Под стандарт нато

Под стандарт нато

Кначалу 70-х годов XX века взоры на применение надводных сил флота значительно изменились. На Западе только :дна страна — США — делала ставку на ударные авианосные соединения. Европейским же партнерам американцев по блоку НАТО направляться примеру Вашингтона не имело смысла: во-первых, это было им не по карману, во-вторых, их теория предполагала, что главным театром боевых действий третьей всемирный войны станут акватории Средиземного моря и Атлантики. находящиеся под прикрытием береговой авиации.

Из этого появлялась потребность в довольно маленьких универсальных боевых судах морской территории, талантливых решать широкий круг задач. Таким требованиям лучше всех отвечали ракетные фрегаты нового поколения — как раз они стали приоритетными в судостроительных программах государств НАТО Это означало, что суда данного класса прекратили быть эскортными и преобразовывались в многоцелевые. Соответственно увеличивался и их «рейтинг» в военно-морской иерархии: фрегаты практически приходили на смену эсминцам, бывшим до этого самыми большими надводными единицами третьего государств мира и «большинства Запада».

На вид фрегатов нового поколения очень сильно повлиял тот факт, что «начинка» боевых судов становилась все сложнее, и разрабатывать ее самостоятельно кроме того небедным государствам с развитой промышленной базой было невыгодно. Чем тратить огромные средства на исследовательские и проектные работы, куда целесообразнее смотрелось приобрести уже системы и существующие агрегаты за границей — к примеру, в Соединенных Штатах.

И в следствии сложилась парадоксальная обстановка: боевые суда, строившиеся в совсем различных государствах — скажем, в ФРГ, Италии либо Японии, — стали такими похожими, что их возможно было вычислять чуть ли не близнецами. Они несли одинаковые совокупности оружия, радиоэлектронное оборудование, однообразную энергетику и имели фактически аналогичную концепцию боевого применения.

Увы, национальные кораблестроительные школы — такие, как французская, итальянская, германская — канули в небытие. Реально в последние три-четыре десятилетия их, школ, осталось всего две: западная и советская. Сейчас обращение отправится о первой из них.

В 1970-е годы «холодная война» была в самом разгаре, и требования к новым фрегатам управление НАТО составляло, очевидно, исходя из мнимой «коммунистической угрозы».

В случае если раньше западные флоты опасались только советских подводных лодок, то сейчас у них появились новые потенциальные неприятели — современная противокорабельные ракеты и реактивная авиация (ПКР). Так, появлялась необходимость размещения на судах оружия, талантливого бороться с любым соперником на море, под водой и в воздухе.

За исключением Англии и Франции, разрабатывавших личные артиллерийские и ракетные совокупности, остальные страны НАТО решили максимально унифицировать собственные морские оружия на базе уже существующих образцов. Артиллерию главного калибра — успешные 127-мм и 76-мм автоматические орудия —поставляла итальянская компания «ОТО-Мелара».

В качестве средства ПВО фрегатов был выбран американский ЗРК «Си Спэрроу», намерено перепроектированный под меньшие габариты и взявший обозначение «НАТО-Си Спэрроу». Кроме этого американскими были и противолодочные торпеды.

Из противокорабельных ракет стандартными стали две совокупности — французская «Экзосет» и американская «Гарпун». (Действительно, итальянцы пробовали продвигать на рынок собственную ракету «Отомат», созданную совместно с французской личной компанией «Матра», но патнер из Евросоюза по Североатлантическому блоку она не приглянулась). Заказы на радиоэлектронное оборудование достались в основном голландским и американским компаниям.

От противолодочных ракетоторпед отказались; к тому времени стало ясно, что палубный вертолет есть более действенным средством борьбы с субмаринами. Кстати, сами вертолеты также были стандартизированы: большая часть государств приняло на вооружение франко-английский «Линке», а Греция и Италия — АВ-212, выпускавшийся по американской лицензии итальянской компанией «Аугуста».

Первым фрегатом-универсалом нового поколения стал итальянский «Лупо» («Волк»), вступивший в строй во второй половине 70-ых годов XX века.

Не обращая внимания на маленькие размеры (его полное водоизмещение только чуть-чуть перевалило за 2500 т), он взял весьма замечательное оружие, включавшее восемь контейнеров с ПКР «Отомат», ЗРК «Альбатрос» (итальянскую вариацию на тему «Си Спэрроу»), два трехтрубных торпедных аппарата, вертолет, одну 127-мм артустановку и два спаренных 40-мм автомата В качестве основных двигателей употреблялись две газовые турбины LM-2500 американской компании «Дженерал электрик» и два дизеля собственной компании GMT. Энергетическая установка трудилась на два гребных винта регулируемого шага.

Корпус изготавливался из стали, надстройки — из алюминиевых сплавов.

83. Фрегат «Лупо», Италия, 1977 г.

Выстроен на верфи «Финкантьери». Водоизмещение стандартное 2200 т, полное 2525 т. Протяженность громаднейшая 113,2 м, ширина 11,3 м, осадка 3,7 м. Мощность дизельгазотурбин-ной установки 60 000 л.с., скорость 35 узлов. Оружие: 8 ПКР «Отомат», 1×8 ПУ ЗРК «Альбатрос», одна 127-мм артустановка и два спаренных 40-мм автомата «Бреда-Бофорс», два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, один вертолет.

Всего в 1977 — 1992 гг. выстроено 18 единиц, а также 6 для Венесуэлы и 4 для Перу (2 из них выстроены в Перу по итальянской лицензии).

84. Фрегат «Маэстаре», Италия, 1982 г.

Выстроен на верфи «Финкантьери». Водоизмещение стандартное 2500 т, полное 3200 т. Протяженность громаднейшая 122,7 м, ширина 12,9 м, осадка 4,6 м. Мощность дизельгазотурбинной установки 62 600 л.с., скорость 32 узла.

Оружие: 4 ПКР «Отомат», 1×8 ПУ ЗРК «Альбатрос», одна 127-мм артустановка и два спаренных 40-мм автомата «Бреда-Бофорс», два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, 2 вертолета. Всего в 1982 — 1985 гг. выстроено 8 единиц.

85. Фрегат «Кортенаэр», Нидерланды, 1978 г.

Выстроен на верфи КМБ. Водоизмещение стандартное 3050 т, полное 3630 т. Протяженность громаднейшая 130,5 м, ширина 14,6 м, осадка 4,4 м. Мощность газотурбинной установки 70 400 л.с., скорость 30 узлов.

Оружие: 8 ПКР «Гарпун», 1×8 ПУ ЗРК «НАТО-Си Спэрроу», одна 76-мм артустановка и один семиствольный 30-мм автомат «Голкипер», два спаренных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, один вертолет. Всего в 1978 — 1983 гг. выстроено 12 единиц.

86. Фрегат «Бремен», ФРГ, 1982 г.

Выстроен на верфи «Бремер Вулкан». Водоизмещение стандартное 3100 т, полное 3800 т. Протяженность громаднейшая 130,5 м, ширина 14,4 м, осадка 4,5 м. Мощность дизельгазотурбинной установки 51 600 л.с., скорость 30 узлов.

Оружие: 8 ПКР «Гарпун», 1×8 ПУ ЗРК «НАТО-Си Спэрроу», 2×24 ПУ ЗРК РАМ, одна 76-мм артустановка и два 20-мм автомата, два спаренных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, два вертолета. Всего в 1982— 1990 гг. выстроено 8 единиц.

«Лупо» сильно поразил экспертов — столь компактных и вместе с тем так очень сильно вооруженных универсальных судов в то время еще не существовало. Но сразу же выявились и недочёты проекта, связанные именно с чрезмерной плотностью компоновки.

Мореходность фрегата была приемлемой для Средиземного моря, но очевидно недостаточной для действий в Атлантике. Дефицит места заставила применить для хранения вертолета раздвижной телескопический ангар, появлявшийся очень неудобным в эксплуатации. Признали неудачным и размещение 40-мм автоматов — они имели малые углы обстрела и пребывали через чур низко, что приводило к их заливанию волнами в штормовую погоду.

Стало очевидным, что для размещения аналогичного состава оружия требуется более большой корабль.

Но, серия фрегатов типа «Лупо», не обращая внимания на их недочёты, была очень большой. Проектом заинтересовались страны «третьего мира», и кроме четырех единиц для итальянского флота шесть были выстроены для Венесуэлы и еще четыре — для Перу (из последних две сооружались в Южной Америке с итальянской помощью).

Экспортные фрегаты отличались от головного «Лупо» наличием твёрдого ангара вместо раздвижного, за что было нужно заплатить отказом от механической совокупности перезарядки ЗРК «Альбатрос» (осталась лишь ручная). Помимо этого, на перуанских судах подняли на один ярус и 40-мм автоматы.

Наконец, еще четыре фрегата типа «Лупо» в первой половине 80-ых годов XX века были заказаны Ираком.

Они строились без гидроакустических станций и противолодочного вооружения (в то время у потенциальных соперников Саддама Хусейна по Персидскому заливу подводных лодок еще не было). Фактически говоря, по большому счету неясно, для чего Ираку пригодились эти суда — вероятнее, только для поддержания должного престижа. Быть может, исходя из этого финансирование постройки велось с перебоями, и до 1990 года они так и не вошли в строй.

А после этого на Багдад ответом ООН наложили эмбарго на поставку вооружения, и превратившиеся в долгострой фрегаты были по большому счету не у дел. Попытки обнаружить них клиента не увенчались успехом, но в первой половине 90-ых годов двадцатого века их все-таки купил итальянский флот. Так, на средиземноморском театре выяснилось восемь фрегатов типа «Лупо» вместо рассчетных четырех, но по меркам 1990-х годов они уже далеко не всецело отвечали предъявляемым к новым судам требованиям.

К тому времени в итальянском флоте уже около десяти лет несли работу более идеальные фрегаты типа «Маэстрале». По сути, они представляли собой перекомпонованный и увеличенный вариант «Лупо». Но определенные трансформации были внесены в разработку постройки. Так, корпус каждого корабля планировал из 14 секций, заблаговременно изготовленных в цехах.

Сооружение секций в закрытых помещениях разрешало повысить уровень качества работ и сократить время нахождения корпуса на стапеле. Состав оружия остался фактически тем же; уменьшение числа пусковых установок ПКР «Отомат» компенсировалось наличием двух вертолетов АВ-212, каковые сейчас пребывали в более вместительном ангаре.

87. Фрегат «Дескубьерта», Испания, 1978 г.

Выстроен на верфи «Басан» в Картахене. Водоизмещение стандартное 1233 т, полное 1480 т. Протяженность громаднейшая 88.8 м, ширина 10,4 м, осадка 3,2 м. Мощность дизельной установки 15 000 л.с., скорость 25 узлов. Оружие: 8 ПКР «Гарпун». 1×8 ПУ ЗРК «НАТО-Си Спэрроу», одна 76-мм артустановка и два 40-мм автомата, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО. Всего в 1978 — 1983 гг. выстроено 9 единиц, а также 2 для Египта и одна для Марокко.

88. Фрегат «Нильс Юэль», Дания, 1980 г.

Выстроен на верфи в Альборге. Водоизмещение стандартное 1190 т, полное 1320 т. Протяженность громаднейшая 84 м, ширина 10,3 м. осадка 3,1 м. Мощность дизель-газотурбинной установки 29 800 л.с., скорость 28 узлов. Оружие: 8 ПКР «Гарпун». 1×8 ПУ ЗРК «НАТО-Си Спэрроу», одна 76-мм артустановка, один бомбосбрасыватель.

Всею в 1980 1982 гг. выстроено 3 единицы.

Практически в один момент с итальянцами проект «стандартного» фрегата НАТО создали и в Нидерландах. В отличие от «Лупо» голландский «Кортенаэр» был кроме этого заметно больше и по водоизмещению соответствовал эсминцам прошлого поколения.

Это разрешило создать корабль с более гармоничными чертями и избежать чрезмерного применения пожароопасных алюминиевых сплавов. Корпус «Кортенаэра» лучше разделялся на отсеки (он имел 15 влагонепроницаемых переборок вместо 13 на «Лупо»); никаких нареканий не вызывала и мореходность. Очень уникальной была энергетика — чисто газотурбинная с двумя парами маршевых и форсажных турбин британского производства.

Состав оружия — близкий к установленному на «итальянцах», но вместо ПКР «Отомат» использовались американские ракеты «Гарпун», вместо «Альбатроса» — «НАТО-Си Спэрроу», а основной калибр был ограничен 76-мм арт-установкой. В ангаре размешался один вертолет «Линке».

Характерная подробность: боевая информационно-управляющая совокупность SEWACO «Кортенаэра» по особому каналу связи была сопряжена с подобными совокупностями судов других государств НАТО, что снабжало нужную координацию действий в рамках межнациональных сил.

Всего голландцы заложили 12 фрегатов типа «Кортенаэр»; два из них уже на протяжении постройки реализовали Греции. На них, кстати, ангар удлинили на 2 м, что разрешило разместить в нем два итальянских вертолета АВ-212.

Позднее греческий флот взял еще четыре корабля, а два в 1997 — 1998 годах были переданы голландцами ВМС Объединенных Арабских Эмиратов. Спасение от в полной мере еще боеспособных судов — явление, в неспециализированном-то, нетипичное. Но оно разрешило голландцам загрузить собственные верфи новыми заказами и создать фрегаты нового поколения, считающиеся одними из лучших в мире.

Фрегат «Кортенаэр» послужил прототипом западногерманских судов типа «Бремен», заказанных во второй половине 70-ых годов XX века для замены устаревших эсминцев типа «Флетчер» и фрегатов типа «Кельн». Основное отличие «Бремена» от «голландцев» — более привычная энергетическая установка, складывающаяся из американских газовых турбин LM-2500 и двух 20-цилиндровых V-образных дизелей германской компании MTU.

Помимо этого, в ангаре удалось разместить два вертолета «Линке», а 30-мм автомат «Голкипер» немцы заменили двумя ЗРК самообороны RAM (кстати, считающимися на Западе самыми действенными среди всех собственных аналогов). Радиоэлектронное оборудование осталось в основном голландским.

Родные по чертям а также снаружи фрегаты типов «Кортенаэр» и «Бремен» в первой половине 80-х годов прошлого века считались самые удачными многоцелевыми надводными судами в составе ВМС НАТО.

Одновременно с этим их цена никак не вписывалась в бюджеты менее богатых партнеров по НАТО. Исходя из этого в ряде государств решили строить фрегаты по собственным проектам — мельче и недороже, вместе с тем отвечающие натовским стандартам.

Определенный интерес воображают бельгийские фрегаты типа «Вилинген».

За счет отказа от вертолета бельгийские конструкторы спроектировали прекрасно вооруженный корабль, небольшой, но талантливый функционировать не только в прибрежной территории, но и в Атлантике. Его силовая установка складывалась из одной британской газовой турбины и двух дизелей бельгийского производства, трудившихся на два винта регулируемого шага.

Ракетное оружие («Экзосет», «НАТО-Си Спэрроу») и радиолокационное оборудование — стандартные, но средства ПЛО не натовские, а типично французские (375-мм реактивный бомбомет и два однотрубных 533-мм торпедных аппарата). Кроме этого французская и артиллерия главного калибра (100-мм универсальное орудие на баке).

Еще компактнее выглядит второй проект — испанский фрегат «Дескубьерта».

Не смотря на то, что Испания в 1970-е годы и не была членом НАТО, собственные вооруженные силы по большому счету и флот в частности Мадрид оснащал с оглядкой на западноевропейские государства. Так, на «Дескубьерте» установили все тот же набор оружия. ЗРК «НАТО-Си Спэрроу», 76-мм и 40-мм автоматические артустановки, 324-мм торпедные аппараты, а уже по окончании ввода в строй — ПКР «Гарпун».

Отсутствие вертолета потребовало усилить оружие ПЛО, исходя из этого в носовой части дополнительно разместили двухствольный 375-мм реактивный бомбомет шведской компании «Бо-форс». Энергетическая установка — более недорогая, складывающаяся из четырех дизелей, трудившихся через редукторы на два гребных вала. Всего испанцы выстроили девять фрегатов типа «Дескубьерта», а также три на экспорт (для Египта и Марокко).

Но рекорд сочетания миниатюрности и достаточно замечательного оружия при довольно приличной мореходности в собственности не испанскому, а датскому кораблю. Действительно, это скорее достижение британцев, поскольку проект фрегата «Нильс Юэль» для ВМС Дании разрабатывала одна из частных английских компаний.

При полном водоизмещении в 1320 т «Нильс Юэль» располагал комбинированной дизель-газотурбинной силовой установкой (одна турбина LM-2500 и один дизель MTU) и опять-таки стандартным комплектом оружия — за исключением разве что вертолета. Действительно, на протяжении постройки из-за выявившейся перегрузки было нужно отказаться от установки противолодочных торпедных аппаратов — в итоге из средств борьбы с субмаринами на фрегате остался только кормовой сбрасыватель глубинных бомб.

Само собой разумеется, для океанских просторов данный корабль, практически являвшийся не фрегатом, а корветом, не годился, но на ограниченных морских театрах в полной мере имел возможность решать широкий круг задач, в особенности во взаимодействии с другими кораблями и базовой авиацией.

С. БАЛАКИН

Пять целей: Полторак поведал, как ВСУ подгоняют под стандарты НАТО

Статьи, которые будут Вам интересны: