Герои и антигерои средиземноморья

Герои и антигерои средиземноморья

В случае если воздушная часть германской операции по вторжению на остров Крит в мае 1940 года, несомненно, стала выдающимся достижением и вошла в историю армейского мастерства, то ее морская компонента смотрелась легко убого. Так называемый «Первый легкий конвой», предназначавшийся для захвата аэропорта в Малеме, складывался из двух десятков реквизированных у греков моторных лодок и мелких каботажных суденышек, до отказа нагруженных армиями, боеприпасами и оружием. Единственным боевым кораблем, на что возлагалась защита каравана от неприятельского флота, был маленькой итальянский миноносец «Лупо» под руководством капитана 2 ранга Франческо Мимбелли.

Смехотворная скорость хода, чуть достигавшая четырех узлов, делала конвой легкой добычей — тем более, что английские ВМС осуществляли контроль все водное пространство к северу от Крита. Первым на германский конвой вышло соединение «D» из крейсеров «Дидо», «Орион», «Аякс» и трех эсминцев. Уже наступала ночь, но британцы, имевшие радиолокаторы, легко нашли цель и, приблизившись, включили прожекторы.

Отважный «Лупо», увидев в сумерках английские суда, поставил дымовую завесу, дабы укрыть конвой, и сразу же вступил в бой — один против шести судов, три из которых были несоизмеримо посильнее него. Расстояние между соперниками скоро сократилась до 700 м; миноносец прошел на протяжении правого борта «Дидо» и «Ориона», обстреливая их из пулемётов и орудий. Он кроме этого выпустил две торпеды, но те не попали в цель.

После этого Мимбелли прорезал колонну английских крейсеров под кормой «Ориона» и в первых рядах «Аякса». Британские боеприпасы сыпались градом, но «Лупо» в течение продолжительного времени счастливо избегал роковых повреждений и продолжал яростно отбиваться. Только через час бой начал утихать. Утратив собственного соперника в темноте, британцы сделали вывод, что наконец-то разнесли его в щепки.

Но в конечном итоге миноносец остался на плаву. Он взял не меньше 18 попаданий 152-мм боеприпасами; палуба корабля была испорчена, борта изрешечены, многие члены экипажа убиты либо ранены, но через два часа «Лупо» возвратился к конвою и участвовал в спасении воинов с потопленных судов. Благодаря ему германские утраты были не такими уж громадными.

Второй конвой, перевозивший более четырех тысяч воинов в Гераклион и складывавшийся из таких же плавсредств, опять-таки сопровождался лишь одним итальянским миноносцем — «Сагиттарио». В то время, когда на востоке показались мачты неприятельских судов (а это была вторая английская эскадра, имевшая в собственном составе пять крейсеров и два эсминца), начальник миноносца лейтенант Джузеппе Фульози получил от руководства приказ отойти, но опоздал его выполнить.

Британцы открыли огонь с 70 кабельтовых, и Фульози было нужно принять неравный бой. Нужно дать ему должное: поставив дымовую завесу, он бесстрашно ринулся на соперника и выпустил торпеды… Само собой разумеется, будущее итальянского миноносца была бы незавидной, но его выручили германские пикировщики.

Их атаки вынудили британцев отвернуть. Конвой был спасен, но приключения «Саггитарио» на этом не закончились. «Юнкерсы» приняли миноносец за неприятеля и обрушили на него смертоносный груз. Фульози отчаянно маневрировал и в итоге смог уйти не только от неприятеля, но и от своих невнимательных союзников.

В порту назначения его ожидала восторженная встреча. По воспоминаниям одного из участников событий, офицеры и германские солдаты со спасенного конвоя пронесли отважного лейтенанта на руках по основной улице греческого города.

Так итальянский флот, в общем и целом потерпевший неудачу в войне на Средиземном море, однако, сумел заполнить и пара броских страниц собственной летописи.

И что весьма интересно: храбрецами и в том и другом случае стали маленькие и непредставительные суда, принадлежавшие к уже практически забытому классу миноносцев, восстановление которого в ряде государств было вызвано чисто политическими обстоятельствами…

В следствии заключения интернациональных соглашений, ограничившихразмеры ВМС, главные средиземноморские страны — Италия и Франция — взяли одно маленькое, но несомненное преимущество.

По контрактам ни число, ни неспециализированный тоннаж боевых судов водоизмещением до 600 т не лимитировались. В Англии, США и Японии скоро усвоили, что в таких размерах нереально создать корабль со сколь-нибудь приемлемыми боевыми качествами и наряду с этим талантливый сопровождать флот на просторах океана. (Достаточно отыскать в памяти пример с японским «Томодзуру».) Но на ограниченных морских театрах дело обстояло в противном случае.

Малые расстояния разрешали иметь маленький запас горючего, а требования к мореходности могли быть куда менее твёрдыми.

Исходя из этого итальянские адмиралы решили усилить флот за счет недорогих миноносцев, талантливых решать самые различные задачи в акватории, тем более, что они не зачислялись в драгоценный «договорный» тоннаж.

Так на свет показался миноносец «Спика», что, в отличие от разработок очевидно недобросовестных японцев, вправду практически соответствовал 600-тонному лимиту.

Первую серию из 32 единиц в большинстве случаев разделяют на четыре группы, пара отличающиеся вооружением и водоизмещением. Два головных, «Спика» и «Асторе» (реализованные в первой половине 40-ых годов двадцатого века Швеции), имели четыре 40-мм британских «пом-пома», и увлекательное размещение торпедных аппаратов: два одиночных по бортам и один спаренный в диаметральной плоскости. На подавляющем большинстве остальных имелось по четыре однотрубных аппарата, что давало всего две торпеды в бортовом залпе.

Только восемь единиц типа «Аироне», выстроенные на верфи «Ансальдо» в Генуе, несли по два спаренных аппарата, талантливых стрелять на оба борта.

284. Миноносец «Лупо», Италия, 1938 г.

Один из миноносцев типа «Спика», строился на верфи в Фиуме. Водоизмещение стандартное 670 т, полное 1000 т. Протяженность громаднейшая 80,40 м, ширина 8,21 м, осадка 2,85 м. Мощность двухвальной турбинной установки 19000 л.с., скорость 34 узла.

Оружие: три 100-мм орудия, восемь 13,2-мм пулеметов, четыре 450-мм торпедных аппарата. Всего в 1935—1938 годах выстроено 32 единицы.

285. Миноносец «Ариете», Италия, 1943 г.

Строился компанией «Ансальдо». Водоизмещение стандартное 750 т, полное 1110 т. Протяженность громаднейшая 83,5 м, ширина 8,62 м, осадка 3,15 м. Мощность двухвальной турбинной установки 22 000 л.с., скорость 31,5 узла. Оружие: два 100-мм универсальных орудия, десять 20-мм автоматов, два трехтрубных 450-мм торпедных аппарата.

Всего в 1943—1944 годах выстроено 16 единиц.

286. Миноносец «Трад», Сиам, 1935 г.

Строился в Италии на верфи в Монфальконе. Водоизмещение стандартное 320 т, полное 475 т. Протяженность громаднейшая 67,97 м, ширина 6,40 м, осадка 2,13 м. Мощность двухвальной турбинной установки 9000 л.с., скорость 31 узел. Оружие: три 76-мм орудия, два 20-мм автомата, четыре пулемета, шесть 533-мм торпедных аппаратов.

Всего в 1935 — 1938 годах выстроено девять единиц: «Трад», «Пхукет», «Паттани», «Сурастра», «Чандабури», «Районг», «Чумпорн», «Чолбури», «Сонкла». Два последних потоплены в сражении с французким флотом 17 января 1941 года, остальные списаны в 1975—1976 годах.

287. Миноносец «Ля Мельпомен», Франция, 1936 г.

Строился компанией «Ателье э Шантье де Бретань». Водоизмещение стандартное 670 т, полное 915 т. Протяженность громаднейшая 80,70 м, ширина 7,96 м, осадка 3,07 м. Мощность двухвальной турбинной установки 22 000 л.с., скорость 34,5 узла. Оружие: два 100-мм орудия, четыре 13,2-мм пулемета, два 550-мм торпедных аппарата. Всего в 1936—1938 годах выстроено 12 единиц: «Ля Мельпомен», «Ля Флор», «Ля Помон», «Л’Ифижени», «Ля Байонез», «Ля Кордельер», «Л’Анкомприз», «Ля Пурсвиван», «Бомбард», «Бранльба», «Буклие», «Балист».

Мелкие, недорогие, стремительные (многие из них достигали на опробованиях 37 узлов) и не потребовавшие громадного экипажа, миноносцы оказались по душе итальянским адмиралам. На протяжении войны они были очень нужными на эскортной работе, не смотря на то, что в составе их оружия отчаянно не хватало легких зениток и важных противолодочных средств.

К тому же, их бессердечно бросали во всевозможные рискованные авантюры. «Расходному материалу флота» (так кое-какие стратеги именовали класс быстроходных торпедных судов) было нужно вступать в бой с эсминцами и британскими крейсерами, сражаться с самолётами и подводными лодками, и к моменту капитуляции в первой половине 40-ых годов двадцатого века 20 миноносцев (2/3 всей серии) были на дне моря. Особенно большими были утраты в первые полтора года войны, исходя из этого в первой половине 40-ых годов двадцатого века последовала закладка дополнительных 16 единиц типа «Чиклоне».

Как в большинстве случаев, военная постройка не содействовала увеличению боевых качеств. Миноносцы лишились одного из орудий, но стали наряду с этим заметно тяжелее — их стандартное водоизмещение достигло 910 т, полное 1650 т, а скорость упала до 26 узлов. Неточности проектирования исправили на последней военной серии (тип «Ариете»), отличавшейся усиленным легким зенитным оружием.

Но, увы, из 16 заложенных в состав итальянского флота успел войти только головной корабль. Остальные попали в руки недавних союзников — немцев — и достаточно широко применялись ими до самого финиша войны. Пять из них погибли в битвах с надводными судами британцев: три — от орудий эскадренных миноносцев и два — от торпед катеров.

Оставшиеся в относительной целости суда по окончании войны достались государствам «социалистического лагеря». Пять миноносцев были включены в состав возрожденных ВМС Югославии, а два были переданы СССР.

У нас они употреблялись в качестве опытовых судов, потому, что в Советском Альянсе еще до войны накопился большой опыт применения собственных эскортных миноносцев из «дивизиона нехорошей погоды», каковые, не смотря на то, что и числились официально сторожевыми судами, по тактико-боевым возможностям и техническим элементам мало чем отличались от своих соперников из Италии и Франции.

Но, миноносцы итальянской постройки пользовались определенным успехом на интернациональном рынке и проходили службу в составе флотов в самых различных регионах мира — от Скандинавии до Юго-Восточной Азии.

Начиная с 30-х годов режим Муссолини усиленно заигрывал с далеким королевством Сиам (сейчас Таиланд), предлагая ему всецело обновить немногочисленный флот современными судами — от миноносцев до крейсеров. Первыми (и, как выяснилось, единственными) стали девять маленьких корабликов типа «Трад», выстроенные на верфи в Монфальконе в 1935—1936 годах.

При водоизмещении всего 300 т они, однако, имели по шесть торпедных аппаратов, воображая, по крайней мере на бумаге, заметную для далеких краев силу. Но, опыт говорит: оружие мало иметь, нужно кроме этого мочь его применять. Рано утром 17 января 1941 года французская эскадра в составе легкого крейсера «Ламотт-Пике» и двух устаревших сторожевых судов-авизо наголову разгромила сиамский флот.

Три миноносца отправились на дно, не нанеся никакого ущерба французам, в то время как те ухитрились немногими имевшимися торпедами поразить один из королевских броненосцев береговой обороны. Уже сдавшаяся перед немцами Франция записала на собственный счет пускай и негромкую, но убедительную победу.

В это же время, в Европе дела у французов обстояли куда хуже.

В начале 30-х годов они в ответ на рост итальянского москитного флота кроме этого обзавелись собственными «600-тонниками». Начальный проект «прибрежного эскортного корабля» был весьма скромным: лишь два 75-мм орудия и четыре 400-мм торпедных аппарата. Неудивительно, что морское руководство его отклонило, поскольку фактически любой соперник имел возможность легко и без последствий для себя стереть с лица земли таковой корабль артиллерией.

Переработанный вариант имел уже несколько 100-миллиметровок, но лишь два торпедных аппарата. Ходовые качества давали слово быть хорошими. Скорость 34,5 узла соответствовала «обычным» эсминцам, а форма корпуса, созданная с учетом постройки громадных фаворитов, разрешала обеспечить хорошую мореходность.

Но по количеству судов французы заметно отставали от своих средиземноморских соперников, выстроив в 1933— 1938 годах лишь 12 «эскортников».

Нараставшая политическая напряженность незадолго до Второй мировой уничтожила неестественную совокупность договорных ограничений. К тому времени конструкторы уже убедились в том, что в пределах 600 тысячь киллограм фактически нереально создать скоростной корабль без ущерба для его боевых либо ходовых качеств.

Исходя из этого водоизмещение следующей серии французских миноносцев достигло 1000 т, а артиллерийское оружие усилилось в два раза: вместо одиночных пушек предполагалось установить спаренные, к тому же владевшие громадными углами возвышения и талантливые вести пламя по самолетам. Со своей 35-узловой скоростью миноносец «Ле Фьер» имел возможность бы стать примером весьма успешного (по критерию «цена — эффективность») корабля, но история распорядилась в противном случае.

Поражение Франции в первой половине 40-ых годов двадцатого века застало все новые миноносцы на стапелях в Нанте в различной степени готовности. Французы сделали отчаянную попытку отбуксировать три недостроенных корабля в Марокко, но атаки германской авиации вынудили «Ле Фьер» выброситься на берег, а остальных возвратиться в порт. Представители Кригсмарине оценили потенциальные возможности трофеев и приступили к достройке оставшихся шести единиц.

Но работники верфи умышленно затягивали сроки их вступления в строй. Им в том «помогала» и союзная авиация. Исходя из этого немцам удалось завершить достаточно широкие работы (миноносцы перестраивались под германский стандарт с тремя 105-мм орудиями в корме и двумя трехтрубными 533-мм торпедными аппаратами) лишь к апрелю 1944 года, в то время, когда им самим было нужно спешно удирать от наступающих союзников. Все суда были взорваны и больше не восстанавливались.

Но французским 600-тонникам довелось мало повоевать. Они учавствовали в эвакуации из Дюнкерка, а по окончании капитуляции Франции добрая половина из них появилась в руках британцев. Но тут случилось в полной мере ожидаемое событие. «Бранльба», попавший в шторм в Ла-Манше, затонул в 25 милях от берега без всякого вмешательства прс тивника.

Как и при с японским «Томодзуру», появилось пренебрежение нормами кораблестроения. Английское Адмиралтейство тут же вывело оставшихся «эскортников» из игры. «Буклие» был передан сперва полякам, позже голландцами после этого перевоплощён в учебное судно. Остальные суда простояли до конца войны у стены в Хартлпуле, не выходя в море.

Не лучшей была и будущее шестерки судов, оставшейся во Франции.

Оккупация территории Виши поздней в осеннюю пору 1942 года стала причиной захвату трех из них в Бизерте. Сначала их выяснили в итальянский флот, но Германия лихорадочно прибирала к рукам все плавающее, и в апреле 1943 года бывшие «Бомбард», «Ла Помон» и «Ифижени» поменяли итальянские обозначения FR-41—FR-43 на столь же безликие германские ТА-9—ТА-11. Все они бесславно погибли в этом и следующем годах.

Столь же печальная участь постигла и тройку миноносцев, пребывавшую в 1942 году в Тулоне. Неудачно взорванные командами, «Ла Байонез» и «Баллист» были подняты итальянцами, а по окончании капитуляции Италии кроме этого попали в руки к немцам (ТА-12 и ТА-13). Их ожидал тот же бесславный финиш.

Так завершили собственный путь все французские миноносцы, ничем не отличившиеся ни в битвах, ни в плаваниях.

В. КОФМАН

Top 10 Female Comic Book Anti-Heroes

Статьи, которые будут Вам интересны: