Орбитальный прагматизм — «военные действия»

Орбитальный прагматизм - «военные действия»Ожидающая утверждения в марте 2016 года федеральная космическая программа на 2016-2025 годы похудеет на четверть: вместо исходно планировавшихся двух с лишним триллионов Роскосмос возьмёт практически на пятьсот миллиардов рублей меньше. Обстоятельства для того чтобы сокращения ясны, с последствиями же еще предстоит разбираться.

Без Луны

Лунная программа стала если не основной, то одной из самые заметных жертв секвестра. Исходный вариант предполагал обеспечение пилотируемого полета на Луну уже к 2030 году, что означало необходимость создания в рамках ФКП 2016-2025 ракеты-носителя сверхтяжелого класса. Сокращенный вариант предусматривает перенос пилотируемого полета на неизвестный период — по окончании 2035 года.

Изучения Луны посредством автоматических станций, но, покинули: об отмене проектов «Луна-Луна» и «ресурс-Глоб» Роскосмос пока не информировал, но запуски в рамках этих программ также переносятся на сроки от двух до пяти лет от планировавшихся ранее дат.

Перенос пилотируемого полета на период по окончании 2035 года (другими словами на шесть-десять лет от планового 2029 года), но, машинально выводит за пределы программы солидную часть затрат по ракете сверхтяжелого класса.

В целом таковой подход в полной мере рационален (что отражается и в обозначении сокращенной программы как «рационального варианта»), в случае если учитывать отсутствие практических задач для сверхтяжелой ракеты на главных рабочих орбитах, где будет сосредоточена львиная часть активности Роскосмоса. Решать эти задачи будут в целом те же ракеты, что и в исходном варианте программы, но сроки реализации некоторых проектов изменяются. Так, за пределы разглядываемого периода сдвигается первый пуск «Ангары-А5В» — усиленного варианта сравнительно не так давно начавшего опробования носителя, нужная нагрузка которого должна быть поднята при пуске со стартовой площадки Восточный с 24,5 до 38 тысячь киллограм.

Космический корабль «Федерация»
Кадр: видео ROSCOSMOS Media Store / YouTube

Планируются и новые проекты: так, исходный вариант ФКП 2016-25 предусматривал отказ от применения ракет-носителей «Зенит» украинского производства без какой-либо их замены (предполагалось, что их функционал распределят между Ангарой «и» модернизированными «Союзами»). Рациональный вариант предполагает разработку в течение грядущих десяти запуск и лёт в серию по окончании 2025 года новой ракеты-носителя «Феникс», всецело русского производства, применяющей те же, что и украинский «Зенит», российские двигатели РД-171 производства химкинского АО «Энергомаш». В возможности «Феникс» разрешит отработать универсальные разгонные модули первой ступени сверхтяжелой ракеты.

"Наверное," на разработку «Феникса» предполагается перебросить часть средств, сэкономленных за счет «сдвига вправо» проекта «Ангара-А5В» и, быть может, уменьшения количества производства базисных вариантов данной ракеты — «Ангара-А5» и «Ангара-1.2».

Без шуток будет пересмотрена программа разработки разгонных блоков, а также межорбитальных буксиров (в частности, из программы провалились сквозь землю проекты МОБ-ДМ и МОБ КВТК, каковые должны были снабжать полеты к Луне). Семейство разгонных блоков РБ-КВТК (кислородно-водородных тяжелого класса) в модификациях для разных вариантов ракеты «Ангара» кроме этого сдвигается на пара лет. Вероятнее, из-за сокращения затрат по программе «Ангара» такие варианты, как облегченный РБ-КВСК (среднего класса) для «Ангары-А3» и утяжеленные КВТК-А7, КВТК2-А7В и КВТК2Б-А7В для «Ангары-А7» и «Ангары-А7», реализованы не будут.

Пилотируемый сдвиг

Еще одной жертвой сокращения затрат станет пилотируемая программа. Пуск «Ангары-А5В» с новым разгонным блоком, которая и будет носителем для перспективного космического корабля «Федерация», переносится за предел 2025 года, и, по всей видимости, В том же направлении отправляется пилотируемый полет нового корабля. Беспилотные пуски «Федерации», разработка которой началась во второй половине 2000-х годов, должны состояться уже в первой половине 2020-х.

В возможности «Федерация» будет употребляться и для полетов на околоземную орбиту, и как часть лунного комплекса.

До ввода нового корабля роль главного космического извозчика так же, как и прежде будет играться связка носителя «Альянс-ФГ» с космическим кораблем «Альянс», совершенствование которого длится — так, уже в 2016 году обязан состояться первый полет корабля «Альянс-МС», представляющего собой последнюю модернизацию серии «Альянс-ТМА». Его собираются использовать впредь до освоения производства «Федерации», другими словами до 2025 года, как и космические грузовики «Прогресс». В общем итоге разглядываемый вариант ФКП предполагает в 2016-2025 годах 20 Прогрессов «и» пусков 28 — «Союзов».

Сужение Восточного

Оптимизация затрат неизбежно затронет и строительство перспективного русского космодрома Восточный: финансирование программы развития космодромов сократится с 900 до 600 миллиардов рублей. Важнейшим будет отказ от постройки второго стартового комплекса «Ангары» — все варианты данной ракеты на Восточном предлагается отправлять в полет с единого комплекса, что разрешит обслуживать запуски носителей и с автоматическими аппаратами, и пилотируемых.

Стартовый комплекс космодрома Восточный
Фото: Сергей Мамонтов / РИА Новости

Сейчас на новом русском космодроме в Амурской области фактически закончены работы по стартовому комплексу для ракет семейства «Альянс-2», первый пуск с него запланирован на апрель 2016 года. Сборка носителя «Альянс-2.1а» в монтажно-испытательном комплексе началась 20 января этого года. Первым запуском с новой площадки на орбиту выведут научные космические аппараты «Аист» и «Ломоносов» и наноспутник с блоком выведения «Волга».

Окно возможностей

Известное изречение «кризис свидетельствует новые возможности» справедливо отнюдь не всегда, но в ситуации это как раз так. Более чем двукратная девальвация рубля быстро прибавила конкурентоспособности русским предложениям на пусковом рынке: цена запуска испытанного «Протона-М», превышавшая сто миллионов долларов в докризисный период, уже весной 2015 года снизилась до 69-70 миллионов и имеет резервы для предстоящего сокращения, что разрешает сохранять оптимизм относительно загрузки производственных мощностей отрасли.

Не должна сократиться и национальная пусковая программа — по крайней мере, для армейских, каковые остаются главным клиентом пусковых одолжений в Российской Федерации по окончании самого Роскосмоса. Наращивание орбитальной группировки остается приоритетом кроме того в условиях сокращения бюджетных затрат.

Вряд ли претерпит трансформации и доказавшая собственную эффективность навигационная совокупность ГЛОНАСС, которую возможно назвать одной из самых, если не самой успешной российской космической программой последних двадцати лет. Не считая ее военного значения (а его тяжело переоценить), это один из самых настоящих способов встроиться в очень прибыльный сектор рынка космических сопутствующих работ и услуг в навигационной сфере.

Девальвация рубля положительно оказала влияние на конкурентоспособность и других российских космических проектов, включая проблемную территорию космических аппаратов национальной разработки. Группировка спутников дистанционного зондирования почвы в ближайшие десять лет возрастет в три раза, увеличив а также доходы от предоставления профильных одолжений коммерческим клиентам.

Наряду с этим ставшее сейчас расхожим сравнение нынешней обстановке с 1990-ми годами выглядит не в полной мере корректным: тогда Российская Федерация встраивалась в коммерческий сектор космических одолжений практически при обвальном падении советского научного и производственного потенциала. Сейчас падать уже некуда. Но, неизбежного роста также никто обеспечивать не имеет возможности.

Орбитальный беспилотник X-37B. Полигон. Телепередача. Оружие ТВ

Статьи, которые будут Вам интересны: