Полугусеничные эксперименты

Полугусеничные автомобили фактически с момента их появления в середине 10-х годов XX века стали рассматриваться в качестве базы для военной техники и, например, самоходных артиллерийских установок (САУ). Высокая проходимость и громадная, чем у колесных автомобилей, продольная устойчивость делали подобные автомобили очень увлекательными с позиций установки на них артиллерийских совокупностей. Громаднейшее развитие полугусеничные САУ взяли в Соединенных Штатах и Германии.

Значительно менее известны храбрецы данной статьи — полугусеничные самоходные установки советской разработки ЗИС-41 и ЗИС-43.

Шасси побольше

Колесные САУ (зенитная самоходная установка 29-К на шасси грузовика ЯГ-10 и легкая САУ СУ-1–12 на шасси ГАЗ-ААА) были одними из немногих образцов самоходной артиллерии, каковые довольно массово строились в СССР в 30-е годы и состояли на вооружении Красной Армии. Что же касается полугусеничных автомобилей, то интерес к ним со стороны конструкторов самоходной артиллерии был низким. Обстоятельство у этого была прозаичной: полугусеничных автомобилей, каковые возможно было бы применять в качестве шасси для САУ, попросту не было в серии.

Научный автотракторный университет (НАТИ) смог довести образцы полугусеничных грузовиков до более-менее приемлемого состояния лишь к концу 30-х годов. Полугусеничная машина на базе ГАЗ-АА взяла обозначение ГАЗ-60, а на базе ЗИС-5 – ЗИС-22. К 1941 году оба автомобиля производились серийно, но из армий на них шла масса нареканий.

За рост проходимости было нужно заплатить резким ростом расхода горючего, да и по скорости передвижения полугусеничные автомобили очень сильно проигрывали колесным.

Неприятности с полугусеничной схемой были очевидными, исходя из этого неудивительно, что еще с конца 30-х НАТИ, и конструкторские бюро (КБ) фабрик ЗИС и ГАЗ деятельно трудились над полноприводными грузовиками. В первой половине 40-ых годов двадцатого века на ЗИС шли работы по внедрению в производство грузовиков ЗИС-32 и ЗИС-36, которыми предполагалось заменить ЗИС-5 и ЗИС-6. На ГАЗ трудились над грузовиками ГАЗ-63 и ГАЗ-33, каковые должны были поменять, соответственно, ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА.

Полугусеничные эксперименты
Опробования установки 37-мм автоматической зенитной пушки 61-К на шасси ЗИС-32, июль 1941 года

В Главном автобронетанковом управлении Красной Армии (ГАБТУ КА) также прекрасно видели, как эти автомобили лучше полугусеничных. Неудивительно, что в мае 1941 года, в то время, когда обсуждался вопрос о запуске работ по самоходным установкам, полугусеничный ЗИС-22 в перечне перспективных платформ отсутствовал. Но был поднят вопрос об установке 25-мм автоматической зенитной пушки 72-К в кузове ЗИС-32 или ЗИС-36.

Работы в этом направлении пошли дальше теории. В первых числах Июля на опробования вышли ЗИС-32 и ЗИС-36 с установкой 37-мм автоматической зенитной пушки 61-К. Опробования прошли удачно.

Действительно, в серию ЗИС-36 так и не отправился, а ЗИС-32 выпускались недолго, да да и то только в виде простых грузовиков. Однако, это стало знаком к разработке подобных ЗСУ на базе ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА и ЗИС-5, каковые производились серийно.

Отсутствовали полугусеничные автомобили и среди разработок КБ завода №92. К 20 июля 1941 года в том месте изготовили опытные образцы самоходных установок с оружием в виде 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2. САУ ЗИС-30 КБ под управлением В.Г. Грабина была создана на базе артиллерийского тягача «Комсомолец», а ЗИС-31 – на базе ГАЗ-ААА, которому поставили бронированную кабину. Более успешным примером был ЗИС-30, потому, что на распутье «Комосомолец» смотрелся очевидно лучше.

Как раз тогда Грабин и обратил внимание на полугусеничную базу.

Полугусеничный грузовик ЗИС-22М, июль 1941 года. Как раз эту машину Грабин выбрал в качестве базы для нового истребителя танков

ГАЗ-60 как шасси для САУ отпадал сходу, потому, что он и себя-то еле тащил. Да и как платформа для орудия ЗИС-2 «полуторка» была маловата. Совсем другая обстановка сложилась с ЗИС-22. В июне 1941 года на опробования вышла улучшенная версия данной автомобили, взявшей обозначение ЗИС-22М. Она взяла более усиленный двигатель радиатор-16 и мощный ЗИС от ЗИС-101. Была модернизирована и ходовая часть. На опробованиях машина продемонстрировала себя очевидно лучше, чем ЗИС-22, ее советовали к серийному производству.

Как раз эту машину КБ завода №92 и решило применять в качестве базы для новой САУ. Стоит упомянуть, что проект не являлся личной инициативой Грабина либо Муравьева. Работы курировались управлением Управления оружия наземной артиллерии Главного артиллерийского управления Красной Армии (УВНА ГАУ КА).

Опробования ЗИС-41, апрель 1942 года

21 августа 1941 года были составлены тактико-технические требования на «57 мм противотанковую самоходную установку на базе вездехода ЗИС-22м». В сопроводительном письме, копии которого были направлены на завод и ЗИС №92, указывалось, что внесения трансформаций в конструкцию шасси ЗИС-22М должны носить минимальный темперамент. Помимо этого, по окончании показа самоходная часть автомобили должна была возвратиться на ЗИС.

Это разъяснялось тем, что ЗИС-22М существовал лишь в умелых экземплярах.

В соответствии с ТТТ, шасси должно было взять бронирование моторного отделения и кабины, и бензобака и боеукладки. Боевая масса машина не должна была быть больше 6,5 тысячь киллограм, а запас хода должен был составлять не меньше 250 километров. Кроме пушки ЗИС-2, в качестве оружия машина приобретала пулемет ДТ, установленный в кабине. Боекомплект орудия должен был включать не меньше 100 выстрелов, наряду с этим требовалось обеспечить удобство его применения.

Скорострельность установки оценивалась приблизительно в 15 выстрелов в 60 секунд.

Преодоление заснеженного уклона

Появление проекта самоходной установки, взявшей обозначение ЗИС-41, было не случайным. Количество выпуска ЗИС-30 составлял всего 100 автомобилей, а в августе 1941 года тягач «Комсомолец» сняли с производства, так что САУ лишилась базы. Альтернативы для ЗИС-22М попросту не осталось. Беда в том, что и с ЗИС-22М также было все совсем не гладко.

Машина существовала всего в трех экземплярах, а наладить ее серийное производство в Москве не удалось.

К слову, индекс ЗИС-41 был дан самоходной установке уже заводом №92, а не автомобильным заводом в Москве.

На виде спереди прекрасно видна конструкция жалюзи моторного отделения. Опробования продемонстрировали, что конструкция неудачная

направляться кроме этого уточнить кое-какие подробности относительно работ по машине в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Последовательность авторов пишет о том, что машину выстроили и испытали в осеннюю пору 1941 года, и до Января этого года работы по ней свернули. Это, мягко говоря, не совсем так. Самоходную установку вправду выстроили, и она была вправду создана на базе ЗИС-22М, второй вопрос, в то время, когда именно это случилось.

Сам грузовик ЗИС-22М в переписке с сентября 1941 года уже стали именовать как ЗИС-42, одна из умелых автомобилей была переделана в реактивную ракетную установку М-13. В середине сентября как раз такая машина проходила совместные опробования с подобными установками на базе танка Т-40 и трактора СТЗ-5.

В октябре 1941 года началась эвакуация завода ЗИС из Москвы. Успели ли до этого выстроить самоходную установку ЗИС-41 – вопрос открытый. Но возможно конкретно сказать о том, что информация об опробованиях ЗИС-41 в ноябре 1941 года не имеет под собой никаких оснований.

Настоящие опробования случились несколькими месяцами позднее.

На данной фотографии прекрасно видна конструкция платформы

В соответствии с замыслу по умелым работам, датированному 1 февраля 1942 года, опытный образец САУ к этому времени готовься , но его опробований еще не проводилось. Артком ГАУ КА лишь подготовил программу опробований. На проектирование ЗИС-41 было израсходовано 15 239 рублей, в 28 255 рублей обошлось изготовление опытного образца, а качающаяся часть пушки ЗИС-2 стоила 11 500 рублей.

Помимо этого, в плане заказов весной 1942 года, еще до начала опробований, показался замысел по выпуску 24-х ЗИС-41. Срок выполнения – октябрь 1942 года, исполнителями выступали ЗИС №92 и Завод, неспециализированный бюджет заказа 2 400 000 рублей, либо 100 000 за одну установку. Мягко говоря, это недешево: легкие танки Т-60 и Т-70 стоили меньше, как и самоходные установки на их базе.

Так или иначе, приведенные документы конкретно показывают, что разработка ЗИС-41 в конце 1941 года не закончилась. Да и опробований данной САУ до конца 1941 года не проводилось.

С кучей неудобств

В качестве места проведений опробований опытного образца ЗИС-41 был выбран Гороховецкий артиллерийский полигон (АНИОП). Предписание Арткома ГАУ и программу опробований на полигон отправили 24 февраля 1942 года. Сама машина пришла еще позднее – 13 марта, а документация по ней поступила еще спустя семь дней. За базу конструкции ЗИС-41 был забран один из опытных образцов ЗИС-22М.

Машина была бывалой: в соответствии с документам, к моменту начала ходовых опробований она уже прошла 16,5 тысяч километров.

В заданные требования по боевой массе на заводе №92 не вписались: вместо 6,5 тысячь киллограм боевая масса ЗИС-41 была 7,5 тысячь киллограм. Справедливости для, вписаться в эти требования было попросту нереально. Переделка ГАЗ-ААА в ЗИС-31 подняла снаряженную массу автомобили с 2,5 до 5 тысячь киллограм.

С учетом того, что ЗИС-22М имел снаряженную массу 5150 кг, меньше 7,5 тысячь киллограм ЗИС-41 весить не имела возможности.

Так в ЗИС-41 сидел механик-водитель. Без комментариев

Как и потребовало задание, машина взяла бронированную кабину, которая закрывала не только отделение управления, но и моторное отделение. В кабине размещались механик-пулемётчик и водитель. Действительно, на умелом примере установки пулеметы ДТ не было.

Бронирование носовой части имело рациональные углы наклона, а вот с рациональностью компоновки отделения управления дело очевидно не задалось. Этому был кроме того посвящен отдельный доклад об условиях рабочих и организации мест боевого обслуживания ЗИС-41.

Традиционно для конструкций, каковые разрабатывались под управлением Грабина, на удобство работы экипажа наблюдали в последнюю очередь. В следствии места для ног водителя в кабине фактически не выяснилось. Шофер сидел внутри, согнувшись в три погибели и задевая коленями руль.

Какое расстояние в таком положении он имел возможность проехать – вопрос очень занимательный.

Военврач 2-го ранга Александров, что изучал рабочие места ЗИС-41, очевидно не считал, что механик-водитель обязан стойко и мужественно переносить все лишения и тяготы военной работы. Он в полной мере справедливо указал, что рабочее место нужно переделать, высвободив место для ног. Эту переделку, но, завод №92 в конструкцию автомобили так и не внес.

ЗИС-41 без установки орудия

Боевое отделение ЗИС-41 очень сильно отличалось по устройству от того, что было сделано на ЗИС-30. За базу инженеры КБ завода №92 забрали грузовую платформу ЗИС-22М, отказавшись от откидных бортов. Вместо них по углам показались низкие ограждения, делавшие, скорее, символические функции. Сама платформа была выполнена из броневой стали, а сверху имела древесный погон.

По центру платформы установили тумбу, на которой крепилась качающаяся часть противотанковой пушки ЗИС-2. Именно поэтому орудие имело круговой сектор обстрела. Для защиты расчета было установлено развитое щитовое прикрытие, имевшее откидную верхнюю секцию.

При ее поднятии расчет имел возможность трудиться стоя.

Требование комфортно разместить боезапас в размере не меньше 100 выстрелов на заводе №92 осознали очень необычно. Как такой боеукладки у данной САУ не было. Штатные снарядные коробки лежали прямо на платформе.

Кроме наводчика и заряжающего, в расчёт входил наблюдатель, что также стоял на платформе.

Тумба, на которой крепилось орудие

Разные накладки стали причиной тому, что первые опробования начались лишь 14 апреля. И обращение шла лишь о ходовых опробованиях. Со стрельбой было нужно подождать. В программу опробований было нужно вносить дополнительные трансформации.

Дело в том, что платформа ЗИС-41 разрешала оперативно демонтировать орудие и тумбу, превращая машину в полубронированный артиллерийский тягач, а весной 1942 года вопрос с тягачами стоял очень остро.

В ГАУ КА приблизительно одвременно с этим прорабатывались требования на полубронированный артиллерийский тягач дивизионной артиллерии. Возможно ЗИС-41 в эти ТТТ вписывался. Помимо этого, в последних числах Апреля 1942 года на опробования вышел ЗИС-42, что контролировали на пригодность к применению в качестве тягача 122-мм гаубицы М-30.

Машина удачно справлялась с задачей, таская гаубицу в условиях распутья.

Неспециализированный вид бронировки орудия

24 апреля ЗИС-41 вышел на новый этап опробований, что утвердили помощник Наркома обороны генерал Н.Н. начальник и Воронов ГАУ КА генерал Н.Д. Яковлев.

С автомобили сняли орудийную совокупность вместе с тумбой, вместо разместив на платформе 30 снарядных коробок гаубицы М-30 и посадив на нее 8 человек. Позади была зацеплена сама гаубица. Так, кроме 3 тысячь киллограм нагрузки в кузове, ЗИС-41 тянул за собой еще 2,5 тонны.

С 24 по 27 апреля машина прошла 192 километра, из них 8 по снежной целине с лыжами на управляемых колесах, 145 по шоссе и еще 49 по распутью.

По шоссе машина разгонялась до 37 км/ч, расходуя наряду с этим 50 литров топлива на 100 километров. По проселку скорость перемещения понижалась до 12–30 км/ч, наряду с этим приходилось переходить на 2–3 передачу. На распутье и снегу скорость падала до 5–8 км/ч, а расход горючего возрастал до 200 литров на 100 километров.

ЗИС-41 в качестве артиллерийского тягача

Эффективность передних колес при поворотах на распутье быстро понижалась. Для решения данной неприятности испытатели предлагали установить на машину тормоза тракторного типа, похожая схема использовалась на германских полугусеничных тягачах. Указывался и большой радиус поворота, составлявший 10–15 метров на шоссе и 30–40 метров на распутье.

Похожими проблемами страдал и «простой» ЗИС-42.

Дополнительной проблемой стал перегрев двигателя, чему содействовала не наилучшая конструкция бронировки капота и перегруз машины. Особенно это ощущалось на распутье, где вода в совокупности охлаждения закипала через каждые 2–3 километра. На асфальте обстановка была лучше, но не намного – тут вода закипала через каждые 10–15 километров. Для сравнения, ЗИС-42 в тех же условиях и с такой же нагрузкой не перегревался. Не пришлось по нраву испытателям и отсутствие обычных бортов.

По результатам машину признали условно годной для применения в качестве тягача, но наряду с этим с массой оговорок.

На протяжении ходовых опробований. Вряд ли сидевшие на снарядных коробках люди испытывали наслаждение от таковой езды

Конкретно к стрельбам удалось перейти лишь 27 мая 1942 года, длились они до 6 июня. Всего был произведен 371 выстрел, из них 163 – усиленным зарядом. Само орудие трудилось в полной мере удовлетворительно, а вот к самоходной установке накопился очередной комплект вопросов.

Фактическое отсутствие боеукладки стало причиной тому, что маневренность огня снизилась. К тому же заряжающему приходилось выходить за выстрелами из щитового прикрытия, что повышало риск поражения осколками и пулями снарядов. Еще одной проблемой стало то, что при стрельбе вылетающие из ствола пороховые газы разбивали фару, и попадали в кабину.

Громадная высота линии огня стала причиной тому, что при стрельбе самоходная установка начинала раскачиваться. Особенно это ощущалось при стрельбе под углом 90 градусов по горизонтали. Страдал от раскачки и наводчик.

В отчете указывалось, что его сиденье было неудобным, и дабы не упасть, наводчику приходилось держаться за маховики механизмов наведения орудия.

Неспециализированный вывод был следующим:

«Исходя из результатов опробований, Гороховецкий АНИОП уверен в том, что 57 мм противотанковая самоходная установка «ЗИС-41» испытывает недостаток в дополнительной конструктивной доработке.

Гороховецкий АНИОП отмечает, что главным недочётом СУ есть неудовлетворительная устойчивость при стрельбе с борта при курсовом угле 90о (громадный угол наклона платформы), отсутствие укладки и неудовлетворительное охлаждение двигателя для снарядов. Заводу нужно устранить отмеченные недочёты, произвести повторный отстрел стрельбой с борта и дополнительную обкатку».

Не обращая внимания на отрицательный в целом вердикт, на этом история ЗИС-41 не закончилась. Сама по себе мысль установки противотанковой пушки на шасси ЗИС-42 ГАУ КА нравилась. Но машина потребовала важной доработки. Помимо этого, и с пушкой ЗИС-2 не все было прекрасно. В конце 1941 года это орудие сняли с производства, и его место совсем заняла 76-мм дивизионная пушка обр.1942 г, она же ЗИС-3.

К слову, первоначально она создавалась именно на лафете ЗИС-2.

По поводу обстоятельств снятия ЗИС-2 с производства сломано большое количество копий. Кто-то пишет про избыточность ее бронепробития, кто-то выдвигает другие теории. По факту обстоятельства были комплексными. Во-первых, производство стволов, а основное, снарядов для этого орудия выяснилось непростым.

Во-вторых, завод №92 был и без того перегружен вторыми заказами.

При же с ЗИС-3, которую сначала не желали принимать на вооружение, обстановка была другой. По баллистике она соответствовала уже освоенным орудиям УСВ и Ф-34, так что особенных неприятностей с организацией ее производства не выяснилось.

Помимо этого, из армий в адрес ЗИС-2 шли нарекания. Согласно точки зрения противотанкистов, пушка была чересчур тяжелой, а ее станины и ствол – через чур долгими. В итоге ГАУ КА решило о разработке подобного орудия, но с более начальной скоростью и коротким стволом боеприпаса 900 м/с. Такую пушку с лафетом ствола 63 и длиной калибра ЗИС-3 в качестве базы КБ завода №92 представило уже в июле 1942 года. Она взяла обозначение ИС-1 и в полной мере удачно прошла заводские опробования.

Именно это орудие стали считать приоритетным для ЗИС-41. Действительно, на опробованиях на Гороховецком полигоне у ИС-1 был распознан последовательность недочётов, и ее серийное производство не произошло.

В итоге весной 1943 года ГАУ КА было нужно добывать из нафталина ЗИС-2. Летом 1943 года пушка, уже на лафете ЗИС-3, опять появилась в серийном производстве.

Огневые опробования. Прекрасно видно, что боковые створки капота открыты, но от перегрева это все равно не выручало

Неприятности имелись, но, не только с орудием. В октябре 1941 год завод ЗИС был эвакуирован, и по состоянию на весну 1942 года на его мощностях шло восстановление производства грузовых автомобилей. Приоритетом являлся автомобиль ЗИС-5, без него в сторону ЗИС-42 кроме того и не наблюдали.

Так, перспективная самоходная установка продолжительное время оставалось без шасси.

Больше того, заниматься доработкой ЗИС-41 автомобильный завод не горел жаждой, и у этого также были в полной мере объективные обстоятельства. Вследствие этого работами по ЗИС-41 в середине октября 1942 года загрузили завод №592. У его коллектива уже был опыт проектирования самоходных установок на колесном шасси, но весной 1942 года дальше «бумаги» дело не пошло.

Инициатором работ выступил Артком ГАУ КА, разрешивший их письмом №543460 от 22 сентября.

В соответствии с требованиям, в качестве оружия САУ должны были употребляться или 57-мм противотанковая пушка ИС-1, или 76-мм дивизионная пушка ЗИС-3. Базой выступал ЗИС-42. Действительно, уже 31 октября последовало второе распоряжение. Управление автомобильного завода ЗИС дало согласие доработать ЗИС-41, так что с завода №592 работы сняли.

В итоге, но, доработкой ЗИС-41 в Москве так и не занимались, а позднее тема и вовсе провалилась сквозь землю с повестки дня.

Броня не нужна!

Постепенное угасание работ по ЗИС-41 совпало с началом работ над второй машиной на базе шасси ЗИС-42. В первый раз информация о ней появляется в первых числах Ноября 1942 года. Столичный автомобильный завод ЗИС по-своему осознал слово «доработка». Практически он начал разрабатывать собственную машину, которая базировалась на наработках по ЗИС-41. Больше того, на этот раз обращение шла не об истребителе танков, а о зенитной самоходной установке.

Взяла она обозначение ЗИС-43, и в этом случае это как раз индекс автомобильного завода, а не КБ завода №92. История совершила полный оборот: тема САУ на грузовой базе спустя полтора года возвратилась в том направлении, где началась – на ЗИС.

ЗСУ ЗИС-43 в походном положении, декабрь 1942 года

14 ноября 1942 года по запросу директора ЗИЗ Лихачева из Арткома пришли тактико-технические требования на «самоходную установку 37 мм зенитной пушки на вездеходе ЗИС-42». В соответствии с им, моторное отделение и кабина закрывались броней, а зенитная установка приобретала щитовое прикрытие. Раздельно в требованиях указывалось на необходимость переделки кабины для комфортных условий для водителя.

Кроме этого оговаривалась переделка воздуховодов капота и моторного отделения, что должно было обеспечить обычный доступ к двигателю. ГАУ КА опять настаивало на том, что боевая масса автомобили не должна быть больше 6,5 тысячь киллограм. Как как раз артиллеристы воображали себе понижение массы при никак не требовании и меньшем бронировании иметь у САУ платформу с бортами, сообщить тяжело.

Она же в боевом положении

С конструированием на ЗИС тащить не стали — на опробования ЗИС-43 вышла уже 15 декабря 1942 года. Сейчас в качестве базы употреблялись новое шасси ЗИС-42. На опытный образец броневую сталь тратить не стали, ограничившись котельным железом.

Снаружи бронировка моторного отсека и кабина были похожи на кабину и бронировку ЗИС-41, но с рядом нюансов. Конструкцию жалюзи переделали, так что обстановка с охлаждением улучшилась. Иначе, боевая масса САУ выросла еще больше – до 8750 килограмм, так что нагрузка на мотор выросла.

Для удобства обслуживания силовой установки были предусмотрены люки в боковинах капота, а сверху – большой двустворчатый люк. Переделали и саму кабину – по крайней мере, замечаний к удобству работы водителя больше не было. Курсовой пулемет, но, и в этом случае не поставили.

Кузов, боеукладки и установку орудия конструкторы позаимствовали у ЗИС-5, переоборудованного в ЗСУ. Значительным трансформацией стало лишь щитовое прикрытие 37-мм зенитного автомата 61-К.

Прекрасно видно, что конструкция жалюзи поменялась

На опробования ЗИС-43 пришла своим ходом, пройдя от завода до Гороховецкого полигона 380 километров. Еще 500 километров самоходная установка преодолела на протяжении опробований, проходивших с 19 по 23 декабря. Двигатель автомобилей два раза перегревался, но сейчас выявилась и еще одна неприятность. На ходу температура в кабине достигала 40–50 градусов, пол перед сиденьем начальника становился .

В случае если такое происходило в декабре при температуре ?10оC, возможно представить, что творилось бы летом.

Рост массы сказался на скоростных данных автомобили и расходе горючего. Стремительнее 35 км/ч САУ не разгонялась, а средняя скорость перемещения по шоссе составила 29,3 км/ч. Наряду с этим расход горючего вырос до 90 литров на 100 километро

Полугусеничный мотоцикл – артиллерийский тягач времен 2-й мировой войны

Статьи, которые будут Вам интересны: