Первые успехи станкостроения россии — «новости дня»

Первые успехи станкостроения россии - «новости дня»

Российское станкостроение — наиболее значимая отрасль, без которой ненужно сказать об импортозамещении и в целом об реиндустриализации — наконец-то демонстрирует первые удачи. Благодаря западным санкциям, поставившим правительство перед необходимостью восстанавливать базу баз индустрии, станкостроение приобрело большую помощь власти.

Национальные инвестиции составляют десятки миллиардов рублей, раскрываются новые производства (через 3-4 года будет запущено около 100 больших фирм), создаются неповторимые станки, уменьшается часть импорта (с 88% до 80%). В первый раз за 20-летний период количество обработанных товаров в русском экспорте превысил 50%. Так, в Российской Федерации запущены долгожданные изменения структуры в экономике.

От фаворита станкостроения до «страны-бензоколонки»

Значение станкостроения для суверенной экономики тяжело переоценить. Без него не будет ни самолётов, ни комбайнов, ни тракторов, ни газопроводов в Китай и Европу, ни высокотехнологичных гаджетов — все это легко нереально сделать, если не будет станков, на которых всё это должно изготавливаться.

В послевоенные годы СССР соперничал с США за первое место в области станкостроения. Уже в 50-х годах была начата программа освоения производства новых металлорежущих станков – самый востребованной в те годы продукции. Тогда был налажен выпуск более 250 новых типов металлорежущих станков неспециализированного назначения, свыше тысячи типоразмеров особых и агрегатных.

СССР очень сильно отставал от Европы и США в этом отношении и был должен, как и по сей день Российская Федерация, такие станки импортировать. Но уже к 70-м годам созданы большие центры станкостроения с фабриками, бессчётными КБ, научно-исследовательскими организациями, а часть импорта в этом сегменте была сокращена до 3% (на данный момент — 88%).

По окончании перестройки, во времена «расцвета народовластия», западным компаниям и НКО было разрешено всё, и они с удовольствием пользовались свободой разрушать экономическую базу нашей страны. Под лозунги о свободном рынке станкостроение практически убивалось — прицельно и комплексно. Глубокоуважаемые консультанты и приглашённые специалисты прекрасно помогли тому, дабы производство станков и устройств было уничтожено до основания.

Парк механообрабатывающего оборудования, снабжающий российское машиностроительное производство, с 1990 года уменьшился на 1 млн единиц.

В последующие годы, не обращая внимания на хорошие трансформации в экономике России, отрасль пребывала в «клещах» у рыночной конъюнктуры. С одной стороны, при тотальной ориентации на импорт, позванной большой стоимостью на нефть, отсутствовал спрос на производство отечественной продукции, а, значит, и спрос на станки. С другой — не нашлось желающих инвестировать в станкостроение, пока его продукция не пользуется спросом.

В таких условиях требуется двойное вложение средств: кто-то вначале обязан проинвестировать отечественную индустрию, дабы она получила, появился спрос на станки; по окончании чего нужно, дабы кто-то проинвестировал уже в станкостроение. Возможно не разъяснять, из-за чего в таких условиях отрасль пребывала в полном упадке а также близко не было видно тенденции к восстановлению.

Любопытно, что они же – те, кто разрушал извне, и те, кто поддерживал в — сейчас весело и с гордостью именуют Россию «страной-бензоколонкой», забывая почему-то наряду с этим взять на себя «почетную» ответственность за превращение в нее одной из передовых государств. Забывают и про то, что преобразовываться она начала при Ходорковском и Ельцине, а оживать начала при Путине – но последнему в заслугу ставят не хорошие сдвиги, а лишь печальное наследие «лихих девяностых».

Механизм восстановления

Для спроса на продукцию станкостроения государство в первую очередь методом реструкуризации, перепрофилирования и слияния организовало компании-флагманы отечественного машиностроения: «Ростех», «Росатом», «Объединённая авиастроительная корпорация», предприятия ВПК, и частично «Роснефть» и «Газпром», каковые хоть и не создают промышленных товаров, но являются прямыми потребителями станкостроительной отрасли и трубопроката, опять возвращающих нас к станкостроению.

Так был создан первичный задел для реиндустриализации страны, в то время, когда во многих отраслях имелись замечательные и стабильные большие производители. Но пользовались они наряду с этим всё ещё импортными станками, устройствами, разработками а также готовыми агрегатами продукции. Очень высокие стоимость бареля нефти через чур продолжительно разрешали им не развивать эти направления, а почивать на лаврах сырьевой ренты.

санкции и Кризис поменяли эту обстановку.

Невозможность и потом делать ставку на импорт источников энергии, потрясения в валютной сфере, каковые сделали импорт совсем нерентабельным, и режим прямых санкционных запретов наконец-то вернули отечественное правительство к необходимости продолжать начатый когда-то курс.

Западные санкции – как прямые, так и денежные – создали практически протекционистский режим для восстановления отечественной индустрии и прежде всего станкостроения, где мы очень сильно зависим от импорта. Но новая деятельность правительства и рыночная конъюнктура создают новые возможности. Отечественное станкостроение скоро усиливается , восстанавливая прежние успехи.

Первыми новый курс должны будет поддержать флагманы отечественной индустрии: к примеру, на производствах «Объединенной авиастроительной корпорации» планируется заменить до 33% парка станков на новые отечественного производства.

Господдержка

Во выполнение принятого закона о промышленной политике был создан неповторимый Фонда развития индустрии (ФРП), что предоставляет фирмам, прошедшим отбор, кредиты на неповторимых условиях: под 5% годовых на 5-7 лет в количестве от 50 до 700 миллионов рублей. Неспециализированный количество программы фонда за прошедший год – 20 млрд рублей, из которой весомую долю – практически 7,33 млрд – взяли предприятия машиностроительной отрасли.

Итого благодаря хорошим экономическим процессам количество рынка станкостроения в Российской Федерации увеличился с 62 млрд рублей в 2014 году до 100 млрд рублей по результатам 2015 года. Наряду с этим количество импорта уже снизился с 88 до 80%. А в соответствии с принятой программе импортозамещения, данный показатель к 2020 году обязан сократить ещё более до 58%.

До тех пор пока что динамика показывает, что возможности выполнить замысел имеется.

Государство неспешно наращивает мощности системного интегратора отрасли «Станкопрома», что есть аналогом «Ростеха». Он осуществляет контроль импорт оборудования, комбинирует зарубежные разработки с русским сборкой, пробует развивать отечественные НИОКР и внедрять их.

Принятая ранее в 2011 году подпрограмма «Развитие инструментальной промышленности и отечественного станкостроения» количеством более 50 млрд рублей разрешила спасти от банкротства фабрики в Стерлитамаке, Рязани, Иванове, Краснодаре, завод «Саста» в городе Сасово Рязанской области, Савеловский машиностроительный завод в Кимрах Тверской области, «Киров-Станкомаш» в Петербурге.

Неповторимые станки

А имеется такие направления, где нам не начнут помогать и за деньги. Кроме военно-промышлённой сферы, что разумеется, не следует сохраняет надежду на зарубежные разработки для освоения территорий крайнего Севера — они на данный момент под санкциями, и потом, разумеется, перечень закрытых разработок будет лишь расти по мере роста актуальности освоения Арктики.

Такая же обстановка в классической и ядерной энергетике – тут мы жестко соперничаем с Западом, и он точно не будет помогать нам оборудованием и технологиями. Ну и, конечно же, сфера и космические технологии IT.

На всех этих направлениях станкостроения нам приходится сохранять надежду лишь на себя. Как мы уже писали ранее, на данный момент оживает проект мобильного ядерного реактора – весьма актуально для задач освоения Арктики. эксплуатация и Создание всех типов АЭС постоянно влечёт за собой создание целой промышленной цепочки сложнейшего оборудования, которое употребляется как в течение всего срока эксплуатации АЭС, так и по окончании её остановки.

Основной конструктор завода Виктор Зайцев говорит: «Машина создавалась для условий крайнего Севера, для мест, мало населенных людьми, в том месте, где нет дорог, в том месте, где много разных водоемов. Машина оказалась на уникальность успешной: она преодолевает ямы, рвы шириной до 3 метров, уклоны, косогоры до 30 градусов». Машина будет планировать из отечественных комплектующих, созданных на отечественных фабриках.

На сегодня данный вездеход не имеет себе равных в мире.

***

Так, на отечественных глазах неспешно стает неактуальным клише о «стране-бензоколонке». Стоило лишь критикам-кликушам внушить всем, среди них и патриотично настроенной аудитории, что из идеи импортозамещения ничего не выйдет, как она неспешно начинает трудиться. Первые результаты, полученные в столь незначительный срок (с 2013-2014 годов), уже впечатляют и заметны статистически.

А до намеченного 2020 года, на что намечено завершение первого этапа госпрограмм, ещё пара лет.

Российская Федерация демонстрирует упорное и последовательное перемещение к выходу и развитию промышленности из кризиса. Наряду с этим нужно осознавать, что разочарования из-за отсутствия громадных результатов связаны с тем, что многие желали бы заметить все сходу и по мановению чудесной палочки. А так не бывает — важный итог в таковой фундаментальной отрасли как станкостроение делается заметным в большинстве случаев не раньше, чем через 5-6 лет.

Станкостроение в Российской Федерации: новый этап развития [Реальное время]

Статьи, которые будут Вам интересны: