На пленке — восточный фронт

Зафиксированные на пленке, эти частные свидетельства войны десятилетиями пылились в частных архивах

На пленке — восточный фронт
Mein Krieg (My Private War) (1990)

Возможно, первой ласточкой в серии аналогичных видеооткровений был фильм «Моя война», снятый в начале 90-х. Двое режиссеров, Харриет Эдер и Томас Куфус, нашли 6 стариков-ветеранов советско-германского фронта. Из этих шестерых — пара пехотинцев, артиллерист, доктор, солдат авиачастей.

По состоянию на 1990 год им всем было где-то за 70, другими словами самый закат судьбы, но они были еще бодры, в доброй памяти и сознании. Всех шестерых, кроме работы в одной армии, объединяло то, что они забирали камеру; притом лишь один из них потом стал армейским обозревателем. Остальные же, снимая любительское кино, ими не являлись.

В 40-е это увлечение не было столь распространенным: фотоаппараты в Европе имели достаточно широкое хождение (как раз исходя из этого доступно такое количество частных фотографий, сделанных воинами вермахта), но с кинопленкой мало кто имел дело, как по обстоятельству дороговизны, так и из-за труднодоступности самой пленки, тем более в условиях фронта.

Фильм сделан по принципу «ничего лишнего»: процентов 70 от общего экранного времени — это отснятый этими бойцами материал, оставшиеся 30 — их рассуждения и актуальные комментарии о войне в целом. Темы не то дабы конкретные, скорее о войне в общем: первое боевое крещение, отношение к сопернику, эмоции, мысли и настрой того времени, переосмысление себя по окончании войны, личная рефлексия.

Персонажи различные, различное и их отношение к собственному прошлому. Один практически прямо заявил, что принимал участие в расстреле группы гражданских, среди которых, предположительно, были артнаводчики, и рассуждал о «звероподобности» русских. Второй в плену переосмыслил собственный прошлое, а сомнения в правильности войны у него еще тогда показались.

Третий по большому счету войну принимал как фон, ему , по всей видимости, весьма интересно было. Четвертый , по причине того, что «так было нужно».

Особенную сокровище воображает визуальный последовательность, в который вплетено некое количество цветных кадров. пресловутая муштра и Тут в тренировочном лагере, со всеми «лечь-подняться», и Польша с уничтоженной Варшавой, и вторжение в СССР с кучами сожженной техники. Хватает кадров, отражающих окопный быт, имеется поездка в отпуск, снят госпиталь…

Резко отличается от вылизанных кадров «Вохеншау», с бодрыми и радующимися лицами.

Что прекрасно: ведущие по большому счету никак не навязывают собственный вывод, практически два-три вопроса они задают в интервью, а все другое — постоянный поток сознания этих операторов-воинов. Никакой тревожной музыки, никаких комментариев замогильным голосом. Зритель и без того все осознает.

Фильм дешёв на русском.

Mit der Kamera nach Stalingrad. Filmtagebucher deutscher Soldaten 1941/42 (2009)

«С камерой на Сталинград», либо германская трагедия 6-й армии в развитии. Компоновка фильма пара отличается от прошлой ленты. В случае если в том месте нам показывали прямую обращение, и на ее фоне уже шли кадры, то тут, скорее, центром есть как раз видеоматериал.

Пять германских ветеранов 29-й пехотной дивизии (моторизованной) сидят и комментируют то, что раскрывается взору зрителя на экране. «Он кидает гранату… Вот мертвый русский воинов, а вот еще один мертвый русский воинов… Вот военнопленные…», — и без того потом в течении всего фильма, пара в стиле Капитана Очевидность. Так или иначе, зритель может пробраться в мировоззрении говорящих, которое они отражают через собственные комментарии.

В этом смысле весьма показательны моменты, где один из бойцов рассуждает о комиссарах и партизанах. В фильм вошла часть съемок Гетца Хирт-Ригера (см. ниже), что служил в 20-й танковой дивизии в 1941–1942 гг.

Ведущие в фильме отсутствуют, имеется только ветхие голоса комментаторов.

Как и в прошлом случае, в самих кадрах боевые действия не занимают центрального места: все так же большое количество времени уделено быту, маршам, стоянкам и т.п. Возможно, самый запоминающийся момент в фильме: один из комментаторов заметил могилу собственного ротного и расплакался прямо на записи. Заканчивается фильм боями в города, но зимний разгром и само окружение не продемонстрированы.

Им было уже не до съемок, да а также без этого чувство в полной мере комплексное. «Всё ясно».

Фильм дешёв на немецком языке: кроме того не обращая внимания на отсутствие субтитров, с базисными лингвистическими познаниями в полной мере возможно наблюдать.

Mit der Kamera an der Ostfront. Private Filmaufnahmen eines deutschen Kriegsberichterstatters (2010)

Главный герой этого фильма, Гетц Хирт-Ригер, специалистом киносъемки не был, но это лишь сначала. Фиксируя на собственный «Кодак» все, что видел, он покинул для истории одни из самых известных и обширно применяемых в современной германской документалистике кадров, как черно-белых, так и цветных.

Краткая биография этого оператора такова. Изначально он по трудовой повинности попал в Reichsarbeitsdienst (RAD). Позднее был в 20-й танковой дивизии, с которой был под Москвой. В 1943 г. его талантам нашлось использование: пройдя спецшколу, он стал оператором «Вохеншау».

Но, кроме того присоединившись к корпусу видеопропагандистов, Хирт-Ригер продолжил снимать на личную камеру. Был одним из участников фильма «Моя война», часть отснятого материала продемонстрировали еще тогда. Вторая часть вошла в прошлую ленту про Сталинград, а уже позднее все вышло раздельно и аж в целых трех частях.

Самой увлекательной частью мне лично показалась первая: где-то процентов 60 снято в цвете, продемонстрированы RAD, учебка, оккупированная Польша, начало войны в СССР, наступление на Москву. Во второй и третьей части только иногда мелькают врезки в цвете. В третьей части увлекательны съемки из Румынии.

Фильм дешёв на немецком языке с русскими субтитрами.

Первая мироваяв цвете.5. Разгром на Восточном фронте

Статьи, которые будут Вам интересны: