Трофейные танки в красной армии

Трофейные танки в красной армии

Применение в Красной Армии трофейных германских танков (как, но, и в вермахте советских) началось с самого начала ВОВ. Так, уже 27 июня 1941 года, в начале танкового сражения в районе Ровно — Луцк — Броды, подвижной группой 8-го мехкорпуса было захвачено 13 исправных танков Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV.

Их решили применять с большой эффективностью — под покровом темноты ударить по сосредоточивавшимся для утренней атаки германским подразделениям. Проникновение в германские танковые колонны прошло в полной мере удачно, потому, что трофейные германские автомобили несли германские же опознавательные символы. О предстоящем возможно делать выводы по рассказу участника этих боев Храбреца СССР Г.Пенежко: «…Я скомандовал: «Прикасаясь к последнему танку!» Мы практически уперлись в него пушкой.

Стреляю в башню, и второй раз в башню. Танк остановился.

Никто из этого танка не выскочил и он не загорелся. Это меня радует. У нас еще мрачно, а сзади, где стрельба, делается все посильнее, уже совсем свет-‘ ло.

Мой напарник, следовавший позади, обходит меня и также стреляет. Ему не повезло. Танк, в который он стрелял, вспыхнул яркой свечой, к тому же экипаж успел выпрыгнуть, и, дабы стереть с лица земли его, было нужно открыть пулеметный пламя. Сейчас светло не только позади, но в этот самый момент, около нас.

Гитлеровцы уже осознали, что их кто-то расстреливает. В голове колонны началось перемещение в сторону, паника».

Данный боевой эпизод очень характерен. И в последующем трофейные танки употреблялись прежде всего как раз так — для диверсионных рейдов в глубь территории, занятой соперником. Достаточно известность взял, к примеру, успешный рейд танкового подразделения, складывавшегося из германских Pz.Kpfw.III, под руководством старшего сержанта И.Барышева на Волховском фронте в апреле 1942 года.

Вместе с тем трофейные автомобили использовались и для ведения «прямых» военных действий, не смотря на то, что опять-таки не без диверсионного оттенка.

В январе 1943 года на подступах к городу Каменску в Донбассе 169-я танковая бригада стёрла с лица земли 22 и захватила пять совсем исправных вражеских танков. Глава разведки данной бригады решил организовать из них разведывательнуюгруппу, начальником которой был назначен младший лейтенант Ириков. Несколько пробралась в г. Каменск.

Неприятель принял танки за собственные и не открывал огня. Танкистам Ирикова удалось вывести из строя восемь орудий, 15 танков и стереть с лица земли до 200 гитлеровцев. Воспользовавшись удачами Ирикова, 169-я танковая бригада ворвалась в город без утрат и выполнила собственную задачу.

В большинстве случаев, никаких постоянных подразделений из трофейной боевой техники не формировалось.

Создавались временные отряды, роты и батальоны для исполнения конкретных боевых задач. Захваченные танки эксплуатировались , пока хватало горючего, снарядов, запасных частей. В тех же пределах употреблялись и одиночные трофейные автомобили.

Пик применения трофейной военной техники приходится на 1941 —1943 годы.

Сейчас предприятия был сориентирован на ее восстановление и ремонт. Лишь в Москве таких фирм было как минимум два: завод «Всесоюзный» институт и Подъёмник механизации (ВИМ). На втором эта работа длилась впредь до 1943 года. По воспоминаниям ветеранов, в мастерских университета ремонтировались германские, чехословацкие а также французские танки.

На некоторых автомобилях вместо вышедших из строя штатных устанавливались автомобильные либо тракторные двигатели производства СССР. Пулеметы зарубежных марок изменялись на советские ДТ. Последние монтировались на французских танках кроме того вместо 37-мм пушек.

В феврале 1942 года в ВИМ прибыли три командирских танка KI.Pz.Bfwg на шасси Pz.Kpfw.I Аusf.

В. Довольно продолжительное время их ремонт не воображал интереса для завода, потому, что танки не имели пушек, а радиооборудование было фактически неприменимо в Красной Армии. Но фронту требовались прекрасно вооруженные автомобили, и на заводе заявили конкурс на оснащение их артиллерийскими орудиями отечественного производства. Особенного выбора не было, потому что завод располагал только четырьмя десятками 20-мм пушек ТНШ и авиационных мотор-пушек ШВАК, и пятью 45-мм танковыми пушками примера 1938 года.

Одним из победителей конкурса стал И.Беликов (либо Беляков). Онпредложил изъять из KI.Pz.Bfwg (именуется по документам «Германский пулеметный радиотанк без башни») все радиооборудование, а вместо пулемета установить в увеличенной шаровой установке 20-мм автоматическую пушку ШВАК, что разрешало применять танк в борьбе с германскими бронеобъектами. Один танк переоборудовали уже в марте 1942 года.

В его лобовой броне прорезали увеличенную амбразуру, в которую на восьми болтах засунули литую маску пушки. В маске был «грушевидный вкладыш» с пушкой, дополненной упрощенным спусковым механизмом с плечевым упором и рукояткой. По окончании опробования нового оружия орудийную установку оснастили винтовым стопором, и в таком виде две автомобили из трех послали на фронт. Судьба их, к сожалению, малоизвестна.

Судя же по всему, начиная с осени 1941 года, не обращая внимания на отступление, в армиях всегда использовалось большое количество трофейных боевых автомобилей. Возможно высказать предположение, что во время 1942—1943 годов оно достигало двух — трех сотен.

По крайней мере уже весной 1942 года была издана «Памятка по применению трофейных германских боевых и запасных автомобилей», в которой в краткой форме приводилось описание органов и конструкции управления всех танков вермахта, некоторых типов бронемашин, тягачей, мотоциклов и автомобилей. Давались кроме этого советы по применению танкового оружия.

СУ — 76И

Компоновка СУ-76И:

1 — пушка Ф-34,2 — маска пушки,3 — щит броневой,4 — панорама ПТК,5 — прицел ТМФД-7 телескопический,6 — ограждение пушки, 7 — выстрелы к пушке, 8 — сиденье заряжающего,9 — двигатель,10 — кожух карданной передачи,11 — вал карданный,12 — сиденье механика-водителя.

В конце 1942 года показались «Управления работы» по самый массовым в частях Красной Армии трофейным танкам: Pz.Kpfw.lll и 38 (t), а в1944 году — по танку Pz.Kpfw.V «Пантера».

Что касается последней, то она ценилась в армиях на «вес золота», трофейные «пантеры» комплектовались лучшими экипажами и использовались в основном в противотанковых целях. Pz.Kpfw.lll был предметом мечтаний советских танковых начальников: высокая скорость, комфорт, красивая оптика, хорошая радиостанция!

С радостью употреблялись армиями и трофейные легкие бронеавтомобили машины — и бронированные бронетранспортёры.

Так, к примеру, в ноябре 1943 года под Фастовом на Украине 53-я гвардейская танковая бригада в следствии боя с частями германской 25-й танковой дивизии захватила до 30 исправных БТР, каковые проходили службу в бригаде вплоть до конца войны. Причем, какэтоследует из воспоминаний комбриг В.С.Архипова, на части этих автомобилей водителями остались… немцы.

В 1943 — 1944 годах имели место использования и факты захвата против немцев тяжелых танков «Тигр».

9 марта 1944 годв на протяжении боев на подступах к Тернополю танк 61-й гвардейской Свердловской танковой бригады, которым руководил лейтенант Г.С.Чесак, был подбит. Экипаж покинул машину и пересел на захваченный «Тигр». На трофейной машине танкисты вести войну практически полторы семь дней, пока не взяли новый Т-34-85.

За героизм и мужество гвардии лейтенанту Чесаку было присвоено звание Героя СССР.

Самой же экзотической страницей применения германских танков в Красной Армии стало создание в первой половине 40-ых годов двадцатого века на базе трофейного танка Pz.Kpfw.lll самоходной артиллерийской установки СУ-76И.

заявить, что трофейные самоходки деятельно эксплуатировались в Красной Армии с самого начала войны. Важную роль тут сыграло фактически полное отсутствие подобных отечественных боевых автомобилей.

Первое упоминание о применении трофейных штурмовых орудий StuG. Ill относится к периоду обороны Киева. В августе 1941 года у села Вита Почтовая были захвачены два исправных StuG. Ill из состава 244-го дивизиона штурмовых орудий, один из которых своим ходом был доставлен в город. По окончании показа обитателям машину укомплектовали советским экипажем и послали на фронт. Дальнейшее ее будущее малоизвестна.

Аналогичных фактов применения трофейных САУ было много. Так, к примеру, на протяжении Смоленского сражения танковый экипаж младшего лейтенанта С.Климова, утратив собственный личный танк, пересел в захваченный StuG. Ill и за один сутки боев подбил два вражеских танка, БТР и две грузовые автомобили, за что Климов был представлен к ордену Красной Звезды.

При освобождении Левобережной Украины как минимум две батареи StuG. Ill вести войну в составе 3-й гвардейской танковой армии.

Под Прилуками сравнительно не так давно прибывшие на фронт юные танкисты, заметив ехавшую по дороге трофейную самоходку, не обращая внимания на громадные красные звезды на бортах, приняли ее за германскую и обстреляли с дистанции 300 м из собственного легкого танка Т-70. Но поджечь ее не смогли и в итоге были избиты самоходчиками и ехавшими на броне САУ пехотинцами.

Весной 1942 года в КБ завода № 592 в инициативном порядке создали самоходно-артиллерийскую установку СГ-122А с применением шасси трофейного штурмового орудия StuG. Ill Ausf.C и качающейся части отечественной 122-мм дивизионной гаубицы М-30. Наряду с этим рубку германской САУ нарастили дополнительными броневыми страницами. Две первые автомобили готовься в апреле — мае 1942 года. Серийный выпуск, но, сдерживался отсутствием нужного количества исправных шасси.

В июле 1942 года эти САУ испытывались под Москвой. По итогам опробований Государственный обороный комитет своим распоряжением № 2758сс в январе 1943 года дал задание заводу № 37 Наркомтанко-прома и Центральному артиллерийскому конструкторскому бюро (ЦАКБ) Народного комиссариата оружия создать и изготовить опытные образцы самоходных установок на базе трофейных танков Pz.NI и Pz.IV, которых к тому времени много скопилось на тыловых складах и ремонтных базах трофейного имущества.

Две таких САУ — СУ-76И и СУ-122И («И» -зарубежная) — были выстроены и прошли опробования на НИБТПолигоне. СУ-76И признали в полной мере удовлетворительной и ее советовали к серийному производству.

САУ представляла собой 76-мм танковую пушку Ф-34 обр.1940 г., установленную в невращающейся броневой рубке, смонтированной на корпусе германского среднего танка Pz.Kpfw.lll.

Ходовая часть, совокупности двигателя и трансмиссии были полностью заимствованы от данной автомобили (подробнее о них наблюдай «М-К» № 2 за 1994 г.), а о конструкции рубки и установке оружия имеет суть поведать подробнее.

Рубка сваривалась из катаных броневых страниц и крепилась к корпусу болтами. Пушка цапфами рамки устанавливалась в амбразуре рубки.

В правом заднем углу последней на горизонтальном стеллаже размещалось 48 выстрелов к пушке, еще 38 — в вертикальных стойках на протяжении левого борта и 10 — в вертикальной стойке на протяжении правого борта. Помимо этого, в боевом отделении в укладках пребывало 15 дисков для двух пистолетов-пулеметов ППШ, составлявших вспомогательное оружие САУ, 20—25 ручных гранат, огнетушитель, аптечка, бачок для питьевой ящик и воды для панорамы Герца; в правом переднем углу рубки — радиостанция 9-Р.

Справа от пушки имелось подвижное, регулируемое по высоте сиденье начальника, слева впереди — такой же конструкции сиденье наводчика, что размешался на нем при стрельбе с закрытых позиций, другими словами при работе с панорамой. При стрельбе прямой наводкой он стоял. Позади, на кожухе вала трансмиссии пребывало мягкое съемное сиденье заряжающего, он пользовался им на марше.

Для наводки на цель 76-мм пушки использовались танковый телескопический прицел ТМФД-7 и прицел от 76-мм пушки ЗИС-З с панорамой Герца. Наблюдателю за полем боя служила танковая командирская панорама ПТК.

В целом конструкция СУ-76И достаточно несложна, и ее создание возможно разглядывать как временное ответ в условиях недостатка САУ типа СУ-76М, чье массовое производство лишь разворачивалось.

К сожалению, фактически ничего неизвестно о боевой деятельности СУ-76И и о частях, каковые были ими вооружены. По большей части они учавствовали в военных действиях в первой половине 40-ых годов двадцатого века.

В частности, 25 октября 1943 года штаб 1-й танковой армии вермахта (Panzer-Armee-Oberkommando I.) направил в управление «Зарубежные армии — Восток» разведки «Абвер» (OKW Abwehr Abteiluhg Fremde-Heere-Ost (lid) донесение, содержащее следующую данные: «В 177-м танковом полку 64-й механизированной бригады имеется четыре роты по 11 танков в каждой. Этим танкам присвоено наименование Sturmgeschutz 76mm. В качестве базы использовано шасси германского танка Panzer III с двигателем Maybach.

Новая рубка имеет толщину лобовой брони 3—4 см, бортовой — 1 — 1,5 см. Рубка открыта сверху. Орудие имеет углы горизонтальной наводки 15° на сторону, угол вертикальной наводки ±7°». направляться добавить, что 64-я механизированная бригада входила в состав 7-го механизированного корпуса Красной Армии.

До наших дней чудесным образом сохранился, пролежав почти 30 лет на дне реки Случь, лишь один пример данной редкой военной машины.

на данный момент он установлен как монумент в центре г. Сарны Ровенской области на Украине.

М. БАРЯТИНСКИЙ

Трофеи в Красной армии

Статьи, которые будут Вам интересны: