Стратегическая ошибка империи

Стратегическая ошибка империи

Непросто оценить обстановку в мире, которая сложилась по окончании завершения Первой Мировой. Поверженная Германия — самая громадная страна Западной Европы сошла с дистанции во борьбе и вселенской гонке амбиций за первенство. Неподалеку от дна «ямы» пребывала и Российская Федерация, обескровленная практически шестью годами военных действий и революцией.

Формальные победители — Британия и Франция понесли за четыре года «великой мясорубки» через чур большие потери и в людях, и в средствах. Роль ведущей всемирный державы всё более переходила в руки «заокеанского дядюшки». Будущее казалось смутным и непонятным.

Но, обстановка на морских просторах смотрелась пара по-второму С фактически полным уходом со сцены германского, австро-русского и венгерского флотов позиция Англии представлялась незыблемой. Особенно предпочтительной являлась обстановка в классе крейсеров. Адмиралтейство в первый раз за многие годы имело возможность упиваться тем, что практически 90% мирового «парка» судов этого класса находится под его управлением.

Огромная империя с опутавшими всю землю морскими торговыми дорогами была в практически надёжном состоянии.

Но внешнее благолепие напоминало громадный древний шкаф, всецело источенный жуком-древоточцем, что нужно безотлагательно реставрировать либо выкинуть и заменить вторым. Фактически все английские крейсера строились для совместных действий с Гранд-флитом, каковые в ближайщее время не планировались.

Само собой разумеется, они являлись достаточно универсальными, но для классической исторической роли «охранителей торговли» судам «буквенных» серий однако не хватало дальности. В замыслах старых друзей и «новых соперников» Британии намечалось создание более больших судов, талантливых хорошо разделаться со скромными по размерам «британцами». Появление у них рейдеров имело возможность покинуть «за бортом» всю армаду империи, представленную многими десятками крейсеров.

Выдержать же следующую неограниченную гонку морских оружий Британии уже было не по силам. Кроме того эксплуатация огромного числа существующих судов висела «тяжёлой гирей на ногах» «владычицы морей». Так как её флот сразу после войны имел 42 линейного корабля и линейных крейсера, 120 крейсеров, 527 подводных лодок147 и эсминцев.

На судах и на берегу к моменту подписания перемирия в Компьене насчитывалось 438 тысяч английских армейских моряков. Кроме того, Гранд-флит подготовился принять ещё тысячу судов разных классов, находящихся в разных стадиях постройки! Но кроме того запланированное сокращение, в соответствии с которым, например, число крейсеров уменьшалось в два раза, неприятности «гири на ногах» не решало.

В таковой обстановке в первой половине 20-ых годов двадцатого века состоялась конференция, взявшая в истории наименование Вашингтонской, по месту её проведения. Участники (а главные государства воображали очень весомые фигуры из политиков и военно-морских экспертов), кроме других вопросов, постарались отыскать выход из послевоенной экономической депрессии путём ограничения морских оружий. Нельзя сказать, что согласие наступило скоро и стало полным.

Британия не желала предстоящего сокращения собственного флота, но новый «основной игрок», Соединённые Штаты, выдвинули убийственный довод, пребывавший в том, что они легко смогут выстроить на любой британский корабль два собственных. В итоге, тоннаж и число линкоров удалось утрясти с точностью до корабля. С крейсерами же аналогичной договорённости не получилось.

И не последнюю роль тут сыграло упрямство британцев. Они желали закрепить собственное превосходство на долгое время, не поступившись ни одной ответственной единицей. Потому, что самыми громадными в мире современными крейсерами являлись «елизаветинцы», чьё водоизмещение превышало 9000 т, вооружённые 190-мм орудиями, то в итоге их и забрали в качестве верхнего предела, приличия для пара округлив цифры — до 10 000 т и 8 дюймов соответственно.

Британия добилась собственного не только по качеству, но и по количеству: неспециализированному ограничению крейсерский тоннаж не подлежал.

Но, как скоро выяснилось, победа империи была пирровой. Сходу по завершении Вашингтонской конференции в начале 1922 года все главные морские державы как по команде заявили о жажде строить крейсера лишь предельного размера и с максимально разрешёнными 8-дюймовыми пушками.

Британии, громадный крейсерский флот которой состоял преимущественно из маленьких единиц водоизмещением менее 5000 т, ничего не оставалось делать, как последовать примеру соперников. Причём для поддержания превосходства требовалось сходу забрать большой темп.

Адмиралтейство так и поступило.

Ответ о постройке «каунти», либо «графств», как обозначили новый тип (они несли Шотландии графств и названия Англии), успели принять ещё в конце того же 1922 года, по окончании чего работы над проектом стартовали с хорошим «напором». Как позже выяснилось, темп отправился в ущерб качеству. У конструкторовпервой морской державы мира появились те же неприятности, что и у их сотрудников в других государствах.

Сочетание ограниченного 10 тыс. мощной артиллерии и тонн водоизмещения в совокупности с планируемой высокой скоростью (иметь менее 30 узлов новым крейсерам считалось легко неприличным) поставило их в тупик: тоннажа на защиту фактически не оставалось. Исходя из этого в Адмиралтействе решили сделать основной «изюминкой» проекта новые восьмидюймовки.

Их предполагалось установить в двухорудийных башнях и снабдить полуавтоматической совокупностью заряжания, дабы достигнуть невиданной для для того чтобы калибра скорострельности. Сначала в сообщениях прессы проскочила совсем уж фантастическая цифра — до 20 выстрелов в 60 секунд, но эксперты совсем справедливо сочли это неосуществимым. Тогда планку снизили до 10 — 12 выстрелов в 60 секунд.

Военно-морские теоретики смело утверждали, что таковой крейсер сможет засыпать боеприпасами собственного соперника с дистанции 15 миль за считанные 60 секунд. Но реальность разительно отличалась от прожектов. Кроме того, что в проект артиллерийских установок заложили высокую степень механизации, так ещё и захотели, дабы они имели возможность вести пламя по воздушным целям!

Само собой разумеется, столь раннее предвидение нового главного неприятеля судов приводит к уважению, но вот реализация проекта не имела возможности не потерпеть провал. Сложность техники время. В муках опробований стало известно, что кроме того за существенно уменьшенную скорострельность (5 — 6 выстрелов в 60 секунд) будет необходимо изрядно побороться. В итоге, по окончании нескольких лет переделок и службы, кроме того в совершенных условиях, орудия имели возможность давать залп в 12 секунд.

Но в следствии отчаянной борьбы с непослушной механикой масса каждой башни возросла на 50 т, другими словами фактически на треть. Не смотря на то, что стволы восьмидюймовок вправду имели возможность задираться вверх до 70 градусов, скоростей наводки никак не хватало для ведения огня кроме того по неторопливым самолётам финиша 1920-х годов. В итоге английские суперустановки были в полной мере рядовыми, приблизительно на том же уровне технического развития, что и у соперников.

И это стало ещё хорошим результатом, потому, что остальными качествами английские «вашингтонцы» отнюдь не блистали. Они имели самую малую скорость среди «одноклассников», не смотря на то, что британцы оговаривались, что отныне не планируют проводить дутые опробования облегчённых судов, достигая рекордов, каковые ни при каких обстоятельствах не будут повторены на работе.

Вправду, «каунти» имели возможность поддерживать собственные 29 — 30 узлов и десятилетие спустя, причём и в нехорошую погоду, на сильном беспокойстве, чему в большой степени содействовал весьма высокобортный корпус. Он кроме того чисто снаружи смотрелся таким вместительным, что во в полной мере важных морских изданиях указывалось, что английские крейсера смогут перевозить в собственных широких помещениях до 1000 воинов на каждые расстояния, причём без утраты боеготовности.

Само собой разумеется, тут британцам удалось в очередной раз лихо одурачить собственных будущих соперников, но условия для команды вправду были в полной мере приличными.

Вторая «неправда» о данных «каунти» не "настойчиво попросила" от Адмиралтейства ничего, не считая полного важности молчания. Речь заходит о защите.

В литературе того времени английские десятитысячники довольно часто фигурируют как бронепалубные крейсера, со скосами палубы, достигающими толщины 102 мм! Моряки других государств довольно продолжительное время полагали, что «владычица морей» создала необычный современный вариант «Пауэрфула» и «Террибла». Но практически дела обстояли куда как хуже.

Более либо менее прилично удалось прикрыть бронёй лишь зарядные погреба (в Англии прекрасно не забывали, как их броненосные и линейные крейсера взлетали на воздушное пространство от пожаров пороха в Ютландском бою). Другая площадь огромного корпуса оставалась фактически незащищённой не только от орудий крейсеров, но и от пушек современных эсминцев. Единственным прикрытием машинных и котельных отделений являлась 25-мм утолщённая обшивка борта.

Не через чур солидной смотрелась и 35-мм броневая палуба без скосов. Очень уникальной была и защита артиллерии. На бронирование и без того перетяжелённых башен просто не оставалось веса, и эксперты родили теорию, что их лучше не бронировать по большому счету.

Мол, бронебойные боеприпасы будут нормально пробивать обе стены и выходить наружу, в случае если лишь не заденут сами орудия. Исходя из этого внушительные на вид «коробки» на деле были изготовлены из узких 25-мм страниц, предохранявших разве что от не через чур больших осколков. В общем, по защите «графства» в полной мере возможно отнести к категории «консервных банок».

Скромные успехи дополняла очень примитивная совокупность управления огнём и более чем вызывающая большие сомнения подводная защита, складывавшаяся из размещённых снаружи корпуса булей. А к числу невидимых сходу недочётов добавились достаточно резкая качка (не смотря на то, что легенда о хорошей артиллерийской платформе поддерживалась всё время работы) и сильная вибрация на громадных ходах, в особенности в кормовой части.

Коммунистический посол в Англии И. Майский, путешествовавший на «Кенте», никак не имел возможности уснуть в роскошном адмиральском салоне. Ходуном ходило всё, не смотря на то, что крейсер держал отнюдь не большой движение. А довольно высокий борт сказался и на стрельбе торпедами: «рыбки», выкинутые с высоты восьми с лишним метров, ломались либо, как минимум, сбивались с курса, создавая опасность для самого корабля.

Проблему удалось решить не легко, усилив конструкцию самих торпед и шепетильно подобрав угол, под которым они входили в воду.

160. Тяжёлый крейсер «Дорсетшир» (Англия, 1930 г.)

Строился на верфи ВМС в Портсмуте. Водоизмещение стандартное — 9950 т, полное — 13 425 т, большая протяженность — 192,93 м, ширина — 20,12 м, осадка — 6,37 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки — 80 000 л.с., скорость —32,25 узла.

Бронирование: борт 25 мм, палуба 35 — 38 мм, погреба и рули 102 — 25 мм, башни и барбеты 25 мм. Оружие: восемь 203/50-мм орудий, четыре 102/45-мм зенитные пушки, один четырёхствольный 40-мм зенитный автомат, четыре 47-мм салютные пушки, два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата. В 1930 г. выстроено две единицы: «Дорсетшир» и «Норфолк».

Модернизированы в 1937 г. с установкой новой зенитной артиллерии: четыре спаренных 102-мм орудия и два четырёхствольных 40-мм автомата. «Дорсетшир» потоплен японской авианосной авиацией в апреле 1942 г., «Норфолк» сдан на слом в 1950 г.

161. Тяжёлый крейсер «Нортумберленд» (Англия, проект 1930 г.)

Должен был строиться на верфи ВМС в Девонпорте.

Водоизмещение стандартное — 10 000 т, полное — 12 665 т, большая протяженность — 182,87 м, ширина — 19,51 м, осадка — 6,55 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 60 000 л.с., скорость 30 узлов. Бронирование: борт 140 мм, палуба 35—76 мм, погреба 76—140 мм, рули 37 мм, башни и барбеты 25 мм. Оружие: восемь 203/50-мм орудий, четыре 102/45-мм зенитные пушки, два четырёхствольных 40-мм зенитных автомата, четыре 47-мм салютные пушки, два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата, два гидросамолёта.

В 1930 г. планировалось заложить две единицы: «Нортумберленд» и «Сэррей» 4-й серии типа «каунти». Постройка отменена в связи с подписанием Английского морского соглашения и трансформацией кораблестроительной политики.

162. Тяжёлый крейсер «Лондон» (Англия, 1930 г.) (данные и вид по окончании модернизации 1938 — 1941 гг.)

Строился на верфи ВМС в Портсмуте.

Водоизмещение стандартное — 11 015 т, полное — 14 580 т, большая протяженность — 192,03 м, ширина — 20,12 м, осадка — 6,91 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 80 000 л.с., скорость 32 узла. Бронирование: борт 89 — 114 мм, палуба 35 — 38 мм, погреба и рули 102-25 мм, башни и барбеты 25 мм. Оружие: восемь 203/50-мм орудий, четыре двухорудийные 102/45-мм зенитные установки, два четырёхствольных 40-мм зенитных автомата, позднее добавлены шесть 40-мм и двадцать 20-мм автоматов.

В 1929 г. выстроено четыре единицы: «Девоншир», «Лондон», «Шропшир» и «Сассекс», но переоборудование по указанному проекту успел пройти лишь «Лондон». Все сданы на слом в 1950 — 1955 гг.

Но, «болезни» для того чтобы рода были характерными фактически для всех «вашингтонских» первенцев, выстроенных в 1920-е годы.

К несомненным преимуществам английских крейсеров направляться отнести надёжность и прочность постройки, хорошую мореходность, весьма громадную дальность — качества, востребованные на работе никак не меньше, чем толщина брони и мощь артиллерии. Неуклюжие с виду высокобортные «лайнеры» с тремя высокими трубами (первоначально они имели умеренную высоту, но их скоро нарастили на 4,5 м чтобы отвести дым подальше от поста и мостиков управления огнём) замечательно доходили для плавания в северных водах и пользовались симпатией в Ройял Неви.

Хуже обстояло дело с числом. Адмиралтейство выразило желание заказать сходу не меньше 17 «десятитысячников», но экономические трудности вынудили всё более урезать потребности. Уже в октябре 1923 года ограничились восемью судами, сроки постройки которых растянулись на пять лет.

А в январе следующего года последовало сокращение заказа уже до пяти единиц. На счастье империи, желание иметь несколько таких же судов выразила Австралия, так что окончательный количество заказа составил семь крейсеров типа «Кент». Всего же за восемь лет, до 1930 года, было выстроено лишь 13 «вашингтонских» крейсеров трёх серий, отличия между которым, но, оставались малыми.

Урезание аппетитов адмиралов в полной мере объяснимо: «каунти» оказались весьма дорогими. Любой стоил приблизительно 2 миллиона фунтов (из которых практически треть приходилась на «чудо-башни»), другими словами тройка «вашингтонцев» соответствовала по цене огромному линейному крейсеру «Худ». Ещё такую же сумму приходилось выложить за 8-10 лет работы каждого «графства».

Во второй и третьей сериях Адмиралтейство постаралось избавиться от явных слабостей у собственных первенцев, но важные намерения постоянно выливались в чисто косметические трансформации. У конструкторов оставалось через чур мало пространства (правильнее, веса) для манёвра. Так борьба за более высокую скорость приводила к практически полному «раздеванию» и без того не блиставшего защитой корабля.

Исходя из этого ограничились уборкой булей вовнутрь корпуса, победив тем самым пол-узла скорости, и усилили броню снарядных погребов, ранее прикрытых лишь 25-мм экранами.

В это же время зарубежные конструкторы по окончании первых столь же обескураживающих результатов с новым классом крейсеров неспешно создавали всё более и более могучие и уравновешенные проекты.

Основное, японцам, американцам, итальянцам и французам удалось обеспечить собственные суда в полной мере приличной защитой. «Графства» на фоне второго поколения «вашингтонцев» смотрелись легко бледно. Было нужно, наконец, раскачиваться и британцам. Проект четвёртой серии «каунти» существенно отличался от своих предшественников.

Они наконец-то купили важный броневой пояс и более современный внешний вид, но ценой понижения проектной скорости до 29-30 узлов. «Жестяными» оставались 25-мм орудийные башни. Но однако «Сэррей» и «Нортумберленд» имели возможность являть собой заметный ход вперёд.

Но ход данный так и не удалось сделать. Снова вмешалась политика.

В начале 1930 года в Лондоне прошла очередная морская конференция по разоружению, на которой по окончании продолжительных «сражений» удалось достигнуть согласия по неспециализированному тоннажу крейсеров. И согласие это выяснилось очень невыгодным для Британии. Все крейсера поделили на две категории, отнеся к классу «А» (ставшему пара лет спустя тяжёлыми крейсерами) суда с артиллерией главного калибра более чем 155 мм.

Англия взяла квоту всего на 146 800 т таких судов, и уже существующие единицы заполнили её практически до предела. Так к «вашингтонской» стратегической неточности в кораблестроении и морской политике прибавилась ещё и «английская». От более либо менее приличной четвёртой серии было нужно отказаться.

Дабы совсем не отстать от соперников, англичане перешли к модернизации существующих «каунти». Ввиду явной недостаточности бронирования собственных тяжёлых крейсеров флот внес предложение, в первую очередь, дополнительно обезопасисть их. По окончании неоднократной проработки проектов (от конструкторов потребовали уложиться всё в те же 10 000 т стандартного водоизмещения, не смотря на то, что допускали «маленькую перегрузку» в 200 т) «вашингтонцы» получили наконец броневой пояс.

Причём достаточно солидный по толщине — 114 мм, что в совокупности с имевшейся 25-мм обшивкой давало определённую защиту кроме того от восьмидюймовых снарядов. Но он воображал собой только достаточно маленькую и весьма узкую (1,8 м) полосу брони, закрывавшую лишь верхнюю часть котлов и турбин. Но кроме того таковой пояс спас «Бервик» в сражении с германским тяжёлым крейсером «немецкий снаряд»: и Адмирал ухитрился таки попасть в узенькую «набедренную повязку», пробить которую не смог.

Помимо этого, суда приобрели новую зенитную артиллерию, включая четырёхствольные 40-мм автоматы «пом-пом», оружие для того времени очень приличное, и гидросамолёты.

Для компенсации массы всего этого богатства на части единиц понизили переднюю надстройку, а на «Камберленде» и «Саффолке» пошли на более жёсткую меру, срезав корпус в корме сзади башен на одну палубу (кстати, вместе с адмиральскими и командирскими помещениями).

Предполагалось ещё объединить все три трубы в одну неспециализированную либо ограничиться объединением лишь двух задних, но это давало всего дюжина тысячь киллограм выигрыша за солидные деньги, так что от проведения таковой «операции » отказались. Как ни необычно, но затраты на модернизацию была достаточно скромными, менее 10% от исходной цены судов.

Значительно более важную переделку предстояло претерпеть единицам второй и третьей серий.

К их модернизации подготовились более двух лет, и в итоге наступившая война не разрешила осуществить её, не считая как на головном «Лондоне», да и тот удалось ввести в строй лишь в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Лорды Адмиралтейства продолжительно решали, нужно ли заменять все котлы и турбины на более новые, либо лишь поменять местами кочегарки и машинные отсеки, улучшив живучесть. В итоге сделали что-то среднее, обновив все часть и котлы турбин. Снаружи же корабль изменился сильно.

Он взял совсем новые надстройки, включая массивную переднюю, две трубы и треногую мачту, купив обычный вид новых английских лёгких крейсеров.

Британцы сохраняли надежду, что таковой «волк в овечьей шкуре» может стать неприятной неожиданностью для любого более не сильный «лёгкого» соперника, либо же, напротив, тот будет шарахаться от всякого корабля с таким видом.

Но, изменился крейсер не только снаружи: он взял 89-мм пояс, причём, в отличие от узенького «кентского», более важных размеров, глубоко загружённый в воду. В джентльменский комплект вошли кроме этого новые 102-мм зенитки и многоствольные «пом-помы».

У совершённой модернизации обнаружились не только розы, но и шипы. Сократилась дальность, потому, что уменьшился количество топливных цистерн.

Но с этим возможно было бороться, а вот утрата прочности корпуса в следствии перегрузки, приведшая к трещинам и разрывам в конструкциях, вынудила загнать корабль обратно на завод по окончании недолгой работы в полярных водах. На работу «Лондон» снова попал лишь в середине 1943 года, возможно сообщить, к шапочному разбору.

Маленькие переоборудования всех «каунти» длились на протяжении всей войны. В следствии крейсера получали новые радиолокаторы и усиленное зенитное оружие.

Английские «графства» деятельно принимали участие в войне и были радостными судами. Ни один из них не погиб ни от боеприпаса, ни от мины либо торпеды. На дно пошли лишь два из них, причём от бомб самого хорошего соперника. «Дорсетшир» и «Корнуолл» в начале 1942 года были включены в состав разношёрстного Восточного флота, наспех сколоченного чтобы противостоять деятельно хотящим попасть в Индийский океан японцам.

Пара английских отрядов до поры до времени благополучно уклонялись от разведчиков с соединения авианосцев адмирала Нагумо, уже имевшего на своём счету американские линейные корабли, атакованные в Пёрл-Харборе, и британские «Принс оф Уэльс» и «Рипалс», потопленные на ходу в открытом море. Подобная будущее постигла и парочку «каунти», пробовавших спастись по окончании налёта японцев на базу в Коломбо на Цейлоне.

Утром 5 апреля 1942 года на несчастные суда налетели 53 пикирующих бомбардировщика. Британцам не помогли многоствольные «пом-помы»: японцы друг за другом бережно заходили на собственную цель прямо с носа, со стороны солнца, слепившего наводчиков, и сбрасывали бомбы с высоты всего 300 м. За 19 мин. японцы поразили крейсера девятнадцатью бомбами. Оба «вашингтонца» скоро и беспрекословно пошли ко дну; единственным утешением служило много спасённых — более 1100 человек.

В остальных битвах «графства» продемонстрировали себя с лучшей стороны, не смотря на то, что некоторым из них было нужно побывать и под огнём линейных кораблей. А «Норфолку» кроме того два раза: он поучаствовал в сражении с «Бисмарком», выпустив в германский линейный корабль более пяти сотен снарядов, а через год сражался с «Шарнхорстом», получив от него два 283-мм «подарка» без особенных последствий. «Шропшир» попал под залпы японских линейных кораблей «Фусо» и «Ямасиро» в проливе Суригао в первой половине 40-ых годов XX века на протяжении известного сражения в заливе Лейте, появлявшись единственной заметной целью, поскольку с завидной скорострельностью производил залп за залпом с применением пороха, дававшего прекрасно видимые вспышки.

Спасла его, пожалуй, лишь стремительная смерть неприятельских судов. «Каунти» показали хорошую живучесть. Так, «Австралия» стала любимой целью для камикадзе: в неё врезались шесть японских самолётов, но корабль остался на плаву а также сам добрался до порта. Как и «Саффолк», поражённый прямым попаданием 500-кг бомбы и несколькими родными разрывами и чуть меньще суток хромавший 15-узловым ходом до Скапа-Флоу. Либо «Кент», торпедированный итальянским торпедоносцем.

Но и ремонтироваться всем им было нужно продолжительно и настойчиво. Но в целом стратегические неточности, казавшиеся весьма значительными в 1930-е годы, на деле обошлись Британии минимальными последствиями. В войну «графства» были нужными и полезными судами.

По окончании Второй мировой будущее совсем устаревших судов стала совсем очевидной. Бывшая великая империя стремительными темпами уменьшала собственный флот, места в котором для «каунти» никак не пребывало.

Друг за другом их исключали из перечней флота и отправляли на слом. Повезло лишь «Камберленду». Во второй половине 40-ых годов двадцатого века его переоборудовали в опытовый корабль, лишив трёх башен главного калибра. На крейсере осталась только носовая возвышенная башня, которую, но, также скоро сняли.

Бывшего «вашингтонца» применяли сейчас в качестве плавучей платформы для опробования оружия. Он попеременно нёс на борту то одинокую 114-мм башню-спарку новой конструкции, то несколько одиночных 114-миллиметровок, а после этого на нём установили оружие для новых крейсеров типа «Тайгер»: башню с двумя универсальными 76-мм орудиями, которую поменяла двухорудийная же 152-мм башня. С новыми решётчатыми башнями он смотрелся современно а также импозантно, но никакой боевой ценности, конечно, уже не имел. «Камберленд» стал последним из сохранившихся «каунти», уйдя «на вечный покой» во второй половине 50-ых годов двадцатого века, спустя 3 десятилетия по окончании того, как вступил в строй.

Стратегическая неточность Гитлера, поменявшая движение войны

Статьи, которые будут Вам интересны: