«Орудийное шасси»

«Орудийное шасси»

Как мы знаем, Германия в начале Второй мировой имела два типа средних танков: Pz.HI и Pz.IV. Обе автомобили создавались в середине 1930-х годов по весьма родным техзаданиям, что стало причиной созданию двух фактически аналогичных по массе, бронированию и габаритам, но различавшихся по оружию и в итоге — полностью различных по конструкции автомобилей. Тяжело дать всему этому объяснение. К примеру, их базисная масса составляла 15 и 18 т соответственно.

Значительные отличия имелись только в оружии: одна машина должна была нести 37-мм, вторая — 75-мм пушку. Куда логичнее было бы принять один танк, но с двумя вариантами оружия, что и делали, к примеру, в Англии и частично в СССР. По крайней мере, такое ответ повлекло бы за собой намного меньше издержек в будущем.

К середине 1941 года немцы полностью поняли допущенную неточность. Вопрос о снятии Pz.III с производства тогда еще не ставился, но 6 сентября 1941 года Гитлеру уже был представлен доклад, в котором обосновывались пользы от «объединения» Pz.III и Pz.IV. Делу был дан движение, и пара компаний взяли задание на проработку разных вариантов Panzerkampfwagen III und IV n.A (n.А — neue Austfuhrung — новое выполнение).

Компания Krupp изготовила два прототипа, воображавших собой Pz.lll с новой ходовой частью, предназначавшейся для Pz.III/IV. Опорные катки размешались в шахматном порядке, подвеска была торсионной. Обе автомобили довольно продолжительное время проходили опробования на разных полигонах, на протяжении которых отрабатывались и другие варианты подвески и ходовой части.

испытания и Проектирование привели в начале 1942 года к созданию унифицированного шасси Geschutzwagen III/IV, у которого опорные катки, подвеска, поддерживающие катки, направпяющие колеса и гусеницы были заимствованы у танка Pz.IV Ausf.F, а ведущие колеса, коробка и двигатель передач — у Pz.III Ausf.J. Но мысль «единого» танка так и не осуществилась.

Данный проект был похоронен в марте 1942 года, по окончании того как в Pz.IV Ausf установили 75-мм пушку с длиной ствола в 43 калибра, в одночасье и без хлопот перевоплотив танк помощи в универсальный.

Спроектированное же шасси нашли пригодным: его решили применять для размещения на нем 150-мм тяжелой полевой гаубицы sFH18.

Берлинская компания Alkett, занимавшаяся разработкой данной автомобили, внесла предложение сместить двигатель в центральную часть шасси, выяснив ему место сходу за отделением управления.

Такая компоновка давала возможность смонтировать в корме боевую рубку с массивной артсистемой.

Трансформации в размещении двигателя "настойчиво попросили" создать новую карданную передачу и перепроектировать совокупность охлаждения. Помимо этого, корпус шасси был пара удлинен в кормовой части, что легко подметить по увеличившемуся расстоянию между последним опорным катком и направляющим колесом.

В июле 1942 года было издано постановление о производстве к маю 1943-го 200 шасси Geschutzwagen III/IV, вооруженных 150-мм гаубицей. Но в октябре 1942 года Гитлеру показали модель самоходной противотанковой 88-мм пушки, в которой употреблялось такое же шасси. В следствии производственные замыслы было нужно скорректировать — сейчас к 12 мая 1943 года предписывалось выпустить по 100 единиц самоходных орудий обоих типов.

САУ Hummel

Окончательная сборка 150-мм самоходных гаубиц осуществлялась компанией Deutsche Eisenwerke в Дуйсбурге. Броневые рубки изготавливались заводом Deutsche Rohrenwerke в Мюльхайме.

направляться подчернуть, что прототип, выстроенный на компании Alkett, базировался на перекомпонованном шасси линейного танка Pz.IV, а не на Geschutzwagen III/IV, и ствол гаубицы имел массивный дульный тормоз, отсутствовавший на серийных автомобилях. Всего было произведено 724 самоходных орудия, каковые приказом Гитлера от 27 февраля 1944 года стали называться Hummel («Шмель»).

Корпус самоходной гаубицы (Фактически шасси Geschutzwagen III/IV) сваривался из катаных броневых плит толщиной 30 мм (лоб корпуса), 20 мм (корма и борт) и 15 мм (днище и крыша). В центральной и кормовой частях корпуса посредством сварки и болтов крепилась открытая сверху и частично позади боевая рубка с толщиной стенок 10 мм. В кормовой стенке рубки имелась двухстворчатая броневая дверь, предназначавшаяся для посадки загрузки боеприпасов и орудийного расчёта.

В боевой рубке САУ «Хуммель» устанавливались качающаяся верхний станок и часть тяжелой полевой гаубицы 15 cm SFH 18 калибра 150 мм (в действительности — 149,1 мм). Протяженность ствола гаубицы составляла 29,6 калибра. Горизонтальные углы наведения составляли 15° на сторону, вертикальные колебались в пределах от — 3° до +42°.

Возимый боекомплект складывался из 18 выстрелов раздельного заряжания с осколочно-фугасными и кумулятивными боеприпасами. Кумулятивный боеприпас Gr 39Н1/А массой 25 кг и начальной скоростью 465 м/с пробивал 160-мм броню. Дополнительное оружие складывалось из пулемета 34, что мог быть установлен на зенитном станке.

В силовом отделении самоходной гаубицы размещался 12-цилиндро-вый V-образный карбюраторный двигатель Maybach HL 120TRM мощностью 300 л.с. при 3000 об/мин. Он имел жидкостную совокупность охлаждения. Два радиатора размешались по бортам корпуса, за двигателем.

Совокупность охлаждения имела устройство, разрешавшее подключать ее к подобной совокупности второй автомобили.

Это было особенно принципиально важно в жёстких зимних условиях Восточного фронта: разогретая охлаждающая жидкость от трудящегося двигателя одной САУ облегчала запуск мотора на другой.

Крутящий момент от двигателя передавался на планетарную шестискоростную (6+1) коробку передач типа Zahnradfabrik SGG 77 посредством трехдискового главного фрикциона сухого трения FichtelSachs. Вторая и шестая передачи КП имели синхронизаторы.

Планетарные механизмы поворота снабжали «Хамелю» хорошую маневренность.

Имея массу 23,5 т, САУ развивала большую скорость по шоссе 40 км/ч. Запас хода при перемещении по шоссе составлял 250 км, по пересеченной местности — 160 км. Экипаж «Хуммеля» насчитывал 6—7 человек.

Компоновка САУ «Хуммель»:

1 — качающаяся часть 150-мм гаубицы; 2 — станок; 3 — панорамный прицел; 4 — маховик вертикальной наводки; 5 — укладка 150-мм зарядов; 6 — топливные баки; 7 — бортовая передача; 8 — рычаг управления; 9 — рычаг переключения передач; 10— коробка передач; 11 — сиденье механика-водителя; 12 — двигатель; 13 — антенна

В ходе серийного производства в конструкцию самоходных гаубиц вносились бессчётные небольшие трансформации.

Так, к примеру, автомобили ранних выпусков имели мелкую броневую рубку лишь над местом механика-водителя. В распоряжении же радиста, рабочее место которого пребывало справа от механика-водителя, был лишь круглый посадочный люк в верхнем наклонном странице корпуса. На автомобилях поздних выпусков эти два члена экипажа взяли неспециализированную рубку во всю ширину корпуса с двумя посадочными люками и двумя смотровыми окнами, закрывавшимися броневыми крышками.

По причине малого возимого боекомплекта было решено создать для «хуммелей» особый перевозчик снарядов. Снаружи эта машина отличалась от САУ лишь отсутствием орудия. Его амбразура закрывалась 10-мм броневым страницей.

Всего было выпущено 157 перевозчиков.

Самоходные гаубицы «Хуммель» поступали на вооружение дивизионов самоходной артиллерии в артиллерийских полках танковых и некоторых войск и моторизованных дивизий Вермахта СС. Две батареи самоходного дивизиона имели на вооружении 105-мм самоходные гаубицы «Веспе», одна — 150-мм самоходные гаубицы «Хуммель».

В большинстве случаев в батарее насчитывалось четыре САУ, редко их количество достигало шести. Назначение САУ «Хуммель» не отличалось от 150-мм полевых гаубиц артиллерийских полков пехотных дивизий. Но в самоходном варианте эти орудия имели возможность значительно действеннее сопровождать и поддерживать огнем высокоподвижные танковые и моторизованные соединения.

Боевое крещение «хуммелей» произошло на протяжении операции «Цитадель» летом 1943 года.

В будущем они употреблялись на всех фронтах вплоть до конца военных действий в Европе. По состоянию на 10 апреля 1945 года в германских армиях еще оставалось 168 САУ «Хуммель».

направляться упомянуть еще о двух типах самоходных гаубиц, созданных на таком же «орудийном шасси» Geschutzwagen III/IV.

В первой половине 40-ых годов XX века компания Krupp-Gruson создала конструкцию самоходного орудия с размещением во вращающейся открытой сверху башне 105-мм легкой полевой гаубицы leFH 18/1 с длиной ствола в 28 калибров. Броневая защита колебалась от 10 мм (корма корпуса) до 30 мм (маска орудия, башни и лоб корпуса). Углы наведения гаубицы по вертикали колебались от 0° до +68°. На серийных автомобилях предполагалось устанавливать 105-мм полевые гаубицы leFH 43.

В данном варианте шасси оснащалось 12-цилиндровым рядным двигателем воздушного охлаждения Maybach HL 90 мощностью 360 л.с. при 2800 об/мин.

«Изюминкой» проекта была возможность достаточно стремительного демонтажа башни посредством смонтированного конкретно на корпусе автомобили складного кранового приспособления. В снятом состоянии башня имела возможность перевозиться раздельно от шасси либо буксироваться самим шасси на двухколесном прицепе. Буксировка башни производилась за ствол.

С позиций сегодняшнего дня не совсем ясно, для чего все это было необходимо. В послевоенный период подобные ответы время от времени предлагались для транспортировки танков по воздуху, но в этом случае вряд ли это могло быть обстоятельством — у немцев просто не было самолета, талантливого поднять 23-тонную военную машину.

В первой половине 40-ых годов XX века компания Krupp изготовила три умелых примера самоходноартиллерийской установки, взявшей обозначение 10,5 cm leFH 18/1 L/28 auf Waffentrager GW III/IV либо «Heuschrecke 10».

Не хотя оставаться в стороне, компания Rheinmetall-Borsig создала конкурентный проект САУ, а завод Deutsche Eisenwerke изготовил прототип, проходивший опробования в первой половине 40-ых годов XX века. Машина была близка по конструкции к крупповской, но была значительно несложнее, потому, что никакой демонтаж башни не предусматривался. В качестве оружия употреблялась модифицированная 105-мм полевая гаубица leFH 18/40, размешавшаяся во вращающейся башне коробчатой формы, кроме этого не имевшей крыши.

Вертикальная наводка гаубицы осуществлялась в пределах от -10° до +70°.

Ни крупповский, ни рейнметалловский варианты в серийное производство запущены не были.

Из стадии древесных макетов не вышли и пара вариантов небронированных самоходных орудий, спроектированных на шасси Geschutzwagen III/IV.

Эти автомобили создавались в рамках концепции Waffentrager — «носитель оружия» либо, что, по-видимому, правильнее, «перевозчик оружия». Были спроектированы две автомобили: одна — вооруженная 128-мм пушкой К81 и вторая — 150-мм гаубицей sFH 18/1. И в том и другом случае орудия размещались на вращающихся платформах, смонтированных на «орудийных шасси».

М.

БАРЯТИНСКИЙ

Азербайджан купил в Чехии самоходные гаубицы Dana M1 CZ

Статьи, которые будут Вам интересны: