Подводные пароходы против подводных теплоходов

Подводные пароходы против подводных теплоходов

В№12 прошлого года, посвящённом формированию подводного дела у пионеров — во Франции, мы детально остановились на конкурсном изделии инженера Мога, «чистой» субмарине «Z». Не смотря на то, что она всецело проиграла сравнительные опробования «нырку» от Лобёфа, однако рабочая группа не приняла идею классической французской подлодки, проводящей солидную часть времени под поверхностью воды, всецело «похороненной». И в следствии упорный Мога в приз за настойчивость взял заказ на целую серию из 6 единиц, названных именами драгоценных камней.

Инженер приложил большие упрочнения к тому, дабы максимально облагородить собственную идею. Новый проект предусматривал фактически удвоенное водоизмещение, более замечательные двигатели и более высокую скорость как под, так и на поверхности воды, заметно улучшенное оружие из 6 торпедных аппаратов, 4 из которых предполагалось разместить в прочном корпусе, и улучшенные условия обитания команды.

Большие упрочнения было нужно приложить и к тому, дабы обеспечить лодке мало-мальски пристойную мореходность. По традиции её корпус в центре воображал собой в сечении фактически совершенную окружность. А это означало ужасную качку на волнах.

Для её устранения было нужно снабдить «камешки» отдельными носовой и кормовой оконечностями, более напоминающими обычные корабельные. Так, Мога, по сути дела, отправился за Лобёфом, не смотря на то, что и куда более робкими шажками.

В отличие от английских и американских подлодок того времени, на которых в царила простота, доведённая чуть ли не до примитивизма, на «Рюби» и аналогичных лодках имелось аж целых 10 отсеков.

Действительно, из всех переборок лишь две были прочными и влагонепроницаемыми, разрешавшими в экстренном случае остановить распространение воды. (Кроме этого влагонепроницаемым выполнялся центральный пост.) Для остальных помещений узкие «стеночки» никакой защиты от главного соперника подводников — воды не давали. Однокорпусная конструкция машинально предполагала размещение основных балластных цистерн внутри, «отъедая» изрядное пространство от помещений для механизмов и людей.

Но идеально круглый прочный корпус разрешал погружаться аж до 100 с лишним метров, не смотря на то, что всецело надёжной считалась глубина в 40 м.

Интересным атавизмом являлся балласт для экстренного всплытия, для чего употреблялось 15 т свинца, распределённого в виде трёх массивных «грузил», отсоединяемых изнутри. Недёшево и непрактично, но для «настоящей» субмарины с её через чур мелким запасом плавучести такое последнее средство смотрелось отнюдь не лишним.

Классические сложности доставили дизельные двигатели. Как уже отмечалось, французским компаниям — в отличие от английских и американских — не через чур получалось воспроизвести это германское изобретение. Моторы получались и тяжёлыми и, основное, ненадёжными. Это было заметно по средней скорости: 10 узлов ещё возможно было поддерживать в течение практически 100 часов, но после этого движение неспешно падал, и для 200 часов в среднем чуть дотягивал до 7,5 уз.

В общем, не трагично: догнать не весьма скоростной транспорт было бы возможно, но при долгом переходе требовалось не через чур спешить. Тем более, что любой из дизелей (их было 2, трудящихся любой на собственный вал) имел возможность . Не очень мудрили французы с аккумуляторная батареями, применяв ту же модель, что и на «наядах».

Имелись и другие «неприятные мелочи». Так, к примеру, на громадных ходах трубы перископов, а их было два, дневной и ночной, достаточно очень сильно тряслись. офицеры и Командиры стоически терпели вибрацию, отмечая в донесениях, что наблюдению это явление, в принципе, не мешает, но ничего хорошего в сражении оно, кончено, не сулило. Стрелять по трясущейся в окуляре цели было бы сложновато. Но таково время; устранение аналогичных недостатков потребовало пара лет.

Подлодка «Топаз» (Q-45), Франция, 1910 г.

Строилась на верфи ВМФ в Тулоне. Тип конструкции — однокорпусный. Водоизмещение надводное/подводное 395/425 т. Размеры: протяженность 44,90 м, диаметр корпуса 3,90 м. Материал корпуса: сталь.

Глубина погружения — до сорока метров. Двигатель: 2 дизеля. Мощность 600 л.с. плюс 2 электромотора, мощность 200 л.с., скорость надводная/подводная 11/9 уз. Оружие: шесть 450-мм торпедных аппаратов, четыре из них в прочном корпусе, 2 в носу и 2 в корме + 2 внешних в носу, 6 торпед.

Экипаж: 23 -25 чел. Всего в 1907 — 1910 гг. выстроено 6 единиц: «Эмерод», «Опал», «Рюби», «Сапфир», «Топаз» и «Тюркуаз». «Сапфир» и «Тюркуаз» погибли в 1915 г., «Тюркуаз» поднят турками и отремонтирован. Он и остальные сохранившиеся сданы на слом в 1919 г.

Подлодка «Плювиоз» (Q-51), Франция, 1908 г.

Строилась на верфи ВМФ в Шербуре.

Тип конструкции — полуторакорпусный. Водоизмещение надводное/подводное 400/550 т. Размеры: протяженность 51,1 м, диаметр корпуса 4,9 м, осадка 3,0 м. Материал корпуса: сталь. Глубина погружения — до сорока метров. Двигатель: 2 паровых машины мощностью 700 л.с. плюс 2 электромотора мощностью 450 л.с., скорость надводная/подводная 12/8 уз. Оружие: семь 450-мм торпедных аппаратов (1 носовой внутренний, 2 внешних типа Джевецкого, 4 внешних трубчатых), 7 торпед, одно 47-мм либо 75-мм орудие.

Экипаж: 24 чел. В 1908 — 1911 гг. выстроено 18 единиц. «Монж» и «Френель» потоплены в 1915г., «Флореаль» и «Прериаль» — в 1918 г. в следствии столкновений. Остальные исключены из перечней в 1919 г.

Что касается надводной части, то и на «драгоценных камнях» остался узенький, но высокий (2,5 м) мостик, так же, как и прежде напоминающий куриный насест, не смотря на то, что сейчас с ограждением.

Но долгий, более 11 м, и подышать свежим воздухом имела возможность сходу большинство команды. Доставляя, по всей видимости, определённое наслаждение острякам: настоящая масса людей на крыше узкого сарая.

Кое-какие неприятности имелись и с комфортом в: на 25 членов экипажа удалось выкроить место лишь для 24 гамаков и коек. Но, кто-то же должен был оставаться и на вахте. Нужно заявить, что обитаемость «камешков» самими французами оценивалась как хорошая, по большей части по обстоятельству применения дизелей.

И им было с чем сравнить, как мы заметим потом.

С торпедными аппаратами задание выдержать удалось, не смотря на то, что ни для одной из шести труб (две — в наделках над корпусом) не имелось запасных торпед.

Но, сами торпеды претендовали на кое-какие пионерские ответы: устройства Обри с гироскопом якобы разрешали стрелять из кормовых труб перпендикулярно корпусу. (Примечательно, что носовые аппараты торпед с таким новшеством не несли.) Спустя год по окончании начала Первой Мировой «Топаз» и «Тюркуаз» взяли по 37-мм пушечке. Не обращая внимания на её характеристики и смешной калибр, они стали первыми французскими субмаринами с артиллерийским оружием.

Вошедшие в строй в 1908 — 1910 годах, «драгоценные камни», конечно, поучаствовали в войне. Местами достаточно деятельно, но не совсем не удачно. «Сапфир» постарался повторить удачи английских сотрудников в Дарданеллах, но затонул на мине в первом же походе в январе 1915 года. За ним последовал «Тюркуаз», уже в октябре попавший на мель и расстрелянный турецкими батареями.

В отличие от отчаянной борьбы, затеянной британцами для «ликвидации» попавшей в то же положение «Е-14», французы отнеслись достаточно индифферентно к захвату собственной лодки. Турки же привели её в порядок а также дали наименование «Мустадие Омбаши», но в строй так и не ввели. По окончании победы трофей вернули Франции, где он тут же отправился на слом.

В это же время, Лобёф не отставал от собственного соперника. Практически в один момент с «самоцветами» по его проекту заложили несколько лодок подобного водоизмещения, но, конечно же, сконструированных по принципу «погружающегося миноносца». Две «нимфы» — «Калипсо» и «Сирсе» («Цирцея») — приобрели статус «наступательных» субмарин, в соответствии со дизельными главными и своими размерами двигателями.

Как и «топазы», новые подводные суда Лобёфа представляли собой большое улучшение, если сравнивать с прошлым вариантом «нырков», «эгретов». Неудивительно: их водоизмещение кроме этого подросло вдвое. Соответственно увеличилась дальность, улучшилась обитаемость.

По конструкции «нимфы» фактически повторяли собственных небольших предшественниц, имея сплошной двойной корпус от носа до кормы и большой запас плавучести, приближающийся к 30%. Водный балласт (его полный вес достигал сейчас 135 т, немногим меньше водоизмещения «эгретов») кроме этого размещался в 4-х территориях в виде собственного рода ромба, в корме и носу и в середине по бортам.

Любопытно, что и тут французы применили железный балласт для аварийного всплытия, но ввиду намного большей плавучести удалось ограничиться всего 4 тоннами — в четыре раза меньше, чем у «драгоценных» соперников. За счёт внешних цистерн удалось победить больше места для отдыха экипажа: более 3/4 участников команды имели возможность наслаждаться собственными койками, в то время как на субмаринах Мога — лишь менее половины.

Вторым «удовольствием» для моряков стали тёплые обеды, подготавливавшиеся на электрической и угольной плитах на занявшем отдельную выгородку камбузе. В рацион входили столь привычные последующим подводникам говяжьи консервы, сгущённое молоко, свыше сотни килограммов галет, вместе с тем и свежие овощи, сыр а также кофе. И, конечно же, около 130 литров вина.

Хороший запас кроме того для дальнего по тем временам похода. Не было и неприятностей с «глотком воздуха»; в полной мере «корабельная» палуба разрешала дышать им на поверхности в куда более удобных условиях.

Подлодка «Брюмер» (Q-60), Франция, 1911 г.

Строилась на верфи ВМФ в Шербуре. Тип конструкции — полуторакорпусный. Водоизмещение надводное/подводное 400/550 т. Размеры: протяженность 52,1 м, диаметр корпуса 5,14 м, осадка 3,1 м. Материал корпуса: сталь.

Глубина погружения — до сорока метров. Двигатель: 2 дизеля мощностью 840 л.с. плюс 2 электромотора мощностью 660 л.с., скорость надводная/подводная 13/8,5 уз. Оружие: семь 450-мм торпедных аппаратов (1 носовой внутренний, 4 внешних типа Джевецкого, 2 внешних трубчатых), 8 торпед, одно 47-мм либо 75-мм орудие. Экипаж: 29 чел.

В 1908 — 1911 гг. выстроено 16 единиц. «Бернулли» и «Жюль» погибли на минах, «Фуко» потоплен в 1915 г. Остальные исключены из перечней в основном в 1921 — 1923 гг., не считая «Леверье» и «Ньютон» (1925 г.), «Кюри» (захвачена австрийцами в 1914 г., переоборудована, возвращена по окончании войны Франции, исключена в 1928 г.) и «Брюмер» (1930 г.).

Подлодка «Клоринд» (Q-90), Франция, 1914 г.

Строилась на верфи ВМФ в Рошфоре. Тип конструкции — полуторакорпусный.

Водоизмещение надводное/подводное 413/570 т. Размеры: протяженность 53,9 м, диаметр корпуса 5,11 м, осадка 3,4 м. Материал корпуса: сталь. Глубина погружения — до сорока метров. Двигатель: 2 дизеля мощностью 800 л.с. плюс 2 электромотора мощностью 700 л.с., скорость надводная/подводная по проекту 15/9,5 уз, настоящая 13/9 уз. Оружие: восемь 450-мм торпедных аппаратов (2 носовых внешних трубчатых, 6 внешних типа Джевецкого), 8 торпед, одно 75-мм орудие.

Экипаж: 29 чел. В 1914 году выстроено 2 единицы: «Клоринд» и «Корнели». Обе исключены из перечней в 1926 г.

Простые неприятности появились с моторами.

Как уже отмечалось, французская индустрия не справилась не только с разработкой собственных дизелей, но и не хорошо приспособила германские образцы. Исходя из этого Лобёф снова предпочёл иметь дело с моторами, произведёнными на фабриках «Машиненфабрик» в Аугсбурге. На долю отечественных механиков и инженеров (кстати, очень квалифицированных и в высоких чинах) пришёлся лишь монтаж.

Механическая установка в целом была очень похожей на таковую на лодках Мога: двухвальная, с парой электромоторов и дизелей. Удачные с целью достижения хорошей скорости формы корпуса разрешили в значительной мере избежать тех проблем, каковые выпали на участь «топазов». «Калипсо» хорошо держали собственный надводный движение (в 12 узлов в течении 2 часов, не смотря на то, что уже вряд ли их возможно было вычислять громадным достижением), а вот подводный был не на самом высоком уровне, чуть превысив на опробованиях 7 — 7,5 узла.

«Нимфы» были, на уникальность, неуживчивыми.

Обе по паре раз сталкивались с судами и кораблями; «Сирсе» в 1911 году ухитрилась попасть под броненосец «Либертэ», к счастью, без особенного ущерба. Но всего за месяц с маленьким до начала войны она прикончила собственную однотипную «подругу», таранив её прямо посередине, да ещё и под прямым углом. «Калипсо» спасти не удалось, лодка затонула на глубине около 120 м, а французам оставалось утешаться тем, что английская «С-11» в 1901 году отправилась ко дну в подобных условиях менее чем за 60 секунд и с тяжелыми потерями в экипаже.

Что же, тут правда была на их стороне: двойной внутренние переборки и корпус разрешили спасти хотя бы людей. «Сирсе» же поучаствовала в военных действиях а также добилась достаточно редкого для лодок Франции успеха, торпедировав в Средиземном море германский подводный минзаг UC-24. И, со своей стороны, взяла отмщение, в то время, когда уже под самый финиш войны с ней кроме этого поступила вторая германская субмарина, UC-47.

Максим Лобёф отнюдь не ограничился данной парой.

Фактически в один момент по его же проекту была заложена серия из 18 единиц, самая громадная во Франции (если не считать его же «небольшого фритюра») впредь до 1922 года, в то время, когда приступили к постройке «1500-тонных» субмарин, число которых превысило три десятка. Забавно вышло с заглавиями: совсем однотипные лодки взяли поровну имена выдающихся учёных и, по какой-то неясной причине, заглавия месяцев революционного календаря, просуществовавшего недолго и отменённого за столетие до того.

Единственным показателем для того чтобы разделения стало место постройки: «остальные» и Плювиоз «месяцы» сходили со стапелей верфи ВМФ в Шербуре, в то время как «Папен», «Бертло», «Ампер», «Монж», «Гей-Люссак» и другие «физики» строились в Тулоне и Рошфоре.

Лодки данной серии имели весьма похожие на «нимфовскую» конструкцию, за одним исключением. Действительно, крайне важным: они удостоились паровых автомобилей для надводного хода.

Французы упорно держались за эту идею, не смотря на то, что обстоятельства тому понятны, в случае если отыскать в памяти муки со собственными и лицензионными дизелями собственного производства. Лобёф оптимистически думал, что время погружения составит 5 мин., если сравнивать с 4 минутами для «Калипсо» и «Сирсе»; в принципе, отличие помой-му не столь значительная. Но на практике довольно часто появлялись неприятности с «затыканием всех дыр», нужных для функционирования котлов.

Помимо этого, существенно сократилась дальность: конечно же, «паровики» не могли соперничать с весьма экономичными, в принципе, дизелями. По всем этим предлогам всю серию зачислили в оборонительные» лодки, предназначенные для действий у собственных берегов.

По крайней мере, по оружию для данной цели они наподобие в полной мере доходили. Семь 450-мм торпедных аппаратов разрешали вести практически круговую стрельбу, как на английских «Е».

Но лишь один аппарат воображал собой классическую внутреннюю трубу в носу (её именно и не было на «нимфах»). Остальные шесть являлись внешними, причём двух видов — 4 в виде решётчатых конструкций и 2 в классическом варианте «держателей от Джевецкого».

Не смотря на то, что по итогам опробований французы сочли работу и тех, и других в полной мере успешной, в настоящих боевых условиях они представляли собой и другой фактор сопротивления при перемещении и не очень приятно выступающие «зацепки» для противолодочных сетей либо минных тросов — минрепов. Однако, на большинстве единиц к началу войны убрали именно носовой внутренний аппарат, выпадавший из неспециализированной концепции.

Но кое-какие взяли маленькие пушечки, не воображавшие угрозы никакому боевому кораблю, но придававшие уверенности и нужные при остановке очень упрямых судов для досмотра.

Что касается работы, то эти с виду стройные, но по сути достаточно неуклюжие субмарины были не очень везучими. Громадные проблемы начались ещё перед тем, как раздались первые залпы Первой мировой.

В мае 1910 года, всего через два года по окончании вступления в строй, «Плювиоз» попал под форштевень маленького парохода на колёсном ходу «Па-де-Кале», занимавшегося перевозками через одноимённый пролив.

«Па-де-Кале» имел возможность развить в полной мере приличную 18-узловую скорость, которую и имел в момент столкновения. На этот раз двойной корпус не помог: лодка затонула на 20-метровой глубине совместно со всем экипажем, не считая начальника, что по делам работы остался на берегу.

Её подняли и спустя год снова ввели в строй, но людей уже было не вернуть.

А вот субмарину «Вандемьер» кроме того не удалось реанимировать. В июне 1912 года удар форштевня броненосца «Сан-Луи» послал её на дно на глубине более чем 50 м вместе с экипажем. На этот раз подъём признали через чур сложным и лодка так и осталась братской могилой для 24 моряков. А в 1918 году по той же причине погибли ещё две субмарины, «Прериаль» и «Флореаль».

Причём обе — от ударов союзников, английских пароходов, не смотря на то, что и весьма на большом растоянии друг от друга. «Флореаль» погубил вооружённый пароход «Хэйзел» у входа в Дарданеллы. (Воистину, настоящее кладбище для подводных лодок в Первую мировую.) «Прериаль» стал жертвой другого «торгаша», «Тропика», рядом от Гавра. Страно, но что касается чисто боевых утрат, то в число таковых попали лишь две лодки из всей бессчётной серии,не смотря на то, что употреблялись они довольно-таки деятельно.

Причём обе лодки нашли собственный финиш в одном и том же месяце, декабре 1915 года, и в одном и том же районе Адриатического моря. И обе они носили имена учёных, и обе пали жертвами надводных торпедоносных судов. «Френель» попал под боеприпасы австрийского миноносца «Варасдинер» и по окончании недолгого сопротивления его экипаж практически в полном составе попал в плен, «Монж» погиб в неравной схватке с эсминцами «Лика» и «Балатон».

Его начальник Ролан Морийо ушёл под воду совместно со своим кораблём и попал в число национальных храбрецов.

Подлодка «Амфитрит» (Q-94), Франция, 1916 г.

Строилась на верфи ВМФ в Рошфоре. Тип конструкции — полуторакорпусный.

Водоизмещение надводное/подводное 414/610 т. Размеры: протяженность 53,9 м, диаметр корпуса 5,39 м, осадка 3,3 м. Материал корпуса: сталь. Глубина погружения — до 50 м. Двигатель: 2 дизеля мощностью 800 л.с. плюс 2 электромотора мощностью 700 л.с., скорость надводная/подводная по проекту 15/9,5 уз, настоящая 12,5/9,5 уз. Оружие: восемь 450-мм торпедных аппаратов (2 носовых внешних трубчатых, 6 внешних типа Джевецкого), 8 торпед, одно 75-мм орудие. Экипаж: 29 чел.

В 1916- 1918 гг. выстроено 8 единиц: «Амарант», «Амфитрит», «Андромаха», «Аретюз», Ариан», «Артемис», «Астрэ» и «Аталанта». «Амарант» и «Астрэ» перестроены в подводные минные заградители в 1918 г. «Ариан» потоплена в 1917 г. германской ПЛ. Остальные исключены из перечней в 1927 -1931 гг. («Амфитрит» — в 1935 г.)

Подлодка «Беллона» (Q-102), Франция. 1915 г.

Строилась на верфи ВМФ в Рошфоре.

Тип конструкции — полуторакорпусный. Водоизмещение надводное/подводное 525/790 т. Размеры: протяженность 60,6 м, диаметр корпуса 5,39 м, осадка 3,5 м. Материал корпуса: сталь. Глубина погружения — до 50 м. Двигатель: 2 дизеля мощностью 1640 л.с. плюс 2 электромотора мощностью 800 л.с., скорость надводная/подводная по проекту 17/9,5 уз, настоящая 14,5/9 уз.

Оружие: восемь 450-мм торпедных аппаратов, одно 75-мм орудие. Экипаж: 38 чел. В 1915 — 1916 гг. выстроено 3 единицы: «Беллона», «Горгона» и «Гермиона».

Все 3 исключены из перечней в 1935 г.

Нужно заявить, что в действительности серия из смеси месяцев учёных и революционного календаря являлась куда более бессчётной и превысила «1500-тонную», в случае если причислить к ней ещё 16 единиц, на что в неспециализированном-то имеется полное право. Потому, что в сущности они отличались от «плювиозов» лишь двигателями.

Наконец-таки французские фабрики смогли воспроизвести «умное германское изобретение» в более либо менее приличном варианте, и эти лодки взяли отечественные «слепки» германских дизелей. В остальном различия с «паровым» типом были минимальными; упоминания заслуживает разве что использование нового типа аккумуляторная батарей: вместо 248 «банок» по 250 кг любая на «паровиках» сейчас устанавливали тяжеленные, весом более полутонны любая, но в половинном количестве.

Неспециализированный вес фактически не изменился, но новый вариант был более ёмким, что благотворно сказалось на дальности. Вторым новшеством стала замена одной пары «каркасных» внешних торпедных аппаратов на никак не более эргономичные аппараты Джевецкого.

В первый раз французы постарались предусмотреть установку артиллерийского оружия сначала, уже в проекте. Постарались — вследствие того что проект на практике было нужно много раз переделывать.

Сначала предусматривалась 37-мм пушка, отличавшаяся, пожалуй, единственным свойством: полной непригодностью для практически любой боевой работы. Исходя из этого уже в ходе сдачи на некоторых единицах показалось револьверное орудие того же калибра, владевшее хотя бы одним преимуществом — скорострельностью. Другие же взяли 47-миллиметровку, не очень сильно превосходившую собственную совсем малокалиберную предшественницу.

Наконец, уже на самые последние лодки серии приладили 75-мм орудие примера 1897 года, оружие уже в полной мере важное. Для него сконструировали особый станок с хорошими углами обстрела, но обладателями новой «артиллерии» стали лишь три субмарины: «Ньютон», «Монгольфье» и «Фример».

Тут стоит сообщить несколько слов о заглавиях лодок данной дизельной серии.

Потому, что 9 месяцев революционного календаря уже нашли собственное использование на паровых субмаринах, оставалось всего 3 незадействованных. Их и употребили, дополнив именами учёных, так что по виду заглавия отличить лодку с тем либо иным видом двигателя было нереально. По данной причине их время от времени путают с «паровиками».

Непременно, моторы Дизеля были более успешным выбором, чем паровые машины.

Это заметно и при сравнении скорости хода и, что не менее важно, по росту дальности плавания практически на 20%. А, как уже отмечалось, новые аккумуляторная батареи разрешили серьёзно (на 70%) расширить и скорость под водой, и дальность, не смотря на то, что она так же, как и прежде оставалась мизерной, около 80 миль при 5 узлах. Но, сейчас это было уже не столь принципиально важно: при необходимости «батарейки» неизменно (либо практически в любое время) возможно было подзарядить, всплыв на поверхность.

Дизельные субмарины поучаствовали в войне ещё более деятельно, чем их паровые собратья. Конечно, территорией их действий стало Средиземное море и Адриатика. «Леверье» совершила интересный бой с германской U-47: сперва обе лодки выпустили приятель в приятеля торпеды. Обе промахнулись.

После этого «француженка» таранила германскую «сестричку», причём неспециально! Второй «учёный», «Бернулли», пробрался в австрийскую базу в Катарро и торпедировала в том месте эсминец «Чепель», у которого оторвало корму. Его «сотрудник» «Жюль» окончил собственную карьеру в классическом месте смерти — Дарданеллах при попытке прохода через минное заграждение.

Пожалуй, самая интересная будущее была у «Кюри»: лодка постаралась в начале войны осуществить то, что позже удалось «Бернулли», другими словами пробраться на место стоянки неприятеля. Но в качестве объекта стала основная база австро-венгерского флота в Поле, где субмарину нашёл и захватил неприятель (позднее мы ещё поведаем о её очень любопытных приключениях).

Кроме больших серий, спроектированных таким «тяжеловесом», как Лобёф, кое-какие крохи с барского стола достались и вторым конструкторам. Базой для их активности послужил конкурс на новый тип субмарины, заявленный в 1906 году. Сейчас, в то время, когда Франция имела в строю 36 практически однообразных единиц (не смотря на то, что и с различными двигателями), возможно было поразмыслить и о будущем развитии.

Главной идеей стало создание таковой лодки, которая имела возможность функционировать совместно со собственными надводными судами и атаковать флот соперника не только сидя в засаде, но и в движении в сражении либо на переходе. Главным моментом для этого являлась, само собой разумеется, скорость. Начальные требования включали возможность развивать ненадолго аж до 20 узлов, но и сами моряки скоро осознали, что потребовать таковой прыти от конструкторов легко нереально.

Решили ограничиться 15-ю уз. на поверхности и «10-ю либо более» под водой. Лодка должна была принимать запасы практически на 15 дней похода, а дальность требовалось расширить если сравнивать с «плювиозами» более чем в 2 раза.

В соревнование вступили юные партнёры мэтров Лобёфа и Мога, создавшие 4 проекта. Но, они во многом повторяли с теми либо иными вариациями продукцию собственных преподавателей.

М. Юттэр выстроил паровую субмарину «Аршимед», отличавшуюся от «плювиозов» в удачную сторону мощностью механической установки. Две паровые машины неспециализированной мощностью в 1700 л.с. разрешили развить на опробованиях требуемые 15 узлов — рекорд для французских довоенных лодок. Под водой достижение также смотрелось заметным — около 11 узлов. Интересным выяснилось новшество в размещении аккумуляторная батарей: для них выделили особую платформу под жилыми и рабочими помещениями.

Но в целом «изделие» вышло достаточно дорогим и более не повторялось. Отметим, что эти характеристики только незначительно превышают таковые у английских «Е», выстроенных в огромном количестве. И однако «Аршимеду» удалось применять собственные ходовые качества: на протяжении войны лодка утопила 4 неприятельских транспорта.

Юттэр постарался повторить собственный «скоростной» успех и в дизельном варианте. Но тут его ожидала, скорее, относительная неудача. «Кпоринд» и «Корнели», вошедшие в строй к самому началу всемирный войны, смогли развить на поверхности не более 13 узлов при проектных 15-ти. Под водой «недодача» была менее значительной, всего в пол-узла, но проектных 9,5 ни одна из лодок так и не достигла.

Однако, старшие создатели были удовлетворены, потому, что трансформации если сравнивать с предшественницами были минимальными. Конструктор только поменял форму корпуса (из эллиптического в сечении он стал фактически совсем круглым, а оконечности купили дополнительную «стройность») и установил более замечательные моторы. Удовлетворительной сочли и скорость погружения, составлявшую около трёх-минут — несомненное улучшение, если сравнивать с «паровиками».

Увлекательной изюминкой стало изрядно замечательное на бумаге оружие, складывавшееся из 8-и торпедных аппаратов. Но лишь два из них пребывали в прочном корпусе; остальные шесть представляли собой классические сбрасыватели совокупности Джевецкого, столь любимой в те годы во Франции. Взяли лодки и артиллерию, не смотря на то, что и очень своеобразного свойства.

Одиночная 47-миллиметровка четверть вековой давности (примера 1885 года) имела возможность испугать разве что лишь весьма трусливого «торговца». Да и в этом, по всей видимости, появились разумные сомнения, так что уже на протяжении войны это старьё заменили на 75-мм пушки — уже в полной мере пригодное для дела оружие. Но, обе в годы войны «трудились» в достаточно спокойном с позиций неприятных столкновений Атлантическом океане, да да и то только в последний год боевых действий.

И посему в полной мере благополучно и без боевых приключений дожили до её окончания. Послевоенные годы кроме этого прошли без значительных происшествий, и во второй половине 20-ых годов XX века обе нормально и чинно пошли на слом. Но успев породить до того целый сонм «родных родственниц».

Вправду, «основная дорога» развития французских подводных лодок достаточно решительно развернула в сторону творений Юттэра. «Кпоринды» дали достаточно большое потомство.

По программе 1909 года было решено заложить 8 единиц «улучшенного типа». Но реально постройка началась лишь в 1911 году; головная «Амфитрит» вошла в строй в середине Первой Мировой, а последние из серии -уже по окончании её завершения. В военных действиях им участия принять фактически не довелось, и, вероятнее, к лучшему.

Потому, что конструкторы и на них установили старый 47-мм «Гочкис», «усиленный» одним пулемётом. Но в очередной раз постарались пара улучшить обитаемость. «Элементом комфорта» стали 4 электрорадиатора типа тех, каковые до сих пор пылятся у нас на дачах. Но для того времени они, как и всецело электрифицированная кухня, без сомнений, казались чудесами тогдашней техники.

Но, неприятности у экипажа оставались: так, вентиляция не просто была не на высоте, но и вынуждала довольно часто подниматься на поверхность и шепетильно «проветриваться» на манер немощных предшественниц из XIX века. В этом отношении «революционные месяцы» заметно превосходили продукцию от Юттера.

Вводить в строй его субмарины моряки не очень торопились. Обстоятельств тому хватало: Франция вела критически напряжённую войну на суше, куда уходили все ресурсы, от материалов до рабочих рук.

Кое-какие единицы у стены фактически в готовом состоянии по году и более; иногда с ними проводили опробования, после этого вяло выбирали механизмы и доводили их до работоспособного состояния. Однако, кроме того в этих событиях одна из субмарин, «Ариан», успела напороться на большую проблему. Ей очень не повезло: германская «сотрудник» UС-22 подловила её летом 1917 года на ходовых опробованиях недалеко от Туниса.

Пара торпед с дистанции 200 м не покинули «француженке» никаких шансов. Так что, по сути, «Ариан» так и не удалось войти в состав ВМС.

Две лодки из серии, «Амарант» и «Астрэ» ещё при нахождении на стапелях переоборудовали в новомодный вариант подводных минных заградителей.

Дело в том, что к началу войны ВМФ Франции не только не имел ни одного заградителя для того чтобы типа, но и не озаботился кроме того созданием проекта. Исходя из этого «жертвы» для опыта были нужными, а не самые успешные субмарины в полной мере доходили для данной цели. Постройку парочки заморозили в 1916 году; после этого их оборудовали особыми ячейками, по 5 с каждого борта, в каковые и помещались мины отечественной разработки.

Кстати, очень несовершенные и слабенькие, имевшие заряд всего из 60 кг бездымного пороха. Напомним, что делалось всё это кроме этого не торопясь, и работы завершились только под самый занавес всемирный войны. К тому же у «Астрэ» систематично барахлили дизели; лодка, по сути, превратилась в экспериментальную, дробившую время между немногочисленными опытовыми длительным стоянием и походами в резерве.

Но, «Амарант» был чуть ли более качественным и в 1925 году (кроме того раньше «хромой сотрудника») его вывели из состав флота.

Подлодка «Мариотт» (Q-74), Франция, 1912 г.

Строилась на верфи ВМФ в Шербуре.

Тип конструкции — однокорпусный. Водоизмещение надводное/подводное 531/627 т. Размеры: протяженность 64,7 м, диаметр корпуса 4,3 м, осадка 3,8 м. Материал корпуса: сталь. Глубина погружения — до сорока метров. Двигатель: 2 дизеля мощностью 1400 л.с. плюс 2 электромотора мощностью 1000 л.с., скорость надводная/подводная 14,2/11,5 уз. Оружие: шесть 450-мм торпедных аппаратов (4 внутренних, 2 Джевецкого), 8 торпед. Экипаж: 29 чел.

Потоплена в 1915г.

Подлодка «Шарль Брюн» (Q-89), Франция, 1911 г.

Строилась на верфи ВМФ в Тулоне.

Тип конструкции — однокорпусный. Водоизмещение надводное/ подводное 456/450 т. Размеры: протяженность 44,1 м, диаметр корпуса 4,0 м, осадка 3,3 м. Материал корпуса: сталь. Глубина погружения-до40 м. Двигатель: 2 паровых машины мощностью 1300 л.с., скорость надводная/подводная 13,5/7,2 уз. Оружие: шесть 450-мм торпедных аппаратов (2 носовых внутренних, 2 Джевецкого, 2 внешних трубчатых). Экипаж: 24 чел. Испытывалась в 1910- 1913 гг., в строй не вступила из-за низких боевых качеств. Реализована на слом в 1920 г.

Не подвергшиеся экзекуции единицы благополучно преодолели превратности радикального сокращения флотов по условиям интернациональных морских соглашений начала 1920-х годов прошлого века. Кое-какие из них прослужили до начала 1930-х, а первенец «Амфитрит» — аж до 1935 года.

Необычным «гибридом» «Клоринды» и «Аршимеда» стала следующая серия из 3-х единиц: «Беллоны», «Гортани» и «Гермионы».

От «Аршимеда» им досталась «двухпалубная» конструкция с трюмом для аккумуляторных ям, другое же в сущности повторяло решения и идеи более ранних творений Юттера, не смотря на то, что конструкторами числились уже юные инженеры нового поколения. В техническом задании указывалась претенциозная скорость на поверхности в 17 узлов, но на практике не получалось развить больше, чем 16 миль в час. Совсем незначительно помогла и попытка «облагораживания» формы корпуса.

Становилось очевидным, что из начальной идеи выжато фактически всё.

В очередной раз состоялась и попытка поэкспериментировать с торпедным оружием. Сейчас одно выяснилось представленным двумя внутренними аппаратами в носу (обычное для того времени устоявшееся во всех государствах ответ) плюс две пары поворотных труб совокупности Симоно, столь же «эргономичные» (в теории), как и создание Джевецкого.

Они, в принципе, имели возможность наводиться изнутри лодки в достаточно широком диапазоне, порядка 100 градусов. Действительно, в случае если лодка пребывала на ходу, то перед выпуском торпед становились нужными довольно-таки головоломные расчёты по таблицам, дававшие, в итоге, дополнительный угол упреждения в зависимости от скорости субмарины, её угла и цели наведения самого аппарата. В общем, верховная математика «на коленке», вряд ли применимая в боевых условиях.

Дополняли это достаток два каркасных торпедных аппарата. «Ружья» на любой выбор. Прекрасно, хоть сами «пули» — 450-мм торпеды оставались однообразными. экипажи и Командиры изрядно мучились со столь богатым ассортиментом, что по опыту работы медлено начали уменьшать и заменять на более тривиальные неподвижные установки.

А что оставалось делать по окончании отчёта одного из начальников с вердиктом: «Кормовые аппараты возможно применять лишь в радостном случае».

Такова причудливая будущее ветви конструкций Лобёфа и его последователей. Но безотносительным монополистом он не стал. Отыскал собственных продолжателей и Мога с его «настоящими подводными судами».

В какой-то мере воспоминанием о его «камушках» стала «Мариотт», выстроенная инженером Радигером для конкурса 1906 года. Двухвальная однокорпусная лодка с дизельной установкой кроме этого имела приличную скорость (14,2 узла на поверхности и более 11,5 — под водой на опробованиях), по большей части за счёт сверхстройного корпуса (отношение длины к ширине превышало 14). Устроители конкурса почему-то сочли недостаточной дальность плавания на поверхности, не смотря на то, что она наподобие кроме того превышала заданную.

Конструктор постарался расширить плавучесть уникальным методом, разместив практически все балластные цистерны в передней части корпуса и снабдив в том месте же корпус солидной надстройкой, правильнее, настоящим полубаком. Это разрешало, продув балласт, немного поднять носовую оконечность, но, конечно же, затрудняло «верное» погружение. Но в надводном положении лодка купила вид самого настоящего эскадренного миноносца с высоким полубаком!

В июле 1915 года, «Мариотт» попала в противолодочные сети в роковом Дарданелльском проливе. Турки обстреляли «наглый эсминец» и команде осталось лишь сдаться в плен по окончании затопления лодки.

Ещё одним конкурсным творением из выстроенных по условиям конкурса 1906 года стала лодка «Шарль Брюн», так же как «Аршимед», паровая. Но с большой, не смотря на то, что и ветхой задумкой: применением «паровика» как единого двигателя.

Предполагалось, что в подводном положении для хода будет употребляться пар, накопленный в особом котле-аккумуляторе. Мысль сама по себе уже неоднократно опробованная и столь же раз терпевшая провал. Не была исключением и эта попытка, усугубленная ещё и громадными претензиями. С целью достижения высокой скорости в надводном положении (более 17 узлов) потребовалась достаточно замечательная паровая установка. В частности, на ней было нужно установить целых 4 котла с двумя дымовыми трубами.

Сохранились фотографии «Брюна» на опробованиях, где субмарина на полном ходу создаёт очень внушительное чувство, извергая из дымовых труб огромные клубы густого дыма. Но такие «султаны» дыма лишали подводные суда главного преимущества — быть незаметными. Но, кроме ужасного дымообразования и очень ненадёжного метода «накопления пара» для перемещения под водой у субмарины хватало и других недочётов, выявившихся на первых же пробах.

Так, к примеру, данный необычный кораблик сильно раскачивался на мельчайшем беспокойстве из-за весьма нехорошей остойчивости. Так очень сильно, что морская заболевание настигала кроме того самых устойчивых к ней моряков. Устранение разнообразные недочётов растянулись на три года. В следствии «Брюн» так и не смог присоединиться к французскому флоту, и это не обращая внимания на острую нужду и военное время в подводных лодках.

Вердикт смотрелся жёстко: «Низкие армейские чёрта не разрешают применять её в составе ВМС». Неудачный «опыт» проболтался у стены аж до 1920 года, в то время, когда его страдания наконец закончились. За 11 тыс. франков «Брюн» отошёл к частному предпринимателю из Тулона.

На том на долгое время завершилось довольно-таки неравное соревнование паровых и дизельных субмарин. Не обращая внимания на большие сложности сначала, французам однако удалось довести до ума собственные дизели. Затем «паровики» лишились последних собственных привлекательных особенностей.

Но, в итоге, Франция для действий во всемирной войне на море взяла пёструю компанию из помой-му родных по боевым чертям единиц, но имевших при том разные главные механизмы для надводного хода, созданных к тому же различными конструкторами в соответствии с их представлениями и собственными идеями. Формально помой-му очень очень сильно вооружённые (до 8 торпедных аппаратов), они на деле имели возможность без помех стрелять из весьма ограниченного числа труб, по большей части расположенных в корпуса.

Из этого и боевые итоги: сколь-нибудь больших удач лодки под триколором не достигли, понеся наряду с этим совсем большие утраты.

В. КОФМАН

Гудок корабля шокировал всех!

Статьи, которые будут Вам интересны: