Эсминец «смелый»

Эсминец «смелый»

К началу второй мировой советские лидеры и эскадренные миноносцы по своим боевым тактико-техническим чертям превосходили лучшие суда таких же классов, выстроенные в других государствах. Эсминцы типов «Гневный» и «Сторожевой» и фаворит типа «Ленинград» были вооружены 130-мм орудиями, трех- и четырехтрубными торпедными аппаратами, спаренными зенитными автоматами, пулеметами, имели параван-охранители, несли на борту мины заграждения и глубинные бомбы.

По мощности дальности стрельбы и артиллерийского залпа эти суда имели большое преимущество перед новейшими в то время германскими эсминцами американскими 2 типа и серии «Бристоль».

В случае если самые быстроходные германские суда аналогичного класса развивали скорость хода до 37 узлов, то отечественные имели возможность ходить во скоростью практически 39 узлов. Для фаворитов типа «Ленинград» эта величина превышала 43 узла. К началу второй мировой »ти суда считались самыми быстроходными в мире.

Отечественный рассказ о создании известного советского эскадренного миноносца типа «Храбрый», что по праву считался лучшим в мире кораблем этого класса.

На базе опыта, взятого в эксплуатации первых двух серий эсминцев, советские кораблестроители в предвоенные годы приступили к проектированию новой серии еще более замечательных и более идеальных эскадренных миноносцев типа «Огневой» с башенной артиллерией и более экономичными механическими установками.

Стрельба из открытых орудий главного калибра как на отечественных, так и на зарубежных эсминцах очень сильно затруднялась в штормовых условиях боя, в то время, когда волны и брызги не разрешали обеспечить стремительное заряжание орудий и вести прицельный пламя. Для нового корабля создали двухорудийные башни, каковые были пуленепробиваемы и водонепроницаемы. Они имели новую совокупность наводки орудий и более идеальные устройства управления стрельбой.

Была спроектирована и новая механическая установка.

Паровые турбины фаворитов типа «Ленинград» имели необычно большой КПД: достаточно заявить, что их относительный КПД составил 78% вместо 72%, в большинстве случаев приобретаемых на аналогичных установках. Действительно, эти турбины отличались повышенным расходом горючего на промежуточных ходах и малых.

Проектировщикам силовых установок хорошо как мы знаем, что чем выше частота вращения турбины, тем выше ее КПД и меньше габариты. Иначе, чем выше частота вращения гребного винта, тем ниже его КПД.

Мастерство конструктора, так, тут сводится к оптимальному выбору частот вращения турбин и гребного винта, в противном случае говоря, к определению самый выгодного зубчатого редуктора.

Тщательный анализ расчетных норм редукторов и данных эксплуатации советских эсминцев разрешили создать для новой серии этих судов турбинную установку экономичности и высокой надёжности.

Частота вращения гребного винта была принята ниже, чем на эсминце типа «Сторожевой», что снабжало более большой КПД гребного винта.

Полагаю, что читателям издания будет небезынтересно сравнить «Огневой» (корабль нового типа) с новейшими эсминцами того периода, выстроенными в Германии.

В конце 1939 года мне довелось в составе советской правительственной делегации судостроителей посетить последовательность военно-морских верфей Германии и осмотреть кое-какие германские суда.

На эсминцах серии Z стояло по четыре турбины, трудившихся на один редуктор. Но потому, что все эти турбины нереально разместить так, дабы они конкретно трудились на один редуктор, немцам было нужно устанавливать их через паразитные шестерни. Оказалась громоздкая, тяжелая машина с пониженной экономичностью, трудившаяся с невыносимым шумом.

Не знаю до сих пор, из-за чего в те годы германские конструкторы шли по такому необычному пути компоновки турбин. Кроме того на их известном линейном корабле «Бисмарк» на один редуктор трудилось в один момент пять турбин.

Я видел эту турбину-мастодонта, мне она показалась чудовищно громоздкой.

По окончании осмотра машинного отделения германского эсминца серии Z № 22 типа «Антон Шмидт» мне стало ясно, что германские конструкторы не вспоминали об оптимальном выборе частоты вращения гребного винта и турбин.

На том корабле частота вращения винта была принята 475 об/мин, что, само собой разумеется, предопределяло низкий КПД винта. Немцы стремились взять по возможности минимальный расход горючего на лошадиную силу, тогда как отечественные конструкторы совершенно верно снабжали получение минимального расхода горючего на милю в час. В целях понижения этого расхода на 1 л·с·ч германские конструкторы для собственных судов приняли неоправданно высокие параметры пара: 75 атм — температура перегрева и 430° — начальное давление.

Самый несложный расчет говорит о том, что увеличение начального давления пара в котлах с 50 до 75 атм дает ничтожный эффект. Неприятности у механиков этих германских судов начинались на крейсерских ходах и малых. В случае если при полном ходе корабля и возможно взять некое уменьшение расхода горючего на 1 л. с., то при промежуточных ходах данный расход делается недопустимым: выше, чем при начальном давлении пара 20 атм.

Вот из-за чего германские эсминцы, имея более замечательные установки, развивали скорость меньшую, чем отечественные суда типа «Ленинград».

ЭСМИНЕЦ «ХРАБРЫЙ»:

1 — эмблема (пятиконечная звезда), 2 — буксирный полуклюз, 3 — гюйс-шток, 4 — гюйс, 5 — фонарь якорного огня, 6 — леер для иллюминации и флагов расцвечивания, 7 — становой якорь, 8 — якорный клюз, 9 — киповая планка с двумя роульсами, 10 — якорный шпиль, 11 — кнехт, 12 — волнолом, 13 — двухорудийная башня, 14 — вьюшка швартовного троса, 15 — спасательный круг, 16 — вымбовки, 17 — носовая рубка, 18 — вентиляционная головка, 19 — командирский пост, 20 — ветрозащитное стекло командирского поста, 21 — штыревая радиоантенна, 22 — пелорус гирокомпаса, 23 — прожектор, 24 — магнитный путевой компас, 25 — прожекторный пост, 26 — фонарь бортового отличительного огня, 27 — прибор управления торпедной стрельбой, 28 — антенна РЛС, 29 — дальномерный пост, 30 — фонарь топового огня, 31 — антенна РЛС, 32 — фонарь топового огня, 33 — антенна радиопеленгатора, 34 — фонарь дежурного огня, 35, 36 — антенны РЛС, 37 — радиоантенна, 38 — фонарь ходового огня, 39 — фок-мачта, 40 — фалы сигнальных знамён, 41 — тифон, 42 — искрогаситель, 43 — первая дымовая труба, 44 — шлюпбалка, 45 — световой люк турбинного отделения, 46 — радиоантенна, 47 — торпедный аппарат, 45 — катастрофический командирский пост, 49 — грот-мачта, 50 — радиоантенна, 51 — фонари ходовых огней грот-мачты, 52 — гафель, 53 — Военно-морской флаг СССР, 54 — вертикальный трап, 55 — вторая дымовая труба, 56 — средняя рубка, 57 — кормовой ноет, 58 — забортный трап, 59 — 37-мм спаренный зенитный автомат, 60 — спасательный плот, 61 — пожарный топор, 62 — пожарный багор, 63 — двухорудийная зенитная башня, 64 — огнетушитель, 65 — трап-балка, 66 — спасательный круг, 67 — иллюминатор, 68 — леерные стойки, 69 — леерная стойка с контрафорсом, 70 — швартовный шпиль, 71 — сходной люк румпельного отделения, 72 — бомбомет, 73 — стеллажи для глубинных бомб, 74 — ЖД, 75 — кормовой флагшток, 76 — фонарь гакобортного огня, 77 — пост сбрасывания глубинных бомб, 78 — эмблема (герб СССР), 79 — перо руля, 80 — гребной винт, 81 — обтекатель гребного вала, 82 — скуловой киль, 83 — вертикальная вьюшка швартовного троса, 84 — гидролокационная станция, 85 — зуб параван-охранителя, 86 — люк цепного коробки, 87 — походный стопор станового якоря, 88 — переносной цепной стопор якорь-цепи, 89 — кулачковый стопор якорь-цепи, 90 — дезактиватор, 91 — вахтенный пост, 92 — вход в командирский пост, 93 — универсальный визир, 94 — разъездной катер, 95 — краспица фок-мачты, 96 — минные рельсы, 97 — цистерны дезактиватора, 98 — люк котельного отделения, 99 — люк, 100 — световой люк кормового турбинного отделения, 101 — дверь, 102 — люк румпельного отделения, 103 — второй люк румпельного отделения, 104 — кормовые скаты, 105 — кормовой дезактиватор, 106 — ростры, 107 — шестивесельный ял, 108 — барказ, 109 — кранцы первых выстрелов 37-мм орудий, 110 — мостик, 111 — переносной штурманский стол, 112 — тумба машинного телеграфа, 113 — выносной индикатор кругового обзора, 114 — пульт управления торпедной стрельбой, 115 — рулевая колонка, 116 — киповая планка.

Не смотря на то, что во второй половине 30-ых годов двадцатого века германские кораблестроители информировали нам, что дальность плавания их эсминцев достигает 4000 миль, мы оценивали эту величину цифрой не более 2000 миль.

Практика наглядно продемонстрировала правильность отечественной оценки. Вот пример. На протяжении так называемой Нарвикской операции в составе германской эскадры наровне с крейсерами приняло участие восемь новейших эсминцев.

Пройдя 2000 миль, эскадра прибыла в норвежский порт Нарвик. Обратно выйти в море эти суда не смогли: в их топливных цистернах остался лишь мертвый запас 35 т. Все суда были потоплены в чужом порту британской авиацией. В составе данной эскадры пребывало два ветхих эсминца, силовые установки которых имели простые параметры пара. В их бункерах оставалось 50 процентов горючего, и это разрешило им сняться с якоря и уклониться от ударов английских бомбардировщиков.

Принятая немцами через чур высокая частота вращения гребных винтов эсминцев приводила не только к повышению расхода горючего на милю, но и к повреждению гребных винтов кавитацией. Спустя пару часов плавания корабля на полном ходу лопасти гребных винтов отваливались. В цехах судостроительных фабрик Германии тех лет я видел груды поврежденных гребных винтов с новых эскадренных миноносцев.

Проводя сравнение отечественных судов этого класса с германскими, возможно утверждать, что советские эсминцы были легче, быстроходнее, маневреннее и имели громадную дальность плавания. Выше была у отечественных судов и дальнобойность башенной артиллерии. А вдруг сказать о живучести германских эсминцев, то она ни а какое сравнение не идет с живучестью отечественных судов.

Линейное размещение в машинном отделении механизмов на германских судах делало их уязвимыми если сравнивать с отечественными, где использовалось лишь эшелонное размещение механизмов.

В первые месяцы войны отечественная судостроительная индустрия понесла громадной урон. В августе 1941 года неприятель захватил наибольший центр судостроения на Черном море — Николаев.

По приказу главы николаевской военно-морской базы адмирала Кулешова из строя было выведено все оборудование кораблестроительных фабрик, взорваны на стапелях строившиеся крейсеры «Фрунзе» и «Куйбышев».

Недостроенный эсминец «Огневой» решено было применять для служащих семей заводов и эвакуации рабочих. Для этого на корабле оборудовали временные жилые помещения, а трюмы загрузили медной арматурой и вторым полезным имуществом.

В то время, когда августовским солнечным днем «Огневой», имея на борту пара сотен дам, детей и стариков, следовал на буксире в Севастополь, в небе над ним показались фашистские «юнкерсы». Для них это был лёгкая мишень и лакомый кусочек. Пара стервятников на бреющем полете бросились в наступление…

За пара часов до выхода «Огневого» в море николаевские судостроители сумели смонтировать на нем 76-мм двухствольную зенитную установку, а руководство базы укомплектовало ее умелым орудийным расчетом. Как раз пламя данной зенитной башни и спас недостроенный эсминец и всех пребывавших на его борту от верной смерти. Один фашистский самолет, взяв прямое попадание, упал в море, второй, задымив, тут же отвернул с атакующего курса и ушел за горизонт, остальные последовали за ним.

По окончании окончания ВОВ проект эсминца «Огневой» был откорректирован с учетом накопленного опыта войны. На корабле существенно усилили зенитное оружие, установили более замечательные турбо- и дизель-радиолокационное оборудование и генераторы. Оказались хорошие суда!

В практике случается очень редко, в то время, когда сложный агрегат либо сооружение, в особенности класса современного военного корабля, получается, как говорят, «с чертежа».

И строительство эсминцев типа «Огневой» смело возможно отнести к числу таких радостных случаев. Тяжело припомнить хотя бы один пример отступления от проекта, какой-нибудь неполадки при опробованиях судов данной серии либо претензии приемщиков.

Однако, пока серия «Огневой» достраивалась, конструкторы уже приступили к модернизации этого корабля. оборудование и Вооружение остались практически прошлыми, трансформации коснулись в основном технологии и корпуса постройки.

Перед войной отечественные кораблестроители крайне осторожно, кроме того с опаской, доходили к применению сварки. Сварные конструкции использовались тогда лишь на легких надстройках боевых судов. Опыт войны стимулировал применение сварки в широких масштабах не только в кораблестроении, но и во всех отраслях военной индустрии, в особенности в танкостроении.

Корпус эсминцев типа «Огневой» перепроектировали на сварку, и вместо подетальной сборки на стапеле, «по странице» была создана методика постройки корпусе из секций, а позднее и из блоков, изготовлявшихся в цехах. По ветхой технологии со стапеля спускался безлюдной корпус корабля, монтаж и нагрузка механизмов, оборудования и оружия производились у достроечной набережной, что было сопряжено с огромными затратами труда и времени.

Сейчас корабль выводился из эллинга на спусковое устройство либо сходил со стапеля готовым всецело. По окончании спуска на воду сразу же начинались швартовные опробования, погрузка снабжения, комплектации и запасных частей.

Головной корабль данной серии был назван «Храбрый».

Это был по тем временам самый современный, самый замечательный по оружию и самый быстроходный корабль этого класса в мире. По тактико-техническим данным он выгодно отличался от лучших эсминцев типа «Флетчер», строившихся на протяжении второй мировой в Соединенных Штатах. Не смотря на то, что американские суда этого типа владели высокой надежностью механической установки, они уступали отечественному кораблю по мощности залпа и скорости хода их главного дальнобойности и орудий калибра.

По окончании окончания войны, в 1945 году, мне было нужно трудиться в инвентаризационной рабочей группе по германским судам, сдавшимся в западном полушарии, и осмотреть германский эсминец типа Z № 36 — один из последних судов данной серии.

Механическая установка этого корабля была в плачевном состоянии. Все трубопроводы, арматура, крышки конденсаторов и пр., сделанные из стали, проржавели практически до дыр.

Практически все электродвигатели постоянного тока в машинных и котельных отделениях вышли из строя из-за недопустимо большой температуры. На протяжении осмотра вызванный на корабль бывший старший механик поведал, что эксплуатация механической установки всегда была связана с постоянными неполадками и что за время работы корабля он ни разу не имел возможности развить полную мощность установки.

В следствии изучения документации этого корабля удалось установить, что если сравнивать с эсминцем № 22 его турбины были переделаны: частота вращения гребных винтов поменяна с 475 на 390 об/мин. Бывший механик Z № 36 сказал, что это было единственное средство избежать катастрофического разрушения лопастей гребных винтов от кавитации.

Эсминец типа «Храбрый» считается в истории отечественного Кораблестроения выдающимся проектом.

Возможно считать, что многим любителям и знатокам флота понравятся красивые стройный силуэт и обводы корпуса этого прекрасного корабля. Его подробные чертежи, публикуемые в первый раз, разрешат судомоделистам выстроить правильные модели этого эсминца и удачно выступить на соревнованиях.

ОКРАСКА МОДЕЛИ

Шаровый цвет: волнолом, орудийные башни, вьюшки швартовных тросов, рубки, вентиляционные головки, командирский пост, пелорус гирокомпаса, путевой магнитный компас, прожекторный пост, устройства управления торпедной стрельбой, дальномерный пост, фок-мачта, дымовые трубы, шлюпбалки, крышки световых люков, торпедные аппараты, катастрофический командирский пост, грот-мачта, вертикальные трапы, кормовой пост, зенитные автоматы, вьюшки электрокабелей, трап-балки, шахта румпельного отделения, дезактиваторы, краспица фок-мачты, цистерны дезактиваторов, двери, шестивесельный ял, барказ, кранцы первых выстрелов 37-мм орудий, тумбы машинного телеграфа, выносной индикатор кругового обзора, пульт управления торпедной стрельбой, рулевая колонка.

Черный цвет: буксирный полуклюз, становые якоря, якорные клюзы, киловые планки, якорный шпиль, кнехты, штыревые антенны, прожекторы, антенны РЛС, искрогасители, швартовный шпиль, бомбометы, стеллажи для глубинных бомб, дымоапларатура, пост сбрасывания глубинных бомб, все стопоры якорь-цепи, универсальный визир, динамик крикливой связи, киловые планки.

Белый цвет: гюйс-шток, половины каждого спасательного круга, фонари всех огней, рамки радиопеленгаторов, штыревые радиоантенны, гафель, все леерные стойки, кормовой флагшток, спасательные плоты.

Красный цвет: эмблема (пятиконечная звезда), гюйс, половины каждого спасательного круга, фонарь левого бортового отличительного огня, пожарные багры и топоры (наполовину), огнетушители, вымпел.

Коричневый цвет: перо руля, обтекатели гребных валов, бортовые кили, упор скобы параван-охранителя, минные рельсы, кормовые скаты, ростры.

Зеленый цвет: фонарь правого бортового отличительного огня.

светло синий цвет: стекла всех иллюминаторов, стекла всех световых люков.

Желтый цвет: снасти бегучего такелажа.

Лакировка дерева: заборный трап (частично), мебель.

Полировка металла: гребные винты (латунь).

В. СМИРНОВ, инженер-кораблестроитель

worldofwarships Эсминец США 7 уровня Mahan храбрый и наглый

Статьи, которые будут Вам интересны: