Учитывая боевой опыт

Учитывая боевой опыт

Уроки Второй мировой в области военно-морского мастерства были не в полной мере очевидными и усваивались не сходу. Первые попытки учета боевого опыта стали причиной появлению эскадренных миноносцев, не смотря на то, что и имевших хорошие чертей, но в полной мере классических по концепции (о них рассказывалось в прошлом выпуске). Более ясное осознание трансформации их роли потребовало времени, исходя из этого кораблестроители многих государств решили выдержать паузу или ограничиться созданием только экспериментальных судов.

Что же принципиально нового дал армейский опыт, основанный на смерти практически эскортных кораблей и тысячи эсминцев? Пришло познание того, что одним из самые важных факторов стал не количественный состав артиллерийского оружия, а его качественный уровень. Особенно честным это положение выяснилось для стрельбы по воздушным целям.

Отыщем в памяти японские суда, ощетинившиеся многими десятками автоматов среднего и зениток калибра. Шквал неприцельного огня редко помогал им избежать попаданий американских пикировщиков а также менее маневренных торпедоносцев. На протяжении войны зенитные орудия пребывали по преимуществу под управлением начальника собственного расчета и никакого централизованного распределения воздушных целей между ними не существовало.

В следствии многие самолеты на протяжении атаки по большому счету не подвергались обстрелу! Помимо этого, сказывались малая начальная скорость боеприпаса (к примеру, у английского «пом-пома») и недостаточная скорострельность (у советских, французских, итальянских и германских полуавтоматических пушек калибра 37—45 мм).

Приемлемая альтернатива заключалась в том, дабы иметь на корабле пускай маленькое число, но весьма скорострельных орудий с хорошей баллистикой, управляемых особой совокупностью, нужно автоматизированной, талантливой осуществлять наводку по указаниям радара. Само собой разумеется, чем больше таких установок удалось бы разместить на корабле, тем лучше, но военно-морские теоретики замечательно сознавали, что совершенствование техники связано с огромным ростом ее массы.

Исходя из этого все эсминцы нового поколения владели меньшим числом орудий, чем их собратья армейского времени, но их огневая мощь отнюдь не уменьшилась, а эффективность огня существенно возросла.

Вторым, на первый взгляд парадоксальным требованием времени стало резкое сокращение торпедного оружия. У послевоенного эскадренного миноносца оставалось очень мало шансов применить собственный некогда основное оружие против больших надводных судов соперника.

Уже в годы войны «лишние» торпедные аппараты довольно часто преобразовывались в эргономичный объект для замены на дополнительные зенитки либо противолодочное оружие. Сейчас такая практика была совсем узаконена.

Но быстро возросли требования к составу оборудования и противолодочного оружия.

Подводные лодки превратились в основных неприятелей всех судов сопровождения, и прежде всего эсминцев. Ушли времена, в то время, когда с субмаринами возможно было бороться лишь посредством «дорожки» — бомбосбрасывателя на корме. На современных эскадренных миноносцах стали появляться все более изощренные средства борьбы с невидимым неприятелем.

Главными требованиями к оружию ПЛО стали его дальность, мобильность и точность. В этот самый момент снова вышли на передний замысел торпеды, лишь самонаводящиеся противолодочные.

Еще один, чуть ли не основной фактор, определяющий «содержание и форму» эсминцев второй половины XX века, — внедрение на них устройств средств и многочисленных: приборов обнаружения и слежения за целями, управления оружием и т.п.

Весьма скоро число радиолокаторов разного назначения достигло десятка, а боевые информационные посты — собственного рода «мозговые центры» — стали неотъемлемым элементом корабля. Для размещения всех новшеств требовался прежде всего количество, что получал не меньше критичное значение, чем масса на ранних этапах развития торпедоносных сил. Огромные рубки, надстройки и обилие антенн очень сильно поменяли внешний вид дестройеров.

При общности выводов из армейского опыта конкретные шаги по их реализации в различных государствах были далеко не однообразными. Американцы пребывали в самоё выгодном положении. Они имели громадный флот из в полной мере современных эсминцев типа «Флетчер», «Гиринг» и «А.Самнер», еще не исчерпавших собственный технический и инновационный ресурс. Большие по численности ВМС обеспечивали Соединенным Штатам отсутствие настоящих соперников на морях в течение, как минимум, десятка лет.

Исходя из этого эксперты имели возможность не торопясь создавать опытные образцы кораблей ВМФ будущего, а также эскадренных миноносцев.

Изменившаяся обстановка в мире всецело перевернула требования ксоставу флота по большому счету и к характеристикам кораблей ВМФ в частности. Единственным важным потенциальным соперником становился СССР — кроме того независимо от быстро ухудшившейся интернациональной обстановки, а просто за отсутствием других соперников.

Но СССР вряд ли имел возможность угрожать американцам надводными судами, по крайней мере, до завершения собственных программ, но вот подводные силы Страны Советов смотрелись устрашающе. В особенности страшными американцам казались строившиеся с учетом германского опыта лодки с высокой скоростью надводного и подводного хода. Исходя из этого первые послевоенные эскадренные миноносцы типа «Митшер» имели четко выраженная противолодочные качества.

Задуманные еще в первой половине 40-ых годов XX века, они по плану должны были нести шестиорудийную батарею из 127-мм полуавтоматических пушек с длиной ствола в 54 калибра и высокой начальной скоростью снарядов. Но к моменту их закладки уже испытывалось новое автоматическое орудие с этими же баллистическими чертями, но дававшее 45 выстрелов в 60 секунд вместо 20. «Митшер» взял всего несколько аналогичных установок, но по огневой мощи он превосходил собственных известных предшественников типа «А.

Самнер» и «Гиринг». И это не считая четырех 76-мм автоматов, производивших четыре — пять снарядов в секунду! Кстати, многие эксперты высказывались за то, дабы по большому счету ограничиться лишь 76-миллиметровками. Было нужно прибегнуть к нерушимому авторитету победителя в Тихоокеанской войне адмирала Нимитца, справедливо полагавшего, что эсминцу, пускай кроме того новой концепции, не помешает более солидное орудие.

Не смотря на то, что на «митшерах» сохранились торпедные аппараты, они предназначались сейчас лишь для пуска само-наводящихся противолодочных торпед, ставших в соответствии с технической теорией ВМС США главным средством борьбы с лодками потенциального соперника. Но куда более впечатляюще смотрелись две внушительных установки, занимавшие на палубе самые удачные огневые позиции и напоминавшие короткоствольные крупнокалиберные пушки.

Это автоматические реактивные противолодочные бомбометы, взявшие обозначение «орудие А» («Weapon А»). Уникальная задумка американских инженеров представляла собой аккуратное устройство в закрытой башенке, имевшее круговой обстрел и талантливое выпустить дюжина глубинных бомб менее чем за 60 секунд в любом секторе. Моряки чаще именовали эти бомбометы по прозвищам «Альфа» либо «Эйбл» («Able»).

297. Эскадренный миноносец «Гамбург», ФРГ, 1964 г.

Строился компанией «Штюлькен». Водоизмещение стандартное 3340 т, полное 4330 т. Протяженность громаднейшая 133,7 м, ширина 13,4 мг осадка 5,2 м. Мощность двухвапьной паротурбинной установки 72 000 л.с., скорость 36 узлов. Оружие: четыре 100-мм автоматических универсальных орудия, восемь 40-мм автоматов, два 375-мм РБУ, пять 533-мм торпедных аппаратов. Всего в 1964—1968 годах выстроено четыре единицы: «Гамбург», «Шлезвиг-Гольштейн», «Бай-ерн» и «Гессен». Списаны в 1990—1994 годах.

298. Эскадренный миноносец «Митшер», США, 1953 г.

Строился компанией «Бат Айрон Уоркс». Водоизмещение стандартное 3650 т, полное 4855 т. Протяженность громаднейшая 149,4 м, ширина 14,5 м, осадка 4,5 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 80 000 л.с., скорость 36,5 узла. Оружие: два 127-мм и четыре

75-мм автоматических универсальных орудия, два РБУ «Уэпон А», четыре 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1953—1954 годах выстроено четыре единицы: «Митшер», «Джон Маккейн», «Уилис Ли» и «Уилкинсон».

Все списаны в 1972—1978 годах.

299. Эскадренный миноносец «Форрест Шерман», США, 1955 г.

Строился компанией «Бат Айрон Уоркс». Водоизмещение стандартное 2740 т, полное 4020 т. Протяженность громаднейшая 127,6 м, ширина 13,7 м, осадка 4,6 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 70 000 л.с., скорость 33 узла. Оружие: три 127-мм и четыре 76-мм автоматических универсальных орудия, два РБУ «Хеджехог», четыре 533-мм и шесть 320-мм торпедных аппаратов. Всего в 1955— 1959 годах выстроено 18 единиц.

Списаны в 1982—1994 годах.

300. Эсквдренный миноносец «Мурасаме», Япония, 1959 г.

Строился компанией «Мицубиси».

Водоизмещение стандартное 1840 т, полное 2600 т. Протяженность громаднейшая 110,1 м, ширина 11,0 м, осадка 3,7 м. Мощность двухвапьной паротурбинной установки 35 000 л.с., скорость 32 узла. Оружие: три 127-мм полуавтоматических и четыре 76-мм автоматических универсальных орудия, один РБУ «Хеджехог», два сбрасывателя торпед ПЛО. Всего во второй половине 50-ых годов двадцатого века выстроено три единицы: «Мурасаме», «Юдати» и «Харусаме». Переоборудованы во вспомогательные суда в 1984—1985 годах, исключены из перечней в 1987—1989 годах.

Занимательные технические ответы были, но, сломаны не одной ложкой дегтя. Длинноствольные 70-калиберные 76-мм автоматы не удалось поставить в срок и их было нужно заменить менее скорострельными 50-калиберными с нехорошими баллистическими чертями. «Уэпон Эйбл» был капризным и не оправдал ожиданий. Но, основное, суда вышли через чур дорогими и серию ограничили всего четырьмя единицами.

Среди сотен стандартных эсминцев армейского времени это была капля в море.

Попытка снизить цена стала причиной появлению «мобилизационного» варианта «Митшера». Как раз таковым первоначально планировался «Форрест Шерман». Но изучения продемонстрировали, что несложнее и дешевле всецело переделать проект. Так показался последний американский эскадренный миноносец хорошего типа.

Оружие было усилено на одно 127-мм орудие, установленное в корме, где оно имело возможность стрелять кроме того при довольно громадном беспокойстве. Громоздкие и ненадежные бомбометы «Эйбл» уступили место «хеджехогам» — единственным на то время проверенным боевым опытом реактивным бомбометам, не смотря на то, что уже заметно устаревшим. Противолодочные торпеды первоначально в воду со особых держателей, но после этого для них сконструировали легкие 320-мм торпедные аппараты.

Прекрасно оснащенные самой современной по тем временам техникой, «шерманы» вправду стали судами другого поколения. Один из служивших на них офицеров вспоминает как чудо, что он имел возможность кроме того ночью одним нажатием кнопки послать по находящейся в 20 километрах цели полторы много 127-мм снарядов за одну 60 секунд. Все это произошло лишь благодаря новым автоматике и радарам.

Что касается корабельной архитектуры, то и тут совсем сформировался подход, заложенный в конце Второй мировой: гладкопалубный корпус без иллюминаторов с высоко задранным форштевнем, разрешавшим сохранять боеспособность и высокую скорость кроме того в шторм. без сомнений, производство «шерманов» длилось бы много лет, если бы не наступили новые времена — развитие ракетного оружия скоро предъявило к эсминцам совсем новые требования.

А что же бывшие соперники Соединенных Штатов? Некогда грозная Япония официально заявила о создании только «сил самообороны», каковые, но, неспешно разворачивались хоть и в маленькие, но настоящие флот и армию. Действительно, сейчас уже под тесной опекой старшего партнера — США.

В следствии первыми судами собственной послевоенной постройки стали эскадренные миноносцы «Харукадзе» и «Юкикадзе», вошедшие в строй во второй половине 50-ых годов двадцатого века и представлявшие собой «усеченный» 1700-тонный эскортный вариант «Флетчера». На них осталось всего по три 127-мм пушки (все тех же, с длиной ствола в 38 калибров), две из которых размешались в корме, и восемь 40-мм автоматов.

Но существенно усилилось противолодочное оружие: сейчас оно включало два «хеджехога», восемь простых бомбометов и бомбосбрасыватель. Излишне уточнять, что вся электроника кроме этого имела американское происхождение.

Любопытна «тактика» Соединенных Штатов: с одной стороны, они не противодействовали постройке кораблей ВМФ своим главенствовавшим соперником, а с другой — поставляли такую технику, которая делала их заведомо неконкурентноспособными .

Японцы снаружи послушно следовали за фаворитом. Новая серия из шести эсминцев типа «Аянами» владела еще более выраженными противолодочными чертями.

При том же скорости и водоизмещении 32 узла оружие судов складывалось из шести 76-мм автоматов, четырех торпедных аппаратов и двух сбрасывателей для противолодочных торпед, и пары реактивных «хеджехогов» и двух простых бомбометов. Занимательны эти эсминцы только тем, что на них снова приняли классическую форму корпуса со вздернутым форштевнем и срезанной кормовой частью, характерную для большинства японских судов 30—40-х годов.

Более «важными» стали три единицы типа «Мурасаме», имевшие усиленную зенитную артиллерию, для которых заокеанские «дядюшки» не пожалели довольно приличных 127-мм пушек с длиной ствола в 51 калибр, снятых к тому времени с авианосцев типа «Мидуэй». Снова силы самообороны взяли суда, помой-му по числу бомбомётов и орудий подобные «митшерам», но на деле уступавшие им по всем боевым параметрам, как минимум, в два раза.

Последние из «плагиаторских» эсминцев — «Акицуки» и «Теруцуки» — вошли в строй в первой половине 60-ых годов двадцатого века. Они отличались от предшественников заметно увеличившимся водоизмещением (стандартное 2400 т) и более сильным противолодочным оружием, которое включало дополнительно «Уэпон Эйбл» (увидим, кроме этого уже сходивший с оружия в самих Штатах). Артиллерия осталась в том же составе.

Большой корпус потом был хорошей платформой для более современного оружия: неудачный «Эйбл» сняли, заменив его в 1977—1978 годах 375-мм реактивным бомбометом «Бофорс» и добавив шесть 320-мм противолодочных торпедных аппаратов. Несмотря на низкие боевые качества, все первые послевоенные эскадренные миноносцы Страны восходящего солнца благополучно прослужили по три десятилетия.

Второй бывший соперник американцев — Германия — до членства в североатлантическом альянсе ограничивался немногочисленными ветхими боевыми судами из «пожалованных» союзниками. Только в августе 1957 года руководство Бундесмарине представило программу развития ВМС, в которую вошла серия из 12 эсминцев типа 101.

Снова, как и в 30-е годы, немцы и не думали принимать во внимание с договорными ограничениями по водоизмещению, составлявшими сейчас 2500 т. Названные «линкорными» именами германских земель и города-почвы Гамбурга, 101-я серия превысила его сходу на треть. Было нужно задним числом поднять лимит до 6000 т. Но реально в строй вошли лишь четыре из этих необычных судов, очевидно недовооруженных для собственного размера.

Но, из всех эскадренных миноносцев побежденных государств они в громаднейшей степени отвечали новым послевоенным требованиям и, в отличие от японских, имели если не только отечественное, то хотя бы оборудование и европейское вооружение.

В. КОФМАН

Управление WoT Xbox: Перевод опыта

Статьи, которые будут Вам интересны: