Преумножая славу отечества…

Преумножая славу отечества...

Зимний период 1725 года над Санкт-Петербургом дули промозглые, холодные ветры. Они поднимали снежные смерчи на пустырях, проносились над замёрзшими топями болот, ломились в двери и окна находившихся шпалерами домов. Редкие пешеходы, случаем либо необходимостью выгнанные на улицу, старались поскорее добежать до тёпла, на ходу пряча в воротники уши и носы.

Город жил тревожным ожиданием.

У себя во дворце, окружённый преображенцами и семёнов-цами, лежал тяжелобольной царь Пётр. Ещё в осеннюю пору, выручая в ледяной воде матросов тонущего корабля, царь простудился и захворал. Ожидали смерти Петра.

А он выбирая в уме дела, каковые замыслил, но не совершил, отыскал в памяти и о том, что планировал послать экспедицию на Камчатку, чтобы узнать, существует ли пролив между Америкой и Азией. И Пётр собственноручно пишет наказ:

«1. Надлежит на Камчатке либо в другом тамож месте зделать один либо два бота с палубами.

2. На оных ботах плыть около почвы, которая идёт на народ и по чаянью (понеже оной финиша не знают) думается, что та почва часть Америки.

3. И для того искать, где она сошлась с Америкой».

Руководить экспедицией Пётр повелел капитану флота

Витусу Берингу, ассистентами ему назначались Алексей Мартын и Чириков Шпанберг.

В последних числах Января царь Пётр погиб…

* * *

Итак, вопрос об экспедиции был решён. В историю географической науки она вошла называющиеся «Первой Камчатской экспедиции» и являлась частью тех мероприятий Петра I, каковые были направлены на упрочнение положения Русского страны на Тихом океане и, помимо этого, на развитие торговли с восточными государствами.

Экспедиция отправилась в путь в первых числах Февраля 1725 года — шестьдесят огромный обоз и человек, в котором везли продовольствие и нужные для постройки судов материалы.

Тяжёл и продолжителен был путь до берегов Тихого океана. Из 663 лошадей пало 267.

Не хватило продовольствия, начался голод. «Идучи путём, — писал Беринг в одном из собственных донесений в сенат, — оголодала вся команда, и от для того чтобы голоду ели лошадиное мёртвое мясо, сумы сыромятные и всякие сырые кожный покров, обувь и платье кожаные».

Только в июле 1727 года вся экспедиция собралась в Охотске. Ещё год ушёл на то, дабы доставить грузы на Камчатку и выстроить корабль.

Спустя год, 8 июля его спустили на воду и дали имя «Гавриил». Скоро корабль вышел в море. Сорок годичный запас и человек экипажа продовольствия нёс на себе «Гавриил» — двадцатиметровое судно, выстроенное за три месяца.

28 июля экспедиция достигла реки Анадырь, за которой открыла бухту, названную бухтой Креста. 10 августа азиатский берег сильно развернул на север, а спустя пара дней, в то время, когда «Гавриил» достиг 65 ° северной широты, Беринг созвал офицеров корабля на совет. Предстояло решить вопрос: направляться ли плыть дальше?

Было высказано два мнения. Мартын Шпанберг рекомендовал идти к северу ещё три дня, а после этого повернуть обратно.

«Приближается зима, — сказал он, — и «Гавриил» может застрять во льдах». Иного мнения придерживался Чириков. Он считал, что цели экспедиции не достигнуты, пролив не открыт и что направляться плыть дальше. Решение зависело от Беринга. Поразмыслив, глава экспедиции принял сторону Шпанберга.

16 августа, достигнув 67 °8′ северной широты, «Гавриил» лёг на обратный курс. 1 сентября экспедиция пришла в устье реки Камчатки, где и зазимовала.

на данный момент, через двести пятьдесят лет по окончании первого плавания Беринга, мы с исчерпывающей полнотой можем убедиться в неправоте начальника похода.

Да, «Гавриил» шесть дней шёл по проливу, что сейчас именуется проливом Беринга.

Но глава экспедиции не знал этого. Не знал он и того, что от Америки его отделяют каких-нибудь 80 км. Появляйся Беринг решительней, он бы принял вопрос и — предложение Чирикова о существовании пролива между Америкой и Азией выяснился бы во второй половине 20-ых годов XVIII века. Кроме вторых обстоятельств, большую роль в ответе Беринга сыграли кое-какие свойства его характера и та ситуация, в которой он жил и действовал.

Настоящих чертежей пакетботов «Святой Пётр» и «Святой Павел» не сохранилось, да и сведения, каковые дошли до нас, очень противоречивы и неполны. Исходя из этого конструкцию судов возможно вернуть только предположительно, пользуясь древними картинами, чертежами и тем немногим, что возможно почерпнуть в вахтенных изданиях экспедиции.

Создавая парусное оружие, русские моряки не придерживались слепо британской либо голландской школ.

предстоящего плавания и Трудности постройки диктовали самые простые и надёжные ответы. Не просто так от верхних парусов -брамселей отказались сходу, что выяснило размеры и форму самый «рабочих» марселей.

Капитан II ранга В. НАУМЕНКОВ

Выходец из Дании, Беринг вырос в бедной семье и не взял достаточного образования. Действительно, в своё время он совершил на голландском корабле плавание в Индию, что и создало ему репутацию бывалого моряка.

В будущем, пребывав на работе в Российской Федерации, Беринг последовательно занимал различные должности во флоте и перед экспедицией руководил некое время фрегатом. Но ему было уже за сорок, и, по всем меркам, занимаемый им пост был мал. Однако Пётр I доверил Берингу руководство экспедицией.

Из-за чего? По всей видимости, царь, могший распознавать людей, отгадал в неповоротливом и флегматичном на вид датчанине такие качества, каковые с лихвой перекрывали его недочёты. Пётр предвидел трудности, ожидающие экспедицию, и ему был нужен не лихой моряк (в них недочёта не было), а умный и неторопливый начальник, хозяйственник и организатор.

Таким человеком и являлся Витус Беринг, а его ближайшее окружение составляли люди непреклонного действия и острого ума, и прежде всего это был Алексей Чириков.

Что же касается исторической обстановки, то первые десятилетия по окончании смерти Петра I по собственной напряжённости напоминают небезызвестное Смутное время. Претенденты на престол сменяли друг друга, и Берингу приходилось держаться в русле тогдашней политики, дабы не появляться не у дел.

Как раз этим, например, разъясняется его опрометчивое ответ раньше времени свернуть экспедицию: Берингу нужно было находиться в Санкт-Петербурге, что он и сделал, ускакав в столицу, чуть «Гавриил» возвратился на Камчатку.

Результаты Первой Камчатской экспедиции не удовлетворили русское правительство. Но прошло пять лет, перед тем как началась подготовка нового предприятия.

Его задачи существенно расширили. Так, Второй экспедиции поручили изучение сибирских берегов Ледовитого океана, описание населений украины, установление связи с Японией. И само собой разумеется, открытым оставался вопрос о «проведовании новых земель, лежащих между Камчаткою и Америкою». И не смотря на то, что экспедиция складывалась из нескольких независимых отрядов, неспециализированное управление ею снова возлагалось на Беринга.

С весны 1735 года в Охотске началась постройка судов, но из-за трудности в снабжении она затянулась на пять лет. Наконец в июне 1740 года оба корабля — пакетботы «Святой Пётр» и «Святой Павел» — были построены. Длиною в 80 футов, шириною 22 фута и с осадкой в 9,5 фута, суда принимали по 6 тыс. пудов груза, имели по две мачты с бригским оружием и по 14 маленьких пушек.

На «Святом Петре» было 77 человек.

Руководил кораблём Беринг, ассистентом у него был лейтенант Свен Ваксель, навигатором Эзельберг, навигатором-мастером Сава Хитров, подштурманом Христофор Юшин. На «Петре» плыл и Георг Стеллер, узнаваемый потом натуралист.

На пакетботе «Святой Павел» -«набор служителей всех чинов шестьдесят девять человек, да астрономии доктор наук один, при нём два воина, да слуг офицерских три человека, итого всех чинов семьдесят пять человек».

Руководил «Святым Павлом» капитан Чириков, при котором состояли лейтенанты Чихачёв и Плаутин, навигатор-мастер штурман и Дементьев Елагин.

Ещё до выхода экспедиции Чириков и Беринг сделали собственные замечания на полученные ими от сената инструкции.

И тут явственно сказались привязанности и различие в уровне кругозора этих людей: в случае если Беринг сосредоточил внимание на административно-хозяйственных вопросах, то Чириков смело и энергично показывал на значительные недочёты, касающиеся маршрута следования. Так, по инструкции требовалось идти на юго-восток от Камчатки — на составленной французом Делилем карте, в указанном направлении была нанесена несуществующая почва де Шумы.

Чириков возражал против установки сената.

Он считал, что нужно плыть в полосе между 50° и 65° северной широты, что в этом направлении нужно «искать островов в самой Америке, где климата эргономичная обитателям и земля возможно не безлюдная». В случае если учесть, что Аляска и Алеутские острова лежат как раз в указанной Чириковым полосе, то станет ясна точность умозаключений начальника «Святого Павла».

Его познания были значительно шире общепринятых в учёных кругах Западной Европы и делают честь постановке образования в Петербургской Морской академии, выпускником которой, а позднее учителем был Чириков. Кстати, по отзыву адмирала Сандерса, «по обучению морских офицеров и гардемаринов искуснее всех явился оный Чириков».

8 сентября 1740 года экспедиционные суда покинули Охотск. Задержавшись в Большерецке-на-Камчатке, они практически через месяц прибыли в Ава-чинскую губу.

С этого времени посёлок на её берегу начал называться Петропавловском. Простояв больше полугода в гавани, 4 июня 1741 года оба корабля вышли на поиски Америки.

в первых рядах шёл «Святой Павел». Беринг в полной мере доверял штурманскому мастерству Чирикова. Но 19 июня море покрыл туман. В то время, когда же он рассеялся, «Святого Павла» нигде не было видно.

Зря моряки искали его в подзорные трубы. И Беринг поплыл на восток один. Проходили семь дней, а ожидаемый берег не раскрывался, кончалась питьевая вода. Тревога овладевала Берингом. Наконец по окончании полутора месяцев постоянного плавания с мачты увидели очертания высокой горы. Америка! Это случилось 16 июля. Цель была достигнута, и, казалось, возможно было заняться изучениями.

Но Беринг поступил в противном случае. С некоторых пор он увидел на судне показатели цинги и исходя из этого приказал спешно возвращаться.

Потянулись однообразные дни.

Цинга уже свирепствовала вовсю. Ежедневно заболевало по нескольку человек. Их уносили в трюм. А скоро смерть посетила корабль. 30 августа погиб матрос Шумагин. Начала портиться погода.

Ветер переменился, стал встречным. Сила его возрастала с каждым днём, с каждым часом. В сентябре ветер достиг ураганной силы. «Святого Петра», как щепку, швыряло по волнам. Цинга косила людей. Погиб навигатор Эзельберг.

Почернели губы у Витуса Беринга. Окружающие упрашивали его лечь, но капитан-командор отвечал жёстким отказом. Но через пара дней он упал и больше не встал.

4 ноября вахтенный увидел почву. Камчатка? Надежды были напрасными: берег был незнакомый. С большим трудом подойдя к нему, «Святой Пётр» кинул якорь, но под напором ветра канат лопнул. Сломало руль.

Их спасло чудо: неуправляемый корабль прошёл среди скал и беспомощно приткнулся к берегу. Девять месяцев прожили моряки на незнакомой почва, появлявшейся островом. Ужасающей была зимовка в земляных ямах. Бурей разбило корабль. Ежедневно хоронили погибших от цинги. 8 декабря 1741 года погиб капитан-командор Витус Беринг.

От команды остались живы сорок шесть человек. Из остатков «Святого Петра» они выстроили новый корабль и 25 августа 1742 года добрались до Отчизны. В Петропавловске они выяснили, что Чириков всё лето искал их в океане, а сравнительно не так давно отбыл в Охотск.

На всякий случай предусмотрительный капитан покинул товарищам запас продовольствия, и это обрадовало и растрогало их до слёз. Только позднее спасённые определили подробности одиссеи «Святого Павла».

Утратив в тумане корабль Беринга, Чириков целые дни кружил в океане. Но «Святого Петра» не нашли, и тогда, сделав вывод, что Беринг ушёл вперёд, Чириков продолжил путь в одиночестве.

На сутки раньше соратников, 15 июля, с его корабля заметили почву. Два раза моряки пробовали высадиться на неё со шлюпок, но они таинственно и провалились сквозь землю вместе с людьми. Больше Чириков не пробовал высаживаться на американский берег. Кончалась вода, и «Святой Павел» поспешил к родным берегам. По пути открыли всю цепь Алеутских островов, но население встречало экспедицию враждебно.

Не удалось кроме того запастись питьевой водой, и ежедневно кто-нибудь умирал от жажды либо цинги. Заболел и сам Чириков. Но начальник «Святого Павла» преодолевал заболевание. Лёжа на корабельной койке, он вёл судовой издание и отдавал приказания навигатору Елагину.

12 сентября 1741 года первооткрыватели Северо-Западной Америки возвратились в Петропавловск.

В донесениях в Санкт-Петербург Чириков информировал, что на 55 °36′ северной широты «взяли почву, которую признаваем без сумне-ния, что и оная часть Америки».

Чириков исчислил расстояние от Камчатки до Америки и «привязал» открытые им почвы к Камчатке и Калифорнии.

Во второй половине 40-ых годов восемнадцатого века Чириков был вызван в Санкт-Петербург.

В том месте он написал предложения для Адмиралтейств-коллегии, в которых, например, предлагал основать город в устье Амура и заложить крепости в Новой России — так исследователь мыслил назвать открытые американские почвы.

учёный и Патриот, Алексей Чириков погиб в возрасте сорока пяти лет. Двадцать из них он совершил в тяжелейших морских походах, приумножив известность и славу собственного отечества.

Б.

ТИМОФЕЕВ

d 1917 — The Tsarist Army Marches white army d

Статьи, которые будут Вам интересны: