Машина разведчиков
Во второй половине пятидесятых годов на вооружение Советской Армии начала поступать бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ), предназначенная, как это направляться из ее заглавия, для ведения разведки, несения дозорной боевого охранения и службы. Но тактико-технические характеристики данной автомобили скоро прекратили удовлетворять военных.
Проектированием новой бронированной разведывательной автомобили, призванной заменить БРДМ, начиная с 1959 года, занималось СКБ ГАЗа, возглавляемое В.А.
Дедковым. Ведущим конструктором автомобили был А.Н. Лебедев. Формальным же предлогом для разработки тактико-технических требований и создания нового типа военной техники стало обновление модельного последовательности гражданских машин. Стало возмможно, к примеру, применять новый двигатель.
Помимо этого, планировалось усилить оружие и оснастить машину совокупностью противоатомной защиты (ПАЗ).
В июле 1960 года на Муромском тепловозостроительном заводе им. Дзержинского изготовили бронекорпуса для первых двух прототипов новой автомобили.
По окончании окончательной сборки их на ГАЗе начался этап заводских опробований, что не через чур порадовал. Дело в том, что машина была еще через чур «сырой», а на первом прототипе по большому счету установили агрегаты ходовой части от БРДМ. Однако, в ноябре 1960 года обе автомобили передали в Кубинку для полигонных опробований.
На протяжении опробований выявилось много недочётов. Отмечались ограниченный обзор с места начальника, неудобное и стесненное размещение членов экипажа, нехорошая работоспособность совокупности ПАЗ из-за применения12-вольтового электрооборудования, множество недочётов ходовой части и силовой установки. Армейские осуждали отсутствие унификации новой БРДМ по ходовой части с бронетранспортером БТР-60П.
Использование же мостов отГАЗ-66 уменьшало клиренс автомобили, а узкая колея снижала устойчивость на поворотах: при скорости более сорока километров/ч проявлялась склонность автомобили к опрокидыванию. Требовалось поменять размещение оружия — клиента не устраивало использование открытой зенитной турели от танка Т-1 ОМ с 14,5-мм пулеметом КПВТ.
Однако, такое оружие было зафиксировано в тактико-технической характеристике, приложенной к распоряжению о принятии на вооружение, заметившему свет 13 апреля 1962 года. Машине был присвоен индекс БРДМ-2, по окончании чего ее предшественницу стали частенько именовать БРДМ-1, что неверно.
Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2
Вид на корму БРДМ-2 с поднято заслонкой водомета
БРДМ-2 из состава болгарского контингента миротворческих сил в Боснии. 1990-с гг.
По окончании принятия на вооружение серийный выпуск БРДМ-2 начался не сходу. К этому времени была создана башня со спаренной установкой пулеметов КПВТ и ПКТ, и начались работы по размещению ее на БТР-60ПА.
Эту же башню решили установить и на БРДМ-2, что и было выполнено на 3-й и 4-й предсерийных автомобилях. В апреле 1963 года БРДМ-2 с башней была до тех пор пока зана главу МинОбороны СССР Маршалу СССР Р.Я.Малиновскому. Маршал высказал пожелание улучшить обзорность из автомобиля за счет установки дополнительных устройств наблюдения в бортах и башне корпуса.
Первые пять серийных автомобилей покинули заводской цех лишь в декабре 1964 года, по окончании продолжительного цикла доводочных работ. Серийный выпуск БРДМ-2 длился на Арзамасском машиностроительном заводе впредь до 1989 года. За время производства было произведено около 9,5 тыс. боевых автомобилей всех вариантов и модификаций, включая ПТРК, РХМ и т.д.
БРДМ-2 имеет схему неспециализированной компоновки с передним задним отделения размещением и расположением управления двигателя. Такая компоновочная схема по сравнению со схемой компоновки БРДМ разрешает улучшить обзорность местности с рабочего места водителя и повысить водоходные качества автомобили, поскольку установка двигателя в задней части корпуса снабжает стабильный дифферент на корму.
Одновременно с этим ведущие карданные передачи и мосты к ним находятся под дном корпуса, тем самым нарушая его обтекаемую форму. Машина имеет закрытый герметичный корпус, представлявший собой твёрдую коробку типа лодки, на котором крепятся все механизмы и агрегаты. Он изготавливался из броневых страниц толщиной 10 мм и 6 мм.
Лобовая броня снабжает машине защиту от 7,62-мм бронебойных пуль со всех расстояний, а бортовая — с дальности более чем 100 м.
Бронекорпус автомобили разделен на три отделения: силовой установки, боевое и управления.
Отделение силовой установки находится в кормовой части корпуса.
В нем размещены двигатель в сборе со сцеплением, коробкой отбора и коробкой передач мощности на водомет, водяные и теплообменники и масляные радиаторы, пусковой подогреватель, водооткачивающий электронасос, компрессор, аппараты и агрегаты электрооборудования, водометный движитель с карданным приводом и редуктором от коробки отбора мощности, бензиновые баки, воздушный баллон и аккумуляторная батарея.
Отделение силовой установки изолировано от другой части корпуса герметичной перегородкой.
Для доступа к двигателю в перегородке имеются откидные створки.
Отделение управления:
1 — рукоятка крана гидросистемы дополнительных колес; 2 рукоятка крана гидросистемы заслонки водомета и волноотражателя; 3 — рукоятка привода жалюзи; 4 — блок шинных кранов; 5 воздушный редуктор совокупности регулирования давления в шинах; 6 — рычаг управления раздаточной коробкой; 7 рычаг включения переднего моста; 8 — щиток устройств; 9 — педаль сцепления; 10 — педаль тормоза; 11 — кнопка сигнала; 12 — педаль привода дроссельной заслонки; 13 — рычаг управления бронекрышкой смотрового люка начальника; 14 — рычаг управления бронекрышкой смотрового люка водителя; 15 мотор стеклоочистителя; 16 — рычаг управления коробкой передач; 17 — рукоятка муфты включения барабана лебедки; 18 — рукоятка управления дроссельной заслонкой карбюратора; 19 — рукоятка ручного тормоза; 20 — рукоятка управления воздушной заслонкой; 21 — рычаг управления коробкой отбора мощности на водомет; 22 — рычаг включения лебедки; 23 рычаг включения дополнительных колес; 24 — координатор навигационной аппаратуры; 25 — лебедка; 26 радиостанция; 27 — рентгенометр; 28 — сиденье начальника; 29 — сиденье водителя
Боевое отделение находится в средней части корпуса. В нем размещены башенная пулеметная установка, гидроподъемники дополнительных колес, два одноместных сиденья для экипажа, укладки боекомплекта, ЗИП пулеметов, радиостанции и машины, аптечка, огнетушитель, укладка устройств ночного видения. На левом борту в задней части боевого отделения расположен нагнетатель для противодавления в бронекорпуса.
В средней части боевого отделения на днище размещена раздаточная коробка в сборе с коробками и редуктором отбора мощности на лебёдку и дополнительные колёса.
Отделение управления находится в передней части корпуса. В нем размещены органы управления машиной, устройства наблюдения, радиостанция, навигационная аппаратура, ее привод и лебёдка, рентгенометр ДП-ЗБ, отопитель, что кроме этого снабжает обдув теплым воздухом лобовых стекол, водителя и сиденья командира.
Экипаж БРДМ-2 складывается из четырех человек; механика и командира-водителя, находящихся в отделении управления справа и слева соответственно, стрелка, находящегося в башне, и наблюдателя, занимающего место по левому либо правому борту в боевом отделении.
Башня БРДМ-2 сварная из броневых страниц и имеет форму усеченного конуса. Башня установлена на шариковой опоре — погоне, над вырезом в подбашенном странице крыши корпуса автомобили.
Оружие БРДМ-2 складывается из спаренной установки 14,5-мм пулемета КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Установка размещена на цапфах в лобовой части башни, ее наведение в вертикальной плоскости в пределах от -5° до +30° осуществляется вручную при помощи винтового механизма. горизонтальная наводка — вращением башни. Для наведения пулеметов в цель употребляются перископические прицелы ПП-61 либо ПП-61АМ, имеющие повышение 2,6x при поле зрения в 23° и снабжающие пламя из КПВТ на дальность до 2000 м и из ПКТ — до 1500 м.
Пулемет КПВТ рекомендован для борьбы с легкобронированной и небронированной техникой соперника и имеет боекомплект 500 патронов в 10-ти лентах, снаряженных бронебойно-зажигательными пулями Б-32 и трассирующими Б3Т либо бронебойно-зажигательными пулями БС-41 с сердечниками из карбида вольфрама и трассирующими БСТ, и зажигательными ЗП. Пулемет Калашникова рекомендован для поражения живой огневых и силы средств соперника и имел боекомплект 2000 патронов в 8-ми лентах.
Силовая установка автомобили складывается из 8-цилиндрового V-образного карбюраторного двигателя жидкостного охлаждения ГАЗ-41 (мощность 140 л.с. при 3200 об/мин, рабочий количество 5530 см3) и обслуживающих его совокупностей смазки, питания, охлаждения, зажигания и подогрева. Двигатель в сборе со сцеплением, коробкой передач, коробкой отбора мощности на водометный движитель и насосом гидросистемы подъемников дополнительных колес образует единый агрегат, что установлен в задней части корпуса автомобили на четырех опорах.
Крутящий момент от двигателя ГАЗ-41 передается через раздаточную коробку и коробку передач к заднему и переднему ведущим мостам, и к приводам водомета, лебедки и дополнительных ведущих колес. Дополнительные пневматические колеса размером 700×250 мм, заимствованные у авиастроителей, находятся в средней части корпуса, по два на каждом борту. Они опускаются и поднимаются при преодолении окопов шириной до 1,2 м посредством гидроподъемников подобно шасси самолета.
Дополнительные колеса выполнены ведущими с механическим приводом от трансмиссии. Самоблокирующиеся кулачковые дифференциалы обоих мостов по устройству однообразны с подобными узлами грузовика ГАЗ-66. привод и Водомёт на ведущие колеса смогут действующий при необходимости в один момент.
БРДМ-2 с демонтированным оружием в экспозиции мемориала в г. Воронеже
БРДМ-2 МЧС в экспозиции Парка победы, г. Саратов
На воде машина перемещается при помощи установленного в корме водометного движителя.
Четырехлопастный винт засасывает воду через приемный патрубок, расположенный в днище, и выбрасывает ее через отверстие в кормовом странице корпуса. На ходу на суше это отверстие закрывается особой бронированной заслонкой. Задний движение обеспечивается трансформацией направления вращения винта. Для поворота на плаву помогают водяные рули, расположенные в выпускном патрубке водометного движителя.
Привод к ним сблокирован с приводом управления колесами. Безопасность перемещения на воде снабжают волноотражательный щит (при езде на суше он устанавливается в нижнее положение для улучшения обзора) и высокопроизводительная водооткачивающая совокупность.
Емкость топливных баков образовывает 290 л. Запас хода машины по шоссе достигает 750 км, на плаву — 180 км (либо 17 — 19 ч работы двигателя).
Ходовая часть автомобили — колесная, с формулой 4×4. Автомобильные шины 12,00-18" с централизованной совокупностью регулирования давления. Подвеска рессорная, с продольными полуэллиптическими рессорами.
Финиши рессор установлены в резиновые подушки. На каждом мосту имеется по два гидравлических телескопических амортизатора двухстороннего действия.
Для окопов и преодоления траншей на БРДМ-2 установлены по два пневматических колеса с каждого борта. Размер колес образовывает 700×250 мм. Перед преодолением преград колеса опускаются, а по окончании преодоления — поднимаются посредством четырех гидравлических подъемников с шариковым замком. Эти колеса равно как и главные, являются ведущими.
В перемещение приводятся благодаря коробке отбора мощности через цепные передачи.
В передней части корпуса смонтирована лебедка с тяговым упрочнением на тросе 4000 кгс.
Как средство разведки, БРДМ-2 владеет развитым комплексом средств наблюдения. Начальник автомобили располагает бинокулярной перископической танковой панорамой ТПКУ-2Б, снабжавшей 5-кратное повышение при поле зрения в 7,5°, что разрешает осуществлять наблюдение на дальности до 3000 м, и дающей круговой обзор.
Ночью на месте ТПКУ-2Б устанавливается монокулярный прибор ночного видения ТКН-1С, имеющий повышение 2,75-поле и кратное зрения в 10° и снабжающий наблюдение на дальности до 250 — 300 м при подсветке инфракрасным осветителем ОУ-3. Кроме них, начальник имеет четыре неподвижных перископических прибора: один ТНПО-115 и три ТПН-Б, что предоставляло ему обзор лобового и правого бортового секторов.
Рис.
2. Башенная установка:
1 — прибор наблюдения ТНПТ-1; 2 — защитное стекло прицела; 3 — планка стопора люльки по-походному; 4 — штифт; 5 — уравновешивающее устройство; 6 — уплотнение маски; 7 — пулемет КПВТ; 8 — пулемет ПКТ; 9 — защелка коробко-держателя; 10 — стопор башни по-походному; 11 — регулировочный механизм; 12 — патронная коробка; 13 — гильзозвеньесборник; 14 — кнопка электроспуска ПКТ; 15 — рукоятка маховика поворотного механизма; 16 — кнопка электроспуска КПВТ; 17 — сиденье стрелка; 18 — перископический прицел; 19 рукоятка тормоза подъемною механизма; 20 — рукоятка перезаряжания; 21 — рукоятка маховика подъемного механизма; 22 — рукоятка стеклоочистителя; 23 — рукоятка тормоза погона; 24 — электрощиток башни
Механик-водитель располагает шестью перископическими смотровыми устройствами: двумя ТНПО-115 и четырьмя ТПН-Б, что делало вероятным обзор лобового и левого бортового сектора. Ночью центральный прибор ТНПО-115 заменяется бинокулярным неподвижным прибором ночного видения ТВНО-2Б, снабжающим наблюдение в секторе 30° на дальности 50 -60 м. В небоевых условиях механик и командир-водитель смогут вести наблюдение через смотровые люки в лобовом странице корпуса.
Наблюдатель на каждом из собственных мест имеет по три перископических прибора ТПН-Б, разрешающих обозревать соответствующий бортовой сектор. ТПН-Б и ТНПО-115 имеют однократное повышение. Последний оснащен электроподогревом, улучшающим видимость при низких температурах.
Башенный стрелок, кроме прицела пулеметной установки, применяющий его в качестве главного средства наблюдения, имеет перископический прибор ТНПТ-1, установленный в крыше башни и снабжавший наблюдение кормового сектора в 52°.
Разведывательное оборудование автомобили, помимо этого, включает в себя артиллерийскую буссоль ПАБ-2А, войсковой прибор химической разведки ВПХР, прибор радиационной разведки ДП-ЗБ.
Машина оснащена навигационной аппаратурой ТНА-2, совокупностью ПАЗ и радиостанцией.
Первой боевой операцией с участием БРДМ-2 была операция «Дунай» по вводу армий государств-участниц Варшавского Соглашения в Чехословакию в августе 1968 года. Но, настоящих военных действий тогда удалось избежать, и вычислять это настоящим боевым крещением запрещено.
По-настоящему БРДМ-2 было нужно повоевать спустя десятилетие в Афганистане.
Эти автомобили учавствовали в Афганской войне с ее первого до последнего дня, с 1979 по 1989 год. направляться подчернуть, что они пребывали на вооружении не только Советской Армии, но и правительственных армий Афганистана. Причем поставки БРДМ-2 в эту страну начались задолго до ввода войск СССР, еще во времена правления Мухаммеда Заир-шаха.
В тяжелых климатических и географических условиях Афганистана проявились кое-какие недочёты БРДМ-2.
В жарком высокогорном климате карбюраторный двигатель терял мощность и перегревался. Недостаточной была защищенность автомобили, в особенности от кумулятивных снарядов, а ограниченный угол возвышения оружия — всего + 30° — делал неосуществимым ведение огня по высокорасположенным целям на склонах горных ущелий, где в большинстве случаев устраивали засады моджахеды.
Подразделения войсковой разведки применяли БРДМ-2 в Афганистане по собственному прямому назначению.
Обычным заданием была, к примеру, разведка населенного пункта. Она начиналась с предварительного наблюдения за местностью дозором на БРДМ-2. Особенное внимание уделялось наблюдению за «зеленкой», садами, отдельными строениями и огородами, где могли быть устроены засады соперника. По окончании доклада и осмотра начальнику дозор на БРДМ-2 выдвигался на другую сторону населенного пункта и из укрытия осматривал лежащую в первых рядах местность.
Перемещение происходило на громадной скорости, без остановок; прежде всего обращалось внимание на крыши, окна домов.
БРДМ-2 без дополнительных колёс и вооружения, г. Тамбов
БРДМ-2 на постаменте в подмосковном г. Королёве
Но в основном БРДМ-2 употреблялись для несения патрульной работы, сопровождения и охранения колонн. К сожалению, при грамотно организованного нападения на колонну эти автомобили выяснялись самые уязвимыми из всей советской военной техники. Конструкция БРДМ-2 не смотря на то, что и была запланирована на боевое использование, но в реалиях партизанской войны броня мало выручала и от разного противотанковых мин и рода фугасов.
Громадной проблемой были и РПГ, кумулятивные гранаты которых легко пробивали узкую броню БРДМ-2. «Душманы» сперва обездвиживали военную машину, а позже расстреливали ее из всех видов стрелкового оружия в упор.
Бессчётные случаи поражения легкобронированной техники, сопровождавшиеся тяжелыми потерями личного состава, мало содействовали поднятию боевого духа у воинов. Десантники кроме того на марше старались пребывать не внутри, а снаружи бронемашины.
Считалось, что при взрыве мины либо обстреле из гранатометов возможность смерти в БРДМ-2 значительно выше, чем при размещении на крыше, потому, что утраты от простого стрелкового огня соперника возрастали. Но, вся советская легкая военная техника, включая БМП и БТР, пребывала в подобном положении.
Во второй половине 80-х годов БРДМ-2 употреблялись ВВ МВД СССР и Советской Армией в разных «тёплых точках» на территории СССР, а по окончании его распада автомобили учавствовали фактически во всех вооруженных конфликтах на его бывшей территории. Средняя Азия, Закавказье, Молдавия — везде не обошлось без участия БРДМ-2.
На протяжении операций по борьбе с терроризмом на Северном Кавказе они употреблялись как Внутренними войсками и Российской армией МВД РФ, так и незаконными вооруженными формированиями. БРДМ-2 использовались на протяжении грузино-осетинского конфликта в 2008 году. На данный момент они употребляются обеими сторонами в военных действиях в Донбассе.
Конверсионная БРДМ-2 около ночного клуба «VII Небо», проспект Ильича, Донецк. Пара таких автомобилей обслуживали визитёров дискотек в 2011 г. Фото Н. Сойко
БРДМ-2 обширно экспортировались. Их боевое крещение за границей прошло в ходе «Войны судного дня» в первой половине 70-ых годов XX века, в то время, когда они активно использовались египетскими и сирийскими армиями.
Потом они употреблялись во Вьетнаме, в ирано-иракской войне, в бессчётных локальных военных конфликтах, военных переворотах и связанных с ними внутренних беспорядках в Азии и Африке. БРДМ-2 несли работу в разных контингентах армий НАТО и ООН на протяжении миротворческих операций в регионах мира и различных странах — от Югославии до Ирака.
Согласно данным справочников «Джейн» и «Милитари бэланс», БРДМ-2 и автомобили, созданные на их базе, и сейчас несут работу, как минимум, в 50-ти государствах мира!
На базе БРДМ-2 были созданы и выпускались серийно автомобили управления БРДМ-2У, звуковещательные станции ЗС-72Б и ЗС-82, военные машины 9А31 ЗРК 9К31 «Стрела-1», 9П122 ПТРК «Малютка-М», 9П133 ПТРК «Малютка-П», 9П137 ПТРК «Фаланга-П», 9П148 ПТРК «Конкурс», и автомобили химической разведки БРДМ-2РХ.
М.
БАРЯТИНСКИЙ