Знаменитые «новики»

Знаменитые «новики»

В ту ночь немцам очевидно не везло. Два их лучших эсминца— новейшие V-99 и V-100—возвращались из Рижского залива ни с чем: нападать русский линейный корабль «Слава» им так и не удалось. Только утром у них появился шанс добиться успеха: на горизонте был обнаружен одинокий корабль с характерным четырехтрубным силуэтом. «Новик»! — опознали его кайзеровские моряки и срочно пошли на сближение, рассчитывая реализовать собственный численное превосходство.

Увы, предстоящий движение событий стал для них неприятным сюрпризом. С «Новика» кроме этого увидели соперника; в то время, когда расстояние между судами сократилась до 47 кабельтовых, началась артиллерийская дуэль.

И вот тут-то немцам было нужно испытать на себе разрушительное воздействие русских 102-мм пушек, в то время, когда пламя из них ведут умелые комендоры. «Третьим залпом мы накрыли первый миноносец и сбили ему трубу; на его палубе появился пожар,—так вспоминал участник боя минный офицер «Новика» Г.К.Граф. — Он целый окутался клубами пара и дыма, и на корме у него было видно броское пламя. Стрельба его сходу ослабела и утратила меткость»…

За 17 мин. боя германские суда взяли 11 попаданий, нанесших им громадный урон. Они не выдержали и постарались скрыться бегством. Эсминец V-100 поставил дымовую завесу, закрывая себя и собственного очень сильно поврежденного товарища. Но было поздно. Утративший управление V-99 сошел с фарватера и выкатился на минное поле.

Друг за другом прогрохотали два замечательных взрыва — и новейший корабль Хохзеефлотте провалился сквозь землю под водой.

Данный бой, случившийся 17 августа 1915 года, стал одной из самых броских страниц в истории русского флота в годы Первой Мировой. Еще бы: не обращая внимания на перевес соперника в силе, русский эсминец вышел победителем и наряду с этим сам фактически не пострадал (только два матроса из его экипажа были легко ранены осколками от разорвавшихся в воде снарядов).

Так «Новик», довольно часто именуемый лучшим в собственном классе, подтвердил собственную репутацию хорошего корабля. Причем лучшим как в отношении его оружия и тактико-технических элементов, так и по уровню подготовки экипажа.

…Информация о проводившихся за границей опробованиях паровых турбин не имела возможности остаться без внимания со стороны российского Морского министерства.

Еще в конце 1905 года на заседании в Морском техническом комитете раздалось вывод последовательности экспертов-кораблестроителей о целесообразности оснащения новых минных крейсеров паротурбинной энергетической установкой. С новой силой интерес к турбинам вспыхнул по окончании постройки английских «супердестройеров» типа «Трайбл». Высказывалось кроме того предложение заказать один таковой корабль в Англии (так называемый проект «Русский Тартар»).

Но правительство стремилось всячески поощрить развитие отечественных фабрик, и от приобретения эсминца за границей в итоге отказались.

Главным препятствием на пути широкого внедрения паровых турбин в начале XX века считалась их большая цена. Но на счету Особенного комитета по усилению армейского флота на необязательные пожертвования (см. «Моделист-конструктор» № 1 за 2000 г.) по окончании постройки 18 эсминцев и четырех подводных лодок оставалось еще более двух млн. рублей.

Эту сумму сочли достаточной для нового торпедного корабля — 36-узлового минного крейсера с повышенной мореходностью и усиленным вооружением.

Конкурс на его проект был заявлен летом 1908 года. Любопытно, что турбинный эсминец неофициально называли минным крейсером, не смотря на то, что этот класс судов в 1907 году был упразднен.

Возможно, этим желали выделить его близость к настоящим крейсерам, и возможность делать функции фаворита дивизиона эсминцев-«добровольцев».

Победителем конкурса признали проект Путиловского завода. С ним и заключили сделку на постройку нового корабля. Действительно, его закладка состоялась только 19 июля 1910 года — по окончании прогонки разработки модели и завершения чертежей в опытовом бассейне в Германии. В один момент германской компании «Вулкан» заказали турбины и паровые котлы.

181. Эскадренный миноносец «Новик», Российская Федерация, 1913 г.

Строился на Путиловском заводе в Петербурге.

Водоизмещение проектное 1280 т, фактическое 1400 т, полное 1600 т. Протяженность громаднейшая 102,4 м, ширина 9,5 м, осадка 3,3 м. Мощность трехвальной паротурбинной установки 35 100 л.с., скорость 36 узлов. Оружие: четыре 102-мм пушки, четыре двухтрубных торпедных аппарата, 80 мин заграждения. Выстроена одна единица.

182. Эскадренный миноносец «Орфей», Российская Федерация, 1916 г.

Строился на Железном заводе в Петрограде.

Водоизмещение проектное 1260 т, полное 1450 т. Протяженность громаднейшая 98 м, ширина 9,3 м, осадка 3,3 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 30 000 л.с., скорость 35 узлов. Оружие: четыре 102-мм пушки, три трехтрубных торпедных аппарата, 80 мин заграждения. Всего выстроено 16 единиц.

183.

Эскадренный миноносец «Изяслав», Российская Федерация, 1917 г.

Строился в Ревеле. Водоизмещение проектное 1350 т, полное 1570 т. Протяженность громаднейшая 107,05 м, ширина 9,5 м, осадка 3,5 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 32 700 л.с., скорость 35 узлов. Оружие: пять 102-мм пушек, одна 63-мм зенитка, три трехтрубных торпедных аппарата, 80 мин заграждения.

Всего выстроено три единицы.

Создание нового эсминца, взявшего имя «Новик», протекало не через чур гладко, что, в неспециализированном-то, неудивительно: через чур много в его конструкции было принципиальных новшеств. Первые опробования, прошедшие в мае — июне 1912 года, были не в полной мере успешными: контрактной скорости достигнуть не удалось. Виной тому были неоптимальный ход гребных винтов, недостаточная паропроизводительность строительная перегрузка и котлов, увеличившая осадку на 30 см.

Но, последний факт Путиловской верфи тогда умело удалось скрыть (и тем самым избежать штрафов). Так, «крайним» в данной истории была компания «Вулкан», и ей было нужно согласиться с необходимостью замены котлов за собственный счет.

Повторные опробования эсминца прошли в августе 1913 года, и их результаты превзошли все ожидания.

По окончании монтажа новых котлов на верфи в германском городе Штеттине «Новик» развил невиданную скорость — 37,3 узла, установив тем самым всемирный рекорд. На шестичасовом пробеге он продемонстрировал движение в 36,3 узла при мощности 41 910 л.с. Действительно, достижению этих результатов содействовало то, что корабль был существенно облегчен, например, на нем отсутствовало оружие.

торпедные аппараты и Артиллерию «Новик» взял в сентябре 1913 года — по окончании его прибытия из Штеттина в Кронштадт.

Роль, которую сыграл «Новик» в истории отечественного судостроения, тяжело переоценить. Это был воистину этапный корабль, ставший в собственном классе необычным эталоном на последующее десятилетие.

Говоря о нем, всегда приходится повторять слово «в первый раз». В первый раз в Русском флоте на этом эсминце показались замечательные паровые турбины и чисто нефтяные котлы. В первый раз его корпус был собран по продольной совокупности комплекта.

В первый раз был преодолен 36-узловой предел скорости. Наконец, на нем в первый раз установили минные рельсы и очень замечательное оружие из четырех 102-мм орудий с длиной ствола в 60 калибров и четырех двухтрубных 450-мм торпедных аппаратов. Все это давало основание вычислять «Новик» лучшим эскадренным миноносцем в мире.

Но «эпохальность» «Новика» содержится не только (и не столько) в его технических преимуществах — он ознаменовал собой появление нового поколения эсминцев Русского флота.

Так как выдающиеся по своим параметрам суда строились и ранее (к примеру, британские «Свифт» и «трайблы», японский «Умикадзе» и другие), но все они оставались единичными примерами, в лучшем случае талантливыми играть роль фаворитов миноносных дивизионов. В целом же зарубежные военно-морские теоретики рассматривали эсминцы как довольно малые и бессчётные (а потому недорогие) суда для торпедных атак вражеских эскадр.

Но русский Морской Генштаб был значительно предусмотрительнее, рассмотрев в завтрашнем эсминце многоцелевой артиллерийско-торпедный корабль, пригодный для исполнения самых разных боевых задач — от разведки до крейсерских и набеговых операций. Исходя из этого проектирование классических для того времени эсминцев в Российской Федерации решили прекратить и отныне строить суда лишь по типу «Новика».

Поразительный факт: в случае если во всех ведущих морских державах (не считая, разве что, США, но о них разговор особенный) обычное водоизмещение среднестатистического дестройера незадолго до Первой Мировой составляло приблизительно 700—900 т, то в Российской Федерации, не обращая внимания на ограниченность ее морских театров, 1200—1400 т! Забегая вперед, увидим, что опыт войны подтвердил несомненную правильность этого решения.

Первыми потомками «Новика» стали четыре черноморских эсминца типа «Наглый», выстроенные в Николаеве в 1912—1914 годах.

Они представляли собой пара удешевленный вариант балтийского прототипа: паротурбинная установка вместо трехвальной стала двухвальной, число котлов уменьшилось с шести до пяти, а понижение проектной скорости до 34 узлов разрешило сократить мощность механизмов на 7000 л.с. и уменьшить корабль на 170 т. Изменился и силуэт: эсминцы стали трехтрубными.

В 1915 году Черноморский флот пополнился еще пятью подобными судами типа «Радостный».

Они отличались от первой четверки только тем, что строились в Петербурге и планировали на верфях в Николаеве и Херсоне из готовых секций.

184. Эскадренный миноносец «Наглый», России, 1914 г.

Строился на заводе «Наваль» в Николаеве.

Водоизмещение проектное 1190 т, полное 1450 т. Протяженность громаднейшая 98 м, ширина 9,3 м, осадка 3,2 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 25 500 л.с.. скорость 34 узла. Оружие: три 102-мм пушки, пять двухтрубных торпедных аппаратов, 80 мин заграждения. Всего выстроено девять единиц.

185. Эскадренный миноносец «Фидониси», России, 1917 г.

Строился на заводе «Наваль» в Николаеве. Водоизмещение фактическое 1326 т, полное 1580 т. Протяженность громаднейшая 92,5 м, ширина 9,1 м, осадка 3,2 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 29 000 л.с., скорость 34 узла. Оружие: четыре 102-мм пушки, одна 40-мм зенитка, четыре трехтрубных торпедных аппарата, 80 мин заграждения.

Всего выстроено восемь единиц.

Последними черноморскми «новиками» стали суда так называемой «ушаковской» серии — им присваивали заглавия в честь побед, одержанных адмиралом Ф.Ф.Ушаковым. Всего в 1915 году на фабриках «Наваль» и «Рус-суд» в Николаеве заложили восемь судов, но до конца 1917 года в строй вошли только четыре: «Фидониси», «Керчь», «Калиакрия» и «Гаджибей».

Три эсминца достроили в 20-е годы, но уже не под «ушаковскими» заглавиями: «Незаможник», «Петровский» и «Шаумян»; и вдобавок одному кораблю — «Цериго» — так и не довелось вступить в состав флота: в неукомплектованном виде он был уведен Врангелем в Бизерту и в том месте же разобран на металл.

Для Балтфлота планировалось выстроить 36 эсминцев типа «Новик».

Кроме классических их изготовителей — Путиловского и Железного фабрик — к программе привлекли новых подрядчиков: Русско-Балтийский завод в Ревеле и Мюльграбенскую верфь в Риге. Первая, самая массовая серия судов типа «Орфей» включала в себя 31 единицу, но в строй вошли лишь 16, причем два из них — «К.Либ-Рыков» и «кнехт» — уже по окончании революции, во второй половине 20-х годов.

Из пяти заложенных эсминцев типа «Изяслав» (вторая балтийская серия) были закончены постройкой три, а также «Калинин» — только во второй половине 20-ых годов XX века.

Конструктивно все «новики» были похожи. Они имели стремительные обводы, большое отношение и малую осадку длины к ширине (1:10 и более). Корпуса их изготавливались из высокопрочной стали.

Головной «Новик» имел трехвальную паротурбинную установку, остальные суда — двухвальную. Все турбины были импортными — германскими, швейцарскими либо британскими. Число нефтяных паровых котлов на «Новике» — шесть, на «Орфее» и его собратьях — четыре, на остальных — пять. Все эсминцы владели хорошей (очевидно, по требованиям того времени) мореходностью, не смотря на то, что головной «Новик» из-за повышенной метацентрической высоты отличался неприятной резкой качкой.

Артиллерийское оружие эсминцев включало в себя от трех до пяти замечательных 102-мм пушек Обуховского завода. Они были самыми длинноствольными в мире; масса их боеприпаса равнялась 17,5 кг, а начальная скорость боеприпаса — 823 м/с. Дальность стрельбы при угле возвышения 30° превышала 16 км.

На каждом корабле имелись устройства управления огнем совокупности Гейслера.

Торпедное оружие первых судов («Новик», «Наглый») складывалось из четырех-пяти двухтрубных торпедных аппаратов калибром 450 мм. На протяжении войны был принят на вооружение трехтрубный торпедный аппарат с растворением крайних труб, талантливый вести веерную стрельбу.

Такими аппаратами оснастили все балтийские «новики» и черноморские «ушаковской» серии. В залпе «балтийцы» имели возможность выпустить 9 торпед, «черноморцы» — 10—12. Действительно, опыт Первой Мировой продемонстрировал, что использовать артиллерию эсминцам приходится существенно чаще, чем торпеды. Исходя из этого на судах типа «Наглый» и «Радостный» позднее вместо одного торпедного аппарата установили четвертое 102-мм орудие.

«Новики» отважно сражались на Черном море и на Балтике в годы Первой Мировой.

Самый удачно действовал головной «Новик». На его боевом счету — потопленные корабль «Норбург» и судно-ловушка «Германн» (из-за достаточно замечательного оружия последний довольно часто именуют запасным крейсером), и загнанный на погибший эсминец и мины V-99. Помимо этого, последовательность германских судов стал жертвой выставленных русскими эсминцами мин. Личные утраты среди «новиков» были малы: в сражении погиб только один корабль — балтийский «Гром».

Но на протяжении гражданской войны семейство турбинных эсминцев пострадало куда больше. Черноморский флот лишился «новиков» полностью: часть из них была затоплена в 1918 году в Цемесской бухте чтобы не было захвата немцами, остальные окончили собственный жизненный путь в Бизерте. В состав Красного флота вошли только кинутый врангелевцами «Стремительный», поднятая со дна «Калиакрия» да три оставшихся в Николаеве недостроенных корабля.

Балтфлот в 1918—1919 годах утратил пять «новиков».

Три из них — «Гавриил», «Свобода» и «Константин» — погибли на минах, остальные — «Спартак» и «Автроил» — были захвачены британцами и переданы Эстонии. Под заглавиями «Вамбола» и «Леннук» они пребывали в составе эстонского флота до 1933 года, а после этого их реализовали Перу. В Латинской Америке эти «новики» переименовали в «Альмиранте Гиссе» и «Альмиранте Вильяр». Один из них прослужил до 1948, второй — до 1955 года.

Семнадцать «новиков» пребывали в составе Рабоче-крестьянского Красного флота и дожили до ВОВ, причем из балтийских эсминцев три были переведены на Север («Урицкий», «К.Либкнехт» и «В.Куйбышев») и два — на Дальний Восток («Войков» и «Сталин»). Работа семи оставшихся на Балтике судов, среди них и «Новика», переименованного в «Яков Свердлов», завершилась трагически: все они погибли летом 1941 года.

Черноморский флот в годы Великой Отечественной утратил три эсминца («Фрунзе», «Шаумян» и «Дзержинский»). Остальные два пребывали в боевом строю до начала 50-х годов, по окончании чего «Железняков» был передан Болгарии и еще некое время являлся учебным судном.

С.

БАЛАКИН

Фильм стал известным на мир! Лишь НЕ ОТПУСКАЙ МЕНЯ Русские мелодрамы 2017, новинки hd 2017

Статьи, которые будут Вам интересны: