Ракетный истребитель танков

Ракетный истребитель танков

В 1957 г. в Советском Альянсе приступили к разработке ракетного оружия для военного военной техники. В Коломне в Конструкторском бюро машиностроения Б. Шавырина исследовались возможности оснащения танков ракетными комплексами в качестве дополнительного оружия с размещением пусковых установок на башне. В КБ Челябинского тракторного завода, руководимого П. Исаковым, Ленинградского Кировского завода, возглавляемого Ж. Котиным, «Уралвагонзавода» у Л. Карцева проводились испытания и проектные работы ракетных танков.

Эта военная машина — истребитель танков с управляемыми ракетами ЗМ7 комплекса «Дракон» — предназначалась, по плану армейских экспертов, для помощи танковых соединений при прорыве укреплённых полос соперника, и для организации собственной противотанковой обороны на страшных направлениях, в особенности на флангах войсковых соединений. ИТ-1 должны были комплектоваться в отдельные батальоны и функционировать в составе мотострелковых дивизий.

Подобные ракетные танки (Raketenjagd-panzer) выпускались в то время и в Западной Германии. С 1967 г. в части Бундесвера стали поступать «Ягуары-1», созданные на базе противотанковой САУ Ipz 4-5. Их производство было организовано компаниями «Ганомаг» и «Хеншель», каковые за период 1967 — 1968 г. собрали 370 автомобилей.

Германские автомобили вооружались французским противотанковым ракетным комплексом SS-11 с передачей команд и ручным управлением по проводам. Дальность действия комплекса — 500 — 3000 м, скорость полёта ракеты — менее 200 м/с. Её масса — около тридцати килограмм, кумулятивный заряд имел возможность пробить броню до 600 мм толщиной.

В связи с малой скорострельностью комплекса — всего 2 пуска в 60 секунд — конструкторы разместили на рубке автомобили сходу две пусковые установки, каковые имели возможность машинально выдвигаться через раскрывавшиеся люки. Перезаряжать установки экипажу приходилось вручную.

Ракетный танк ИТ-1

Схема танка ИТ-1:

1 — направляющее колесо: 2 — крышка люка механика-водителя; 3 — крышка антенного устройства радиокомандной линии; 4-ПТУРЗМ7; 5-башнятанка; 6 — кронштейн задних наружных баков; 7 — ведущее колесо; 8 — опорный каток; 9 — дневной прицел; 10 — ночной прицел; 11 — крышка люка наводчика-оператора; 12 — крышка люка выдачи ПУ; 13 — наружный топливный бак надгусеничной полки; 14 — отбойник газовой струи стартового двигателя ракеты; 15 — выхлопной коллектор; 16 — крышка люка командира экипажа; 17 — устройства наблюдения механика-водителя; 18 — передний грязевой щиток; 19 — верхний лобовой броневой лист; 20 — нижний лобовой броневой лист; 21 — амбразура пулемёта ПКТ; 22 — гусеница; 23 — осветитель ночного прицела Л-2Г; 24 — кормовой броневой лист; (на видах сверху, спереди и позади поз.

4 услоно не продемонстрирована)

Потом, уже на «Ягуар-2», смонтировали комплекс SS-11В1, имевший полуавтоматическое наведение ракеты.

Такие «ягуары» заменили американские М41 «Уокер Бульдог» и М47 «Паттон II», пребывающие в истребительно-противотанковых ротах мотопехотных бригад и считавшиеся в то время самоё эффективным средством борьбы с танками.

В Советском Альянсе в начале 1960-х гг. было предложено переоборудовать серийные танки Т-55 и Т-62 в чисто ракетные: снять пушечное оружие и на его месте разместить пусковые установки. В первое время в качестве шасси для того чтобы танка применяли Т-55 («объект 166»), в один момент спроектировав более низкую башню.

Неспециализированную разработку всего ракеты и ракетного комплекса распоряжением правительства от 4 июля 1959 г. поручили КБ-1 Государственного комитета радиоэлектронной индустрии, возглавляемому А. Расплетиным, и тульскому ЦКБ-14 (КБ приборостроения), руководимому главным инженером Б. Худоминским.

Корпус ИТ-1 только незначительно отличался от серийного Т-62 и нёс противо-снарядную броню толщиной до 100 мм.

Низкопрофильная башня представляла собой литую металлическую фасонную отливку полусферической формы со стенками переменной толщины от 60 до 135 мм. Лобовая часть башни имела толщину брони 120 — 200 мм.

Компоновка автомобили, как у Т-62, — хорошая, с отделением управления в передней части корпуса. При вождении танка механик-водитель пользовался двумя смотровыми призменными устройствами наблюдения, установленными перед его люком в крыше корпуса.

Люк закрывался броневой поворотной крышкой. Помимо этого, в ночных условиях шофер имел возможность применять ночной прибор ТВН-2.

Боевое отделение, оборудование и компоновка которого были совсем иными, чем у танка Т-62, занимало башню и среднюю часть корпуса.

В центре башни пребывала пусковая установка (ПУ) с электрооборудованием и механизм заряжания с механизированным стеллажом на 12 ракет. Наводчик-оператор размещался с правой стороны, начальник — с левой. В башне спереди монтировались станция наведения и перепитания выверки и ракеты прицела, рядом с ним — радиостанция Р-123.

Перед оператором устанавливались монокулярный перископический дневной прицел 1-ОП2 со стабилизированным полем зрения, электронно-оптический перископический ночной прицел 1ПН12 с 7,3-кратным повышением, блоки устройства выработки команд, а справа от него -пульт оператора.

Башня танка ИТ-1:

1 — отбойник газовой стартовой струи; 2 — пусковая установка; 3 — командирский прибор наблюдения; 4 — антенное устройство радиокомандной линии; 5 — дневной прицел; 6 — ночной прицел

В передней части башни снаружи пребывала антенна станции управления, на ПУ — датчик ветра.

Слева в крыше башни размешалась командирская башенка с совокупностью командирского целеуказания, четырьмя призменными устройствами наблюдения Л-36, комбинированным прибором ТКН-3, трудившимся как днём, так и ночью, над ним монтировался осветитель ОУ-ЗКГ.

Справа на башне имелся люк наводчика-оператора, перед ним стоял призменный прибор наблюдения Л-36.

В центре башни был выполнен ещё один люк для выхода и подъёма пусковой установки.

На башне кроме этого устанавливались инфракрасный осветитель ночного прицела прожектор Л-2Г и фара Ф-125.

В силовом отделении в корме танка стоял четырёхтактный дизельный двигатель В-55А мощностью 580 л.с. Горючее заливалось в три главных бака неспециализированной ёмкостью 695 л и в три наружных на 285 л, размешавшихся на правой надгусеничной полке, что разрешало расширить запас хода с 485 км до 670 км.

ходовая часть и Трансмиссия — такие же, как у Т-62.

Оружие ИТ-1 складывалось из противотанкового ракетного комплекса 2К4 «Дракон» (ПТРК) с управляемыми ракетами ЗМ7 (ПТУР) и 7,62-мм пулемёта ПКТ.

Калибр ракеты — 180 мм, масса — 50 -54 кг, протяженность — 1250 мм. Её кумулятивная боевая часть массой 5,8 — 7,0 кг была способна пробить броню до 500 мм толщиной и снабжалась взрывателем мгновенного действия, что машинально взводился на стартовом участке полёта под действием появлявшихся перегрузок.

Ракета выполнялась по аэродинамической схеме, близкой к схеме «утка», с поворотными рулями; её крылья-стабилизаторы были складными и размешались Х-образно с рулями. В полёте ракета вращалась на протяжении собственной продольной оси со скоростью два оборота в секунду.

Приборный отсек складывался из станции приёма команд управления ВС-А, блоков автопилота, питания и воздушноарматурного, тут же пребывали рули.

Двигатель ракеты имел стартовый и маршевый заряды.

Стартовый за время 0,4 — 0,9 с информировал ей скорость до 217 м/с, а маршевый, представлявший собой цилиндрическую шашку пороха РНДСИ-5к, в течение 12 — 15 с поддерживал эту скорость постоянной. Большая дальность полёта ракеты — 3300 м. В том случае, если она проходила мимо цели, и её боевая часть не срабатывала при ударе о грунт, через 35 — 45 с происходил самоуничтожение и самопроизвольный подрыв.

Сопло маршевого двигателя было окружено кольцом блока трассеров.

В нём пребывали пять дневных и два ночных трассера, разрешавших отслеживать полёт ракеты в различное время суток.

Станция ВС-А «руководила» блоком автопилота ракеты, приобретая команды от наводчика, преобразовывая их в соответствующие напряжения низкой частоты и отправляя управляющие сигналы на выполняющие органы — рули и гироскоп. На саму же ВС-А и блок автопилота электричество с напряжением от 6,3 В до 90 В действовала от батарей Т-170М, размещённых в блоке питания.

Работу рулевых машинок снабжал питавший их сжатым воздухом воздушноарматурный блок; с его помощью происходило кроме этого разарретирование и раскрутка гироскопа.

Пусковая установка комплекса в исходном положении пребывала в боевого отделения над боеукладкой. Она представляла собой механизированный стеллаж, имевший подачи ракет и механизм перемещения из боезапаса на ПУ.

При нажатии кнопки «Заряжай» на дневном прицеле 1-ОП2 приводилась в воздействие автоматика совокупности заряжания. Правая верхняя ракета в контейнере поднималась из стеллажа, укладывалась на установке и крепилась на ней особым захватом. После этого заряжённая ПУ поднималась через люк в башне, занимая боевое положение. По окончании пуска установка снова опускалась вовнутрь башни для перезарядки.

Автоматизация заряжания обеспечила скорострельность комплекса до 5 выстр./мин.

В стеллаже размещалось 12 ракет.

Углы наведения пусковой установки по вертикали составляли — 9° — + 17°. Горизонтальное наведение происходило поворотом башни посредством электрического либо ручного приводов.

Наведение на цель, производство пуска, слежение за ракетой осуществлялось посредством пульта управления дневным прицелом 1-ОП2, ночью использовался подсветочный прицел 1ПН12 с источником инфракрасного света — прожектором Л-2Г с ИК-фильтром.

Перед пуском наводчик должен был выяснить дальность до цели и ввести это значение в прицел, после этого захватить цель в перекрестье прицела и устойчиво удерживать её до попадания ракеты.

Дабы обеспечить правильный захват ракеты при сходе с установки, ей придавалось заведомое возвышение над линией визирования — пара более 3°, башня кроме этого выставлялась с учётом поправки на поперечный ветер.

Ракета, пролетев неуправляемой по окончании пуска 0,5 с, на скорости около 220 м\с и дальности 90 — 150 м захватывалась в прицел оператором. С этого момента координаты ракеты определялись уже машинально по установленному на ней трассеру посредством оптико-электронного координатора.

Счётно-решающее устройство станции управления комплексом производило команды, соответствующие отклонениям полёта от линии визирования, передавая их через фазированную антенну на башне на приёмную антенну ракеты по радиолинии сантиметрового диапазона. Потом они поступали на приводы рулей и исполнительные механизмы, выдерживая линию визирования. Сопровождение ракеты оператором осуществлялось в течении всего её последующего полёта.

Связь между командованием и машинами осуществлялась посредством радиостанции Р-123, между экипажем — по танковому переговорному устройству Р-124.

Мелкосерийное производство танка ИТ-1 длилось на «Уралвагонзаводе» по 1970 г. За это время было выпущено 220 автомобилей. Сняли их с оружия в 1972 — 1973 гг. Ракеты ЗМ7 изготовлялись на Ижевском механическом заводе.

ИТ-1 состояли на вооружении отдельных батальонов истребителей танков (ОБИТ).

К примеру, в Белорусском армейском округе дислоцировались 70-й и 96-й такие батальоны. Они имели по четыре роты, складывавшиеся из двух взводов по три автомобили в каждом, помимо этого, в роте был ещё танк начальника. Так, всего в батальоне насчитывалось 28 автомобилей. Кроме боевых рот, в ОБИТ входили подразделения обеспечения, включавшие связи и взводы разведки, и подразделения инженерно-сапёрного и регламентных контрольно-проверочных работ, транспортные и пр.

Батальоны ОБИТ имелись в четырёх военных округах.

В 1960-х гг. в стране было создано ещё пара опытных образцов ракетных танков — «объект 287» с комплексом управляемого оружия «Тайфун», и «объект 775» с комплексом «Рубин».

Ракетный танк «объект 287» разрабатывался по Распоряжению Совета Министров СССР от 17 февраля 1961 г. в конструкторском бюро Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) под управлением Ж. Котина.

Базой для автомобили послужило шасси среднего танка Т-64. На него установили комплекс управляемого оружия «Тайфун», две полуавтоматические 73-мм пушки 2А25 «Молния» и спаренные с ними 7,62-мм пулемёты ПКТ.

Башня у танка отсутствовала, вместо неё применили установленную конкретно на корпусе поворотную платформу, на которой размещались пушки.

Ракетная пусковая установка пребывала в корпуса и в боевом положении выдвигалась наружу через люк, расположенный между стволами пушек.

Ракеты «Тайфун» разрабатывались в столичном ОКБ-16 (КБ «Правильного машиностроения») под управлением А. Нудельмана. Это были 140-мм ЗМ15 с управлением по направляться и дальностью полёта до 3000 м. Масса ракеты — до 40,5 кг, протяженность — 1300 мм, большая маршевая скорость полёта — 250 м/с, боевая часть -кумулятивно-осколочная.

Стрельба имела возможность вестись как с места, так и с хода на скорости до тридцати километров/ч, потому, что пусковая установка была стабилизирована в вертикальной плоскости.

Экипаж танка состояп лишь из двух человек. Наряду с этим управление всем оружием осуществлялось дистанционно.

Высота танка по башню быпа небольшой — всего 1750 мм. При массе 36,5 т мощность 700-сильного двигателя 5ДТФ разрешала ему развивать скорость до 66 км/ч.

В 1964 г. два танка «объект 287» доставили на опробования на Гороховецский полигон под Неприятным (сейчас — Нижний Новгород).

Но они закончились неудачно — 50% пусков сопровождались отказами.

«Объект 775» с 125-мм пушкой-пусковой установкой ракет Д-126 в экспозиции музея в Кубинке

Крыша танка «объект 287». На поворотной платформе установлены две 73-мм пушки.

Пусковая установка выдвигалась через центральный люк, расположенный между ними

В один момент в КБ Челябинского завода под управлением главного конструктора П. Исакова спроектировали и выпустили опытный образец ещё одного варианта ракетного танка — «объект 775» с комплексом «Рубин», включавшим в себя ПТУР с подобным заглавием. Базой для него кроме этого являлся танк Т-64. Экипаж из двух человек размещался в изолированной кабине в башни.

Наряду с этим место механика-водителя с его устройствами наблюдения размешалось на отдельной вращающейся платформе: как бы не поворачивалась башня, он постоянно находился «лицом по ходу перемещения».

Проектировщикам удалось снизить высоту танка до 1100 мм (по крыше корпуса), установить торсионную подвеску со ступенчатым трансформацией клиренса. Боевая масса танка — 30 т, двигатель — дизельный 5ДТФ мощностью 700 л.с.

В башне пребывала нарезная ствольная пусковая установка Д-126 для стрельбы управляемыми ракетами и неуправляемыми энергично-реактивными осколочно-фугасными боеприпасами (НУРС) «Бур». Механизм её заряжания — полуавтоматический, стрельба — с дистанционным управлением из корпуса танка. ПУ стабилизировалась в двух плоскостях и давала возможность вести пламя с ходу.

Ракеты комплекса «Рубин», созданные в коломенском КБМ Б. Шавырина, наводились полуавтоматической совокупностью управления по радиолинии. Дальность поражения ракетами — до 3800 м, дальность стрельбы неуправляемыми боеприпасами составляла 9000 км.

В боекомплекте танка пребывали 14 ПТУР и 17 НУРС (по другим сведеньям — 15 — 24 и 22 — 48 соответственно).

Опробования умелых ракетных танков «образец 287» и «образец 775» с боевыми стрельбами были не хватает успешными из-за ненадёжности действия пусковых установок, а их доработка не была закончена из-за принятия на вооружение ИТ-1.

К началу 1970-х гг. взоры армейского управления на необходимость иметь в боевом строю войсковых подразделений ракетные танки изменились.

ИТ-1 не имели пушечного оружия, исходя из этого применение их в передовых порядках при сближении с соперником приводило к определённым вопросам. Для помощи посредством ПТУР имели возможность использоваться в качестве носителей и значительно менее тяжёлые автомобили — самоходные противотанковые ракетные комплексы ПТРК с пуском ракет через простые пушечные стволы. Так, ракетным танкам не нашлось места в войсковом строю…

Тактико-технические характеристики ПТУР ЗМ7

Калибр, мм — 180

Стартовая масса, кг — 50 — 54

Протяженность, мм — 1250

Размах стабилизатора, мм — 850

Масса боевой части, кг — 5,8 — 7

Масса взрывчатого вещества, кг — 2,0 — 2,52

Боевая часть — кумулятивная

Дальность стрельбы, м; большая днём — 3300, ночью — до 1500, минимальная днём — 300, ночью — от 400 м

Скорость полёта, м/с: большая — 224 средняя — 200 — 217

Время полёта на большую дальность, с — 15-20

Бронепробиваемость, мм: под углом 90° — 500 под углом 60° — 250

Двигатель — твердотопливный

Совокупность управления — полуавтоматическая, радиолинейная, с оптическим слежением за целью

Масса аппаратуры управления, кг — 520

Габариты ракеты в транспортном положении, мм — 1250x230x230

Изготовитель ракеты — Ижевский завод

Тактико-технические характеристики ракетного танка ИТ-1

Экипаж, чел. — 3

Боевая масса, т — 35

Протяженность, мм — 6630

Ширина, мм — 3330

Высота, мм — 2200

Клиренс, мм — 430

Бронирование, мм: лоб корпуса — 100 борт корпуса — 80 лоб башни — до 200

Двигатель — дизельный, V-образный, четырёхтактный В-55А жидкостного охлаждения мощностью 580 л.с.

Большая скорость, км/ч — 50

Запас хода по шоссе, км — 500

Удельная мощность, л.с./т- 16,8

Оружие — противотанковый ракетный комплекс 2К4 «Дракон»; 7,62-мм пулемёт ПКТ

Ракета — противотанковая ЗМ7

Боекомплект:

ракет -15

7,62-мм патронов — 2000

Тип пусковой установки — встроенная в башню

Время перевода из походного положения в готовность, мин -1 — 1,5

Время перехода в боевое положение, с — 6

Темп пуска ракет, выстр./мин — до 5

Ведение огня:

днём — с места и с ходу

ночью — с места

Станция наведения — полуавтоматическая радиокомандная 1С7

Стабилизатор — двухплоскостной 2ЭЗ

Радиостанция — Р-123

Гирополукомпас — ГПК-59

Средство постановки дымовых завес — ТДА

Противопожарное оборудование — автоматическое, состав «3,5», восемь термодатчиков

Штатное оружие: автомат АК-47 с 500 патронами 12 ручных гранат Ф-1 сигнальный пистолет

Преодолеваемые препятствия, м

— ширина рва — 2,85

— высота стены — 0,8

— брод — 1,4 (с ОПВТ — 5)

— подъём, град. — 32

Разработчик танка — Уральское КБТМ

Изготовитель — «Уралвагонзавод»

Серийный выпуск — 1968 — 1970 гг.

В. БОРЗЕНКО

Танки

Статьи, которые будут Вам интересны: