Лучший истребитель танков в армии сша

Лучший истребитель танков в армии сша

Битвы в Нормандии летом 1944 г. обескуражили руководство танковыми соединениями союзников, среди них и американское. Дело в том, что оно очень сохраняло надежду на собственные средства борьбы с танками Вермахта: противотанковые орудия, артиллерийские самоходные установки, а также — на американские М10.

М10 Gun Motor Carriage — это самоходная артиллерийская установка, имевшая неофициальное наименование Wolverine («Уолверин» — «Росомаха»), являлась самой бессчётной противотанковой САУ в американской армии во время Второй мировой. Она относилась к классу истребителей танков и должна была уничтожать на поле боя бронетанковую технику, тогда как личные танки являлись средством помощи пехоты в сражении — такова была теория армейского руководства армии США.

Так, действуя на североафриканском фронте, М10, вооружённая 76,2-мм пушкой М7, удачно расправлялась с автомобилями Вермахта, поражая их на дальних расстояниях. Её бронебойные боеприпасы М62 и М79 на дальности 1500 м пробивали броню толщиной около 80 мм. Главными же танками германского Африканского корпуса являлись Pz.Kpfw III, имевшие лобовую броню всего 50 мм.

Дабы поразить таковой танк, самоходка М10 имела возможность вести пламя кроме того с расстояния в 2000 м.

Считалась, что она кроме этого сможет продемонстрировать себя и в Западной Европе, на немецком фронте. Но произошло очень неожиданное.

Уже в начале битв в Нормандии выяснилось — установка неэффективна против лобовой брони тяжёлых германских танков. Помимо этого, следуя той же американской теории, М10, как истребитель танков, являлась легкобронированной машиной, что делало её достаточно уязвимой на поле боя.

На помощь пришла самоходная установка с 90-мм пушкой 90 mm Gun Motor Carriage M36 Slugger or Jackson («Слуггер» — «Джексон»).

Начало разработки САУ М36 относится к апрелю 1942 г. К этому времени военное руководство США, обеспокоенное усилением защиты германской военной техники, пришло к выводу о необходимости вооружить войска более замечательным истребителем танков, чем М10. Ставку сделали на 90-мм зенитную пушку М1, принятую на вооружении американской армии в марте 1940 г. На выбор для того чтобы орудия повлиял опыт применения немцами 88-мм зенитного орудия в качестве противотанкового, появлявшийся очень успешным.

Сначала нужно было изучить возможность размещения пушки М1 на самоходном шасси, для чего применяли уже имеющуюся САУ М10. Но ствол её был через чур долгим, а она сама чересчур тяжёлой для установленной на самоходке башни. Весной 1943 г. в компании Шевроле приступили к созданию макетов новой башни.

После этого по её разработкам на компании Ford изготовили два экспериментальных примера, в которых неприятности балансировки пушки решились посредством противовеса -металлического коробки, укреплённого на задней стенке башни и приспособленного заодно для укладки части боезапаса. Одновременно и модернизировали пушку, поменяв противооткатные устройства, добавив ручной затворный механизм и т.д. Сейчас её индекс изменился на М3.

В сентябре 1943 г. изготовленные прототипы направили на опробования на Абердинский полигон и в Форт-Нокс. Они взяли обозначение 90 mm Gun Motor Carriage Т71 — 90-мм самоходная пушка Т71.

Американский истребитель танков M36B2

САУ М36 в дозоре на опушке заснеженного леса.

Арденны, Бельгия. Декабрь 1944 г.

САУ М36 «Слуггер»:

1 -90-мм пушка М3; 2- открытая башня; 3-турель пулемёта; 4- 12,7-мм пулемёт М2НВ; 5 — ниша башни; 6 — ведомое колесо; 7 — тележка сдвоенных опорных катков; 8 — опорный каток: 9 — ведущее колесо; 10 — люкпомощника водителя; 11 — казённая часть пушки; 12 — броневой козырёк башни; 13 — люк механика-водителя; 14 — верхний лобовой лист корпуса; 15 — патронная коробка пулемёта; 16 — нижний лобовой лист корпуса; 17 — кормовой лист корпуса

САУ М36 на улице германского города. 3-я армия генерала Дж. Паттона. Западная Германия, весна 1945 г.

По итогам опробований в конструкцию автомобилей внесли кое-какие трансформации. В частности на ствол пушки установили дульный тормоз, переделали боеукладки в башне и корпусе, усовершенствовали оборудование башни, поставили штыревую пулемётную турель вместо кольцевой,

В октябре того же года армейский Комитет оружия советовал принять самоходку к немедленному производству, не смотря на то, что официально принята она была на вооружение лишь 1 июня 1944 г. под индексом М36 GMS с корпусом М10.

Сначала армейские заказали компании Fisher партию установок в 500 автомобилей. Начав выпуск в апреле 1944 г., ей удалось изготовить к августу только 300 единиц.

Тогда для ускорения производства подключили ещё другую компанию — Massey Harris Company, которая до Января этого года поставила в армии ещё 500 самоходок, после этого — локомотивные American Locomotive Works и Montreal LW, подрядив их на 413 и 85 единиц соответственно.

Но руководство армий всё потребовало повышения производства, так М36 была востребованной на фронте. Но количество шасси под них уже не хватало, тогда изготовители внесли предложение перейти на корпусную базу модели М4АЗ.

Таковой вариант взял обозначение М36В1. С октября по декабрь 1944 г. компания Fisher выпустила 187 автомобилей этого варианта.

В апреле — мае 1945 г. та же компания American LW выдала в армии 237 автомобилей варианта 36В2 опять с корпусом М10.

Всего же в годы войны было произведено 2324 единицы САУ М36.

Нарезная полуавтоматическая 90-мм пушка М3, которой вооружили САУ М36, была создана на базе зенитного орудия М1А1.

М3 было замечательным длинноствольным орудием с длиной ствола, равнявшимся 50 калибрам, с высокой скорострельностью, составлявшей 8 выстр./мин.

Оно имело полуавтоматический вертикальный клиновой затвор, снабжалось однокамерным дульным тормозом, для точности плавности стрельбы и обеспечения наведения имелся компенсатор пружинного типа. Протяженность отката составляла около 0,25 м, что являлось очень серьёзным параметром при установке орудия в башне. Ствол имел 32 правосторонних нареза. Неспециализированная масса орудия — более 1100 кг.

САУ М36 и модификация М36В1

Колонна САУ М36 выдвигается в район сосредоточения. 703-й батальон истребителей танков 2-й танковой дивизии. Вербомон, Бельгия, 1944 г.

САУ М36 недалеко от огневых позиций

Вертикальное наведение от -10° до + 20° осуществлялось вручную, горизонтальное — поворотом башни электрогидравлическим приводом либо вручную дублирующим приводом.

Стрельба прямой наводкой велась посредством телескопического бесшарнирного прицела M76D трёхкратного повышения. Для ведения огня с закрытых позиций имелись азимутальный указатель М18 и квадрант возвышения М9.

Номенклатура снарядов пушки М3 насчитывала пара разных типов снарядов.

Это бронебойные ка-либерные:

— тупоголовый целый с баллистическим наконечником, трассирующий АР-Т Т33 Shot (дульная скорость -853 м/с, масса выстрела — 19,88 кг, масса боеприпаса — 10,91 кг);

— остроголовый с защитным и баллистическим наконечниками, трассирующий АРС-Т М82 Projectile (808 м/с, 19,39 кг, 10,94 кг);

— остроголовый целый, трассирующий АР-Т Т77 Shot (821 м/с, 19,04 кг, 10,9 кг);

и:

— бронебойные подкалиберные трассирующие HVAP-T м304 и (1021 М/с, 16,82 кг, 7,61 кг);

— металлические цельнокорпусные осколочно-фугасные гранаты НЕ М71 Shell (823 м/с, 18,99 кг, 10,55 кг).

Посредством бронебойных снарядов пушка М3 была способна на дальности 500 м поразить цель, имевшую наклонную броню толщиной до 120 мм, а на расстоянии 1500 м — броню до 110 мм (при угле встречи 60° от вертикали).

Оптический прицел M76D имел прицельную сетку для стрельбы прямой наводкой бронебойным боеприпасом М82 на расстояние до 4600 м, не смотря на то, что пламя возможно было вести на дальности до 18 600 м. Осколочно-фугасной гранатой была возможность обстреливать цели на удалении до 18 000 м.

В боекомплект пушки входили 47 выстрелов.

Во запасного оружие М36 входил крупнокалиберный 12,7-мм пулемёт М2НВ, что пребывал в турели на крыше кормовой ниши башни.

С его помощью возможно было действенно поражать цели на большой дальности 1500 м. Боевая скорострельность составляла 75 выстр./мин, не смотря на то, что темп стрельбы достигал 450 — 500 выстр./мин. Боекомплект пулемёта составляли 1000 патронов, помещённых на 20 лентах в магазинах-коробках.

Штатным оружием кроме этого являлись пять 7,62-мм карабинов М1, к ним прилагалось 450 патронов в 30 магазинах. Имелись на самоходке и ручные гранаты.

Компоновка САУ М36 являлась хорошей танковой. в первых рядах — отделения трансмиссионное и управления, потом, в центре корпуса — боевое с башней, в корме — двигательный отсек. Сам корпус воображал собой твёрдую несущую конструкцию с дифференцированной противоснарядной бронёй с применением рациональных углов наклона. Катаные страницы броневой стали корпусной коробки соединялись между собой способом сварки.

Верхний лобовой лист автомобили имел толщину 51 мм и устанавливался под углом 55°, а нижняя лобовая подробность той же толщины была литой и являлась в один момент кожухом-крышкой трансмиссии. В передней части корпуса, под башней пребывали люки водителей с вваренными в их крышки приборными лючками. Борта самоходки складывались из страниц: в нижней части толщиной 25-мм и верхних — наклонённых под углом 38° 19-мм страниц.

Корма — в верхней части имела вид клина, в нижней — находились вертикальные страницы, все — по 19 мм. Крыша корпуса складывалась из двух частей: подбашенной с бронёй толщиной 19 мм и 10-мм — над моторным отделением. В 13-мм днище имелся катастрофический люк, предназначенный для выхода экипажа в чрезвычайных событиях.

Модификация М36В2 с корпусной базой М4АЗ отличалась по большей части более замечательным бронированием.

Так, толщину верхней лобовой подробности увеличили до 64 мм, кормы и бортов — до 38 мм. Крышу сделали одной 19-мм толщины, днище в передней части — 25-мм, под моторным отделением — 13-мм.

Башня на «Слуггер» устанавливалась одинаковая для всех трёх моделей. Она изготовлялась цельнолитой цилиндрической формы с кормовой нишей. Массивная ниша играла роль противовеса для балансировки орудия, броня её кормы была толщиной до 127 мм.

Лоб башни прикрывался литой 76-мм маской; борта и корма имели толщину 32 мм. Башня не имела крыши и была открыта сверху, только маленькая передняя её ниша и часть были прикрыты лёгкой бронёй. Считалось, что так возможно было снизить загазованность боевого отделения, помимо этого, улучшить обзорность, и пара уменьшить массу установки. Но на автомобилях более поздних выпусков башню сверху однако прикрыли металлическими откидными створками.

Двигателями самоходка оснащалась двух типов. На модификациях М36 и М36В1 устанавливали 8-цилиндровый карбюраторный двигатель Ford GAA жидкостного охлаждения количеством 18,03 л; его мощность при 2600 об/мин равнялась 450 л.с. В своё время на одноимённой компании создали данный мотор для авиации, и первоначально он существовал как 12-цилиндровый.

Но авиация США перешла на звездообразные моторы воздушного охлаждения и двигатель был невостребованным. Тогда его и внесли предложение для установки на танки, для чего переделали в 8-цилиндровый вариант.

Топливные баки в модели М36 неспециализированной ёмкостью 727 л размешались в спонсонах моторного отсека: два — по 150 л и ещё — на 208 л и на 219 л. На самоходке в варианте М36В1 баки имели ёмкость 636 л (659 л): два из них пребывали в спонсонах корпуса и ещё два — по обеим сторонам двигателя.

Горючим служил бензин с октановым числом не ниже 80.

На модификации М36В2, базировавшейся на шасси М10, поставили спарку из двух двигателей. Это были дизельные 6-цилиндровые Дженерал моторс 6046 Mod 71 жидкостного охлаждения общим объёмом 13,93 л, развивавшие суммарную мощность 410 л.с. при 2900 об/мин. Ёмкость топливных баков на таковой машине — 625 л.

Самоходные установки с десантом на борту готовы к выдвижению.

Бельгия, 1944 г.

Башня М36. В центре — казённая часть пушки, слева от неё — рабочее место наводчика, справа — заряжающего

Схема оборудования САУ М36

«Самоходки» М36 на сборном пункте танковой дивизии

Обслуживание экипажем ходовой части

Трансмиссия самоходки размещалась в передней части корпуса, крутящий момент от двигателя, пребывавшего в кормовом отсеке, передавался на неё карданным валом, проходившим в коробе по полу боевого отделения. На М36 и М36В1 в неё входил и двухдисковый основной фрикцион сухого трения типа D78123, двойной дифференциал, однорядные бортовые передачи с шевронными шестернями. На М36В2 со спаркой из двух двигателей имелись два основных фрикциона и соединительный редуктор с шевронными шестернями.

Коробка передач установки — механическая пятискоростная, синхронизированная. Бортовые тормоза — ленточные. Подвеска имела по три опорные тележки с каждой стороны, в каковые входилипо два обрезиненных опорных катка, по одному поддерживающему катку с задней стороны, и две вертикальные буферные пружины.

Ведущее колесо -заднее.

Экипаж САУ «Слуггер» складывался из пяти человек: механика-водителя, ассистента водителя, начальника, наводчика и заряжающего. Механик-его помощник и водитель занимали переднее отделение управления по правому и левому бортам.

Остальные члены экипажа размещались в башне: слева в первых рядах — наводчик, справа от орудия — заряжающий, за ними — начальник.

В американской армии М36 состояли на вооружении отдельных самоходноистребительных противотанковых батальонов, каковые придавались дивизиям. Группа из нескольких таких батальонов пребывала в корпусном либо военном подчинении. По штатному расписанию в каждом батальоне имелось по 36 самоходных установок, 35 нижних чинов 738 и офицеров.

М36 в первый раз участвовали в военных действиях в Западной Европе в октябре 1944 г. В то время в американской армии они были единственным действенным броневым средством борьбы с тяжёлыми германскими танками, ведя пламя с средних и ближних расстояний.

Армейские эксперты вычисляют истребитель танков САУ М36 «Слаггер» самой замечательной противотанковой установкой армии США.

Американская армия против армии России 2015, сравнение оружия

Статьи, которые будут Вам интересны: