Как спасают отразрушения уникальную церковь наострове кижи

Как спасают отразрушения уникальную церковь наострове кижи

    Фото: Игорь Гришин
    Фото: Игорь Гришин

В конце 1970-х казалось, что дни монумента сочтены: строение во многих местах просело, нижние венцы расползлись, по стенкам пошли сильные деформации, крест, венчающий 37-метровую постройку, отклонился от вертикали практически на метр, многие бревна сруба перевоплощены фактически в труху временем, жучками и непогодой.

На чем стоим

Большая часть неприятностей, каковые на данный момент приходится решать реставраторам, были заложены еще на этапе строительства церкви. Ее поставили на месте сгоревшего храма мельче, к стенкам которого близко доходили могилы погоста. Фундамент, как мы его на данный момент понимаем, в те времена не делали. Под углы строения укладывали валуны, промежутки между ними заполняли уложенными посуху, другими словами без раствора, камнями мельче.

Легкие постройки такая каменная «лента» прекрасно держала. Но вес Преображенской церкви — около 600 т! Самый нагруженная центральная часть продавила фундамент, стенки накренились вовнутрь, балки стали выходить из собственных гнезд. Уже через 45 лет по окончании постройки церковь основательно ремонтируют — меняют покосившиеся, готовые упасть на головы прихожан «небеса», куполообразный потолок с иконами. Идет время.

Церковь иногда подновляют. Раз в 30−50 лет меняют лемех (осиновые дощечки-«чешуйки», покрывающие главки), поверх кривых полов на новом уровне настилают свежие. Меняют покосившиеся двери и окна, вырубают углубления в стенках для заваливающихся на них главок, выкатывают из-под многотонной постройки нижние сгнившие венцы.

В 1818 году обшивают церковь тесом, позднее покрывают главки железом. В полной мере возможно, как раз тесовые одежки и помогли сохранить шедевр народной архитектуры до отечественных времен. Во-первых, прибитые вертикально по стенкам брусья для крепления обшивки и сами доски обеспечили дополнительные ребра жесткости.

Во-вторых, обшивка защитила ветхие бревна от гнили и дождей.

Тесовые одежды

Церковь стояла и восхищала путешественников необычной гармонией пропорций. «Чарующее зрелище», «шедевр», «венец древесного зодчества» — писали о ней архитекторы и художники. Благодаря собственной красоте храм избежал забвения в послереволюционное время. В первой половине 20-ых годов XX века он взял охранное свидетельство как выдающийся монумент строительного мастерства.

В августе 1945-го на остров командируется бригада столичных экспертов для изучения состояния монумента, во второй половине 40-ых годов XX века начинается масштабная реставрация. Решено вернуть изначальный вид Преображенской церкви. Вместо металла на главках снова заиграл золотыми оттенками свежевыструганный лемех, вместо окрашенных ровных стен туристы заметили бревенчатый сруб, и лишенная скреп постройка стала медлительно расползаться.

Показались новые деформации. Церковь то раскрывалась для визитёров, то закрывалась на экстренный ремонт. В первой половине 80-ых годов двадцатого века стало очевидным: строение может обрушиться в любую секунду. Основной туристический объект Карелии совсем закрыли, разобрали внутренние переборки, полы, небеса и иконостас и смонтировали в церкви спроектированный инженером Н.И.

Смирновым поддерживающий железный каркас. До сих пор многие эксперты вычисляют внедрение металлического скелета в тело древесного монумента варварством. Но не будь этих подпорок, вероятнее, уже не было бы и самого монумента.

Норвежский лифтинг по-русски

Тридцать лет ветхая церковь, как на палках, провисела на разгрузочном железном каркасе. И все это время шли ожесточенные споры о вероятных методах ее спасения. Главный способ реставрации древесных монументов — разбор сверху вниз, обработка-починка каждого элемента и сборка заново — для церкви не доходил.

В срубе более 3000 бревен, а с учетом лемеха число элементов переваливает за 100 000. Было нужно бы строить огромные склады для хранения ветхой древесины. А что еще ответственнее, лет на десять остров лишился бы собственной основной жемчужины и потока туристов, в основном с приставкой «ин». Действительно обсуждался вариант выставить элементы декора и старого сруба в отдельном помещении, а на месте Преображенки поставить честный новодел.

Но в этом случае Кижский погост исключили бы из объектов Глобального культурного наследия ЮНЕСКО (их в Российской Федерации, кстати, всего 15). А для интуристов эмблема организации — сигнал «must see», на осмотр реплики они тратиться не станут.

И во второй половине 90-ых годов двадцатого века управление музея решило возвратиться к проекту Смирнова. Опыт применения металлоконструкций для реставрации древесных строений уже был накоплен. В Норвегии, также богатой на монументы народного зодчества, в далеком прошлом и удачно используется разработка лифтинга: посредством домкратов нужную часть сруба приподнимают и вывешивают на стойках. Это разрешает отреставрировать поврежденные участки строения без его полной разборки.

Способ до мелочей отработан на маленьких постройках. Для подъема огромной Преображенской церкви разработку было нужно значительно доработать. Так что, по словам Ковальчука, из «норвежского» осталась лишь опускания идея: и общая возможность подъёма.

монтажом домкратов и Инженерными расчётами и новых наружных конструкций занялись эксперты питерских компаний «Алекон» и «Стройреконструкция».

Фундаментальное ответ

Дабы проверить оборудования и работоспособность метода, в 2004 году совершили пробный подъем верхней части церкви. Напряжение на площадке было невообразимое. На кону сама целостность и будущее проекта архитектурного шедевра. 16 рабочих практически по миллиметру выкручивали домкраты. Оказалось. Пятнадцатиметровая часть весом более 20 т приподнялась на 19 см и медлено опустилась. Ни один лемех не упал, ни одна дощечка не треснула.

Возможно трудиться дальше.

Изначально собирались вывесить на домкратах любой из поясов, максимально разгрузив конструкцию. Подъем подклетного пояса был нужен, дабы высвободить самые нижние бревна, но по ходу работы пришли к более рациональному, «фундаментальному» ответу. В случае если покинуть церковь на ее историческом фундаменте-кладке, со временем строение опять начнет деформироваться. Это осознавали и мастера, занимавшиеся ремонтом церкви в десятнадцатом веке.

Пробуя выправить крен, они с одной стороны подрыли почву и выложили бутовый фундамент. Реставраторы решили вернуть каменную кладку, но уложить ее не на «играющуюся» северную почву, а на прочное основание, которое позже не будет видно. По всему периметру церкви на глубину непромерзания были выкопаны траншеи под заливку цементного фундамента.

Вот в эти траншеи и опускали освобождавшиеся одно за вторым бревна нижнего, седьмого реставрационного пояса.

Поиск геометрии

Еще до разборки сруба было ясно, что состояние многих элементов катастрофическое и, дабы монумент не исключили из перечней ЮНЕСКО, нужно будет бороться за каждое бревно. Делать это под открытым карельским небом, мягко говоря, сложно. И управлению музея удалось добиться постройки настоящего завода для реставрации.

В самом громадном помещении «Плотницкого центра», сборочном цехе площадью более 1000 м2, привезенные с погоста бревна опять укладывают в сруб. Для чего? За продолжительные десятилетия строение «сжилось» со своей кривобокостью. Бессчётные ремонты проводили по деформированным стенкам: в сплющенных большой нагрузкой венцах прорубали двери и новые окна, вставляли свежие бревна вместо сгнивших.

Вот реставраторы и пробуют отыскать исходное положение бревен, при котором углы и стены постройки были ровными. «Нам приходится кроме того не восстанавливать, а искать геометрию XVIII века», — растолковывает Алексей Чусов, прораб архитектурно-реставрационного центра «Заонежье», сотрудники которого вместе с мастерами «Плотницкого центра» занимаются реставрацией бревен. «Кое-какие бревна не поднимаются на место. Они a priori идут на замену, какой бы хорошей сохранности ни были.

По большей части это бревна XX и мало XIX века, каковые вводили в деформированный сруб». Бревна, прошедшие опробование контрольной сборкой, ждут реставрации на стеллажах, заботливо обитых войлоком, дабы, как выражается отечественный провожатый, «не повредить патину времени». Каждое бревно снабжено железными бирками, где указаны стенки, номер и венец бревна в венце, благодаря чему сотрудники смогут скоро отыскать необходимое бревно и доставить его на «лечение».

Тщательный осмотр исторического бревна проводит целый консилиум экспертов: архитекторы, плотники, инженеры исследуют, какова степень деформации, как древесина повреждена гнилью и жуками-точильщиками, возможно ли починить бревно, выдержит ли отреставрированный элемент нагрузку. По результатам осмотра принимается ответ — реставрировать либо заменять. Время от времени это решение дается весьма тяжело.

семь дней думали над судьбой неповторимого, 16-метрового и фактически несбежистого (имеющего практически однообразный диаметр на обоих финишах) бревна, перекрывавшего трапезную со стороны крыльца. Поражений было большое количество, но, потому, что оно верхнее в стенке и не несет громадной нагрузки, его сохранили.

Чем дальше в лес

Очень сильно изношенные, конструктивно нагруженные элементы заменяются новым «спецлесом». Его поиском занимались пара лет. Необходимы были сосны возрастом от ста лет, с диаметром ствола 30−40 см, малосбежистые, с минимумом сучков и полностью здоровые. Чем медленнее растет сосна, тем лучше для реставраторов.

В XVI-XVII столетиях жёсткую судьбу деревьям снабжал климат. Из-за сильных морозов и продолжительных зим годовые кольца образовывались медлительно, и древесина получалась плотной и весьма качественной. А нынешние деревья — неженки, многие необходимые сосны реставраторы смогли отыскать лишь на севере Карелии. Большинство бревен сруба имеет 6 м в длину.

Собрать из них просторное строение размерами 20 х 29 м зодчим удалось благодаря сложной композиции. На уровне пола церковь в плане имеет форму креста: вместо четырех стен нижнего восьмерика мы видим пространство прирубов. Восьмерик «замыкается» лишь на высоте 9 м. Для устойчивости многоугольной конструкции стенки на уровне пола, вершин и потолков восьмериков перевязаны 9-, 10-, 12- и 14-метровыми балками, фактически все они "настойчиво попросили" замены.

Лесозаготовительная и транспортировочная техника запланирована на исторический шестиметровый стандарт, исходя из этого доставка спецлеса на остров стала настоящей эпопеей. Для его просушки выстроили громадный навес. «В отличие от металла лес — живой материал. Как все живое, он содержит большое количество воды и при высыхании значительно уменьшается в размерах. У нас в церкви бревна ветхие, и если бы мы свежий лес вкладывали в ветхий, со временем показались бы щели.

Дабы этого не случилось, лес выдерживается полтора-два года, — говорит Андрей Львович. — Для реставрации используем лес в обязательном порядке зимней рубки, в то время, когда в дереве мало сока и нет паразитов».

Краски времени

Новое дерево по цвету заметно отличается от ветхих бревен. Но это ненадолго. Отреставрированный пояс еще раз соберут под крышей «Плотницкого центра», удостоверятся в надежности надежность всех соединений, геометрические размеры, разберут, перевезут на погост, опять соберут на историческом месте, и за пара лет солнце, дожди и ветер сотрут различия. В середине июня мастера трудились над восстановлением уже четвертого реставрационного пояса.

В нем бревна фактически все крепкие и здоровые. Чем выше, тем меньше количество церкви, меньше повреждений и деформаций, и тем стремительнее идет работа. В то время, когда она закончится, мы задавать вопросы не стали. Реставрация для того чтобы монумента через чур процесс, дабы его вписывать в твёрдые замыслы. Об открытии обновленной Преображенской церкви вы определите из новостей.

О событиях национального масштаба информируют все каналы.

расчёт и Чувство

Андрей Львович Ковальчук, начальник «Плотницкого центра» музея-заповедника «Кижи»: «Специально для «Популярной механики» я придумал сравнение. У инженеров и механиков-строителей задачи противоположные. Механик обязан сделать так, дабы все трудилось-крутилось, а строитель — дабы прочно стояло и не двигалось. Вот и стараемся. Думаю, по окончании отечественной работы церковь простоит лет двести. Не нужно идеализировать предков — их неточности мы просто не видим.

Строения, где были неотёсанные просчеты, в далеком прошлом развалились. Триста лет назад мастера сопромат не изучали и чертежей не делали — рубили «по подобию и образу». Мало раньше Преображенской была выстроена двадцатипятиглавая церковь в селе Анхимово на южном берегу Онежского озера (сгорела в 1960-х от разведенного туристами костра). По конструкции она была весьма похожа на Преображенскую, но по пропорциям — более приземистая и основательная.

Имеется предположение, что юные мастера из той артели подрядились на кижский «заказ». Поэтического эмоции у них было больше, чем у стариков, а опыта не хватало. И в Преображенской церкви, не обращая внимания на ее архитектурную гениальность, инженерных неточностей хватало».

Древесная стоматология

    Не хайтеком единым Реставрация — сохранение не только исторического материала, но и традиций его обработки. Инструменты у мастеров те же, что и триста лет назад.

Многие из них сделаны руками сотрудников центра.Фото: Игорь Гришин
Годичная точность Материал для коронки подбирают весьма шепетильно, впредь до количества и совпадения рисунка годовых колец. Древесину для вставок высушивают полтора-два года.Фото: Игорь Гришин
Фото: Игорь Гришин
Фото: Игорь Гришин

Главный способ «лечения» дерева — установка коронок. Пораженный участок вычиняют (удаляют деструктурированную древесину) и заменяют вставкой, по форме в точности повторяющей потерянный исторический фрагмент.

Дабы коронка сидела как родная, ее сажают на клей и закрепляют древесными нагелями. «Клей нужен как вспомогательное средство, скрепляем мы все классическим механическим методом — поясняет Ковальчук. — Заготовка для коронки делается с запасом и уже по месту обрабатывается рубанком либо скобелем. Без клея она бы при работе шаталась».

Значительно чаще приходится ставить коронки на выпусках (частях бревна, выступающих из сруба) и углублениях-чашах, где в большинстве случаев бывают протечки и большое количество гнили. В случае если поражен громадный участок, его приходится «отрезать» и заменять протезом. Материалом для него делается крепкая часть другого идущего под замену бревна либо новое дерево.

Конструктивно нагруженные элементы заменяются всецело, как и лемех на главках.

Статья «Работа над неточностями» размещена в издании «Популярная механика» (№142, август 2014).

<

h4>

Кижи. Древесное чудо России.

Статьи, которые будут Вам интересны: