье, посвященной броненосному крейсеру «Блюхер», мы уделяем так много времени первым германским дредноутам? Лишь чтобы продемонстрировать глубокоуважаемому читателю, что все нужные предпосылки для «Блюхера» в том виде, в котором он был выстроен, существовали уже в 1904-1905 гг. Уже при проектировании «Шарнхорста» и «Гнейзенау» у немцев было познание необходимости усиления артиллерии собственных броненосных крейсеров, причем как раз за счет повышения количества 210-мм пушек.

В 1904 г в Германии додумались до размещения 6 башен по ромбической схеме, в 1905 г – о размещении в этих башнях орудий одного (280-мм) калибра, и тогда же заключили , что кроме того восьми орудий, расположенных по таковой схеме, все же мало.
Но для чего немцы взялись проектировать очередной собственный броненосный крейсер незадолго до «кораблестроительных каникул», так как по окончании «Шарнхорста» по «Закону о флоте» новых судов этого класса не было возможности строить до 1910 г? Фон Тирпиц в собственных мемуарах пишет, что Рейхстаг отклонил постройку 6 крейсеров «по причине того, что должен был что-нибудь отклонить» и что на протяжении развернувшихся дебатов было решено возвратиться к вторичному рассмотрению этого вопроса в 1906 г. Иными словами, фон Тирпиц разумеется рассчитывал вернуть 6 «громадных крейсеров» в кораблестроительную программу, и потому, в полной мере возможно, хотел иметь готовый проект нового корабля к 1906 г. Для того, чтобы была возможность строить его без промедления – когда разрешение Рейхстага будет получено.
«Но разрешите!» — отметит внимательный читатель: «В случае если уж фон Тирпиц так спешил строить крейсеры, отчего же тогда «Блюхер» заложили не в 1906, а лишь в 1907 г? Что-то тут не сходится!»
Все дело в том, строительство судов в Германии проходило мало не так, как, к примеру, в Российской Федерации. У нас в большинстве случаев началом строительства считалась закладка корабля (не смотря на то, что официальная дата закладки не всегда совпадала с фактическим началом работ).

А вот у немцев было по-второму – официальной закладке предшествовала так называемая «стапеля и Подготовка производства», причем подготовка эта была очень долгой – так, к примеру, для «Шарнхорста» и «Гнейзенау» она составляла приблизительно 6 месяцев на любой корабль. Это большой срок для работ по подготовке и складывается чувство, что на протяжении «стапеля и подготовки производства» немцы кроме этого осуществляли работы по фактическому постройке корабля, другими словами дата закладки корабля не совпадала с датой начала строительства.

Такое бывало сплошь и рядом и в других государствах – так, к примеру, выстроенный «за один год и один сутки» «Дредноут» в действительности строился намного продолжительнее. Просто-напросто момент официальной закладки, от которого в большинстве случаев и отсчитывают пресловутые "один год и один сутки", случился большое количество позднее фактического начала строительства корабля – в действительности к его созданию приступили не 2 октября 1905 г (дата официальной закладки), а в первых числах Мая 1905 г. Так, срок его постройки составил не 12 месяцев и 1 сутки, а 20 месяцев, в случае если вычислять окончанием постройки не дату приема корабля флотом, а дату выхода на ходовые опробования (в противном случае направляться признать, что «Дредноут» строился 23 месяца).
Из этого — увлекательное следствие. В случае если создатель настоящей статьи прав в собственных догадках, то сопоставлять сроки постройки отечественных и германских судов «в лоб», т.е. от дат закладки до даты ввода в строй неправильно, поскольку практически германские суда строились продолжительнее.
Но возвратимся к «Блюхеру». К сожалению, Мужеников не показывает наличие и стапеля «подготовки и продолжительность производства» для «Блюхера», но в случае если предположить наличие данной подготовки длительностью в 5-6 месяцев, по аналогии с прошлыми броненосными крейсерами, то, с учетом даты закладки «Блюхера» (21.02.1907), разумеется, что к его созданию приступили существенно раньше, т.е. еще в 1906 г. Следовательно, никакого "столбняка" у немцев не произошло — фон Тирпиц убедил Рейхстаг в необходимости 20 "громадных крейсеров" для флота и практически сразу после этого были начаты строительные работы по "Блюхеру"
Все же хотелось бы подчернуть, что вышесказанное о «Блюхере» представляет собой не подборку точных фактов, а догадки и размышления автора, уточнить каковые имела возможность бы разве что работа в бундесархивах. Но по крайней мере, мы видим, что слова Муженикова о том, что проект «Блюхера» был создан в 1904-1905 гг, совсем не противоречат неспециализированным тенденциям развития ВМФ Германии. И в случае если создатель прав в собственных допущениях – особенного влияния проект «Инвинсибла» на разработку «Блюхера» не оказал, поскольку немцы проектировали собственный корабль задолго перед тем, как показались сведения о первый английских линейных крейсерах.
Желание британцев представить дело так, словно бы и «Нассау», и «Блюхер» создавались под влиянием достижений английской военно-морской мысли все же, вероятнее, не имеет под собой никакого основания. При с «Нассау» это возможно утверждать совсем точно, что же до «Блюхера» — согласно точки зрения автора настоящей статьи дело обстояло так. Немцы в полной мере самостоятельно пришли к идее броненосного крейсера, имеющего как минимум 4 двухорудийных башни 210-мм орудий и развивающим скорость 25 узлов.

Варианты размещения артиллерии на крейсере "Блюхер", рассматривавшиеся в 1905-1906 гг
После этого, в то время, когда стали известны «точные» информацию об «Инвинсибле» — якобы, данный крейсер есть копией «Дредноута», лишь с 234-м артиллерией, немцы, возможно, поздравили себя с тем, как великолепно они предугадали тенденции «громадных крейсеров» и утвердили для «Блюхера» шесть 210-мм башен, расположенных в ромбической схеме, как у «Нассау». А после этого, в то время, когда выяснились подлинные тактико-технические характеристики судов типа «Инвинсибл», схватились за голову, по причине того, что, само собой разумеется, «Блюхер» не был им ровней.
Продолжение направляться
Создатель: Андрей из Челябинска

Неточности германского кораблестроения. Громадный крейсер Блюхер

Статьи, которые будут Вам интересны: