Победное противостояние

Победное противостояние

Настоящая работа по созданию нового тяжелого танка в рамках программы Panzerkampfwagen VI началась в последних числах Января 1937 года, в то время, когда компания Henschel взяла заказ и приступила к проектированию военной машины под условным индексом DW1(Durchbruchwagen — машина прорыва). С сентября 1938 года компания начала разрабатывать вариант DW2, что имел отличия от собственного предшественника в конструкции коробки передач, тормозов, гусениц, бортовых передач, ведущих подвески и колёс.

На танк предполагалось установить башню от Pz.IV с 75-мм пушкой и спаренным с ней пулеметом MG 34. Второй пулемет должен был устанавливаться в лобовом странице корпуса справа. Но и в том и другом случае дело ограничилось лишь испытаниями и постройкой шасси.

У умелого танка VK 3001(H), последовавшего за двумя первыми прототипами и созданного, как и они, под управлением начотдела перспективных разработок компании Henschel Эрвина Адерса, толщину лобовой брони корпуса довели до 60 мм, применили гусеницу шириной 520 мм и расположили опорные катки в шахматном порядке. Были изготовлены три умелых экземпляра шасси, каковые употреблялись для опробования разных агрегатов и узлов.

Параллельно с компанией Henschel над проектом нового тяжелого танка трудилась и компания Porsche. Машина VK 3001(Р) — первая созданная в цехах нового завода Nibelungenwerke — взяла фирменное наименование «Леопард» (Leopard) и обозначение Тур 100. Были выстроены два умелых примера шасси, оставшиеся без башен, так и не поступивших от компании Krupp. Основной изюминкой поршевских шасси стала электромеханическая трансмиссия. Танк должен был взять модифицированную башню от Pz.IV с короткоствольной 75-мм пушкой.

В будущем на «Леопард» планировалось установить 105-мм пушку с длиной ствола в 28 калибров. В 1941—1942 годах обе автомобили проходили опробования, довольно часто прерывавшиеся из-за бессчётных неполадок в трансмиссии.

В мае 1941 года на протяжении заседания в Бергхофе Гитлер предложил новую концепцию тяжелого танка, владевшего повышенными огневой броневой и мощью защитой, призванного стать ударной силой танковых соединений, в каждом из которых предполагалось иметь по 20 таких автомобилей.

В свете предложений фюрера и с учетом результатов опробований опытных образцов тяжелых танков были созданы тактико-технические требования, а после этого выдан заказ компании Porsche на разработку танка VK 4501 (Р) с 88-мм пушкой и компании Henschel — на VK 3601 (Н) с пушкой с коническим стволом. Изготовить прототипы предполагалось к маю — июню 1942 года.

Работа по сборке автомобили Sonderfahrzeug II, либо Тур 101, официально именовавшейся в документах управления оружий как Panzerkampfwagen VI, либо VK 4501 (Р), либо Tiger (Р), велась в цехах завода Nibelungenwerke. Компоновка как самого танка, так и моторно-трансмиссионного отделения осталась такой же, как у VK 3001 (Р). Два расположенных параллельно друг другу двигателя мощностью 320 л.с. любой посредством клиноременной передачи приводили во вращение роторы двух генераторов.

От последних электричество подавалась на два электромотора, вращавших ведущие колеса танка. Всю электрическую часть трансмиссии поставила компания Siemens-Schuckert. Что касается башни, то она разрабатывалась в инициативном порядке компанией Krupp в тесном сотрудничестве с Porsche.

В это же время, компания Henschel скоро спроектировала, изготовила и вывела на опробования собственный VK 3601(H), проходивший по документам так же, как Panzerkampfwagen VI Ausf.B.

С шасси не появилось никаких неприятностей: моторно-ходовая часть и трансмиссионная группа были прекрасно отработаны на предшествующих моделях. Военная машина массой 36 т, защищенная 100-мм лобовой броней, достигала скорости 40 км/ч. Что же касается вооружения и башни, то для этого танка они так и не были созданы.

Дело в том, что компания Krupp предлагала 75-мм пушку с коническим стволом. Но в то время, когда стало известно, что бронебойный боеприпас данной пушки включает в себя вольфрамовый сердечник массой один килограмм, от нее быстро отказались — снаряды данной пушки «съели» бы целый вольфрамовый лимит Вермахта. Удачно прошедшая опробования, на которых, кстати, находился министр оружий А.Шпеер, машина была не у дел. Но, ненадолго…

Потому, что начальный вариант оружия был неудачен, а сроки поджимали, необходимо было искать какое-то новое ответ. И его нашли: на танк была установлена крупповская башня, созданная для VK 4501 (Р). Действительно, для этого потребовалось расширить диаметр башенного погона в свету с 1650 до 1850 мм, что стало причиной изменение верхней части корпуса.

У VK 3601 (Н) показались надгусеничные ниши, а масса возросла до 45 т. Конструктивные трансформации повлекли за собой и смену индекса: танк начал называться VK 4501(H). Главным же было то, что на машине Э.Адерса равно как и на танке Ф.Порше, «прописалась» 88-мм танковая пушка.

Это орудие было создано компанией Friedrich Krupp AG с применением качающейся части зенитной пушки 8,8-cm Flak 18/36 — известной «achtacht» («восемь-восемь»), несомненно, самого известного артиллерийского орудия Второй мировой.

В танковом варианте, взяв дульный тормоз и электроспуск, пушка начала именоваться 8,8-cm KwK 36.

В марте 1942 года Гитлер внес предложение послать прототипы тяжелых танков на фронт, чтобы совершить опробования в настоящих боевых условиях. Практически сразу после этого очень вызывающего большие сомнения предложения он заявил, сколько танков должно быть готово к октябрю 1942 и к марту 1943 года.

Было полным отрывом от действительности потребовать к концу сентября 1942 года поступления 60 автомобилей от Porsche и 25 — от Henschel, а к концу февраля 1943-го — еще 135 боевых автомобилей от обеих компаний. Тут нужно подчернуть, что оба танка еще до начала каких-либо важных опробований практически уже были запущены в производство. В заводских цехах Nibelungenwerke началась сборка умелой партии сходу из десяти автомобилей VK 4501 (Р), а компании Krupp заказали 90 башен.

За этим Ф.Порше собирался выпустить 35 танков к январю 1943 года и 45 — к апрелю. Еще дальше отправился его соперник: изготовление первых 60 автомобилей VK 4501 (Н) началось уже в середине 1941 года, и, не смотря на то, что к весне 1942-го готовься лишь один экземпляр, агрегаты и узлы остальных не пропали — их применяли потом при сборке серийных «тигров».

В сутки рождения Гитлера, 20 апреля 1942 года, оба танка были продемонстрированы фюреру в его ставке «Волчье логово» (Wolfschanze) в Восточной Пруссии.

Но, эта демонстрация, по сути, ничего не решала — в первых рядах были настоящие опробования на полигоне Берка, куда в мае 1942 года прибыли два VK 4501 (Р) и один VK 4501 (Н). В следствии опробований у танка компании Porsche, как и при с VK 3001 (Р), распознали низкую надежность электротрансмиссии. Помимо этого, машина имела маленький запас и неудовлетворительную проходимость хода — всего 50 км.

Потому, что Гитлер желал применять новые танки и в Северной Африке, данный показатель должен был равняться, как минимум, 150 км. Разместить же дополнительное количество горючего в танке выяснилось нереально из-за отсутствия места. Легко было предвидеть и бессчётные трудности, каковые имели возможность появиться при эксплуатации военной машины на фронте.

Необыкновенная трансмиссия потребовала специалистов механиков-и переподготовки водителей ремонтных работ. Взвесив все «за» и «против», не обращая внимания на особенное размещение Гитлера к врачу Порше, проводившая опробования рабочая группа решила в пользу танка компании Henschel. Гитлер должен был дать согласие.

Машина взяла обозначение Pz.Kpfw.VI (Sd.Kfz.181) Tiger Ausf.HI, а по окончании принятия на вооружение в первой половине 40-ых годов XX века танка Tiger II наименование поменяли на Tiger Ausf.E, либо Tiger I. Уже изготовленные на заводе Njb^lungenwerke 90 шасси VK 4501 (Р) решили применять в качестве базы для тяжелых штурмовых орудий, вооруженных 88-мм противотанковой пушкой, созданной на базе зенитки Flak 41 с длиной ствола в 71 калибр, — будущих «фердинандов».

Тяжелый танк Pz.VI Ausf.E:

1 — мортирка для пуска противопехотных мин типа «Б»; 2 — мортирки для стрельбы дымовыми гранатами; 3 — лючок с бойницей для стрельбы из личного оружия; 4 — ящик для снаряжения; 5 — колпак вентилятора; 6 — колпак над окном воздухооттока; 7 — откидная крышка над лючком для монтажа трубы ОПВТ; 8 — воздушные фильтры типа Feifel; 9 — бортовой люк; 10 — прибор наблюдения; 11 — рым

К 18 августа 1942 года выпустили первые четыре «тигра».

Пятую и шестую автомобили 27 августа послали в Фаллингбостель, где формировались 501-й и 502-й тяжелые танковые батальоны. Собирали танки на заводе компании Henschel в Касселе. К производству башен привлекли компанию Wegmann. В ходе серийного производства в конструкцию танка, выпускавшегося в одной модификации, фактически непрерывно вносились улучшения и изменения. У первых же серийных автомобилей был поменян ящик для снаряжения и ЗИПа, крепившийся на корме башни.

На прототипах употреблялся ящик, позаимствованный у Pz.Kpfw.lll. Лючок с бойницей для стрельбы из личного оружия на правой стенке башни заменили на люк-лаз. Для самообороны от вражеской пехоты по периметру корпуса смонтировали мортирки для противопехотных мин типа «S». Эта мина, боевая часть которой включала 360 металлических шариков, выстреливалась на маленькую высоту и разрывалась.

Помимо этого, на башнях танков ранних выпусков устанавливались дымовые гранатометы NbK 39 Калибра 90 мм (по три с каждой стороны). Последние кроме этого возможно было применять для стрельбы минами типа «S». На автомобилях поздних выпусков для данной цели служила мортирка, установленная в танка и стрелявшая через амбразуру в крыше башни за люком заряжающего.

Со второй половины 1943 года на «тигры» (с 391-й автомобили) стали устанавливать новую командирскую башенку, унифицированную с башенкой «Пантеры» и имевшую устройство для крепления зенитного пулемета MG 34, и перископический прибор наблюдения перед люком заряжающего. Были внесены трансформации в спусковой механизм пушки, стопор пушки по-походному, крепление спаренного пулемета, сиденья членов экипажа и др.

На ее бортах разместили укладку запасных траков, каковые до этого размешались лишь на нижнем лобовом странице корпуса. Пять траков крепились с левой, а три — с правой стороны.

Подверглась трансформациям и силовая установка танка.

На первых 250 автомобилях устанавливался двигатель Maybach HL 210Р30, на остальных — Maybach HL 230Р45. Для эксплуатации в африканской пустыне и в южных районах России на кормовом странице корпуса монтировались воздушные фильтры Feifel.

Первые 495 танков оснащались оборудованием для подводного вождения, разрешавшим преодолевать своим ходом по дну водные рубежи глубиной до четырех метров Над особым лючком в крыше моторного отделения устанавливалась трехметровая телескопическая труба для подачи воздуха в двигатель. Выброс производился конкретно в воду. Все люки танка имели резиновые уплотнения.

В то время «Тиф» был единственным серийным танком в мире, оснащенным в массовом порядке оборудованием для подводного вождения, которое отыскало широкое использование в танкостроении только в 50-е годы. Действительно, в армиях это оборудование фактически не употреблялось и от него со временем отказались.

не сильный местом ходовой части «Тигра», от которого никак не получалось избавиться, были последующее разрушение и быстрый износ резиновых бандажей опорных катков.

Начиная с 800-й автомобили на танк начали устанавливать опорные катки с стальными бандажами и внутренней амортизацией. Наряду с этим наружный последовательность одинарных катков сняли.

На «тиграх» употреблялись два типа гусениц: транспортные — шириной 520 мм и боевые — шириной 725 мм.

Первые использовались для перевозки по железной дороге, чтобы вписаться в габарит платформы, и для перемещения своим ходом по дорогам с жёстким покрытием вне боя. (При перевозке танков довольно часто снимались и наружные опорные катки.) При применении транспортных гусениц удельное давление на грунт возрастало до 1,53 кг/см2.

В 1942—1943 годах немцы организовали десять тяжелых танковых батальонов Вермахта и четыре роты для дивизий «Великая Германия», «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», «Мёртвая» голова «и Рейх».

На базе этих рот после этого кроме этого были организованы батальоны.

Т-34 примера 1942 года

Большая часть тяжелых танковых батальонов сражалось на Восточном фронте.

Ни при каких обстоятельствах в том месте не оказался sPzAbt 504, действовавший сперва в Африке, а после этого в Италии, и sPzAbt 508, кроме этого сражавшийся в Италии. На Восточном фронте пребывали и все роты, и один из организованных на их базе 3-й батальон моторизованной дивизии «Великая Германия». Остальные батальоны сражались на Западе.

Самый массово «тигры» употреблялись на протяжении операции «Цитадель». К 12 мая 1943 года для принятие участия в этом сражении планировалось иметь 285 боеготовых «тигров», но замысел данный не выполнили, передав в армии лишь 246 автомобилей. Большая их часть была сосредоточена в районе Орловско-Курского выступа.

Конкретно же в операции «Цитадель» участвовали два тяжелых танковых батальона (503-й и 505-й) и четыре роты в составе моторизованных дивизий.

На северном фасе Курской дуги против отечественного Центрального фронта действовал лишь один — 505-й тяжелый танковый батальон (45 «тигров»). Совместно со 2-й германской танковой дивизией, в своевременном подчинении у которой он был, батальон нападал позиции отечественной 70-й армии в направлении Подолянь — Саборовка — Теплое.

На протяжении этих боев, по германским данным, были безвозвратно утрачены три «тифа», что в целом сходится с отечественными данными, потому, что между населенными пунктами Самодуровка, Кашара, Кутырки, Теплое, высота 238,1, на поле размерами 3×2 км по окончании боев было найдено 74 подбитых и сгоревших германских танка, САУ и других бронированных автомобилей, а также четыре «тигра». направляться подчернуть, что, не обращая внимания на столь незначительное число потерянных «тигров», количество участвовавших в битвах автомобилей этого типа было мало по обстоятельству солидного числа повреждений, неисправностей и поломок.

Так, к примеру, 13 июля в строю батальона имелось лишь 14 боеготовых «тигров». Остальные потребовали ремонта различной степени сложности.

В 503-м тяжелом танковом батальоне к началу сражения имелось 42 «тигра». Батальон был на южном фасе Курской дуги в составе 3-го механизированного корпуса оперативной группы «Кемпф» и действовал в полосе обороны отечественной 7-й гвардейской армии.

Его утраты в этих битвах составили, по германским данным, четыре «тифа».

Что же касается сражения под Прохоровой, то яркое участие в нем 11—12 июля 1943 года приняли «тигры» моторизованных дивизий «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», «Мёртвая» голова «и Рейх» — всего 42 автомобили этого типа. Еще 15-ю «тиграми» располагала моторизованная дивизия «Великая Германия», наступавшая на Обояньском направлении.

Так, в операции «Цитадель» участвовали лишь 144 тяжелых танка «Тигр», что образовывает всего 7,6 процента от общего количества германских танков, задействованных в наступлении под Курском. Значительного влияния на ход событий они, само собой разумеется, оказать не могли, тем более, что использовались достаточно разрозненно. Если доверять германским данным, то в Июле — августа 1943 года безвозвратные утраты составили 73 танка «Тигр», а к Январю — 274 танка.

Наряду с этим в первой половине 40-ых годов двадцатого века в строй по окончании ремонта возвратились лишь 19 танков этого типа!

В отличие от Панцерваффе, каковые применили под Курском сходу три новинки — «Тигр», «Пантеру» и «Фердинанд», танковые армии Красной Армии встретили вражеский удар в прошлом составе. Действительно, к лету 1943 года изменилась структура танкового парка: сократилось число легких боевых автомобилей и заметно возросло число средних.

Главным советским танком стал Т-34, наряду с этим его конструкция за два года войны была изменена.

Танки, выпускавшиеся с июня 1942 года, приобрели новую башню так называемой «улучшенной» формы (но, не меньше тесную, чем прошлая, и за собственную близкую к верному шестиграннику форму взявшую прозвище «гайка») с двумя круглыми посадочными люками в крыше. Эта башня выпускалась как литой, так и штампованной (на УЗТМ).

Литые башни имели вварную плоскую крышу толщиной 20 мм. Независимо от разработки изготовления между люками в крыше башни имелась съемная перемычка, разрешавшая вынимать через люки передние топливные баки, не снимая башни.

К числу вторых новшеств, внедренных на Т-34 к лету 1943 года, возможно отнести пятискоростную коробку передач, воздухоочистители «Циклон», увеличенный до 100 артвыстрелов боекомплект, башенный вентилятор, десантные поручни, кормовые наружные топливные баки прямоугольной либо бортовые цилиндрической (на танках выпуска ЧКЗ) формы и много других более небольших новинок. Серийное производство танков Т-34 примера 1942 года (так неофициально, но чаще всего они именуются в литературе) осуществлялось на фабриках № 183 в Нижнем Тагиле, № 174 в Омске, УЗТМ в Свердловске и ЧКЗ в Челябинске.

До июля 1943 года была выпущена 11 461 машина.

Эти танки вынесли на себе главную тяжесть ожесточённых танковых боев на Курской дуге (в частях Воронежского и Центрального фронтов «тридцатьчетверки» составляли 62 процента), среди них и известного Прохоровского сражения. Последнее, вопреки сложившемуся стереотипу, не проходило на каком-то раздельно забранном поле, типа Бородинского, а осуществлялось на фронте протяженностью до 35 км и воображало собой последовательность отдельных танковых боев.

Вечером 10 июля 1943 года руководство Воронежского фронта получило приказ Ставки ВГК о проведении контрудара по группировке германских армий, наступавшей на прохоровском направлении. Для данной цели из состава резервного Степного фронта в состав Воронежского фронта были переданы 5-я гвардейская армия генерала А.С.Жадова и 5-я гвардейская танковая армия генерала танковых армий П.А.Ротмистрова — первая танковая армия однородного состава.

Ее формирование началось 10 февраля 1943 года, и к началу Курской битвы она дислоцировалась недалеко от Острогожска (Воронежская обл.). В армию входили 18 тк, 29 тк 5 гв. мк.

Шестого июля в 23.00 был взят приказ, потребовавший сосредоточения армии на правом берегу реки Оскол.

В 23.15 авангард уже начал перемещение, а спустя 45 мин. тронулись с места и основные силы. Нужно отметить идеальную организацию марша. В колоннах не разрещалось встречное перемещение. Армия шла круглосуточно, с маленькими привалами для заправки автомобилей.

Марш надежно прикрывался зенитной авиацией и артиллерией и именно поэтому остался незамеченным вражеской разведкой. За трое дней армия переместилась на 330—380 км. Наряду с этим практически не было случаев выхода боевых автомобилей из строя по техническим обстоятельствам, что свидетельствует как о возросшей надежности танков, так и о грамотном техобслуживании техники.

Девятого июля 5 гв.

ТА сосредоточилась в районе Прохоровки. Предполагалось, что 12 июля армия с двумя приданными ей танковыми корпусами — 2-м и 2-м гвардейским — в 10.00 нанесет удар по немецким войскам и совместно с 5-й и 6-й гвардейскими общевойсковыми армиями и 1-й танковой армией сотрёт с лица земли вклинившуюся на обоянском направлении группировку соперника, не допустив ее отхода на юг.

Но подготовка контрудара, начавшаяся 11 июля, была сорвана немцами, каковые нанесли по отечественной обороне два замечательных удара: один в направлении Обояни, второй — Прохоровки. В следствии частичного отхода отечественных армий артиллерия, которой в контрударе отводилась большая роль, понесла утраты и на позициях развертывания, и в движении к линии фронта.

Рано утром 12 июля из-за нанесения немцами удара в полосе 69-й армии появилась угроза левому флангу разворачивавшихся юго-западнее Прохоровки основных сил 5 гв. ТА. Это 6-я и 19-я танковые дивизии (около 200 танков) из 3-го механизированного корпуса соперника начали наступать из района Мелехово на Ржавец. Вследствие этого в армии 69-и полосу были выдвинуты две бригады 5 гв. мк, танковая бригада 2 гв. тк и резерв 5 гв.

ТА (танковый, мотоциклетный, истребительно-противотанковый и гаубичный полки). Эти силы, объединенные в группу под руководством генерала К.Г.Труфанова (около 100 автомобилей, а также 71 Т-34), не только приостановили продвижение неприятеля на север, но и полностью отбросили его в исходное положение.

Основные силы германских армий в составе моторизованных дивизий «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», «Мёртвая» голова «и Рейх», насчитывавших до 500 танков и штурмовых орудий, включая 42 «Тигра», 12 июля в 8.30 начали наступать в направлении станции Прохоровка. В то же самое время, по окончании 15-минутной бомбардировки германская группировка была атакована главными силами 5-й гвардейской танковой армии, что стало причиной развертыванию встречного танкового сражения, в котором с обеих сторон участвовало около 1200 танков, причем средних и тяжелых автомобилей у соперника было больше.

Не обращая внимания на внезапность удара, советские танки были встречены сосредоточенным огнем противотанковой артиллерии и штурмовых орудий. Но 18 тк на громадной скорости прорвался в совхоз Октябрьский, неся тяжелые потери, и захватил его. При предстоящем продвижении он встретил танковую группировку соперника, в которой имелись 15 тяжелых танков «Тигр», в течение нескольких часов вел с ними встречный бой и к 18.00 перешел к обороне.

В течение всего дня 29 тк вел маневренный бой за высоту 252,5 с танками дивизии «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», но по окончании 16.00 был потеснен подошедшими танками дивизии СС «Мертвая голова», а ночью кроме этого перешел к обороне.

В 14.30 2 гв. тк, наступавший в направлении пос. Калинин, неожиданно столкнулся с двигавшейся навстречу моторизованной дивизией СС «Рейх», которая отбросила его в исходное положение.

Закрывавший стык между 2 гв. тк и 29 тк, 2 тк смог пара потеснить германские части, но, попав под пламя подтянутых из второго эшелона штурмовых и противотанковых орудий, понес утраты и остановился.

Не обращая внимания на то, что 5 гв. ТА, действовавшая в полосе 17—19 км, смогла добиться плотности атакующих боевых порядков до 45 танков на 1 км, выполнить поставленную задачу не смогла.

Утраты армии не учитывая группы генерала Труфанова составили 328 танков и САУ, а вместе с приданными соединениями достигли 60 процентов начальной численности. Германские же войска лишь 12 июля утратили, в соответствии с донесению руководства Воронежским фронтом, около 320 танков. Германская статистика сокращает это число до 218, а также до 190 боевых автомобилей.

Однако, вечером 12 июля немцы на прохоровском направлении перешли к обороне, а 14 июля Гитлер отдал приказ о прекращении операции «Цитадель». В ночь на 17 июля немцы начали отвод армий на исходные пределы.

М. БАРЯТИНСКИЙ

Противостояние | Победный стрим — War Thunder

Статьи, которые будут Вам интересны: