Корабельный «стандарт»

Корабельный «стандарт»

Появление первых боевых самолётов далеко не сходу внесло коррективы в боевые действия на море. В Первую мировую небо над морем очень редко содержит угрозу для кораблей ВМФ. Но в следующей всемирный войне самолёты смогли достаточно действенно бороться и с линейными кораблями, и с крейсерами, и с подводными лодками.

А следующее десятилетие поставило надводный флот всех государств перед твёрдым выбором — или суда будут в состоянии отражать атаки авиации и лишь ещё показавшихся управляемых ракет, или им предстоит сойти со сцены как независимой боевой силе. Из этого делается в полной мере понятным энтузиазм американцев, с которым в 1950-е гг. они приступили к оснащению собственных судов самыми разнообразными зенитными средствами, и прежде всего ракетами.

Принято вычислять, что эти работы были начаты в декабре 1944 г., с изучений по проекту «Бамблби», к каким была подключена Лаборатория прикладной физики Университета Джона Хопкинса. Первой ракетой, которая была включёна в состав корабельной совокупности ПВО, стала «Терьер» (RIM-2), разработка которой была начата в 1949 г. компанией «Конвэр».

Её первые опробования провели в начале 1950-х гг. на переделанном из бывшей плавбазы гидроавиации опытовом корабле «Нортон Саунд», ставшем на пара последующих десятилетий полигоном для отработки всех американских корабельных ЗУР. Двухступенчатая твёрдотопливная ракета «Терьер» была способна поражать цели на дальностях до 27 км и высотах от 1,5 до 18 км.

Первыми это оружие взяли ранее выстроенные крейсеры, потому, что громоздкие ЗРК (ЗРК) первого поколения на суда меньшего класса не вписывались.

К тому же боекомплект составлял 144 ракеты. В 1952 г. началось переоборудование под «Терьеры» двух тяжёлых крейсеров — «Канберра» и «Бостон», с которых для этих целей демонтировали зенитные пушки и кормовые башни. Оснащённые новой совокупностью, они вошли в строй в 1955-1956 гг.

За тяжёлыми крейсерами начались оснащение и переделка «терьерами», выведенными по окончании войны в резерв, нескольких лёгких крейсеров типа «Кливленд», вступивших в строй с новыми ЗРК в конце 1950-х гг.

В начале 1960-х на вооружение американского флота начала поступать модификация ракеты «Терьер-2» с дальностью стрельбы до сорока километров и диапазоном рабочих высот от 1 до 26 км.

Этими ракетами в 1960-е гг. было оснащено большая часть больших американских судов, а также пара авианосцев, фрегатов и ядерный крейсер «Лонг Бич».

Со своей стороны, для оснащения судов меньшего водоизмещения, фрегатов и типа эсминцев, компанией «Помона» была создана одноступенчатая ракета «Тартар» (RIM-24), имевшая в два раза меньшие размеры, но и соответствующие им тактико-технические характеристики — дальность действия до 27 км и досягаемость по высоте до 13 км.

Этими ракетами кроме этого вооружили тяжелые крейсера «Чикаго», «Олбани» и «Колумбус», с которых демонтировали фактически всю артиллерию, заменив её двумя батареями ЗРК «Тартар» и «Тэлос».

Двухступенчатая ракета «Тэлос» (RIM-8) стала первой корабельной ЗУР дальнего действия, талантливой поражать цели на расстоянии более 100 км. Её опробования начались в 1951 г., а в окончательном виде она была принята на вооружение в 1959 г.

В течение нескольких последующих лет ракеты «Тэлос», «Терьер» и «Тар-тар», вошедшие в так называемый Т-последовательность, задавали тон в концепциях корабельных совокупностей ПВО. Само собой разумеется, они не являлись совершенным оружием, с ними появилось столько неприятностей, что их довольно часто именовали «страшными Т».

Но, согласно точки зрения экспертов США, комплексы ПВО с этими ракетами совместно с палубными самолётами снабжали достаточно действенную защиту судов от бомбардировщиков, летящих довольно маленькими группами на больших высотах и средних.

Но по мере того, как началось всё более широкое внедрение противокорабельных ракет, высокоманевренных самолётов, средств радиоэлектронной борьбы, потребовалось существенно усовершенствовать ЗРК в направлении повышения маневренности ЗУР, улучшения помехоустойчивости, понижения нижней границы территории поражения, уменьшения времени реакции и более полной автоматизации процесса перехвата целей.

Одной из первых работ на этом направлении стало создание ракеты «Стандарт», которая должна была заменить ранее созданные «Тартар» и «Терьер».

Работы по «Стандарту» начали в октябре 1963 г. Технический задел для их исполнения был заложен в предшествующие годы, при реализации проектов «Усовершенствованный Самонаводящийся» Терьер «и Тартар-3».

Накопленный опыт свидетельствовал, что работы по корабельным совокупностям ПВО направляться сосредоточить на сокращении количества новых элементов, вводимых в состав совокупностей управления ЗРК, на применении имевшихся пусковых установок, заряжания и корабельных систем хранения.

В течение 1963 — 1964 гг. компания «Дженерал Дайнэмикс» выполнила предварительные оценки и 30 декабря 1964 г. заключила сделку на создание новой ракеты.

Первый вариант — RIM-66A, предложенный разработчиком, по внешнему виду и массо-габаритным чертям напоминал ракету «Тар-тар». Протяженность новой ЗУР равнялась 4,3 м, масса — 485 кг (к моменту завершения разработки масса выросла до 617 кг, наряду с этим протяженность за счёт плотной компоновки увеличилась незначительно).

Как и все предстоящие варианты «стандартов», он воображал собой ракету, имеющую модульную конструкцию и выполненную по обычной аэродинамической схеме, с четырьмя крыльями малого удлинения и складывающимися аэродинамическими рулями. Конструкция ракеты складывалась из пяти главных отсеков — головного приборного, боевого снаряжения, аппаратурного, двигательного и хвостового.

Аппаратура головного отсека спереди закрывалась радиопрозрачным пластиковым обтекателем оживальной формы. В отсеке устанавливались полуактивная радиолокационная головка самонаведения, блок обработки сигналов, радиовзрыватель и бортовая аналоговая счётная машина.

В отсеке боевого снаряжения размещалась боевая часть, инициирование которой производилось радиолокационным взрывателем, а в некоторых последующих модификациях для данной цели употреблялся контактный взрыватель ударного действия. Для надёжной эксплуатации ракеты её боевая часть интегрировалась с предохранительноисполнительным механизмом, имевшим четыре степени предохранения.

В аппаратурном отсеке были расположены блок автопилота, электробатарея и преобразователь напряжения.

Первый вариант «Стандарта» комплектовался такими же, как и «Тартар», двигателем и боевой частью Mk.51. Одновременно с этим, в отличие от собственной предшественницы, RIM-66A имела:

— радиоэлектронное оборудование, выполненное на микромодулях;

— электрические приводы рулей управления, вместо гидравлических;

— серебряно-цинковую батарею одноразового применения.

Американская корабельная ЗУР Standard-2MR (mod. RIM-66C).

ЗУР «Standart-66C»:

1—радиопрозрачный обтекатель головного приборного отсека; 2—радиопрозрачная панель антенны радиовзрывателя; 3—отсек боевого снаряжения; 4—отсек автопилота; 5—контакт запуска твердотопливного ракетного двигателя; 6—задний бугель; 7—хвостовой отсек; 8—складнойруль; 9—крыло; 10—твердотопливный ракетный двигатель; 11—винткрепления крыла; 12—передние бугели; 13—эксплуатационные люки;14—сопло твердотопливного ракетного двигателя; 15—радиопрозрачнаяпанель антенны радиоканала.

В следствии этих новшеств электронная аппаратура ракеты стала более компактной, заняв примерно в два раза меньший количество, чем аппаратура ракет Т-последовательности. Кроме этого это разрешило обеспечить более эффективность действия и высокую надёжность ракеты ввиду снижения потребления и отсутствия утечек энергии.

В качестве двигательной установки RIM-66А употреблялся двухрежимный двигатель Mk.27 мод.0 компании «Аэроджет». Стартовый и маршевый заряды этого двигателя размешались концентрически.

К обечайке камеры сгорания прилегал маршевый заряд, сделаный в форме цилиндрической трубы, а в него размешался стартовый заряд.

Ракета оснащалась стержневой боевой частью массой 62 кг, из которых взрывчатое вещество составляло 30 кг. Разрушение цели обеспечивалось ударной кольцом и волной из 400 соединённых между собой железных стержней с радиусом поражения до 15 м.

В хвостовом отсеке были размещены приводы управления и сопло двигателя аэродинамическими рулями.

направляться отметить да и то, что при создании ракет «Стандарт» разработчикам удалось добиться большого сокращения нужного количества их увеличения сроков и технического обслуживания между испытаниями на судах. Это разрешило исключить из состава комплекса ПВО бессчётные виды контрольно-проверочного и измерительного оборудования, которое употреблялось для поддержания ракет Т-последовательности в боеготовом состоянии.

испытания и Сборка всецело собранных «стандартов» осуществлялись в арсеналах ВМС, куда поступали отдельные компоненты ракеты с фабрик-изготовителей. По окончании сборки ракеты складировались либо передавались на корабль.

При обнаружении неисправности либо отказа ракеты возвращались для проверки либо ремонта.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");

Умелое производство ракет RIM-66А было начато в 1965 г., и в том же году они стали испытываться в составе корабельных совокупностей ПВО. Успех к создателям «Стандарта» пришёл зимний период 1966 г., в то время, когда был выполнен первый пуск ракеты с палубы эсминца по реактивному самолёту-мишени QF-9F.

В целом же, как отмечалось разработчиками, успешными были около 70% наземных и лётных опробований ракет, что разрешило обойтись без каких-либо больших доработок в конструкции ракеты. Однако первые три- модификации ракеты (RIM-66А мод.1, мод.2 и мод.3) существовали только на этапе разработки, а в 1967 г. на вооружение поступила ракета «Стандарт-1MR» (RIM-66B мод.4), отличавшаяся улучшенными чертями перехвата воздушных целей в непростых условиях радиоэлектронного противодействия, сниженной минимальной дальностью поражения целей.

Как продемонстрировали первые результаты эксплуатации «Стандартов», их подготовка к пуску занимала менее 2 с, потому, что им не требовался долгий прогрев аппаратуры, характерный для ракет Т-последовательности.

Дальность действия первого из вариантов «Стандарт-1MR» составляла 32 км, и для её повышения до 60 км было предложено применять ускоритель Mk.12 компании «Геркулес» (вариант «Стандарт-1ER»), что пристыковывался к ракете RIM-66B конкретно на корабле.

Но уже в 1969 г. производство «Стандарт-1MR» было прекращено и до 1974 г. выпускались ракеты RIM-66B мод.5. Главным отличием RIM-66B мод.5 было применение осколочно-фугасной боевой части Mk.90 и двухрежимного двигателя Мk.27, разрешившего обеспечить громадные дальность и высоту поражения целей.

В один момент с целью достижения ещё большей дальности была создана вторая модификация «Стандарт-1ER» — RIM-67А, которая по собственному внешнему виду и массо-габаритным чертям была подобна ракете «Терьер». Она применяла двухрежимный маршевый двигатель компании «Атлантик Рисерч» и ускоритель Mk.12, и оснащалась более новой головкой и быстродействующим автопилотом самонаведения (ГСН). Производство этого варианта «Стандарт-1ER» длилось до 1973 г.

Всего эксперты компании «Дженерал дайнемикс» создали шесть модификаций RIM-66B, отличавшихся друг от друга конструкцией последовательности элементов. Причём первые модификации (от Блок 1 до Блок 4) отличались друг от друга только некоторыми электронными и противопомеховыми устройствами.

В конечном счёте эта работа завершилась созданием ракеты «Стандарт-1MR» Блок 6 (RIM-66не сильный), в составе которой были использованы моноимпульсная ГСН (вместо ГСН с коническим сканированием), цифровая бортовая ЭВМ (вместо аналогового вычислительного устройства), адаптивный дистанционный взрыватель Мk.45 Блок 4 (TDD) и боевая часть с двойным инициированием, что разрешило расширить эффективность её действия при перехвате низколетящих целей с малой радиолокационной заметностью. Серийное производство данного варианта ракеты было начато в 1980 г. и длилось до 1985 г.

Все эти долгие годы параллельно с зенитными вариантами ракеты «Стандарт» развивались и ракеты, имеющие второе назначение. Так, ещё в 1966 г. на базе RIM-66B началась разработка противокорабельной ракеты «Стандарт» RGM-66D, предназначавшейся для поражения надводных целей, оснащённых радиолокационными средствами. В отличие от базисного варианта «Стандарт», её наведение на цель осуществлялось посредством способа пассивной радиолокации и аппаратуры запоминания координат цели.

Эта ракета была принята на вооружение в 1970 г.

ЗУР «Стандарт» на пусковой установке.

В следующем году была начата разработка ещё двух вариантов данной ракеты: RGM-66E, талантливой стартовать из пусковых установок Мk.112 противолодочного комплекса «Асрок», и RGM-66F которая кроме этого стала известной под обозначением «Стандарт Эктив» ввиду её оснащения активной радиолокационной ГСН, созданной компанией «Рейтеон».

Конструкция «Стандарт Эктив» была аналогична «Стандарт-1MR» и отличалась только новой секцией наведения, обтекателем и ЭВМ. Наряду с этим протяженность ракеты возросла на 25 см, а масса — на 45 кг. К началу 1973 г. отделение «Помона» компании «Дженерал Дайнемикс» выстроило пара образцов «Стандарт Эктив».

7 апреля 1973 г. на полигоне Пойнт-Мугу состоялся первый пуск по кораблю-мишени, завершившийся прямым попаданием. Но по окончании создания ПКР «Гарпун» работу над «Стандарт Эктив» прекратили.

Более успешной была будущее противорадиолокационных вариантов ракеты «Стандарт», предназначавшихся для поражения радиотехнических средств, радиолокационных станций ЗРК и зенитной артиллерии.

Ракета «Стандарт-АRM» (AGM-78) была создана на базе RIM-66A и применяла пассивную ГСН, наводящуюся на излучение РЛС на дальностях до 80 км. Для данной ракеты создали пара вариантов широкополосной пассивной радиолокационной ГСН с различными рабочими диапазонами частот. В головном отсеке, не считая ГСН, устанавливалась аппаратура, разрешающая запоминать координаты цели, благодаря чему наведение ракеты имело возможность длиться и по окончании её выключения РЛС.

Кроме этого были намерено созданы радиопрозрачные обтекатели, снабжающие пропускание сигналов фактически от всех радиолокационных станций в пределах рабочего диапазона ГСН. Ракета AGM-78 оснащалась замечательной осколочно-фугасной боевой частью массой около 150 кг, подрыв которой производился на высоте 15 — 20 м над целью, благодаря чему радиус разлёта её осколков достигал 600 м. В один момент в промежуточном отсеке ракеты, находящемся рядом с боевой частью, устанавливался сигнальный заряд, образовывавший по окончании подрыва дымовое облако, становившееся ориентиром для атак вторых самолётов.

«Стандарт-АRМ» была принята на вооружение в 1968 г. и в будущем её разные варианты (АGМ-78А мод1-3, АGМ-78В мод1-3, АGM-78С мод1-3 и АGM-78D мод 1-2) использовались на самолётах F-105DF, А-6А и F-4E.

До 1976 г. было произведено около 3000 ракет этого типа.

Делавшиеся тогда оценки показывали, что для поражения современных воздушных целей имело возможность потребоваться до трёх ракет «Стандарт-1». К этому же времени на кораблях и полигонах начались опробования как следует новых зенитных ракет «Стандарт-2».

направляться подчернуть, что ещё на начальных этапах работ над первыми «стандартами» для разработчиков и заказчиков новых видов корабельных зенитных оружий было разумеется, что введение усовершенствований в существующие корабельные ЗРК, включая создание для них новых ракет, не сможет решить всех поднимающихся перед ними неприятностей. Исходя из этого ещё в начале 1960-х гг. в Соединенных Штатах начались работы по созданию многофункционального ракетного комплекса «Иджис» (так в древнегреческих мифах именовался щит Зевса), рассчитанного на отражение атак, каковые имели возможность стать обычными для 1970 — 1980-х гг.). «Иджис» предназначался для перехвата разных скоростных воздушных средств (самолётов, ПКР) с малой действенной отражающей поверхностью при применении ими средств радио-противодействия и в произвольных погодных условиях.

Данный комплекс кроме этого рассчитывался на применение в качестве оружия для поражения наземных и надводных целей. Со временем для «Иджиса» потребовались и собственные варианты ракет «Стандарт».

Характеристики последовательности корабельных ЗУР США

В.

КОРОВИН, В. МИНАКОВ

Сайдинг Корабельный брус в Казахстане IDEALDOM

Статьи, которые будут Вам интересны: