Легендарный «варяг»

Легендарный «варяг»

Ровно сто лет назад имя этого корабля стало известно всему миру. Утром 9 февраля (27 января по-ветхому стилю) 1904 года крейсер «Варяг» был на рейде корейского порта Чемульпо, в то время, когда его начальник—капитан 1 ранга В.Ф. Руднев получив новость о начале войны с Японией.

К этому времени выход из бухты перекрыла японцы и вражеская эскадра внесли предложение русским сдаться. Не обращая внимания на то, что у неприятеля был явный перевес в силах, русские моряки отвергли предложение и приняли вызов, выйдя на неравный бой.

В 11.20 оба застигнутых в нейтральном порту русских корабля— крейсер «канонерская» лодка и Варяг «Кореец» — снялись с якорей и направились в Море. «Мы салютовали этим храбрецам, идущим так гордо на верную смерть», — так выразил собственный восторг свидетель боя начальник французского крейсера «Паскаль» В.Сэнес…

Крейсер «Варяг» к началу русско-японской войны считался в полной мере современным кораблем. Он был выстроен по заказу России в Соединенных Штатах на верфи Крампа (Филадельфия) в 1900 году.

По типу крейсер принадлежал к так называемым «истребителям торговли» (торговых судов) — громадным океанским рейдерам, мореходным, но слабо защищенным и не хватает вооруженным. Бронированной на «Варяге» была лишь палуба: на горизонтальных участках она имела толщину 38 мм, на скосах — 76 мм. Артиллерия корабля по большому счету была лишена какой-либо защиты В марте 1901 года «Варяг» покинул берега Америки и 3 мая прибыл в Кронштадт.

По окончании недолгого нахождения на Балтике он отправился на Дальний Восток и в феврале 1902 года уже был в Порт-Артуре.

За месяц до начала войны крейсер «Варяг» ушел в Корею, где должен был делать функции стационера — корабля-представителя страны за границей. Увы, рейд порта Чемульпо, расположенный в глубине бухты и соединенный с морем долгим извилистым фарватером, воображал собой красивую ловушку, чем и воспользовались японцы.

Эскадра адмирала С. Уриу в составе броненосного крейсера «Асама», крейсеров 2 класса «Чиода», «Нанива», «Такачихо», «Нийтака» и «Акаси», и трех транспортов и четырех миноносцев показалась перед Чемульпо незадолго до нападения на Порт-Артур. Шансов вырваться из западни у «Корейца» и «Варяга» уже не оставалось…

Предстоящее известно.

О бое, случившемся вблизи этого корейского порта, написано множество статей, очерков и книг, сняты художественный и документальные фильмы, сложены песни. Детально рассказывалось о нем и в выпуске приложения «Морская коллекция» (В.И.Катаев. Крейсер «Варяг». — «Морская коллекция» № 3 за 2003 г.).

Несмотря на огромное численное превосходство неприятеля, «Варяг» отважно сражался до тех пор, пока не взял важные повреждения. Экипаж крейсера понес огромные утраты — 33 человека были убиты и 97 ранены. Из-за нескольких подводных пробоин, выхода из строя рулевого привода и значительного числа орудий «Варяг» полностью исчерпал собственные боевые возможности и был должен возвратиться на рейд.

Тут, дабы не достаться неприятелю, корабль был по приказу начальника затоплен.

В 1905 году японцы подняли крейсер и по окончании ремонта ввели в состав собственного флота называющиеся «Сойя». Действительно, сейчас он делал в основном функции учебного судна.

Но история «Варяга» на этом не завершилась. В разгар Первой Мировой Российская Федерация решила создать флотилию Северного Ледовитого океана и обратилась к сейчас уже союзной Японии реализовать ей пара кораблей ВМФ. Та с радостью дала согласие.

И в марте 1916 года на бывших русских броненосцах «Пересвет», «Полтава» и крейсере «Варяг» снова были подняты Андреевские знамёна. А в ноябре легендарный крейсер под своим начальным именем стал на рейд в Романове-на-Мурмане (нынешнем Мурманске).

Действительно, учавствовать в битвах с неприятелем «Варягу» больше не довелось.

Его состояние приводило к серьёзным опасениям, и в феврале 1917 года крейсер ушел на ремонт в Англию. Тогда еще никто не думал, что он покинул Россию окончательно.

Предстоящие события — февральская, а после этого и Октябрьская революции — отразились на судьбе крейсера самым роковым образом.

Новой власти в Российской Федерации было не до «Варяга» — за ремонт платить никто не планировал. Экипаж крейсера неспешно разъехался — часть его отправили США, часть возвратилась на родину. А оставшихся 11 человек в декабре 1917 года британцы арестовали, и корабль перешел в собственность «владычицы морей».

В английском флоте «Варяг» некое время служил в роли запасного судна, а год спустя был реализован (предположительно, не без участия бывшего военно-морского атташе России Н А. Волкова) на слом одной личной компании. Но при буксировке к месту разборки крейсер сел на камни у шотландского побережья. И в том месте же в 1925 году он был разрезан на металлолом. Но корпус корабля ниже уровня броневой палубы остался на месте; позднее о нем забыли.

И лишь в 2003 году по окончании продолжительных поисков его удалось найти группе журналистов во главе с А.Д.Денисовым. Намерено снаряженной экспедиции удалось поднять со дна большое количество исторических реликвий, каковые скоро будут переданы Центральному Военно-морскому музею в Петербурге.

Окраска

За время работы «Варяг» окрашивался следующим образом.

По окончании постройки с сентября 1900 по май 1901 года: мачты и корпус — белые; нижние колена дымовых труб и раструбы (и вентиляторы трубы) — желтые; верхние колена дымовых труб, стеньги обеих реи и мачт — тёмные; подводная часть — зеленая и внутренняя поверхность раструбов—красная.имеете возможность применять и для модели данного судна.

На протяжении плавания в составе эскорта императора Николая II с августа по сентябрь 1901 года: мачты и корпус — белые; колена дымовых труб и раструбы (и вентиляторы трубы) — желтые; коронки дымовых труб шириной 1,5 м, стеньги обеих реи и мачт — тёмные; внутренняя поверхность раструбов—красная; подводная часть — также красная.

С августа 1901 по сентябрь 1903 года мачты и корпус — белые; нижние колена дымовых труб и раструбы (и вентиляторы трубы) — желтые; верхние колена дымовых труб, стеньги обеих реи и мачт — тёмные; внутренние подводная часть и поверхности раструбов— красные.

С сентября 1903 года до момента смерти: от клотика до ватерлинии — оливковый цвет (в соответствии с приказом по окраске судов в боевой цвет на дымовых трубах была отбита полоса шириной 0,9 м оранжевого цвета); подводная часть — красная.

В. КАТАЕВ

Песня ВАРЯГ Легендарный крейсер Варяг века и История России

Статьи, которые будут Вам интересны: