Гладкопалубные сотни

Гладкопалубные сотни

Данный бой остался в истории Второй мировой в один момент как курьезный, так и драматический. Забросанная глубинными бомбами американского эскадренного миноносца «Бори» ночью 1 ноября 1943 года германская подлодка U-405 вынуждена была всплыть на поверхность. Эсминец, стреляя из пулемётов и всех орудий, тут же ринулся на таран.

Субмарина пробовала увернуться и, со своей стороны, таранить соперника.

В следствии оба корабля столкнулись бортами, и в движение пошло все, что выяснилось под рукой: кок с эсминца метнул нож в германского артиллериста (попал!), а боцман безлюдным коробкой из-под снарядов сшиб в море еще одного подводника… Больше часа неприятели пробовали нанести решающий удар. И неудивительно: подлодка — боевое судно, совсем не приспособленное для надводного боя. Столь же непригодным был и «Бори», прослуживший к этому времени четверть века.

Дело завершилось смертью обоих соперников. Основательно продырявленная пулями и снарядами всех калибров и-405 в итоге взорвалась, а очень сильно проржавевший эскадренный миноносец затонул к утру — еще перед тем, как к нему подоспела подмога. Однако, это курьезное сражение возможно записано в актив одному из последних представителей самая многочисленной серии эсминцев, созданных еще во времена Первой Мировой — американских «гладко-палубников».

Довольно неспешное развитие линии американских эскадренных миноносцев В первую очередь XX века сделало резкий скачок в 1911 году. Как раз тогда бурно развивавшийся флот Соединенных Штатов взял, наконец, новую оперативнотактическую теорию. Предполагалось, что линейные силы, по собственной мощи медлительно, но правильно выходящие на второе место в мире, будут функционировать в открытом океане.

Сопровождать и закрывать их должны большие отряды эсминцев, талантливые не только держаться вместе с главными силами в нехорошую погоду, но и деятельно атаковать противника торпедами и отбивать атаки неприятельских дестройеров. Американцы фактически исключили из состава боевого флота легкие крейсера, поделив их «обязанности» между эскадренными миноносцами и линкорами.

Исходя из этого принятый в марте 1911 года проект не смотря на то, что и базировался на предшествующем типе эсминца («Смит»), но быстро отличался от него фактически по всем параметрам. Водоизмещение превысило 1000 т, мореходность предлагалось улучшить за счет более большого полубака. Но главные трансформации коснулись оружия.

Начальные эскизы предусматривали все те же пять 76-мм пушек, что обрекало бы новичков на поражение в артиллерийском бою. Исходя из этого Основной кораблестроительный отдел настоятельно потребовал заменить хотя бы носовое орудие на 102-мм либо кроме того на 127-мм длинноствольную пушку, не уступающую лучшим зарубежным примерам.

оружейникам и Инженерам было нужно напрячься, и в следствии они внесли предложение куда более успешный вариант оружия: однородную артиллерию из четырех 102-мм орудий в «ромбическом» размещении, разрешавшем практически в любом направлении вести пламя в один момент из трех орудий. Место пятой 102-миллиметровки занял дополнительный двухтрубный торпедный аппарат, а их неспециализированное число на корабле возрастало до четырех.

Интересный вариант выбрали американцы для механической установки.

Кроме двух турбин Парсонса, в нее входили еще и две паровые машины — так заокеанские инженеры пробовали бороться с крайней неэкономичностью ранних турбин при. их работе на малой мощности. Предполагалось, что по большей части будут употребляться неприхотливые поршневые установки, а турбины — лишь в сражении, для развития большой скорости хода.

По большому счету В США, окруженных океанскими просторами, невольно придавали значение радиусу действия судов и уделяли большое количество внимания опробованию всевозможных вариантов механических установок. Это прекрасно заметно на второй серии «стандартных» эсминцев типа «О’Брайен».

Мало отличаясь от начального проекта (самая существенной стала замена 457-мм торпедных аппаратов на 533-мм), шесть единиц серии имели четыре варианта комбинированных установок: с приводом на оба вала, на один вал, с крейсерскими турбинами, с редуктором и поршневыми машинами. Но самая перспективной была пятая схема, примененная на «Уодсворте», где главные турбины соединялись с валами через зубчатый редуктор — вариант, ставший скоро самый распространенным, а после этого на много лет и единственным.

Оба типа, «Кэссин» и «О’Брайен», взяли обозначение «тысячетонников». Тенденция к неуклонному росту водоизмещения стала характерной чертой последующих американских судов: «Такер» и его собратья имели водоизмещение в 1090 т, а «Сэмпсон» с систершипами — еще на дюжина тысячь киллограм больше. В последнем случае данный прирост в полной мере оправдан, потому, что двухтрубные торпедные аппараты на нем заменили трехтрубными, в следствии чего неспециализированное число торпед в залпе достигло 12.

Хорошей прибавкой стали и два 40-мм зенитных орудия.

Основное конструкторское бюро морского министерства не остановилось на выработанном типе эскадренного миноносца, не смотря на то, что тот и оценивался как очень успешный. Проект следующего корабля взял принципиально новую форму корпуса — гладкопалубную, без классического полубака.

Сейчас надводный борт медлено и неспешно понижался от высокого форштевня до низкой кормы. Этим предполагалось ослабить бортовую и килевую качку, сохранив палубу «сухой». На практике предположения не оправдались: первые гладкопалубники заливались волнами куда посильнее, чем подобные им по размерам суда с полубаком.

194. Эскадренный миноносец «Уикс», США, 1918 г.

Строился компанией «Бат Айрон Уоркс».

Водоизмещение обычное 1090 т, полное 1250 т. Протяженность громаднейшая 95,8 м, ширина 9,4 м, осадка 2,8 м. Мощность двухвальной турбинной установки 24 200 Л.с., скорость 35 узлов. Оружие: четыре 102-мм орудия и одно 76-мм либо два 40-мм зенитных орудия, двенадцать 533-мм торпедных аппаратов. Всего в 1917—1922 годах выстроено 267 пара различающихся единиц.

195. Эскадренный миноносец «Сэмпсон», США, 1916 г.

Строился компанией «Фор Ривер». Водоизмещение обычное 1100 т, полное 1220 т. Протяженность громаднейшая 96,1 м, ширина 9,1 м, осадка 2,9 м. Мощность двухвальной турбинной установки 17 500 л.с., скорость 29,5 узла. Оружие: четыре 102-мм и два 40-мм зенитных орудия, двенадцать 533-мм торпедных аппаратов. Всего в 1916—1917 годах выстроено шесть единиц: «Сэмпсон», «Роуэн», «Дэвис», «Аллен», «Уилкс» и «Шоу».

Все они сданы на слом в 1934—1936 годах, не считая «Аллена», что лережил Вторую мировую войну и был сдан на слом в 1946 г.

196. Эскадренный миноносец «Колдуэлл», США, 1918 г.

Строился верфью ВМС в Глава горадминистрации Айленд. Водоизмещение обычное 1120 т, полное 1190 т. Протяженность громаднейшая 96,2 м, ширина 9,3 м, осадка 2,7 м. Мощность двухвальной турбинной установки 18 500 л.с., скорость 30 узлов.

Оружие: четыре 102-мм и два 40-мм зенитных орудия, двенадцать 533-мм торпедных аппаратов. Всего в 1917—1918 годах выстроено шесть единиц: «Колдуэлл», «Крейвен», «Гуин», «Коннор», «Стоктон» и «Мэнли». «Колдуэлл» и «Гуин» сданы на слом в 1936 и 1939 гг. соответственно, «Крейвен», «Коннор» и «Стоктон» в 1940 г. переданы ВМС Англии, а «Мэнли» послан на слом по окончании войны.

Потребовался долгий период времени, пока эта схема корпуса стала главной (практически, единственной) в архитектуре современных кораблей ВМФ.

Так показались известные «флэшдекеры» (от британского flush deck — «плоская» либо «ровная палуба»). В Соединенных Штатах их еще часто именовали «четырехтрубниками», не смотря на то, что на деле из первой шестерки «Колдуэллов» четыре трубы имела лишь добрая половина; остальные сохранили черты начального проекта, предусматривавшего три кочегарки и три трубы.

Тем временем в Европе вовсю бушевала война, и в Соединенных Штатах осознавали, что недалек тот час, в то время, когда американскому флоту нужно будет присоединиться к боевым операциям союзников. Требовалось как возможно скорее приступать к массовой постройке эсминцев, самые дефицитных боевых судов, у которых, кстати, показалась новая задача — борьба с бессчётными германскими подводными лодками.

Любопытно, что вместо маленького и не весьма скоростного корабля американцы в качестве прототипа для огромной серии забрали «Колдуэлл» с увеличенной до 35 узлов скоростью. На эсминцах сохранялось сверхмощное торпедное оружие из 12 аппаратов. Подобная расточительность разъяснялась, конечно же, не рвением разгромить в решительном бою Флот Открытого моря, совсем загнанный по окончании Ютланда в собственные базы.

Помимо этого, по самым оптимистичным прогнозам, первые единицы имели возможность вступить в строй и прибыть в Европу только к середине 1918 года. На деле Америка строила с дальним прицелом личный «громадный флот» для сражений с другими соперниками, из нынешних союзников.

Из этого и 35-узловая скорость: как раз таковой движение предполагалось иметь не только эскадренным миноносцам, но и тем большим судам, которых они должны были сопровождать, — линейным крейсерам типа «Лексингтон» и легким — типа «Омаха». В совокупности они составляли бы «флот линейных крейсеров» либо «разведывательные силы», аналог известных соединений Битти и Хиппера.

В это же время, 5-узловый прирост скорости "настойчиво попросил" удвоения мощности механизмов, что по массе составляло около 100 т. Лишь нажившаяся на войне первая индустриальная держава мира имела возможность позволить себе строить суда столь «избыточного» типа, да к тому же серией в три много экземпляров!

Конечно, что исполнение для того чтобы заказа не могли потянуть одна-две компании, на это не хватило бы мощностей ни у одного концерна.

Головными фирмами выбрали «Бат Айрон Уоркс» и «Бетлехем Стил», каковые представили собственные варианты проекта. Примечательно, что «Бетлехем» сам не строил эсминцы, а передал чертежи последовательности чисто кораблестроительных фирм, а также «Фор Ривер» и «Юнион Айрон Уоркс». Механические установки «бетлехемовских» судов была неудачными.

На большинстве из них употреблялись котлы Ярроу, в принципе, заслужившие хорошую репутацию в других флотах, но почему-то весьма не хорошо продемонстрировавшие себя на работе во флоте США. В следствии 60 единиц с этими котлами первыми покинули последовательности действующих сил — во второй половине 20-ых годов XX века, спустя всего дюжина лет по окончании вступления в строй. Помимо этого, турбины, выпускавшиеся компаниями-подрядчиками «Бетлехема», были малоэкономичными.

В случае если эсминцы «Бата» имели возможность пройти до 3200 миль 20-узловым ходом, то «изделия» «Фор Ривер» — ту же расстояние всего на 15 узлах. Остальные подрядчики известного металлического концерна «выступили» еще хуже. Их миноносцы проходили 15-узловым ходом не более 2300 миль.

Но, не обращая внимания на отдельные промахи, появление на свет большой серии «флэшдекеров» сыграло собственную роль. Большая часть из них сошло со стапелей верфей, осуществлявших проект «Бат Айрон Уоркс». Они была очень успешными.

Приблизительно на половине эсминцев на всякий случай на треть увеличили запас горючего, в следствии чего кроме того самые нехорошие из них по дальности действия сравнились с лучшими из имевших простое количество горючего (тип «Уикс»). На подавляющем большинстве «гладко-палубников» либо еще на стапелях, либо сразу после войны установили дополнительную 76-мм короткоствольную зенитку. Примечательно, что американцы отказались от через чур замечательной, на их взор, артиллерии.

В то время, когда «уиксы» проектировались, союзная разведка деятельно доносила о том, что немцы планируют вооружать собственные «церштореры» 150-мм орудиями. Тут же было дано распоряжение внести в чертежи трансформации, разрешавшие устанавливать вместо 102-мм орудий — 127-мм с долгим стволом. Но, в то время, когда туман около германских намерений рассеялся, а стремительный финиш войны казался неминуемым, распоряжение о замене оружия отменили.

Обстоятельств тут пара: через чур тяжелые и неповоротливые пятидюймовки были неудобны для применения на эсминцах, помимо этого, они требовались для оружия строившихся линкоров. Лишь пять «флэшдекеров» взяли эти орудия. Не привился и вариант с восемью 102-мм пушками в спаренных установках, размещенных только на «Хови» и «Лонг».

Само собой разумеется, трудно предположить, сколько эсминцев взяли бы усиленное оружие , если США было нужно бы вступить в другую «громадную битву» скоро по окончании Первой Мировой.

Окончание войны покинуло огромную серию американских гладкопалубных эсминцев «без работы». Для содержания трех сотен судов требовались огромные деньги, исходя из этого в годы мирового финансового кризиса их начали десятками отправлять в резерв, на разделку либо на консервацию.

Однако, большое количество «флэшдекеров» остались в строю до Второй мировой. В будущем они сослужили американскому флоту хорошую работу в качестве эскортных быстроходных транспортов и кораблей. И не только американскому: 50 ветхих судов, уже отслуживших 20-летний срок, передали британцам в обмен на фактически бессрочную аренду ответственных английских военно-морских баз в Западном полушарии. Для США это была одна из самых хороших сделок, которые связаны с флотом.

Британцы, со своей стороны, послали девять «гладкопалубников» еще более нуждающемуся союзнику — СССР. В первой половине 40-ых годов XX века коммунистический Северный флот пополнили «Деятельный», «Наглый», «Доблестный», «Хороший», «Дружный», «Жаркий», «Жгучий», «Живучий» и «Твёрдый». Они добросовестно несли работу в течение последнего года войны. Из них самый отличился «Живучий», утопивший 8 декабря 1944 года германскую подлодку U-387.

В. КОФМАН

B and E; A to Z How to Get In Anywhere, Anytime Complete 1 New

Статьи, которые будут Вам интересны: