Лошади и тракторы в вермахте

Лошади и тракторы в вермахте

Это одна из фотографий времён начала ВОВ. Комментарии к ней возможно отыскать в ежедневниках главы генштаба Вермахта Ф. Гальдера, что отмечал: «Осень, и особенно зима 1941 г., неласково встретила части Вермахта. Трудности со снабжением привели моторизованные части в небоеспособное состояние, пагубно сказались на их мобильности.

Непролазная грязь заставляла останавливаться кроме того гусеничные автомобили». Невозможность осуществления автомобильных транспортных перевозок в таких условиях быстро возвысила значение гужевого транспорта в германской армии.

К 1940 г. в вооружённых силах Германии пребывала 771 тысяча мулов и лошадей. Войну с СССР Вермахт начал, имея в своих рядах их уже около миллиона.

Лошадь стала «основной движущей силой германских армий». По всей видимости, исходя из этого к 1943 г. количество «единиц тягловой силы» в армиях достигло 1380 тысяч.

В Вермахте на вооружении пребывали намерено созданные стандартные конно-гужевые повозки армейского примера. Тип Hf1 воображал собой пароконный «экипаж» массой 650 кг, покрытый «низкопрофильным тентом». Его грузоподъёмность составляла 750 кг — при одном обозном.

Другие -типа Hf2 — являлись тяжёлыми обозными повозками, они были обиты металлическими страницами и имели обрезиненные колёса. Их тянули уже четыре лошади, потому что они сами были вправду тяжёлыми -массой 1024 кг; на них перевозили грузы до 1720 кг.

Имеются сведения, что немцы за период 1939 — 1945 гг. применяли в армии более трёх миллионов лошадей: они составляли 90% тягловой силы, причём во всех пехотных дивизиях артиллерия имела конную тягу.

Это признавал и германский армейский деятель генерал артиллерии Вермахта М. Фреттер-Пико в собственной книге «Стратегические неточности Вермахта», изданной у нас только в 2013 г. Он так показывал, например, на события, проходившие в осеннюю пору 1941 г. на Украине: «Подвижность дивизии обеспечивалась конной тягой. Бессчётные транспортные средства, к примеру, парижские развозные машины, которыми была оснащена дивизия, не могли ехать в распутицу» и потом продолжает: «Дивизия заблаговременно подала заявку на тягачи, каковые, без сомнений, оправдали бы себя».

Но напомним, что немцы сами признавали слабость собственных как колёсных, так и гусеничных тягачей, состоявших тогда на вооружении Вермахта. В распутицу они безнадёжно застревали, зимний период не могли преодолеть глубокие снега. Такие автомобили вряд ли имели возможность удачно оказать помощь дивизии генерала.

Требовалось заменить безмерно разросшуюся конную тягловую силу, такую ненасытную, на механическую.

Вермахт весьма нуждался в артиллерийском тягаче с гусеничной ходовой частью, надёжным, но и несложным по конструкции.

RSO/1 обр. 1942 г.

RSO/3 обр. 1943 г.

Трактор-тягач Raupenschlepper Ost (сокращённо RSO) типа отечественных артиллерийских гусеничных СТЗ-5 и «Сталинца». Масса — 3,8 т, тяговое упрочнение около 3 т.

Raupenschlepper Ost (сокращённо RSO) в переводе практически означало «трактор, следующий на Восток». Считалось, что такое наименование дал Гитлер. На фото: RSO на Восточном фронте.

Зима 1943 г.

Было нужно самому Гитлеру «власть собственную употребить» и вынудить армейских экспертов принять проект нового трактора-тягача типа отечественных артиллерийских гусеничных СТЗ-5 и «Сталинца» для предстоящей разработки. Считается, что Гитлер дал ему наименование Raupenschlepper Ost (сокращённо — RSO), что в переводе практически означало «трактор, следующий на Восток».

Проект новой автомобили был создан инженерами известного концерна Штайр-Даймлер-Пух под управлением доктора наук Ф. Порше. Согласно его точке зрения, трактор должен был отвечать насущным тактико-техническим требованиям: владеть хорошей проходимостью по распутью, высокой грузоподъёмностью и замечательными тяговыми возможностями, надёжностью в климатических условиях Восточного фронта, но, помимо этого, быть недорогим в производстве, а для его изготовления не потребовалось бы какое-то полезное сырьё.

Считалось, что он обязан заменить все имевшиеся в армии лёгкие трактора.

В 1942 г. в проект были внесены кое-какие трансформации, в составлении которых участвовал сам Гитлер. Затем Штайр-Даймлер-Пух взял заказ на изготовление 50 опытных образцов трактора RSO. Но его широкомасштабное серийное производство развернулось только в 1943 г. на фабриках сходу нескольких компаний: Авто Юнион, Клекнер-Дейц-Магирус, Ульм Штифт и Греф, Вандерер.

Выпуск трактора Raupenschlepper Ost вправду стал массовым — 28 151 единица до самого финиша войны.

Базой трактора послужил прекрасно освоенный в производстве грузовик «Штайр» 1500/02 (Steyr), от которого заимствовали главные узлы, само собой разумеется, на какое количество это было вероятно. Так, трансмиссия всецело соответствовала использованной на грузовике.

Но двигатель на трактор установили более замечательный — 8-цилиндровый 85-сильный карбюраторный Steyr 1500А количеством 3,5 л.

Трактор RSO неспешно вытеснил остальные лёгкие тягачи Вермахта. Случилась замена и сотен тысяч лошадей на механическую тягу. На фото: трактор RSO с лёгкой полевой 105-мм гаубицей на буксире. Северная Франция, октябрь 1943 г. Архив Бундесвера

Самоходная установка 7.5 cm РаК 40 на испытательных стрельбах. Для повышения угла обстрела при боковой стрельбе под гусеницу положен брус

Грузовую платформу RSO перевоплотили в открытый кузов с низкими откидными бортами. В центре установили 75-мм противотанковое орудие РАК-40, покинув его 5-мм штатный щит

Для удешевления производства опорные катки начали штамповать из листовой стали без резиновых бандажей.

Гусеницы изготавливали кроме того из нелегированной стали. В подвеску поставили четверть-эллиптические рессоры. Управление осуществлялось несложным блокированием правой либо левой гусеницы. Двухместная кабина была цельнометаллической обогреваемой, грузовая платформа, сделанная из дерева, имела брезентовый верх.

Проходимости автомобили сопутствовал довольно высокий клиренс — 550 мм.

Скорость её была низкой — до двадцати километров/ч, но в полной мере достаточной при буксировке. 180-литровый количество топливного бака разрешал иметь запас хода до 250 км.

Через некое время на машину установили более надёжный дизельный 4-цилиндровый КНВ F4L 514 мощностью 70 л.с.

Опять-таки для удешевления производства упростили форму кабины, её начали изготовлять из железных листов и дерева, с брезентовым верхом.

Масса трактора равнялась 3,8 т. Его грузоподъёмность составляла 1,25 т, тяговое упрочнение — до 3 т. Ему присвоили индекс RSO/03.

Трактор Raupenschlepper Ost неспешно вытеснил остальные лёгкие тягачи Вермахта, среди них и полугусеничные транспортные тягачи типов Sd.Kfz, sWS. Случилась замена, возможно сообщить без преувеличения, и сотен тысяч лошадей на механическую тягу.

Прочный и надёжный в эксплуатации трактор RSO стал очень популярным на Восточном фронте. Ему доверили все работы, свойственные транспортным средствам. И не только: в войсковых подразделениях RSO употреблялся в качестве тягача 50-мм, 75-мм, 88-мм орудий, лёгких гаубиц, орудий РаК 33.

Трактор RSO очень удовлетворительно продемонстрировал себя в различных погодных условиях и при перемещении по пересечённой местности Восточного фронта.

Исходя из этого летом 1943 г. войсковое руководство Вермахта решило применять его и как носитель оружия. Очевидные трудности были связаны с маленькой площадью грузовой платформы. Было нужно «соорудить» открытый кузов с откидными древесными бортами (опять-таки из-за экономии металла). В центре установили 75-мм противотанковое орудие РаК-40, покинув его 5-мм штатный щит. Но у орудия был через чур долгий ствол, которому мешала крытая кабина.

И тут нашли несложной выход из создавшегося положения — кабину срезали, покинув только её нижнюю часть и защитив 5-мм бронёй от осколков и пуль. Так, компания Штайр-Даймлер-Пух «создала» противотанковую самоходную установку 7.5 cm РаК40 auf Raupenschlepper Ost (Sf).

САУ 7.5 cm РаК 40 Ost

1 — 75-мм противотанковое орудие РаК 40; 2 — орудийный щит; 3 — откидные борта орудийной платформы; 4 — ведущее заднее колесо; 5 — переднее направляющее колесо; 6 — рабочее место начальника; 7 — передние сошники орудия; 8 — казённик орудия; 9 — орудийная платформа установки; 10 — задние сошники орудия; 11 — рабочее место механика-водителя; 12 — дульный тормоз

САУ 7.5 сш РаК 40 в готовности к стрельбе на огневой позиции. Расчёт — пять человек, включая механика-водителя.

Зима 1944 г., Восточный фронт

Вариант самоходной установки с укрытием артиллерийского расчёта и орудия брезентовым тентом

Пушки PAK 40 были самыми распространёнными в Вермахте. Их выпуск составил 23 303 единицы. Они устанавливались в 1942 — 1944 гг. на САУ «Мар-дер», на шасси танков «Гочкис» и T-IV, БТР, гусеничного тягача К50.

Эти пушки разрабатывались компанией «Рейнметалл-Борзиг» с 1936 г., но лишь в 1942 г. они показались в армиях. Главное их назначение — поражение военной техники, в особенности танков. Но в боекомплекте находились и осколочно-фугасные боеприпасы, разрешавшие кроме этого действенно вести борьбу с живой силой, подавлять огневые точки, разрушать разные упрочнения. Справедливости для, нужно заявить, что эти пушки были очень страшны для отечественных танков той поры.

Установленные на RSO пушки имели возможность вести круговой обстрел. Препятствием был лишь тент, натянутый над трактором. В этом случае горизонтальная наводка ограничивалась 30° в обе стороны, вертикальная составляла + 22°. самые выгодными расстояниями для поражения танков из РаК 40, исходя из бронепробивной способности снарядов, считались расстояния до 800 — 900 м, не смотря на то, что дальность действенной стрельбы равнялась 1500 м. Прицеливание происходило посредством прибора ZF3.

Боеприпасы боекомплекта пушки размещались в боеукладках, уложенных прямо на полу платформы. Расчёт автомобили сократили до 4-х человек, не смотря на то, что лишь в артиллерийский расчёт должны были входить 6-8.

Презентация новой артиллерийской установки случилась 1 октября 1943 г. На ней находилось всё сам Гитлер и армейское начальство.

САУ привела к всеобщему одобрению, была высоко оценена и, не обращая внимания на то что она ещё не прошла войсковые опробования, фюрер сходу дал указание на изготовление 50 опытных образцов и предстоящую подготовку к массовому её выпуску — до сотен единиц каждый месяц. Его восхитили манёвренность машины и высокая проходимость, мощность выстрела, бронепробиваемость боеприпаса, и обещанная низкая стоимость производства.

Самоходная установка 7.5 cm РаК 40 Ost на базе трактора RSO.

Экспозиция музея Второй мировой в Ломмеле, Бельгия

Войсковые опробования САУ совершили на Восточном фронте в январе 1944 г. Вместе с ними экзамен проходили зенитные самоходные установки с 20-мм зенитными пушками FlaK 38 на горном лафете, кроме этого в экспериментальном порядке поставленными на шасси RSO.

График производства с марта по июль 1944 г. предусматривал прогрессивный выпуск САУ 7.5 cm РаК40 auf Raupenschlepper Ost (Sf) с возрастанием от 50 до 400 единиц в месяц.

Но таковой замысел был невыполнимым, например, по причине того, что орудие РаК 40 требовалось для массового выпуска лёгкого истребителя танков «Хетцер», но и кроме этого для военных армий.

Всего было произведено около 100 единиц РаК40 Ost (по другой информации, лишь 60) — так очень понравившейся фюреру установки. Не смотря на то, что германские воины расшифровали сокращение RSO по-своему — как Rollender sarg Ost, что означало «Самоходный восточный гроб».

В 1943 — 1944 гг. германские конструкторы собирались создать на базе RSO три различных типа истребителей танков с 88-мм противотанковыми орудиями. Помимо этого, существовали опытные образцы тягачей — амфибий, прототипы седельного тягача с транспортным прицепом на 50 воинов и санитарных автомобилей. Ясно, по каким обстоятельствам проекты реализованы не были.

ПРОИЗВОДСТВО ТРАКТОРА RSO

БРОНЕПРОБИВАЕМОСТЬ СНАРЯДОВ ПУШКИ РаК 40

На этом возможно было бы закончить представление RSO читателям издания, если бы не меньше занимательные последствия его «жизни». Германский трактор был возрождён на ленинградском Кировском заводе.

Тогда лесному заготовительному хозяйству пригодился трактор для трелёвки и заготовки леса.

Совершённые изучения продемонстрировали, что самый всего для этого подходит германский RSO с его высоким клиренсом. И проработку «подобного изделия» под индексом КТ-12 начали конструкторы Кировского тракторного бюро с «применением ходовой части трофейного германского артиллерийского тягача «Штайр».

В осеннюю пору 1947 г. пара опытных образцов для того чтобы трактора с силовой газогенераторной установкой испытывались в леспромхозе Ленинградской области. По окончании нескольких перекидок с завода на завод его изготовление остановилось на Онежском тракторном заводе в Петрозаводске с двигателем ГД-30 мощностью 35 л.с. В январе 1949 г. начался серийный выпуск трелёвочного трактора КТ-12.

Выпускался трактор до 1956 г. Было произведено 13 тыс. единиц.

Свидетельством его преимуществ может служить Сталинская премия, присуждённая в 1948 г. коллективу конструкторов во главе с Ж. Котиным «За создание нового трактора для трелёвки леса».

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАКТОРА RSO

Боевая масса, кг……………………………..3 800

Экипаж, чел…………………………………………2

Протяженность, мм……………………………………….4425

Ширина, мм……………………………………1990

Высота, мм……………………………………..2530

Клиренс, мм……………………………………..550

Двигатель………………………8-цилиндровый карбюраторный Steyr 1500А мощностью 85 л.с., с 1944 г. — дизельный 4-цилиндровый KHBF4L514 мощностью 70 л.с.

Трансмиссия…………….четырёхскоростная коробка передач, четыре передачи вперёд, одна — назад

Тормоза……….гидравлические на ведущих колёсах и направляющих

Ходовая часть……………….четыре опорных катка на борт, направляющее колесо — переднее, ведущее — заднее, подвеска — рессорная

Ширина гусениц, мм…………………………340

Большая скорость, км/ч……………..20

Количество баков, л…………………………180 (140)

Грузоподъёмность, кг……………………..1250

Тяговое упрочнение, кг………………………до 3000

Преодолеваемые препятствия, м:

ширина рва……………………………………..1,7

глубина брода……………………………….0,67

уклон, град………………………………………30

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПУШКИ РаК 40

Калибр, мм…………………………………………75

Протяженность ствола, клб………………………………46

Протяженность ствола с дульным тормозом, мм…………………3710

Масса пушки в боевом положении, кг…………………..1425

Скорострельность, выстр./мин…….12-14

Громаднейшая дальность стрельбы, м……………………8100

Дальность действенной стрельбы, м……………….1500

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ 7.5 cm РаК 40 Ost

Боевая масса, кг………………………………5200

Экипаж, чел…………………………………………4

Протяженность, мм……………………………………….4570

Ширина, мм……………………………………1990

Высота, мм……………………………………..2600

Клиренс, мм……………………………………..550

Колея, мм……………………………………….1350

Двигатель………………………8-цилиндровый карбюраторный Steyr 1500А жидкостного охлаждения; мощность 85 л.с. при 3000 об/мин, рабочий количество 3517 см3

Напряжение в электросистеме, В………..12

Скорость, км/ч……………………………………17

Количество топливных баков, л………………..180

Запас хода, км…………………………………..300

Расход горючего, л/100 км:

по шоссе………………………………………….60

по просёлку……………………………………120

Удельная мощность, л.с./т………………..13,5

Гусеница:

ширина траков……………………………….340

ширина зимних траков……………………600

количество траков……………………………65

Орудийная платформа, мм:

протяженность…………………………………………..2100

ширина………………………………………..1860

Оружие………75-мм противотанковая пушка РаК 40

Угол горизонтальной наводки, град…………………………………..±30

Угол вертикальной наводки, град……………………………-5 — +22

Прицел…………………………………….ZF3 3×80

Скорострельность, выстр./мин…….12- 14

Боекомплект, снарядов………………………..28

Буксируемый груз, кг………………………2000

Радиостанция……………..FuG15 либо FuG16

В. ТАЛАНОВ

Лошадь либо трактор?

Статьи, которые будут Вам интересны: