«Пантера-охотник»

«Пантера-охотник»

Практически сразу после начала Второй мировой немцы столкнулись с важным кризисом в противотанковой артиллерии. Их главная 37-мм пушка Рак 35/36 была совсем бессильной против прекрасно бронированных французских танков. Принятая за ней на вооружение 50-мм Рак 38 кроме этого проблему не решила.

Во Францию она опоздала, поскольку первые 17 орудий Вермахт взял лишь в июле 1940 года, и диагностику боем ей было нужно проходить уже на Восточном фронте. Итог был плачевным — пробить броню Т-34 и КВ она имела возможность лишь с родных расстояний. Более либо менее с данной задачей справлялась только 75-мм пушка Pak 40, которая начала поступать в армии в феврале 1942 года и стала самым массовым германским противотанковым орудием периода Второй мировой.

Однако разные германские компании продолжали работы по созданию все более замечательных артсистем, талантливых высвободить 88-мм зенитку от ответа несвойственных для нее задач борьбы с танками. Как раз с целью этого компания Krupp создала орудие Great 42, которое было принято на вооружение как

8,8 cm Pak 43 (88-мм противотанковая пушка примера 1943 года).

Орудие имело ствол длиной 6280 мм и массой 3650 кг. Использование крестообразного лафета с раздвижными станинами разрешило уменьшить высоту пушки в боевом положении до 1720 мм по верхней кромке щита. Из-за проблем с производством этих лафетов первые шесть орудий удалось передать в армии лишь в ноябре 1943 года.

Чтобы ускорить поставки столь нужных армии орудий, компания Krupp создала вариант 8,8 cm Pak 43/41, в котором употреблялись лафет легкой полевой гаубицы и простой колесный движение от тяжелой полевой гаубицы. Первые 70 таких орудий попали на фронт в апреле 1943 года.

В один момент с проектированием буксируемых артсистем 88-мм калибра шел процесс создания самоходных вариантов.

Так, в феврале 1943 года на компании Deutschen Eisenwerken началось производство истребителя танков Hornisse («Шершень») на базе так именуемого единого шасси GW III/IV. Но недочётом данной самоходки было легкое бронирование (открытая позади и сверху боевая рубка защищалась 10-мм бронелистами) и большой силуэт — 2940 мм.

Необходимость в замечательном, прекрасно бронированном истребителе танков была очевидной.

Исходя из этого еще 6 января 1942 года на протяжении работ по созданию пушки Pak 43 компании Krupp выдали заказ на проектирование самоходной установки, вооруженной этим орудием Проект взял обозначение Panzer Selbstfahrlaffette IVc-2. Тактико-технические требования предусматривали боевую массу около 30 т; хорошую броневую защиту: лоб — 80 мм, борт — 60 мм; большую скорость 40 км/ч. Предполагалось применение двигателя Maybach HL 90.

К 17 июня 1942 года завод Krupp в Магдебурге изготовил три прототипа самоходных орудий на базе танка Pz.IV.

Но 3 августа 1942 года Управление оружий решило применять для размещения 88-мм пушки Pak 43 (которая делала тогда лишь первые выстрелы) шасси танка «Пантера», также пребывавшего еще в стадии разработки.

Первоначально реализация этого проекта была поручена компании Krupp, эксперты которой определили, что шасси «Пантеры» для размещения столь замечательного орудия требует доработки. Согласно точки зрения инженеров компании, предварительное проектирование могло быть закончено к январю 1943 года. В сентябре они изготовили модель в масштабе 1:10.

15 октября 1942 года на совещании в Рейхсминистерстве промышленности и военной экономики, проходившем под управлением А.Шпеера, было издано постановление о передаче предстоящей разработки компании Daimler-Benz, поскольку изначально сборка новой САУ планировалась на фирмах этой компании. Но Krupp должен был так же, как и прежде осуществлять работы по проектированию. К 16 ноября крупповцы изготовили полномасштабную древесную модель, которая мало была похожим окончательный вариант САУ.

5 января 1943 года на совещании техкомиссии компании Daimler-Benz выяснили последовательность технических требований к будущему примеру (тогда он именовался 8.8 cm Sturmgeschutz — 88-мм штурмовое орудие). Так, толщина верхнего лобового бронелиста должна была составлять 100 мм, нижнего — 60 мм, угол наклона — 60°. Толщина страниц крыши, кормы и бортов — 30 мм с таким же наклоном.

Амбразуру пушки предполагалось изготовить из брони повышенного качества и крепить к корпусу болтами, что должно было снабжать стремительный демонтаж орудия. коробки передач и Узлы трансмиссии имели возможность при замене извлекаться через амбразуру. Экипаж должен был складываться из шести человек — начальника, наводчика, механика-водителя, радиста и двух заряжающих.

Самоходная артиллерийская установка «Ягдпантера»:

1 — 88-мм пушка; 2 — маска пушки; 3 — контейнер банника; 4 — запасной трак; 5 — командирский прибор наблюдения; 6 — устройства наблюдения; 7 — люк начальника; 8 — колпак вентиляционного отверстия; 9 поворотный прибор наблюдения 10 — воздухоприемные окна совокупности охлаждения двигателя; 11 — люк моторного отделения; 12 — правое воздухоотводящее окно совокупности охлаждения двигателя; 13— отдушины для притока воздуха к воздушным фильтрам, 14 — броневая крышка заливной горловины топливных баков, 15 — броневой колпак воздушного окна; 16 — люк для заливки воды в совокупность охлаждения; 17 — левое воздухоотводящее окно совокупности охлаждения двигателя; 18 — упоры-ограничители открывания крышки кормового люка; 19 — люк заряжающего, 20 — колпак вентилятора; 21 —амбразура устройства ближнего боя; 22 — люк перископического прицела; 23 — фара со светомаскировочной насадкой; 24 — установка курсового пулемета; 25 — прибор наблюдения механика-водителя; 26 — ящик для снаряжения; 27 — кормовой люк; 28 — заглушка отверстия дополнительного антенного ввода; 29 — антенный ввод; 30 — люк для загрузки снарядов; 31 — домкрат; 32 — пламегаситель на выхлопной трубе; 33 — буксирная серьга; 34 люк к приводу инерционного домкрата. 35 — люк к приводу двигателя от пусковой рукоятки; 36 люк для доступа в моторное отделение; 37 —люк к водогрейному котлу совокупности охлаждения; 38 — люк к механизму натяжения гусеницы; 39 конвойный фонарь.

На виде спереди запасные траки условно не продемонстрированы

По начальному плану предполагалось изготовить новую самоходку на базе «Пантеры II», но 4 мая 1943 года Министерство оружий решило о временном замораживании этого проекта, и разработчики были вынуждены вносить трансформации в уже имеющуюся конструкцию с целью унификации узлов будущей САУ с танком «Пантера».

Серийное производство из-за загруженности фабрик Daimler-Benz поручили компании MIAG (Muhlenbau-lndustrie AG).

В сентябре 1943 года в том месте собрали первую рубку. В соответствии с уточненным техническим заданием, толщина лобовой брони составила 80 мм, бортов рубки и нижнего лобового страницы корпуса — 50 мм, кормы и бортов корпуса — 40 мм, крыши рубки — 30 мм Но и в таком варианте рубка была через чур тяжелой, исходя из этого толщину крыши было нужно уменьшить до 25 мм. Изменилась и конструкция лафета: вместо планировавшегося сектора обстрела в 14° влево и вправо он снабжал лишь 12°.

Экипаж сократился до пяти человек. 20 октября 1943 года древесный макет показали Гитлеру на полигоне Арис в Восточной Пруссии, а 17 декабря первый прототип покинул заводской цех.

Серийное производство началось на заводе компании MIAG в Брауншвейге в феврале 1944 года.

В конце месяца по приказу фюрера машина стала называться Jagdpanther—«Ягдпантера» (дословно — охотничья пантера, пантераохотник) и индекс Sd Kfz.173 по совокупности обозначений боевых и транспортных автомобилей Вермахта. Производственный замысел предусматривал ежемесячный выпуск 150 «ягдпантер». До окончания войны компания MIAG и присоединившаяся к ней в декабре 1944 года MNH (Maschinenfabrik Niedersachsen Hannover) сумели изготовить 384 автомобили.

Собственного пика производство достигло в январе 1945 года, в то время, когда заводские цехи покинули 72 военные машины.

Кое-какие источники информируют о 413 либо 417 самоходках а также о 425, выпущенных до мая 1945 года.

Но дело в том, что германская статистика выпуска боевых автомобилей заканчивается серединой марта 1945-го, и о количестве «ягдпантер», изготовленных позднее, ничего определенного утверждать запрещено, тем более, что оба завода подвергались ожесточённым ударам американской авиации.

«Ягдпантера» представляла собой самоходно-артиллерийскую установку с передним размещением неподвижной броневой рубки. Корпус САУ характеризовался громадным наклоном броневых страниц, как лобового (55° к вертикали), так и бортовых (30° к вертикали).

Кроме того крыша рубки имела маленькой угол наклона. Снарядостойкость верхнего лобового страницы незначительно понижалась лишь щелью смотрового прибора механика-водителя и амбразурой курсового пулемета. Все люки для посадки и высадки членов экипажа пребывали на крыше рубки.

Изюминкой конструкции САУ было то, что рубка представляла собой единое целое с корпусом, а не крепилась к нему болтами либо сваркой, как у многих германских самоходок.

окантовка амбразуры и Маска пушки

В лобовом странице корпуса в массивной литой маске типа Saukopf устанавливалась пушка 8,8 cm PaK43/3L/71 (или РаК43/4 L/71) калибра 88 мм. Протяженность ствола орудия вместе с двухкаморным дульным тормозом составляла 6686 мм, масса 2200 кг.

Угол горизонтального наведения пушки ±11°, угол возвышения +14°, склонения -8°. В боекомплект пушки входили 57 унитарных выстрелов с бронебойными, бронебойно-подкалиберными, осколочно-фугасными и кумулятивными боеприпасами. Начальная скорость бронебойного боеприпаса PzGr. 39/43 массой 10,16 кг (масса выстрела — 23,4 кг) составляла 1000 м/с. На дистанции 1000 м он пробивал 165-мм броню.

Бронебойно-подкалиберный боеприпас PzGr. 40/43 с вольфрамовым сердечником имел начальную скорость 1130 м/с и на той же дистанции пробивал 193-мм броню. Большая дальность выстрела — 9350 м, высота линии огня 1960 мм, скорострельность 6 — 8 выстрелов в 60 секунд.

Пушка снабжалась вертикальным клиновым затвором и полуавтоматикой копирного типа. Противооткатные устройства были смонтированы над стволом орудия и складывались из гидравлического тормоза отката (справа) и воздушно-жидкостного накатника (слева). Подъемный механизм пушки — винтового типа. В распоряжении наводчика имелся перископический прицел Sfl ZF1a.

Вспомогательное оружие «Ягдпантеры» складывалось из пулемета MG 34, размещенного справа от пушки в шаровой установке. Боекомплект пулемета — 1200 патронов. В распоряжении экипажа имелись два пистолета-пулемета МР-40 с боекомплектом 384 патрона.

На «Ягдпантере» устанавливался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный четырехтактный двигатель Maybach HL-230P30 мощностью 700 л.с. при 3000 об/мин. Трансмиссия складывалась из карданной передачи, трехдискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач АК 7-200, механизма поворота компании MAN, дисковых тормозов и бортовых передач.

Коробка передач — трехвальная, с продольным размещением валов, семиступенчатая, пятиходовая, с постоянным зацеплением шестерен и несложными конусными синхронизаторами для включения передач со 2-й по 7-ю. Приводы управления — комбинированные, с гидросервоприводом следящего действия с механической обратной связью.

Ходовая часть САУ применительно к одному борту складывалась из восьми сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами диаметром 850 мм.

Подвеска — личная торсионная. задние катки и Передние снабжались гидравлическими амортизаторами. Ведущие колеса размешались спереди, а направляющие — позади. Гусеницы металлические, мелкозвенчатые, из 86 одногребневых траков любая.

Зацепление — цевочное.

Двигатель, ходовая часть и трансмиссия разрешали машине массой 45,5 т развивать большую скорость по шоссе 46 км/ч, по пересеченной местности — 24 км/ч; запас хода соответственно 200 и 100 км при емкости топливных баков 700 л.

В ходе серийного производства в конструкцию автомобили вносились трансформации, правда незначительные. В частности, изменялись окантовка пушечной амбразуры, количество перископов и соответственно смотровых щелей у механика-водителя.

Бинокулярный прицел заменили на монокулярный. С лета 1944 года пушка вместо ствола-моноблока взяла составной ствол, что облегчало ее демонтаж. Тогда же на крыше рубки разместили три гнезда для крепления 2-т подъемного крана. В крыше рубки установили «устройство ближнего боя» (Nahverteidigungswaffe) — 90-мм мортирку NbK 39 для стрельбы осколочными и дымовыми гранатами (в боекомплект их входило 16 штук). В сентябре 1944 года автомобили прекратили покрывать циммеритом.

В октябре 1944 на «Ягдпантере» показалась новая маска пушки, крепившаяся к лобовой броне восемью болтами. Выхлопные трубы оснастили листовыми пламегасителями (Flammvernichter). САУ поздних выпусков имели дополнительный вентилятор, размещенный в передней части крыши боевого отделения.

Кроме линейных самоходок было произведено кроме этого пара автомобилей в командирском варианте. Они оснащались дополнительными радиостанциями Fu 7 и Fu 8, и имели прибор ночного видения.

Из «ягдпантер» формировали особые тяжелые истребительно-противотанковые дивизионы РГК (schwere Panzer Jager Abteilung), пребывавшие, в большинстве случаев, в подчинении у руководства полевых либо танковых армий.

По штату батальон «ягдпантер» должен был складываться из 30 боевых автомобилей, чего на практике ни при каких обстоятельствах не соблюдалось. К счастью как для нас, так и для отечественных союзников, немцы сумели выпустить через чур мало этих самоходок.

Первые восемь автомобилей взяла 2-я рота 654-го тяжелого противотанкового дивизиона РГК.

Их боевое крещение произошло 30 июня 1944 года во Франции. Недалеко от Ле Лежа в Нормандии эскадрон 6-й британской танковой бригады наскочил на три «ягдпантеры» 654-го дивизиона. Бой был предельно маленьким.

За 120 секунд «ягдпантеры» стёрли с лица земли 11 «черчиллей»!

Скоро новыми военными машинами перевооружили 519, 559, 560-й и 655-й тяжелые противотанковые дивизионы РГК, любой из которых имел в собственном составе одну роту, укомплектованную «ягдпанте-рами». направляться подчернуть, что в первой половине 40-ых годов XX века на Восточном фронте «ягдпантеры» не использовались, но уже с февраля 1945-го в битвах участвовало пять дивизионов, любой из которых имел в собственном составе роту, складывающуюся из 14 «ягдпантер».

В наступлении германских армий в Арденнах участвовало, по крайней мере, 56 «ягдпантер» в составе шести батальонов истребителей танков и около 12 в разных частях СС. Что касается последних, то больше всего «ягдпантер» взяли 2-я танковая дивизия СС «Рейх», 9-я танковая дивизия СС «Хоенштауфен» и 10-я танковая дивизия СС «Фрундс-берг». В составе последней вести войну 42 «ягдпантеры».

Они учавствовали в наступлении 6-й танковой армии СС недалеко от озера Балатон в Венгрии и в битвах за Будапешт в январе 1945-го. В первых числах Апреля в битвах на подступах к Вене участвовали и были подбиты последние 12 «ягдпантер» данной дивизии.

На 1 марта 1945 года на фронте имелось еще 202 «ягдпантеры», но в течение месяца, в условиях фактического прекращения производства, их количество скоро сократилось.

Из 56 автомобилей этого типа 40 были технически неисправны, а из оставшихся к 10 апреля 11 пребывали в 616-м противотанковом дивизионе (Pz.Jg.Abt.616) на Восточном фронте и пять — в Pz.Jg.Abt.512 на Западном. К 28 апреля на Восточном фронте осталось 19 автомобилей (из них боеготовых 11), на Западном — 27 (пять боеготовых).

По окончании войны «ягдпантеры» некое время состояли на вооружении во французской армии, в частях, дислоцированных в Сатори и Бурже.

«Ягдпантера» — самая замечательная германская противотанковая САУ Второй мировой (не обращая внимания на последовательность недочётов, характерных силовой установке и ходовой части танка «Пантера»). Имея такое же оружие, что и «Фердинанд», она была более компактной и маневренной. Ничего аналогичного западные союзники до конца войны не создали.

Отечественная СУ-85 была не сильный бронирована и уступала по мощи оружия (начальная скорость бронебойного боеприпаса пушки Д-5С составляла 792 м/с). И лишь СУ-100, серийное производство которой началось в сентябре 1944 года (до конца войны было выпущено около 1400 автомобилей), имея меньшую боевую массу, превзошла «Ягдпантеру» как по мощи оружия, так и по броневой защите.

На данный момент «ягдпантеры» сохраняются в музее Абердинского полигона в Соединенных Штатах, в швейцарском танковом музее в Туне, в танковых музеях в Мюнстере (Германия) и Самюре (Франция), в Имперском армейском музее (Imperial War Museum) в Лондоне и в Музее бронетанкового оружия и техники в Кубинке под Москвой.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ «ЯГДПАНТЕРА»

Боевая масса, т………………………………………………………………….45,5

Экипаж, чел………………………………………………………………………..5

Габаритные размеры, мм:

протяженность…………………………………………………………………………………9870

ширина………………………………………………………………………………3270

высота……………………………………………………………………………….2715

клиренс……………………………………………………………………………..560

Высота линии огня, мм……………………………………………………….1960

Макс. скорость перемещения, км/ч:

по шоссе……………………………………………………………………………46

по местности …………………………………………………………………….24

Запас хода, км:

по шоссе…………………………………………………………………………..200

по местности…………………………………………………………………….100

Преодолеваемые препятствия:

угол подъема, град……………………………………………………………30

ширина рва, м…………………………………………………………………..2,45

высота стены, м……………………………………………………………….0,9

глубина брода, м………………………………………………………………1,55

Удельное давление, кг/см2 0,9 Удельная мощность, л.с./т….15,63

М. БАРЯТИНСКИЙ

The Pink Panther in \

Статьи, которые будут Вам интересны: