Легендарная «с-56»

Легендарная «с-56»

«Владивосток, 6 (корр. «Правды» Ю. Макеев). На Корабельной набережной краевого центра установлена на пьедестале легендарная подлодка «С-56»…»

Газета «Правда» от 7/XII 1972 года

Раскрыв данный номер издания, читатель не отыщет в нем привычной рубрики «Морская коллекция «М-К», которую ведет Герой Советского Союза адмирал Григорий Иванович Щедрин.

Сейчас, в честь Дня Победы, перелистием одну из славных боевых страниц истории отечественного флота и поведаем о подвиге экипажа подлодки «С-56», которой в годы ВОВ руководил 27-летний капитан-лейтенант Григорий Щедрин.

Спуск корабля на воду с давних времен освящен многими традициями и ритуалами.

Рождение «С-56» ими не отмечено: практически готовую подлодку, собранную в маленький срок на одном из фабрик, загрузили на ЖД платформу и послали на Дальний Восток. Тут на палубу «эски» встал ее первый начальник — 27-летний капитан-лейтенант Григорий Иванович Щедрин. Тут же комплектовалась команда.

Г. И. Щедрин на рубке подлодки «С-56».

1943 год.

В осеннюю пору 1941 года «С-56» вышла в море — судостроители и представители флота приступили к ее опробованиям. Они прошли удачно, и 31 октября 1941 года под звуки «Интернационала» на «С-56» был поднят военно-морской флаг Альянса ССР. Новый подводный корабль вступил в строй.

Прошел год. Экипаж осваивал лодку, контролировал оружие, отрабатывал учебные задачи. Учения проводились в условиях, приближенных к боевым — с декабря 1941 года, по окончании того как Япония напала на Пирл-Харбор, Тихий океан кроме этого стал театром боевых действий.

Но «С-56» не суждено было принять в них участие.

По приказу Госкомобороны, решившего усилить действующий Северный флот новыми судами, нескольким подводным лодкам, и а также «С-56», предстояло перейти из Владивостока в Баренцево море южным методом — через Негромкий, Атлантический и часть Северного Ледовитого океана.

Сжатые сроки затрудняли подготовку судов. Но экипажи, трудясь по 16—18 часов в день, выполнили намеченную программу, и 6 октября 1942 года лодки покинули бухту Золотой Рог.

В первые же дни стало известно, что поход будет очень тяжелым. Уже в Японском море «С-56» чуть не столкнулась с затемненным японским кораблем, а в Охотском — попала в ожесточённый шторм. Пятнадцатиметровые волны, как горы, обрушивались на корабль. Вода попала в снарядный погреб, вывела из строя кое-какие электроприборы, нарушила работу вала двигателя.

Только самоотверженные действия мичмана Елина и главного старшины Рыбакова обеспечили «С-56» независимый движение и выручили лодку из тяжёлого положения. Исправив повреждения в Петропавловске-Камчатском, «С-56» продолжала собственный путь. При переходе из американской базы Датч-Харбор в проливе Акутан чуть не произошла новая беда: какой-то тяжелый предмет с силой ударил в корпус недалеко от центрального поста.

Глубина в этом месте достигала 100 м, исходя из этого столкновение с подводной гором исключалось. Тогда что же? Позднее, в британском порту Росайт, «С-56» поставили в док. При осмотре в днище нашли осколки и пробоину металла. Торпеда? Но германских подлодок недалеко от пролива Акутан не было, американцы являлись отечественными союзниками.

Необычное происшествие так и осталось тайной.

Из Сан-Франциско «С-56» направилась в Панамский канал. Сейчас советские моряки пребывали в тропиках, и это создавало собственные неудобства: забортная вода достигала температуры 35°, разогревая внутренние помещения лодки до 50°. Показалась опасность взрыва и самовозгорания снарядов.

И тут проявилась находчивость и самоотверженность экипажа. Была ограничена выдача холодной воды команде, солидную часть ее выделили на охлаждение боевого погреба.

18 ноября «С-56» подверглась уже прямому нападению, но сигнальщики своевременно увидели след торпеды, мчащейся прямо в борт.

Команда, торпеда и — резкий поворот прошла в 50 м от лодки. Миновав Панамский канал, «С-56» появилась в Карибском море. Тут лодки разделились, и «С-56» самостоятельно отправилась сперва в Канаду, а после этого — через Атлантику — в Англию. И на этом переходе экипаж лодки продемонстрировал хорошую выучку. В последний сутки 1942 года, в то время, когда лодка шла на глубине 65 м, на ее пути выяснилось чье-то затопленное судно. Начальнику «С-56» было нужно применить все собственный умение, дабы высвободить лодку из неожиданной ловушки.

28 февраля 1943 года лодка пришла в Полярный, покинув за кормой практически 17 тысяч миль. И сразу же начались боевые походы. Лодка охраняла у берегов Норвегии, высаживала разведчиков, топила транспорты и корабли соперника. В одном из походов Г. И. Щедрин нашёл германский конвой из пяти транспортов, защищаемый эсминцем и тремя сторожевиками.

Совершив искусный маневр, начальник «С-56» вывел лодку на позицию залпа. Толчок — торпеды пошли в цель.

На мгновение подняв перископ, начальник «С-56» заметил разломанный пополам, тонущий транспорт.

Второй поход — и опять успех. Растет боевой счет подводников. В туман и шторм, ночью и днем «С-56» находится на боевых позициях. Красные звезды — символы боевых успехов — украшают рубку подводного корабля. Скоро «С-56» делается Краснознаменной.

И наконец верховная приз — гвардейский военно-морской флаг — венчает дела прославленного экипажа. Храбрецом СССР делается начальник «С-56» капитан II ранга Г. И. Щедрин.

Подлодка «С-56»:

1 — сетерез, 2 — киповые планки, 3 — якорь, 4 — кнехты, 5 — брашпиль, 6 — спасательный буй, 7 — 100-мм орудие, 8 — рубка, 9 — мачта, 10 — перископ, 11 — вымпел, 12 — радиопеленгатор, 13 — 45-мм орудие, 14 — флаг ВМС, 15 — спасательный буй, 16 — брашпиль, 17 — кнехты, 18 — киповые планки, 19 — торпедные аппараты, 20 — вертикальный руль, 21 — гребной винт, 22 — кормовой горизонтальный руль, 23 — носовой горизонтальный руль, 24 — клюз, 25 — торпедные аппараты.

Закончилась война.

Большинство команды «С-56» возвратилась к мирному труду, уехал к новому месту работы ее начальник, а лодка осталась на Севере и долгое время пребывала в том месте — до того дня, в то время, когда был взят приказ: возвратиться на дальневосточные пределы через покрытые льдами моря Северного Ледовитого океана.

И данный поход окончился удачно. Шли годы, и, наконец, для «С-56» настал срок уступить собственный место новым судам.

Но в память о боевых делах металлическому ветерану выпала верховная честь — навечно остаться в строю. В ноябре 1972 года замечательный кран поднял «С-56» из воды и опустил на особую платформу, которая отвезла лодку к пьедесталу. «С-56» стала кораблем-монументом.

Разработка изготовления модели подлодки «С-56»

Корпус модели подлодки изготавливается из древесного бруска по шаблонам, снятым с теоретического чертежа.

Окончательная отделка корпуса производится наждачной бумагой и напильниками. Номера бумаги нужно неспешно поменять. К готовому корпусу прикрепляются сделанные из жести горизонтальные и вертикальные рули, винты, ограждение рулей. Ограждение рулей, валы гребных винтов и сетерез изготовлены из проволоки.

Боевую ее ограждение и рубку целесообразно вырезать из дерева и прикрепить к корпусу посредством водостойкого клея и гвоздя.

Из дерева делается и перископная тумба. Сами перископы, радиопеленгатор и ввод радиоантенн планируют из проволоки. Настил рубки возможно вырезать из фанеры, релинги — из проволоки. Ходовые огни к рубке приклеиваются; цвет их обозначается краской. Скобтрал на рубке изготавливается из проволоки; крепить его рекомендуем так: выполнить в рубке отверстия шилом, залить их клеем и затем вставлять в отверстия скобтрап.

Макеты 100-мм орудия и полуавтоматической пушки вырезаются из дерева, верхние части спасательных букв и палубных люков — из фанеры. То и второе крепится к палубе водостойким клеем.

Окраска модели: рубка, корпус до ватерпинии, верхние части палубных люков — серо-голубые (шаровые). Ватерлиния — белая. Перископы, рамка пеленгатора, антенный ввод, сетерез, шпили, настил рубки, артиллерия, репинги на палубе и на рубке, верхняя палуба, настил рубки, корпус ниже ватерлинии — тёмные.

Гребные винты покрыты медной краской.

На боевой рубке возможно написать белой краской наименование корабля, но направляться не забывать, что на протяжении войны оно было закрашено, а в послевоенные годы на его месте писали тактический номер.

Для настольной модели ограждение рубки вырезают из плотном бумаги и закрашивают, и делают подставку.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАНЫЕ Подлодки «С-56»

Водоизмещение: надводное — 780 т, подводное — 1050 т; скорость хода: надводная — 21 узел, подводная — 10 узлов; оружие — 1 пушка 45 мм, 1 орудие 100 мм, 6 торпедных аппаратов 533 мм; мощность двигателей, л. с.: дизелей — 4200, электромоторов — 1100; глубина погружения — более 100 м; протяженность — 78 м; ширина — 6,4 м; осадка — 4 м; экипаж — 45 человек.

И.

БОЕЧИН

Легендарная подлодка С-56 (СССР).

Статьи, которые будут Вам интересны: