Самоходки на колёсах

Самоходки на колёсах

Первые попытки увеличения своевременной мобильности артиллерии за счёт установки орудий разного калибра на гусеничные либо колёсные шасси предпринимались уже в начале XX века. Наряду с этим существовал определённый крен в сторону последних, что было не просто так. Гусеничные шасси тракторов, а после этого и танков выяснялись не только значительно сложнее технически, но и существенно дороже.

Тактика же боевого применения танковых частей в 1920 — 1930-е годы ещё не была отработана. место и Роль самоходной артиллерии чётко не просматривались, да и самой самоходной артиллерии как такой не существовало. Исходя из этого разработчики не видели значительных преимуществ гусеничных шасси перед колёсными. Тем более что автомобилестроение в тот период развивалось быстро.

Новый толчок к созданию САУ на колёсных шасси дало появление машин повышенной проходимости. самая удачной конструкцией для того чтобы рода направляться признать французскую САУ на шасси грузовика-вездехода Laffly, вооружённую 47-мм противотанковой пушкой.

Начало Второй мировой положило финиш борьбы между гусеничными и колёсными самоходками. Темперамент ведения военных действий конкретно потребовал присутствия на поле боя САУ, созданных на танковых шасси. Лишь так обеспечивалось тесное их сотрудничество с танками. Колёсные САУ не имели для этого ни достаточной проходимости, ни броневой защиты требуемого уровня.

Самоходки же, созданные на шасси полугусеничных БТР, возможно разглядывать только как запасного совокупность оружия с ограниченными возможностями. Действовали они по большей части в боевых порядках мотопехотных подразделений, оснащённых полугусеничными бронетранспортёрами. К концу войны концепция самоходно-артиллерийской установки на танковом шасси победила совсем. Но, как скоро выяснилось, не на много.

В первые послевоенные десятилетия из арсеналов ведущих армейских держав мира провалились сквозь землю противотанковые САУ. Борьбу с танками соперника всецело возложили на танки и противотанковые ракетные комплексы. Причём последние возможно было монтировать на чём угодно — от вертолётов до джипов. Необходимость сопровождения танков в сражении самоходками отпала, а в следствии снизились и требования к уровню бронезащиты последних.

К началу 1970-х годов в различных государствах на вооружение стали поступать легкобронированные самоходки, созданные или на шасси гусеничных БТР, или на особых шасси. Причём обращение шла лишь о самоходных гаубицах калибра от 105 до 203 мм. С уменьшением боевой массы этих САУ снова появился соблазн применения колёсных шасси, тем более, что к тому времени уже имелось большое количество образцов автомобильной техники, по проходимости не уступавших гусеничным автомобилям.

Пионером же в создании колёсных САУ нового поколения стала Чехословакия.

направляться подчернуть, что армии государств — участниц Варшавского Контракта по большей части были оснащены боевой техникой и вооружением производства СССР. Вместес тем государствам, располагавшим соответствующей оборонной индустрией, не возбранялось разрабатывать личные образцы как для собственных потребностей, так и для других союзных стран. Единственным требованием была только унификация снарядов.

В середине 1970-х годов в конструкторском бюро машиностроительного предприятия в словацком городе Дубница-над-Вагом создали новую артсистему, принятую на вооружение Чехословацкой армии под обозначением 152 mm ShKH vz.77 (152 mm samohydna kanonova houfnice vz. 77 — 152-мм самоходная пушка-гаубица примера 1977 года). Но громадную известность эта самоходка, запущенная в серию во второй половине 70-ых годов двадцатого века, купила под именем собственным — «Дана».

В качестве базы для размещения оружия в данной САУ использовано полноприводное шасси Tatra 815, серьёзно модернизированное для данной цели. Шасси имеет колёсную формулу 8×8, с двумя передними управляемыми парами колёс. Подвеска — свободная пружинная.

Колёса оснащены совокупностью регулирования давления воздуха в шинах. В передней части шасси находится низкопрофильная бронированная кабина. В ней расположены рабочие командира и места водителя. В кормовой части шасси размещён 12-цилиндровый V-образный многотопливный дизель Tatra 2-930-34 мощностью 345 л.c.

Оружие — 152-мм пушка-гаубица — установлено во вращающейся башне складывающейся из двух бронированных полу-башен, герметичных и изолированных друг от друга. В левой находятся рабочие места наводчика и заряжающего, расположенные тандемом, за ними — механизированная укладка зарядов. В правой — рабочее место второго заряжающего, а перед ним — механизированная укладка снарядов. На турели посадочного люка второго заряжающего установлен 12,7-мм зенитный пулемёт ДШКМ.

Лафет пушки-гаубицы смонтирован открыто между полубашнями. Над стволом орудия размещён механизм досылания.

Подобная установка пушки-гаубицы исключает действие пороховых газов нарасчёт при ведении интенсивной стрельбы. В частности такая стрельба обеспечивается в автоматическом режиме, в то время, когда заряды и снаряды посредством особых механизмов подаются на линию досылания. Стреляные гильзы удаляются особым транспортёром.

В автоматическом режиме «Разрешена» способна произвести 30 выстрелов за 7 мин., а в течение часа — 90 выстрелов. При ручном заряжании скорострельность образовывает 2 выстр./мин. Возимый боекомплект — 60 выстрелов.

Для стрельбы употребляются осколочно-фугасные гранаты от советской пушки-гаубицы Д-20, среди них и чехословацкого производства. Большой угол возвышения ствола орудия образовывает +70°, склонения -4°. Не обращая внимания на то что установка в боевом положении вывешивается посредством трех гидравлических опор, вести пламя возможно лишь в секторе 225°.

Большая дальность стрельбы осколочно-фугасной гранатой массой 43,5 кг образовывает 18,7 км. Установка возможно развёрнута на огневой позиции в течение 2 мин, а покинуть её — спустя 60 секунд по окончании окончания стрельбы.

Двигатель разрешает машине с боевой массой 29,25 т развивать скорость по шоссе 80 км/ч. Запас хода — 800 км.

В первой половине 80-х годов прошлого века САУ «Дана» поступили на вооружение в Чехословакию, Польшу и ГДР. Чехословацкое военное управление предложило «Советскому» Союзу и Дану, но это особенного энтузиазма не позвало. С позиций огневых возможностей «Дана» была аналогична (за исключением скорострельности) советской самоходной гаубице 2СЗ «Акация», которая уже состояла на вооружении Советской Армии.

Действительно, благодаря применению колёсного шасси «Дана» владела более высокой подвижностью на дорогах, но на распутье она проигрывала по проходимости гусеничной «Акации». Это событие, быть может, не имело значительного значения в условиях разветвлённой европейской дорожной сети, но для территории СССР было явным минусом. Очень большим недочётом «Даны» считалось и отсутствие возможности заряжания с грунта.

В общем, было разумеется, что принимать на вооружение ещё одну артиллерийскую совокупность, не имевшую очевидных преимуществ перед отечественной, не имеет смысла. Такое вывод в итоге и утвердилось в Главном ракетно-артиллерийском управлении и 3-м ЦНИИ МО СССР — организациях, которым было поручено проработать вопрос целесообразности закупок «Даны».

Однако во второй половине 70-ых годов двадцатого века на Ржевском артиллерийском полигоне испытали два примера «Даны», каковые, как и ожидалось, продемонстрировали отсутствие преимуществ перед отечественным аналогом. В первой половине 80-ых годов XX века в Генштаб было направлено письмо из ГРАУ МО СССР о нецелесообразности поставок в СССР САУ «Дана». Но в том же году руководство всётаки решило принять некое количество чехословацких самоходок в умелую войсковую эксплуатацию в СССР.

Для этого в ЧССР закупили шесть (по другой информации, 18 — один дивизион) самоходных орудий. Они эксплуатировались в СССР около года, по окончании чего были возвращены в Чехословакию. В 1985 году главу МинОбороны СССР С.Л.

Соколову был направлен доклад по итогам умелой эксплуатации «Даны». Не обращая внимания на сомнения и возражения большинства отечественных артиллеристов, Совмин СССР издал 25 октября 1986 года распоряжение «О закупке в ЧССР в 1987 — 1989 годах 152-мм самоходных пушек-гаубиц «Дана». Быть может, этим заказом советское управление желало поддержать союзного производителя.

Самоходно-артиллерийская установка «Дана»:

1 — кабина; 2,8,23 — бойницы для стрельбы из личного оружия; 3 — смотровая щель; 4 — 152-мм пушка-гаубица; 5 — механизм досылания; 6 — правая полубашня; 7 — дверь для загрузки снарядов в механизированную укладку; 9 — правая опора; 10 — крышка люка доступа к двигателю; 11 — башенка для размещения прицела; 12 — люк заряжающего; 13 — посадочный люк водителя; 14 — посадочный люк начальника; 15 — люк второго заряжающего с турелью; 16 — левая полубашня; 17 — крышка смотрового окна водителя; 18 — фара; 19 — крышка смотрового окна начальника; 20 — зеркало заднего вида; 21 — кормовая опора; 22 — посадочная дверь левой полубашни; 24 — дверь для загрузки зарядов в механизированную укладку.

На виде слева вооружение и ходовая часть условно не продемонстрированы.

Чехословацкими САУ планировалось вооружить 211-ю артбригаду, входившую в состав Центральной группы армий, дислоцировавшейся в ЧССР. Тем самым облегчалось ответ вопросов материально-технического обеспечения. Во второй половине 80-ых годов двадцатого века «разрешены» стали поступать в армии. До момента перевооружения 211-я бригада складывалась из четырёх дивизионов, оснащённых буксируемыми пушками-гаубицами Д-20 и самоходными 2С5 «Гиацинт».

С началом замены матчасти соединение перешло на новый штат: сейчас оно включало в себя пять дивизионов, в каждом из которых было три артиллерийские батареи восьмиорудийного состава. Так, общее колличество САУ «Дана» в бригаде составила 120 единиц.

Не считая артиллерийской бригады ЦГВ, эти установки поступили в артиллерийский учебный центр, пребывающий на территории Белорусского военного округа.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");

По отзывам офицеров, проходивших службу в 211-й бригаде, артиллерийская часть «Даны» была весьма чувствительной к условиям эксплуатации, и по данной причине было много отказов. Определённой похвалы удостоилось восьмиколёсное шасси, по крайней мере, его маневренность, которая была кроме того выше, чем у БТР-70.

Радиус поворота САУ был таким, что в узких местах — в том месте, где, к примеру, БТР требовалось проехать в два этапа, с включением задней передачи — «Дана» проходила без неприятностей.

В Советской Армии «даны» прослужили недолго. В первой половине 90-ых годов XX века начался вывод частей и соединений ЦГВ с территории Чехословакии. 211-я бригада вошла в состав армий Столичного военного округа и передислоцирована в посёлок Мулино Горьковской области.

Матчасть же бригады послали в Казахстан, но информации об эксплуатации САУ «Дана» в Казахстане нет.

САУ «Дана».

Нужно подчернуть, что в СССР примерно одвременно с этим предприняли попытки создать собственное самоходное орудие на колёсном шасси.

В качестве базы употреблялось шасси 8×8 15-тонного опытного образца автомобиля КрАЗ-4Р-3130 с многотопливным дизелем ЯМЗ-202 мощностью 360 л.с. Но эти работы дальше создания опытных образцов не пошли.

Что же касается Чехословакии, то до начала 1990-х годов изготовили около 750 самоходных орудий. Была предпринята и попытка модернизации САУ за счёт повышения длины ствола орудия с 39 до 47 калибров. Данный вариант стал называться «Ондава», но информации о его серийном производстве нет.

В первой половине 90-х годов двадцатого века словацкие конструкторы, стремясь увеличить рынок сбыта собственной автомобили, создали ещё один модернизированный вариант. САУ «Зузана» отличается от «Даны» в основном орудием. Она вооружена 155-мм пушкой-гаубицей с длиной ствола 45 калибров.

Для стрельбы смогут употребляться все стандартные снаряды НАТО. Боекомплект сократился до 40 выстрелов, а экипаж — до 4 человек. Усовершенствована совокупность управления огнём. Зенитный пулемёт ДШКМ заменили современным НСВ-12,7.

На лобовых страницах башни установили блоки дымовых гранатомётов. На некоторых демонстрационных примерах смонтировали и ИК-осветитель «Луна-4», что говорит о наличии на машине ночного прицела для стрельбы прямой наводкой.

По окончании распада Чехословакии в первой половине 90-ых годов двадцатого века парк самоходок разделился между чешской и словацкой армиями. В частности, на 1 января 2008 года в Чехии имелось 173 автомобили (115 из них — на хранении), в Словакии — 131 (12 — на хранении).

Со своей стороны, Польша располагала 111 артсистемами «Дана».

Что же касается поставок в другие страны, то о них известно мало. Точно как мы знаем, что в 2006 году Чехия реализовала 12 САУ «Дана» Грузии. Два года подряд эти установки были собственного рода «гвоздём» армейских парадов в Тбилиси. Если судить по телевизионным кадрам, в ночь с 7 на 8 августа 2008 года они обстреливали дремлющий Цхинвал вместе с «градами», кстати, также чехословацкого производства — RM-70.

Второй пример самоходно-артиллерийской установки на колёсном шасси был создан практически одновременно с этим, что и «Дана», но на большом растоянии от Чехословакии — в ЮАР. Разработка САУ, взявшей обозначение G6 Rhino («Носорог»), началась во второй половине семидесятых годов прошлого века в национальной корпорации APMSKOR, а первый опытный образец показался в первой половине 80-ых годов XX века.

Выбор колёсного шасси был обусловлен в первую очередь изюминками рельефа местности данного региона, и необходимостью иметь громадный запас хода самоходной боевой техники, используемой сухопутными армиями.

вился в первой половине 80-ых годов XX века. Выбор колёсного шасси был обусловлен в первую очередь изюминками рельефа местности данного региона, и необходимостью иметь громадный запас хода самоходной боевой техники, используемой сухопутными армиями.

В передней части корпуса САУ G6 находится отделение управления, за ним — моторно-трансмиссионное, а после этого боевое, включающее бронированную башню кругового вращения. Корпус выполнен из сварных броневых страниц, защищающих от огня осколков и стрелкового оружия артиллерийских снарядов. Днище имеет усиленное бронирование против действия мин.

На G6 употребляется дизельный двигатель воздушного охлаждения мощностью 525 л.с.

Автоматическая трансмиссия снабжает шесть передач переднего хода и две — заднего. Все колёса — ведущие (колёсная формула 6×6), передняя пара — управляемая. Подвеска колёс — свободная торсионная, с гидравлическими амортизаторами, на протяжении стрельбы она выключается. Перед этим посредством гидравлической совокупности опускаются четыре опоры (по бортам в задней частях и передней корпуса).

Не обращая внимания на большую боевую массу в 36,5 т, самоходная гаубица G6 владеет хорошей подвижностью. Большая скорость перемещения по шоссе — 90 км/ч, а на пересечённой местности 35 — 40 км/ч. Запас хода 600 км.

В бронированной башне размещаются: начальник, наводчик и два заряжающих. Для их выхода и входа имеются дверь на правой стороне и два люка на крыше башни.

В передней части башни по обе стороны от орудия находятся четырёхствольные дымовые гранатомёты. Командирская башенка оснащена перископами кругового обзора. Перед люком заряжающего установлен 12,7-мм пулемёт для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям.

Главное оружие САУ — 155-мм гаубица с длиной ствола 45 калибров. Углы наведения орудия по вертикали от -5 до +75°, а по горизонтали 80°. Приводы наведения — электрогидравлические. Дляоблегчения заряжания с левой стороны затвора размещён досылатель снарядов. Пороховые заряды в сгораемой гильзе помещаются в зарядную камору вручную. Прекрасно тренированный расчёт снабжает скорострельность 4 выстр./мин в течение 15 мин.

Для стрельбы из гаубицы используются выстрелы с осколочно-фугасными, дымовыми, осветительными и зажигательными боеприпасами. Возимый боекомплект — 47 снарядов и 52 заряда. Большая дальность стрельбы простым осколочно-фугасным боеприпасом образовывает 30 км, а осколочно-фугасным со особой донной пиротехнической насадкой — 39 км.

Совокупность управления огнём (СУО), не считая дневных и ночных прицелов, включает лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель. Она может подключаться к батарейной СУО, приобретая оттуда нужное целеуказание.

Серийное производство САУ началось во второй половине 80-ых годов двадцатого века. До этого пара автомобилей проходили опробования входе боёв юаровских армий в Анголе. Во второй половине девяностых годов партию G6 купила армия Объединённых Арабских Эмиратов.

Создание двух достаточно успешных образцов САУ на колёсных шасси подтолкнуло конструкторов в других государствах к проектированию подобных совокупностей. Наряду с этим выявилась одна неспециализированная тенденция — отказ от применения тяжёлых многоосных шасси и броневой защиты. Практически речь заходит о замене простого орудийного лафета вместе с станинами и колёсным ходом на двух- либо трёхосный грузовик повышенной проходимости.

Создателей подкупает высокая мобильность таких совокупностей, и готовность к стремительному открытию огня.

Одним из обычных образцов новых САУ есть совокупность ATMOS (Autonomous Truck-Mounted System), созданная израильской компанией Soltam на шасси чехословацкого грузовика Tatra 815 (вариант 6×6). В кормовой части шасси смонтированы качающаяся верхний станок и часть 155-мм гаубицы с длиной ствола 52 калибра.

Эта САУ была создана в 2001 году фактически по заказу индийской армии, которая проявляет к таким совокупностям интерес.

В Нидерландах проходит опробования совокупность МОВАТ — 105-мм гаубица, установленная на грузовой платформе двухосного грузовика. А во Франции восемь артбатарей сухопутных армий перевооружены самоходками Caesar компании GIAT Industries.

155-мм гаубица установлена в кормовой части шасси полноприводного грузовика Renault 6×6. Машина оснащена легкобронированной кабиной, устройствами управления огнём, и коробками для размещения снарядов и зарядов. Но, на самой машине их перевозится мало.

САУ Caesar может транспортироваться самолётами С-130. Установка приводится в состояние готовности к открытию огня в течение 2 мин.. направляться подчернуть, что интерес к разработке таких совокупностей проявляют США и другие страны НАТО.

М. БАРЯТИНСКИЙ

Автоматическая гаубица — Archer Artillery System FH77.

Статьи, которые будут Вам интересны: