Мосты вбудущее: построить мост это еще полдела

Мосты вбудущее: построить мост это еще полдела

    На берегах Миссисипи в линии Миннеаполиса скоро растет новый мост — Сэйнт-Энтони-Фоллз. Он обязан заменить мост I-35W, что обрушился 1 августа 2007 года. В тот сутки погибло 13 человек (фотография сделана 4 февраля 2008 года)
    Барри Блоссер (слева) вместе с напарником Филом Нессом ведет монтаж трансформатора на ветровой электростанции Роско. Эта установка мощностью 209 милионов ватт выстроена в Роско, штат Техас. (Фотография сделана 14 февраля 2008 года)

В течение последних лет американскую инфраструктуру потрясли пара больших аварий, пошатнувших заодно и национальную самоуверенность. Рушатся мосты, в плотинах раскрываются течи Создается чувство, что бережно выстроенный мир начал разваливаться на куски, а поддержание и ремонт в порядке всей данной инфраструктуры внезапно предстали практически невыполнимой задачей — хотя бы легко вследствие того что работы выяснилось так много.

Американцы ХХ столетия были самыми трудолюбивыми строителями за всю историю. А сейчас им на голову упала обязанность поддерживать в порядке все, что они понастроили, — магистрали, мосты, плотины. Управится ли с данной задачей Америка XXI века?

Неприятностей довольно много, и первейшая среди них — всегдашний недостаток финансирования, но решение нашлось. Это более эластичный, более своевременный подход к большим строительным проектам, это новые разработки, разрешающие обезопасить функционирование энергосети, и просто множество новых идей, дающих слово более действенную работу по всем узлам — от морских портов до автомобильных магистралей. Задача американцев — не просто отремонтировать собственную инфраструктуру, а усовершенствовать ее.

Над Миссисипи дует сырой, пронизывающий ветер, обжигает руки и лицо, воет в арматуре на стройплощадке. Идет строительство моста Сэйнт-Энтони-Фоллз в Миннеаполисе. Стройка близится к завершению. На южном берегу реки три крановщика колдуют с рычагами управления, а наоборот, через реку, четыре таких же крана заливают раствор в опалубку быков, каковые будут поддерживать пролет. Подчиняясь скользящему графику, тут посменно трудятся много строителей.

Длительность рабочей смены — 10 часов, и многие бригады накручивают по 60 часов в неделю. Полгода назад на этом месте упал ветхий мост I-35W, и в этом напряженном графике слышен отголосок данной трагедии. Обломки мгновенно разгребли, и министерство транспорта штата Миннесота (Mn/DOT) поручилось уже к 24 декабря 2008 года открыть на этом месте новый мост.

Это поразительно наглые замыслы, в особенности в таком деле, где лишь на одни согласования в большинстве случаев уходят годы. «Мы знаем, что за нами замечает вся округа, но это воодушевляющий фактор, — говорит Джон Чигло, руководящий стройкой от лица Mn/DOT. — Мы ощущаем, что пришло время вернуть публичное доверие. Так как в тот ужасный сутки вместе с мостом упало и что-то второе».

Для многих американцев крушение моста I-35W смотрелось не отдельной катастрофой, а последним звеном в цепочке инфраструктурных трагедий. В этом перечне и северо-восточный блэкаут 2003 года, и прорыв в 2005 году плотин, защищавших Новый Орлеан, и бостонская мегастройка «Биг Диг», где уже в 2006 году рушились цементные конструкции. Неужто страна уже перевалила через начала и вершину путь вниз, к физической деградации?

Но нет, не все так мрачно. Так как существуют перспективные технические ответы, каковые находятся в ходе разработки либо внедряются конкретно на данный момент. Это, например, грандиозная шлюзовая совокупность на реке Огайо, исследовательский центр в штате Вашингтон, где занимаются проблемами электросетей, и наконец, самый деятельный порт, расположенный у берегов Калифорнии.

Было обнаружено большое количество новаторских проектов и перспективных технических ответов.

Иначе, налицо и множество поучительных примеров. Главная часть сооружений была выстроена в ХХ веке. Целый континент опутала сеть электрических и телефонных проводов, были реализованы большие проекты, такие как плотина Гувера, мост «Золотые ворота» и сеть транснациональных автомагистралей, — и это не считая тысяч не столь огромных мостов, подземных каналов и многого другого. на данный момент Америка живёт грандиозное наследство, складывающееся из бетонных чудес света.

Эти монументы величественнее, чем что-либо, выстроенное в римской Империи, и строили их циклопы, вооруженные сварочными горелками, клепальными молотками и мастерками.

В Американском обществе инженеров-строителей (ASCE) подсчитали, что для приведения в порядок инфраструктуры — обветшавших плотин, перегруженных автострад, задыхающихся портов — стране потребуется пять лет и $1,6 трлн. Один триллион из данной суммы уже взят либо хотя бы обещан. Для предотвращения будущего обвала осталось наскрести еще $600 млрд — сумму, которую страшно кроме того выговорить, не то что представить.

Но в случае если поделить на пять лет, то выходит, что ASCE требует всего-то по $120 млрд в год. Новые информационные разработки, свежие инженерные подходы и передовые стройматериалы окажут помощь американцам в наступившем веке не только вернуть, но и усовершенствовать собственную инфраструктуру. В случае если будущие проекты удостоятся верной адекватной реализации и разработки, они обещают стать более осмысленными, более жизненными, чем то, что делалось раньше.

Осталось только направить в необходимое русло волю всей нации.

14 марта 2006 года водохранилище Ка-Локо заполнилось до краев. Остров Куаи в архипелаге Гавайи от сильных дождей превратился в болото. Уже в феврале локальные наводнения перекрывали перемещение на дорогах. И вот, приблизительно в 5 часов утра плотину прорвало и полтора миллиарда литров воды обрушилось в речку Уайлапа-Стрим. Смыло большое количество деревьев, машин и два дома. Позднее среди древесных стволов нашли тело 22-летней Кристины Макнис. Она была беременна, на седьмом месяце.

Без вести пропали еще четыре жертвы, включая двухлетнего Роуана Феринг-Дингуолла.

В Соединенных Штатах имеется 83 000 зарегистрированных плотин, и все они, в соответствии с федеральному законодательству, должны проходить регулярную диагностику. По окончании прорыва плотины Ка-Локо стало известно, что ее ни при каких обстоятельствах не контролировали. Гражданское расследование уперлось в нежелание обладателей плотины идти на контакты — инспекторы совершили две попытки, но доступа так и не взяли. Публичное вывод было усыплено бюрократической слепотой.

Еще в далеком прошлом в штате Гавайи эта плотина взяла класс «неопасной» — предполагалось, что при ее прорыва людским судьбам нет ничего, что угрожает. «Это возможно назвать неувязкой в методиках оценки опасности, — говорит Дэн Джонсон, инженер из GEI, геотехнической консультационной компании. — В то время, когда строили многие плотины, их вычисляли неопасными, их прорыв угрожал смертью, возможно, какой-нибудь антилопе. А сейчас под ними обычно стоят целые города».

Помимо этого, в базе данных по плотинам не учитываются такие события, каковые при низкой возможности угрожают катастрофическими последствиями. Так утверждает Виктор Саоума, преподающий гражданское строительство в Университете штата Колорадо в Баулдере. Он утвержает, что «в случае если в Калифорнии в следствии землетрясения упадёт плотина, возможно будет сказать о смерти тысяч людей».

на данный момент не ведется изучений, какие конкретно из плотин воображают громадную опасность.

Но обычные подходы должны существовать. Штат Гавайи сотрудничает с Тихоокеанским центром стихийных бедствий в разработке компьютерных моделей, предвещающих, что будет, в случае если упадёт плотина. Такие модели, в которых учитываются и погода, и картографические эти, должны использоваться по всей стране. В этом деле пошли бы на новые и пользу виды техники — так, в саперных армиях для обследования подводных конструкций начали применять дистанционно управляемые аппараты.

Созданы и другие устройства, но используют их не так обширно, как хотелось бы. Имеются в виду датчики GPS, фиксирующие самые ничтожные сдвиги в теле плотины, и географические информационные совокупности, каковые должны облегчать доступ к данным как должностным лицам, так и заинтересованным гражданам.

Одной из самых страшных в стране считается плотина на Вулф-Крик, расположенная неподалеку от Нэшвила, штат Теннесси. В 2005 году инженеры отметили пугающее количество воды, которая просачивалась через плотину и около нее, несмотря на серию ремонтов, совершённых в 1960—1970-х. В базу плотины заложен известняк, что не есть препятствием для воды. Строили это сооружение в первой половине 50-ых годов двадцатого века, и, как говорят эксперты, на данный момент такую конструкцию никто бы не одобрил.

Сейчас ремонтники начали заливать в фундамент жидкий цементный раствор (к началу 2008 года уже 1700 м3), а рядом возводят дополнительную цементную стенке. И все равно ни у кого нет уверенности, что плотина продержится до завершения программы реконструкции, другими словами до 2012 года.

Миннеаполис, 1 августа 2007 года, вечер, начало седьмого. Пара полос на мосту I-35W перекрыты — в том месте кладут новый асфальт. Час пик, и машины по мосту еле ползут.

Питер Хаусман, 47-летний эксперт по компьютерной безопасности, сказал с женой по телефону, в то время, когда упал основной его машина и пролёт появилась в воде на глубине 32 м. Он угодил в число 13 погибших. Ранения взяли еще 145 человек.

«В течение 16 лет мост I-35W числился в перечне ‘конструктивно неадекватных’, — говорит Йезус де ла Гарца, доктор наук охраны и гражданского строительства внешней среды в Tехнологическом университете Вирджинии. — Это всего лишь означало, что как-нибудь в будущем его прекрасно было бы перестроить». Если бы это сделали, все обошлось бы без трагедии.

В соответствии с предварительным итогам расследования, совершённого силами Национального бюро безопасности транспорта (NTSB), у моста треснули металлические угловые косынки — обстоятельством были изначальные неточности в расчетах конструкции. на данный момент в перечне конструктивно неадекватных либо функционально устаревших по стране числится 253 521 мост. Многие, как и мост I-35W, ожидают в этом перечне национальных обязательств по нескольку десятилетий. «Обстоятельство трагедии в опоздании с ремонтом, — говорит де ла Гарца. — Нам приходится через чур много строить, а финансирования не достаточно».

Но, деньги — это еще далеко не все. В июле 2006 года погибла 38-летняя Милана Дел Валь, мать троих детей. На нее упали 26 т цементных конструкций в туннеле только что отстроенной бостонской транспортной развязки «Биг Диг». И обстоятельство аварии была не в финансировании — на реализацию этого претенциозного проекта и без того вместо обещанных $2,6 млрд израсходовали аж $14,8.

Как продемонстрировало расследование NTSB, подрядчик для упрочнения потолочных плит применял не тот состав эпоксидного клея. Это был не единственный просчет в грандиозной стройке, где запутанная сеть из субподрядчиков и подрядчиков затрудняла как принятие ответов, так и отчетность об их исполнении.

Но не редкость, что государственным чиновникам и подрядчикам удается отыскать более действенные формы сотрудничества. Так, в апреле 2007 года под транспортной развязкой в Окленде, штат Калифорния, взорвался бензовоз, в следствии обрушилась большинство эстакады. Специалисты вычислили, что ремонтные работы должны занять 50 дней. Подрядчик, компания C.C.Myers Inc, взялся закончить работу в половинный срок и затребовал премию за скорость в количестве $5 млн.

То, что последовало, возможно назвать мастер-классом по организации строительных работ. Подрядчик принял на себя определенные денежные риски — в частности, большие санкции за срыв обещанных сроков — и продемонстрировал чудеса в мастерстве сотрудничества с транспортными службами и субподрядчиками. В следствии транспортная развязка была сдана в эксплуатацию через 17 дней по окончании начала работ, другими словами на 33 дня раньше расчетного срока.

Либо второй пример. Министерство транспорта штата Виргиния для ответа вопросов ремонта дорог обратилось к приватизационным схемам. Вместо того дабы составлять детальный замысел по ремонтным операциям на том либо другом дорожном участке, тут оговаривают самые неспециализированные условия эксплуатации и предлагают компаниям вступить во владение дорогой сходу на 10 лет. «Подрядчику не требуется растолковывать, как заботиться за всеми мостами и этими дорогами, — говорит де ла Гарца (он помогал влияниям в разработке данной схемы). — У него хватит смекалки, и он сам придумает что-нибудь новенькое и в ремонте, и в уходе за дорогой».

Сначала строительных работ в Миннеаполисе организаторы имели в виду и строгую подконтрольность, и вероятные инновационные нюансы. В большинстве случаев клиент определяется с конструкцией объекта еще перед тем, как заявить тендер на постройку. Тут же, при постройке моста на замену I-35W, Mn/DOT предпочел начать с «тендера по конструкциям». Пара соискателей создали личные эскизные проекты, а к ним в придачу и графики строительства, и все мыслимые инженерные обеспечения.

Победившая коалиция — это были компании Flatiron-Manson и FIGG — не давала слово ни самой низшей цены, ни самых кратких сроков. Но они показали самую глубокую компетентность.

Зимний период, дабы не замерзнуть, на стыковку мостовых пролетов возможно наблюдать через окна пятиэтажных, похожих на ангары построек, где монтажники собирают воедино огромные секции моста. Благодаря калориферам температура тут заметно выше нуля — это необходимо, дабы верно схватывался бетон. В то время, когда заканчивают очередную секцию, ангар сдвигают в сторону, и последовательность из монолитных конструкций выясняется под открытым небом.

Все происходит в один момент — и без того сначала строительства. В то время, когда в ноябре были пробурены пробные скважины, оказалось, что основание быков необходимо переместить на полтора метра. Будь это какая-нибудь вторая стройка, на согласование при таких условиях ушло бы пара недель, а тут сходу внесли нужные трансформации в проект — и дело двинулось дальше.

За стенками пятиэтажной «теплушки» слышен гул генераторов и другой тяжелой техники. Но вот доносится писклявое жужжание — в плоском зимнем небе появляется точка, она растет, преобразовываясь в беспилотный самолетик. Посредством данной радиоуправляемой игрушки подрядчик всегда фотографирует стройку сверху, отслеживая соответствие графику работ.

Для того чтобы сорта новинки тут на каждом шагу. Имеется ветхая инженерная шутка: «Мы трудимся скоро, прекрасно и дешево — выберите каждые два пункта из трех». Третий пункт отпадает — строительство моста Сэйнт-Энтони-Фоллз должно обойтись в $230 млн. Но имеется вещи подороже, чем деньги.

В проект заложен высокопрочный бетон, совокупность контроля за состоянием конструкции и расчетная долговечность в 100 лет. В случае если стройка закончится в срок, данный мост продемонстрирует, на что способны строители и инженеры, в случае если дать им творческую свободу и все нужные средства.

На речном берегу, что совсем сравнительно не так давно был свидетелем грандиозного крушения, сейчас на глазах у всех рождается прототип будущего. Вся Америка наблюдает на это с любопытством.

перестройка дамб и плотин

Многие плотины являются земляные сооружения, выстроенные более 50 лет назад, и по сей день они смогут не устоять под напором воды. Утешает только то, что в распоряжении госслужб имеются такие аппараты, как «лидар» (это лазерный эквивалент эхолокатора). С его помощью возможно обследовать подводные сооружения. Нужно увеличить охват таких контрольных мер, а те плотины, каковые сочтут самые опасными, — безотлагательно ремонтировать

Сравнительно не так давно в Неваде прорвало очередную плотину — обстоятельством, быть может, были грызуны, рывшие в плотине собственные норы. Другие самые вероятные обстоятельства — деревья, каковые собственными корнями смогут разрушать сооружение, эрозия земель, прорыв грунтовых вод.

Замысел действий

1. Берма дренажной призмы

Толстый слой дернины либо грунта может сократить количество просачивающейся воды за счет понижения суффозии.

2. Стенки, отсекающая суспензию

Плотины возможно усиливать цементной плитой полметра-метр в толщину, которая уходит вниз на глубину до сорока метров и останавливает подтекание. Вместо цементной плиты смогут употребляться металлические шпунтовые сваи.

3. Наращивание плотины

Со временем плотины оседают. Додавая грунт, возможно расширить высоту всей плотины над уровнем воды. Эта мера содействует и понижению просачивания через тело плотины.

4. Кустарник

В случае если со стороны водоема засадить плотину низкой растительностью, она надежно защитит землю от эрозии.

5. Защита берегового откоса

Слои грунта, перемежающиеся со слоями камней, защищают берег от прибоя и течения, что может подмывать стены плотины.

Достигнутые удачи

Калифорния, дельта рек Сакраменто И Сан-Хоакин

Запасы пресной воды для двух третей обитателей Калифорнии находятся под защитой 2000-километровой цепочки плотин в дельте рек Сакраменто и Сан-Хоакин. Эти плотины подвергаются разрушению, и в случае если их покинуть без присмотра, они будут прорваны. Исследователи из Public Policy Institute штата Калифорния внесли предложение следующее ответ: для доставки пресной воды населению штата создать свободную совокупность и не мешать естественному приливному циклу поступать на территорию дельты.

Ремонт мостов

Замысел действий

От страны требуется не просто восстановление прошлого статуса — мосты будут лучше, в них необходимо применять новые отличные сорта бетона, композитные материалы и сталь. Новые мосты обязан отличать изысканный вид, в них нужно встраивать совокупности контроля, отслеживающие состояние конструкций. Те же требования направляться использовать к автомагистралям, туннелям и пр.

1. Суперсталь

Начиная с 1988 года в мостах употребляются новые сорта конструкционной стали. Новые сплавы способны выдерживать без разрушения давление до 7000 атм. Это указывает, что они практически в два раза прочнее, чем сталь прошлого поколения.

Исследователи из Университета Лехай, забрав за базу новые сорта стали, реконструируют прошлые двутавровые балки с волнистой стенкой. В следствии новые конструкционные элементы оказываются существенно уже, легче и прочнее, чем ветхие балки.

2. Композитная арматура

Мостовые пролеты, изготовленные из простого железобетона, с годами подвергаются атмосферной эрозии, а их металлическая арматура в итоге ржавеет дотла. Имеется и альтернатива — композитная арматурная решетка, уже заложенная в десятки экспериментальных цементных конструкций, каковые стоят по всей стране. Самую ветхую из них замечают уже 11 лет, и пока не увидено ни мельчайших следов коррозии.

Имеется уже более 300 мостов, в конструкцию которых включены разные композитные элементы.

3. Более долговечное дорожное покрытие

Стандартное дорожное покрытие при регулярном уходе способно прослужить примерно 40 лет. Новый состав бетона, созданный в Научно-техническом университете штата Миссури, запланирован на работу в течение 100 лет и выдерживает давление до 2000 атм — практически в восьмеро больше, чем простые материалы.

4. Самовосстанавливающиеся материалы

Разрушение любой конструкции начинается с микроскопических трещин. В Университете штата Мичиган создан новый сорт эластичного бетона с волоконной арматурой. В этом материале в свежих трещинах сходу выступает ремонтный компаунд, что твердеет под действием воздуха.

Заплатка по прочности не уступает исходному материалу.

5. Датчики

Эксперты должны систематично контролировать состояние несущих конструкций. Эту кропотливую процедуру возможно заменить неизменно трудящимися датчиками Smart Brick, независимой беспроводной совокупностью, созданной в Научно-техническом университете штата Миссури. Она может фиксировать подъем уровня воды, замерять температуру, вибрации, влажность и другое.

Тензочувствительная «шкурка», созданная в Университете штата Мичиган, даёт предупреждение инженеров о деформациях конструкций и о расширении трещин. Эти сведенья возможно взять, отслеживая трансформации в электропроводности.

6. Шпунтовые конструкции из композитных свай

В большинстве случаев шпунтовые профили заколачивают в грунт, а после этого их полости заливают бетоном с арматурой. Дабы сваи были более долговечны и лучше противостояли коррозии, бетон возможно заливать в композитные формы прямо в заводских условиях. После этого такие готовые элементы привозят на строительную площадку и загоняют в почву.

Достигнутые удачи

Мост Сэйнт-Энтони-Фоллз (Миннеаполис). Власти штата Миннесота обязались в малейшие сроки заменить обрушившийся мост I-35W. Новый пролет должны сдать в эксплуатацию 24 декабря 2008 года. Его строят с применением отличного бетона, заложив в конструкцию 7000 т арматуры, намерено обработанной для противостояния коррозии. За состоянием несущих конструкций будут следить особые датчики.

Пролет моста составит 367 м, на нем поместиться 10 транспортных полос, а прослужить он обязан не меньше 100 лет.

Избежать трагедии

    Плотина Вулф-Крик

10 сооружений, каковые ждут срочного ремонта

1. Кольцевая развязка (Чикаго)

Тут пересекаются одна парковая магистраль и три скоростные автострады. Ежедневно приблизительно 300 000 машин сбрасывают тут скорость и ввинчиваются в туго закрученную улитку многоярусных эстакад. За год в этом месиве теряется 25 млн человеко-часов.

2. Шлюз на канале «Индастриал» (Новый Орлеан)

По шлюзу проходит в год до 20 млн т груза. Эта транспортная совокупность занимает важное место в экономике, но городская инфраструктура чуть справляется с ее обслуживанием. Шлюзу 87 лет, и его размеры очевидно недостаточны: суда простаивают в очереди на проход до 36 часов.

Строительство нового шлюза было одобрено Конгрессом еще во второй половине 50-ых годов двадцатого века. Работы начались в 2002-м, но стройку заморозили из-за недоработанности экологических качеств. Строительство потребует 12 лет и $800 млн.

3. Виадук на автостраде Аляскан-Уэй (Сиэтл)

В 2001 году землетрясение повредило виадук на оживленной артерии в городе Сиэтл. Специалисты поняли, что кое-какие опоры просели на 10−12 см, снизив прочность всей конструкции. В перечне замыслов и ремонт моста, и замена его туннелем либо легко усовершенствованной наземной дорогой.

А до тех пор пока каждый день 110 000 автомобилей проезжают по виадуку, не вызывающему никакого доверия.

4. Мост Доувер (Айдахо, графство Боннер)

Этому мосту присвоен фантастически низкий «класс адекватности» в Национальном каталоге мостов — двойка из вероятных ста баллов. По нему проезжает по 5000 машин в сутки. В прошедшем сезоне случайно увидели, что с его конструкций свисает кусок бетона размером метр на метр, зацепившись за собственную арматуру.

На замену моста потребуется $25 млн.

5. Совокупность водоснабжения (Атланта)

18% муниципальных запасов утекает в почву через дырявые трубы. И подобное творится по всей стране. В муниципальных водопроводных сетях, проложенных под улицами, теряются огромные количества воды — то же происходит и в ответвлениях, которыми владел частным потребителям, и в разводке по предприятиям и жилым домам.

6. Аэропорт О Харе (Чикаго)

В первой половине 2007 года данный аэропорт держал рекорд по задержкам рейсов (своевременно отправлялось менее 65%). Помимо этого, как раз тут пилотам оказывается тяжелее, чем где бы то ни было, попасть при посадке колесами на собственную полосу — с 2001 по 2006 год тут отмечено 68 промахов, причем в марте 2006-го три чуть обошлись без важных последствий. Для решения проблемы нужно перепланировать всю сеть взлетно-посадочных полос.

7. Бруклинский мост (Нью-Йорк)

Самый древний из американских висячих мостов, один из знаков нации, сейчас считается «конструктивно неадекватным». Его вид изрядно подпорчен корявыми плитами и пятнами ржавчины эстакад. Впредь до 2010 года никаких ремонтных работ не запланировано.

8. Озеро Окичоби (Флорида)

В 2006 году эксперты заявили, что существует возможность (не меньше 1/6) прорыва плотины им. Герберта Гувера. В случае если это случится, будут загрязнены запасы пресной воды, предназначенные для всей Южной Флориды. Наводнение будет угрожать и 40 000 жителей приозерных районов.

Сравнительно не так давно к северу от озера было найдено 300 м плотины в страшно эродированном состоянии.

9. Плотины на реке Сакраменто (Калифорния)

В прошедшем сезоне инженеры заявили, что 122 плотинам в Соединенных Штатах угрожает важная опасность прорыва. Из этих объектов 19 — это плотины на калифорнийской реке Сакраменто. В случае если, к примеру, прорвет плотину Натомас, воды реки Сакраменто будут угрожать практически всем из 70 000 человек, населяющих близлежащие районы.

Аэропорт Сакраменто и спортивная арена ARCO окажутся под шестиметровой толщей воды. Плотины, защищающие дельту реки, также пребывают в плачевном состоянии._

10. Плотины Вулф-Крик

Одна из приоритетных задач — ремонт в штате Кентукки плотины Вулф-Крик длиной 1720 м. Нет на свете герметичных плотин, через каждую чуть-чуть просачивается вода, но в Вулф-Крик известковое основание успело раствориться до угрожающей степени. В первый раз неприятность была распознана во второй половине 60-ых годов XX века — через 16 лет по окончании строительства. В 2005 году она всплыла заново, и саперы действительно занялись ремонтом. Работы длятся, но значительно снизить опасность прорыва не удалось.

Дата завершения работ по самому плотному графику — 2012 год. А до этого срока над расположенными вниз по течению населенными пунктами будет нависать важная опасность.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№69, июль 2008).

<

h4>

НАРКОМАНСКИЕ МОСТЫ — Bridge Constructor — №3

Статьи, которые будут Вам интересны: