Подводные самолеты грэма хокса

Подводные самолеты грэма хокса

    «Вникнув в сущность вопроса, я был удивлен. оказалось, что кроме того самые передовые подводные аппараты того времени принципиально не отличались от дизельных реликтов первой мировой. меня поразило, что за 70-летний период никто так и не додумался оснастить субмарину крыльями»
    Deepflight Super Falcon
    Камень преткновения Подводные аппараты, будь то батискафы либо лодки, не впечатляют собственными размерами либо сногсшибательным внешним видом.
    Обстоятельство их дороговизны кроется в материалах: корпуса и, основное, прозрачные смотровые колпаки лодок должны выдерживать большое давление тысячеметрового водяного столба
    Из театральной семьи DeepFlight 1 Хокс выстроил фактически собственными руками. Аппарат практически появился звездой: в его создании учавствовали IMAX и National Geographic. Титаново-композитная лодка, напоминающая крылатую ракету, имела возможность погружаться на 1000 метров
    Без лишних амбиций Венчурный инвестор Том Перкинс не гнался за рекордами и не планировал штурмовать Марианскую впадину. Однако для увеселительных прогулок по водным просторам он заказал себе DeepFlight Super Falcon — не что иное, как облегченную версию аппарата Challenger, изначально созданного для покорения экстремальных глубин
    Deepflight Aviator стал первым спортивным аппаратом Хокса и первой машиной, выстроенной на в полной мере важные деньги.

    На глубине 300 м изобретатель собственной персоной делал фигуры высшего пилотажа

Доктор наук Это насмешливое прозвище прилипло к Грэму Хоксу еще в юные годы. Да и как по-второму имели возможность именовать тщедушного очкарика, больше любившего штудирование чем футбол справочников по аэродинамике, сорванцы с окраины послевоенного Лондона? Но, не обращая внимания на «ученое звание», помешанный на авиации Грэм слыл в школе неисправимым троечником и поступил на факультет машиностроения политехнического университета Borough только из-за недобора абитуриентов.

К счастью, геометрия и физика в Borough котировались значительно выше британской орфографии, и в первой половине 70-ых годов XX века новоиспеченный инженер Хокс, все еще мечтавший о славе братьев Райт, занял место за кульманом в лаборатории Plessey Defence Systems.

Но с авиацией не заладилось. Plessey волновалась сложный период и деятельно сворачивала дорогостоящие авиационные программы. Сперва новичку поручили разработку торпедных совокупностей, а чуть позднее кинули на создание концепции «подводного внедорожника» — компактной субмарины для диверсионных подразделений боевых пловцов Special Boat Service. Хоксу неслыханно повезло.

Во-первых, управление Plessey с легким сердцем выдало юному таланту карт-бланш на каждые инженерные шалости, поскольку проект финансировался не из худой кассы компании, а из закромов минобороны. Во-вторых, Хокс получил от клиента доступ к образцам и секретной информации новейших материалов.

«Вникнув в сущность вопроса, я был удивлен. Оказалось, что кроме того самые передовые подводные аппараты того времени принципиально не отличались от дизельных реликтов Первой мировой, — вспоминает он. — И первое, что меня поразило, — из-за чего за 70-летний период никто так и не додумался оснастить субмарину крыльями?»

Концепция скоростной и маневренной крылатой подлодки армейским понравилась, но в первой половине 70-ых годов XX века они прекратили финансирование проекта. Но, Хокса это не расстроило. Его голову переполняли свежие идеи.

Кое-какие из них он постарался реализовать в компании DHBC, куда его пригласили заниматься модернизацией антропоморфного водолазного скафандра JIM suit. К примеру, Хокс первым в мире внес предложение применять прозрачную сферу вместо простого металлического горшка с подслеповатыми стеклянными бойницами.

Помимо этого, он «отрезал» у твёрдого скафандра ненужные шарнирные «ноги», заменив их четырьмя винтовыми движителями, и додумался установить в кистевых сегментах «рук» универсальные гидравлические манипуляторы вместо примитивных адаптеров для крепления инструмента. Это была настоящая революция в водолазном деле, но инновации Хокса были отвергнуты — у ребят из DHBC попросту кончились деньги.

И тогда Хокс, забрав с собой всю документацию, основал первую собственную компанию Offshore Systems Engineering. Всего за год в условиях мизерного бюджета среднеглубинный твёрдый скафандр называющиеся WASP был подготовлен к тестированию. Забавно, что в качестве панорамного сферического шлема употреблялась огромная салатница из термостекла Pyrex толщиной 17 мм, приобретённая на распродаже, а рукава скафандра были скроены из куска газового шланга.

В осеннюю пору 1977 года в док-камере Грейт-Ярмута облаченный в WASP Хокс погрузился на рекордную глубину 610 м. И сейчас сфера не выдержала: на подъеме раздался треск, и от внутренней поверхности отскочил кусок стекла размером с монету. Если бы трещина отправилась дальше, смерть испытателя была бы мгновенной. Но, "Наверное," пропасть заметила в Хоксе хорошего соперника и не торопилась ставить точку в игре.

В Новом Свете

Во второй половине 70-ых годов двадцатого века Offshore Systems Engineering реализовала буровым подрядчикам дюжину совокупностей WASP по цене $430 000 за штуку, сделав 30-летнего Хокса важной фигурой в среде промышленных водолазов. И вдобавок через полгода, в то время, когда на рынке показался MANTIS — первая в мире одноместная микросубмарина, талантливая делать сложнейшие операции на глубине 720 м, — о нем заговорили как о гении. Гидравлические манипуляторы аппарата были так идеальны, что Хокс неоднократно делал с их помощью фантастический трюк — подхватывал двупалой клешней шариковую ручку и бережно подписывал ею банковский чек.

Субмарина, похожая на огромного рака-богомола, мгновенно стала хитом и разошлась по миру тиражом 33 экземпляра. А также попала в кино! В первой половине 80-ых годов XX века за рычагами одного из MANTIS Хокс снялся в роли технонегодяя в 12-й серии Бондианы For Your Eyes Only с Роджером Муром.

Тогда же, в 1981-м году, он решил окончательно перебраться В США. Но обстоятельством этого решения был не бизнес, а дама. Сильвия Эрл, известный океанолог и дайвер экстра-класса, которую именовали «Кусто в юбке». «Сильвия поразила меня.

Она сказала вслух имя моей грезы: Пропасть Челленждера, — радуется Хокс.- Дабы встретиться с ней собственными глазами, я готовься рискнуть всем на свете».

Но создание субмарины, талантливой выдержать большое давление пропасти, стоило огромных денег. У Хокса, покинувшего все собственной первой семье, за душой не было ни гроша. Поиск спонсоров, организованный Сильвией, кроме этого не принес результата. И тогда они решили получить деньги самостоятельно. Чтобы начать бизнес с нуля, Сильвии было нужно заложить собственный дом в Окленде.

Основанная ими в первой половине 80-ых годов XX века компания Deep ocean Engineering скоро стала одним из фаворитов зарождающегося рынка подводных аппаратов с дистанционным управлением. Подобные автомобили были очень популярны у газовиков и нефтяников, осваивавших богатые месторождения на шельфе, поскольку разрешали сэкономить на дорогих водолазных работах. В первой половине 80-ых годов XX века на волне «нефтяного» спроса Хокс и Эрл вывели на рынок собственный первое детище — робота-беспилотника Bandit ценой $750 000.

В последовательности собственных «собратьев» полуторатонный Bandit выделялся беспрецедентной точностью манипуляций. Его механическая «рука» длиной 2,4 м благодаря инновационной совокупности звуковой обратной связи имела возможность дозировать перемещения с погрешностью до 1 мм. Помимо этого, Bandit стал первым в мире подводным роботом с гидравлическим контуром, в котором вместо масла употреблялась забортная морская вода.

Подводный вертолет

В первой половине 80-ых годов XX века в портфолио компании показался первый пилотируемый аппарат — одноместный Deep Rover, талантливый трудиться на глубинах до 800 м более восьми часов подряд. Согласно точки зрения умелого дайвера, адмирала ВМФ Британии сэра Джона Ролинса, Deep Rover стал лучшей микросубмариной всех времен и народов. И, несомненно, самой комфортной.

В огромной панорамной сферы из акрила толщиной 130 мм пребывало кресло пилота с кучей настроек и интуитивно понятные органы управления. Руководить Deep Rover, цена которого переваливала за $3 млн, было несложнее, чем легковушкой с «автоматом». К примеру, 13-летняя дочь Хокса смогла совершить погружение на глубину 300 м по окончании пятиминутного инструктажа.

Но, не обращая внимания на прекрасные чертей и установленный Хоксом всемирный рекорд одиночного погружения (914,4 м), продажи Deep Rover шли не имеет значение — упавшие котировки вынудили нефтяников затянуть пояса. И Deep ocean Engineering выкинула на рынок стабилизиционый продукт. Это был компактный, практически игрушечный, робот-универсал Phantom ROV ценой $20 000. Спрос на него превзошел все ожидания.

За три года было реализовано 255 экземпляров Phantom в 16 разных комплектациях. Причем 66 «малышей» были изготовлены по заказу энергетиков и до сих пор оказывают помощь осуществлять контроль состояние совокупностей охлаждения на ядерных электростанциях США.

В то время, когда же Хокс поставил на повестку дня вопрос о финансировании разработки сверхглубоководной субмарины «авиационного» типа, акционеры объявили, что коммерческой ценности эта мысль не воображает. «В действительности данный проект имел возможность принести компании десятки миллионов прибыли лишь на лицензировании новых разработок, — говорит изобретатель. — Но этим неудачникам была нужна синица в руках».

Хокс ушел из начал и компании строить прототип DeepFlight (так он назвал будущего покорителя пропасти) на собственные деньги. В отличие от хороших подлодок, воображавших собой воздушный шар с балластом, DeepFlight по окончании комплекта «взлетной» скорости в надводном положении имел возможность перемещаться в любом направлении за счет гидродинамики крыльев и тяги движителей. Всплытие «летательного» аппарата имело возможность производиться как за счет естественной плавучести («свободного падения» к поверхности), так и в активном режиме.

Жизнь как в кино

Работа над DeepFlight шла очень медлительно. Какое-то время Хоксу помогали друзья, приходившие по уикендам к нему в гараж на пиво и гамбургеры. Позже денег прекратило хватать кроме того на пиво.

Отношения с Сильвией разладились, и она уехала в Окленд. В первой половине 90-ых годов XX века они развелись. По окончании расставания с Сильвией практически на семь лет Хокс пропал из виду. Пробовал искать сокровища затонувших испанских галеонов, обучал операторов промышленных субмарин, придумал, запатентовал и выгодно реализовал первую в мире разработку дистанционного управления для боевого оружия Telepresent Rapid Aiming Platform (TRAP).

И настойчиво двигался к собственной основной цели.

В сентябре 1996 года в бухте Монтеррей состоялся первый «полет» его одноместной сигары DeepFlight 1, постройку которой спонсировали компании IMAX, Rolex и канал National Geographic. Снаружи DeepFlight 1, сделанный из титаного сплава и фибергласа, напоминал гибрид крылатой ракеты и батискафа и мог погружаться на 1000 м. Но, не обращая внимания на восторженную прессу, желающих финансировать строительство DeepFlight2 — аппарата, талантливого «дотянуться» до пропасти, — не нашлось.

Во второй половине 90-ых годов двадцатого века у Хокса показалась новая супруга, а следом — новая компания Hawkes Ocean Technologies (HOT). В этом случае Грэм собирался строить скоростные аэросубмарины для скучающих миллионеров, но финансовые мешки не торопились выстраиваться в очередь у его кассы. Исходя из этого на первых порах супругам было нужно подрабатывать в кино.

Дебютным продуктом домашнего предприятия стала одноместная аэросубмарина «мокрого» типа WetFlight — подводный крылатый кабриолет с открытой кабиной, выстроенный во второй половине 90-ых годов двадцатого века по заказу киношников из IMAX для съемок фильма о дельфинах. В нескольких документальных картинах Хокс пилотировал собственные ветхие аппараты Deep Rover и MANTIS.

Лишь через несколько лет у HOT показались деньги на реализацию первого важного проекта, и в 2000 году Хокс спустил на воду экспериментальный аппарат с короткими крыльями и плоским фюзеляжем «перевернутого» профиля называющиеся DeepFlight Aviator.

Машина была весьма успешной сточки зрения гидродинамики. Достаточно заявить, что на глубине 300 м Хоксу получалось «крутить» на Aviator фигуры высшего пилотажа. Последующие «спортивные» модели HOT с постоянной хорошей плавучестью, включая двухместный Super Falcon и трехместный Merlin, стали эволюционным развитием данной схемы.

Ускользающая пропасть

Первые испытания пилотирования Aviator совпали с воистину важным событием в жизни Хокса. Ему позвонил сам Стив Фоссетт! «Стив заявил, что желает заказать мне «летающую» субмарину для погружения в Пропасть Челленджера. Деньги — не неприятность.

Сейчас я чуть не подавился кофе», — смеется Хокс. Встречное предложение о постройке двухместной автомобили либо двух одноместных для погружения в паре было встречено отказом. «Одна единственное погружение и машина. Затем субмарина отправится в Смитсоновский музей авиации», — отрезал Фоссетт.

Хокс в отчаянии кинул трубку. Ему показалось, что мечта окончательно выскользнула из его рук.

Следующие четыре года состоялись в трудах по доводке DeepFlight Aviator и в бесплодных отыскивании спонсоров. В итоге Хокс дрогнул. Примирение с Фоссеттом, ставшим к тому времени первым человеком, совершившим беспосадочную кругосветку на воздушном шаре, прошло в 2004 году.

Миллионер-экстремал дал изобретателю четыре года на постройку Challenger (так Фоссетт решил назвать собственную субмарину) и на составление посекундного замысла полета с привязкой к маршруту.

За три года Хокс и Фоссетт так и не стали приятелями. «Мне не нравился его стиль. Стив вычислял безопасность вторичным причиной, — говорит Хокс. — Для понижения затрат он настаивал на применении рискованных технологических сомнительных материалов и решений. В следствии мы утратили кучу времени и денег на опыты.

А по окончании того как в мае 2007 года в док-камере Университета Пенсильвании колпак кабины ценой то ли 10, то ли 100 000 из какого-либо малоизвестного мне сорта стекла лопнул под давлением 1125 атм, Стив начал осуществлять контроль любой мой ход».

Однако к сентябрю 2007 года степень готовности Challenger к «летным» опробованиям составляла 95%. Но 3 сентября одномоторный самолет Super Decathlon с бортовым номером N240R унес Фоссетта в вечность.

Пять океанов

Мечта погибла, но Хоксу было некогда предаваться печалям. В 2008 году прознавший о задумке Фоссетта венчурный инвестор Том Перкинс заказал Hawkes Ocean Technologies «облегченную» версию Challenger. Перкинс не планировал штурмовать Марианскую впадину. Аэросубмарина была нужна ему только для подводных экскурсий в приятной компании.

По словам Хокса, двухместный DeepFlight Super Falcon обошелся клиенту в $1,5 млн и воображал собой настоящий Ferrari на «подводных крыльях».

Двухтонный аппарат длиной 6,2 м с совокупностью управления fly-by-wire, литий-фосфатными батареями и кормовым водометным движителем с тягой 0,23 т ускорялся до десяти километров/ч и снабжал экипажу дневное независимое плавание. Уникальная совокупность навигации разрешала фиксировать траекторию маршрута, и Super Falcon имел возможность возвращаться в исходную точку на автопилоте.

Сверхпрочный композитный корпус из карбона и стеклопластика и прозрачные акриловые полусферы имели возможность выдержать спуск на 1500 м, но уже на отметке 500 м винт водомета принудительно отключался электроникой. Затем Super Falcon поднимался в «разрешенный» подводный коридор за счет хорошей плавучести. Экстренное всплытие снабжали три пиротехнические подушки безопасности, создававшие вертикальную тягу в 0,8 т, и активировать их возможно было кроме того дистанционно.

Тем временем мысль одиночного покорения Пропасти Челленджера завладела умами многих. В 2009 году осиротевший Challenger был выкуплен предпринимателем и известным яхтсменом Крисом Уэлшем за $2 млн. В 2011 году на паях с английским миллиардером Ричардом Брэнсоном Уэлш основал компанию Virgin Oceaniс, целью которой стало осуществление серии погружений в глубочайшие точки каждого из пяти океанов планеты.

В один момент с Virgin Oceaniс замыслы погружения в Марианскую впадину опубликовали известный режиссер Джеймс Кэмерон, компания Triton Submarines из Флориды, и тандем, в который вошли экс-супруга Хокса Сильвия глава и Эрл правления Гугл Эрик Шмидт.

Как мы знаем, в данной технологической гонке победил Кэмерон на батискафе Deepsea Challenger, не смотря на то, что сначала специалисты вычисляли фаворитами Брэнсона и Уэлша. Хокс, что в проекте Virgin Oceaniс делал роль технического консультанта, растолковывает отставание нынешних обладателей DeepFlight Challenger недостаточным уровнем безопасности аэросубмарины. «По окончании того как Фоссетт настоял на внесении трансформаций в исходную конфигурацию субмарины, я не не сомневается в том, что она выдержит повторные погружения.

Действие большого давления неизбежно приведет к появлению огромного количества микродефектов уже по окончании первого спуска. И любой из них потом может стать роковым», — комментирует обстановку Хокс.

Но, знакомство с Брэнсоном не прошло для Hawkes Ocean Technologies бесплатно. Сразу после возобновления работы над рекордной субмариной миллиардер заказал Хоксу трехместный прогулочный аппарат «мокрого» типа для развлечения гостей на своем частном острове Неккер, что находится в Карибском море. Крылатая Necker Nymph из алюминия, карбона и нержавеющей стали ценой $670 000 стала первой машиной нового «гидробатического» класса DeepFlight Merlin (гидробатика — подводный аналог аэробатики).

Специально для Merlin инженерами HOT была создана продвинутая авионика FAN-C, которая машинально удерживает аппарат в заданном вертикальном диапазоне от 0 до сорока метров и разрешает делать скоростные маневры кроме того новичкам. Каждое посадочное место оснащается дыхательной подогрева аппаратурой и системами сидений. Ну и наконец, автомобили класса DeepFlight Merlin имеют хорошую плавучесть, соответственно, полностью непотопляемы.

Грэм Хокс больше не планирует в гости к пропасти. По крайней мере, лично. Но и «завязывать» с изобретательством несобирается также.

Полет, а не падение

    Цирковой гидробат Трехместный прогулочный аппарат мокрого типа Necker Nymph развлекает гостей миллиардера Ричарда Брэнсона в окрестностях его личного острова Неккер в Карибском море. Задача «Нимфы» — не погружение на рекордные глубины, а высокая скорость и захватывающий пилотаж, гидробатика

Отличительная черта

самые манёвренных автомобилей Грэма Хокса — постоянная хорошая плавучесть. При поступательном перемещении автомобили «перевернутые» крылья создают силу, которая погружает аппарат на глубину.

Конструктивно автомобили Хокса несложнее и действеннее классических субмарин. У них нет сопутствующих механизмов и балластных систем, призванных регулировать плавучесть лодки.

Первые шаги

    Глубинный гуманоид Революционный скафандр WASP лишь напоминает антропоморфный костюм. На деле это скорее батискаф с гидравлическими манипуляторами вместо рукавов и винтовыми движителями на месте ног

Сильвия Эрл — один из самых титулованных океанографов мира и бывшая супруга Грэма Хокса. На фото экс-супруги запечатлены с моделью одноместного подводного аппарата Mantis — одного из самых успешных проектов Хокса.

Статья «В пропасть на крыльях» размещена в издании «Популярная механика» (№120, октябрь 2012).

<

h4>

Самолеты НАТО окружили российский ракетоносец / NATO aircrafts encircle Russia’s missile carrier

Статьи, которые будут Вам интересны: