Мс-21 унаследовал «интеллект» и надежность самолета як-130 — «новости дня»
Новый российский авиалайнер МС-21-300 («Магистральный самолет XXI века») 28 мая в первый раз поднялся в воздух с аэропорта Иркутского авиазавода. Второй пилот — летчик-испытатель ОКБ Яковлева Роман Таскаев — расказал журналистам ТАСС, как вела себя машина, комфортно ли в кабине МС-21 и что воздушный лайнер позаимствовал у собственного «младшего брата» — учебно-боевого самолета Як-130.
— Какие конкретно параметры нового самолета оценивались на протяжении первого полета?
— В большинстве случаев первый полет выполняется без трансформации взлетно-посадочной конфигурации, другими словами самолет не убирает шасси и закрылки, все стабилизировано. Это типовое ограничение на все воздушные суда, первый раз поднимающиеся в небо. Как раз исходя из этого диапазон скоростей и высот в первом полете существенно уменьшается. Скорости у нас были ограничены из-за выпущенных шасси — разгонялись до 340 км/ч. Высоко также не нужно было забираться, летали фактически до 2 тысяч метров.
Высота была нужна, дабы взглянуть, как самолет ее набирает, как понижается.
Наблюдали кроме этого характеристики управляемости самолета — как он реагирует на ручку. Отклоняли мало, не на полную амплитуду, наблюдали, как слушается. В этом случае могу лишь порадоваться за машину — у нее весьма хорошие характеристики управляемости.
Дальше мы контролировали работоспособность гидросистемы, энергоснабжения, насосы, генераторы, работу совокупности кондиционирования, электрических совокупностей. Курсовертикаль — тот агрегат, что дает нам данные о крене самолета, его тангаже, курсе. Удостоверились в надежности связь, параметры силовой установки — обороты, температуру, чёрта масляной совокупности.
Оценили информационно-управляющее поле кабины, как легко летчику в нем ориентироваться на протяжении полета.
В случае если все будет нормально и не будет важных доработок, то в скором будущем, думаю, спустя семь дней, мы продолжим опробования и сделаем второй полет, в котором сможем убрать шасси и закрылки и сможем выйти на скорости и другие высоты.
— высоту и Максимальную скорость также станете контролировать?
— Само собой разумеется. Тут возможно смело сказать, что характеристики, диапазон высот и скоростей МС-21 такой же, как у его соперников — Airbus и Boeing. Они продиктованы самой коммерческой деятельностью самолета — это высоты до 12 км, скорость до 0,85 маха (910 км/ч), вес 75–77 тысячь киллограм, дальность до 5 тысяч км.
Такие параметры свойственны для всех коммерческих самолетов аналогичного класса.
— Как себя вел МС-21 — прекрасно ли вас слушался?
— Изумительно! Управление так комфортно, что к нему не требуется привыкать.
— Роман Петрович, переживали перед полетом?
— Перед тем, как садишься в самолет, беспокойство, само собой разумеется, имеется. Нужно продумать всю последовательность собственных действий. А в то время, когда я сажусь и начинаю работу, тут же забываю про то, что мне страшно, что я переживаю.
Легко делаю, и все.
— Данный самолет содержит в себе фирменные черты яковлевских самолетов, традиции и стиль ОКБ Яковлева?
— На гражданских самолетах Яковлева я до этих пор опробований не проводил. В то время, в то время, когда их поднимали в атмосферу, летал на микояновских истребителях (самолеты семейства МиГ). Про преемственность могу сообщить лишь одно: совокупность управления, которая стоит на учебно-боевом самолете Як-130 совершает данный самолет супербезопасным, и в МС-21 используется. Данный «интеллект», эти наработки, каковые мы сделали на протяжении опробований Як-130, весьма комфортные, весьма здорово таковой совокупностью руководить.
И, конечно, она владеет высочайшей степенью безопасности.
— Получается, что громадный гражданский самолет забрал от собственного боевого «младшего брата» часть наилучшего?
— Да, это так. Возможно сообщить, МС-21 «впитал» в себя все лучшие наработки ОКБ Яковлева как раз по данной части.
— В первом полете МС-21 был несколько, а именно в сопровождении Як-130. Это было сделано для съемки либо еще не известно почему?
— В первом полете существует возможность того, что скорости параметров нового и определение высоты воздушного судна будет не совсем корректным. Мы же не знаем, как идет обтекание датчиков в условиях настоящего полета, верно ли они функционируют. Это для всех самолетов характерно.
И сами опробования мы начинаем с того, что корректируем правильность показаний, по причине того, что нам нужно привести характеристики в соответствие с верными показаниями скорости и высоты, температуры и всего остального.
Исходя из этого самолет сопровождения мы поднимаем, дабы взглянуть соответствие с его высотой и скоростью. Помимо этого, МС-21 в первый раз разогнался до таковой скорости, первый раз ушел в атмосферу. Само собой разумеется, нужно, дабы сопровождение взглянуло, как, к примеру, ведут себя колеса самолета, его шасси, не отлетели какие-нибудь лючки.
Одно дело — наземные опробования, и совсем второе — полет.
— МС-21 сопровождался в первом полете одним самолетом либо все-таки двумя?
— Як-130 было два. Один был «прилеплен» к нам, чтобы делать работу, о которой я уже сообщил, а второй подстраховывал на всякий случай. Параллельно на него возложили задачу воздушной съемки.
Первый «Як» пилотировал летчик-испытатель ОКБ Яковлева Василий Севастьянов, второй — Максим Конюшин.
— какое количество еще приблизительно продлятся опробования МС-21?
— Программа весьма широкая. Мы на данный момент говорим о программе заводских опробований, после этого будут проводиться сертификационные. Это большой количество, но его возможно будет проводить параллельно с серийным производством самолетов.
К примеру, в случае если нужно сертифицировать МС-21 на полеты в высокогорье, необязательно делать это в скором будущем. То же самое — сертификация для жаркого климата. Целый блок своеобразных опробований возможно будет сделать попозже, а основополагающие опробования (устойчивость, управляемость, аэродинамика) идут уже на данный момент.
Мы будем проводить их в этом и в следующем году.
— Из-за чего столько времени прошло между выкаткой самолета и его первым полетом?
— Летным опробованиям предшествуют наземные, они также имеется в программе сертификации. На самолет устанавливают испытательное оборудование, контролируют все цепи, взаимовлияние всех совокупностей. Чем более высокотехнологичная машина, тем продолжительнее и спокойнее ее нужно испытывать.
Самое основное — все параметры должны быть записаны на контрольно-записывающую аппаратуру, которая не штатная, а особая испытательная.
Перед тем как самолет полетит, отрабатывают совокупности, каковые предшествуют запуску двигателей, позже сам запуск, позже неспешно увеличивают режим работы двигателя и без того потом. Это разламывать скоро, а выпустить в небо новую машину — продолжительная и усердная работа…
— Возможно, вы с Олегом Кононенко (летчик-испытатель ОКБ Яковлева, начальник МС-21) уже дали имя новому самолету?
— В неспециализированном-то пока не сложилось у нас мнения о том, как эту «ласточку» именовать. Мы желали, дабы его бортовой номер и имя были особыми, перекликались с чем-нибудь, но департамент индустрии без всякой романтики дал нам какой-то бортовой номер, что я до сих пор запомнить не могу. Так что до тех пор пока мы ему имя не придумали.