Символы великой войны

В то время, когда министр обороны Австро-Венгерской империи генерал Мориц фон Ауффенберг в 1912 году под собственную ответственность заказал первую партию из двадцати четырёх 305-мм мортир, он чуть не попал под суд за непозволительную растрату «и самоуправство казённых средств». Но начавшаяся скоро Первая мировая подтвердила его правоту – новые орудия удачно вести войну на многих стали и фронтах одним из знаков австро-венгерской армии.

Импульсом для развития тяжёлой артиллерии в Австро-Венгерской империи стали донесения с полей сражений русско-японской войны, на протяжении которой активно использовались 280-мм мортиры – как для обороны, так и для разрушения фортификационных сооружений, становившихся всё более замечательными. В начале ХХ века Австро-Венгерская империя уже располагала подобными орудиями – 240-мм «бомбовыми мортирами» (Bombenmorser) М 1898, талантливыми вести пламя 133-кг боеприпасами на дальность 6,5 км.

Мобильность этих мортир была очень ограниченной: для движения четырёхорудийной батареи требовалось более 330 лошадей! Исходя из этого в то время, когда генерал Франц Конрад фон Гетцендорф, в ноябре 1906 года ставший начальником генерального штаба, начинал собственную реформу, направленную на увеличение мобильности военных частей, одним из первых мероприятий стала моторизация батарей мортир М 1898. В 1908 году компания «Остеррахише Даймлер Моторен АГ» начала поставки артиллерийских тягачей М 9 конструкции Фердинанда Порше.

До начала Первой Мировой австрийцам удалось перевести на мехтягу восемь из двенадцати имевшихся батарей М 1898. Следующим шагом стала разработка мобильной мортиры ещё большей мощности.

Символы великой войны
240-мм мортира М 1898 – предшественница 305-мм мортир
Источник: bildarchivaustria.at
Пример 1911 года

В то время, когда в 1906 году вырабатывались требования к новому орудию, эксперты Военно-технического комитета, фирмы инспекции и Генеральной артиллерии «Шкода» исходили из того, что в Германии уже ведётся разработка 280-мм мортиры. Исходя из этого для австро-венгерского орудия выбрали больший калибр – 305 мм. Главным конструктором прописали Морица Поля (главу 1-го конструкторского отдела завода «Шкода» в г. Пльзень), ранее занимавшегося корабельными орудиями.

Его яркими ассистентами стали братья Дирмозер – Освальд, нёсший ответственность за разработку ствола, и Рихард, занимавшийся лафетом. 1 июня 1908 года был представлен технический проект орудия, а в следующем году изготовили макет. Наконец, в октябре 1910 года пльзеньский завод выпустил первый экземпляр мортиры, что разрешило приступить к опробованиям орудия на полигоне недалеко от Винер-Нойштадта.

Кроме стрельб разными типами снарядов с различными зарядами, на протяжении опробований проверялась быстрота и лёгкость демонтажа и монтажа орудия на полевой позиции. Параллельно с мортирой тестировался и предназначенный для неё тягач «Даймлер».

Опробования новинки прошли в полной мере удачно, но на совещании правительства , которое проходило в декабре 1911 года и было посвящено бюджетным вопросам, на новые тяжёлые орудия средств не выделили. Аргументация министра обороны Морица фон Ауффенберга, что тяжёлые мортиры смогут быть нужны в вероятной войне с Италией, встретила возражение: «Так как Италия – отечественный союзник!» Не обращая внимания на это, в январе 1912 года Ауффенберг заказал 24 мортиры, каковые были приняты на вооружение под обозначением 30,5 cm Bombenmorser M 11, и соответствующее количество тягачей, боеприпасов и снаряжения.

Это решение привело к возмущению в Национальном совете, потому, что цена одной мортиры составляла астрономическую сумму – 1,5 млн крон (для сравнения, годовое жалование поручика в среднем составляло 1500 крон). Ауффенбергу угрожал суд, но началась Балканская война, которая донесла до его сотрудников-министров важность наличия замечательной артиллерии. В осеннюю пору 1912 года новую мортиру приняли на вооружение.

Поставки первой партии завершились точно к началу Великой войны, на протяжении которой «Шкода» изготовила ещё 44 орудия М 11.

Новой 305-мм мортирой заинтересовалось и флотское управление. Командующий ВМС Австро-Венгерской империи адмирал Рудольф Монтекукколи заказал два орудия для батареи береговой обороны Монте-Копе, входившей в совокупность обороны основной военно-морской базы Пула. Мортиры, принятые на вооружение как 30,5 cm Kustenmorser M 12, были установлены на поворотных платформах, снабжавших им круговой обстрел.

Характерным отличием от «сухопутных» аналогов стал бронированный щит, защищавший орудие спереди и сверху. По окончании войны обе мортиры стали итальянскими трофеями.

Мортира 30,5 cm Bombenmorser M 11 представляла собой орудие, предназначенное для ведения навесного огня. Ствол длиной 10 калибров весил 5930 кг. Затвор – горизонтальный клиновой, массой 663 кг. Противооткатные устройства складывались из двух гидравлических гидропневматического накатника и тормозов отката (складывавшегося из одного цилиндра, заполненного глицерином, и двух воздушных). В боевом положении орудие весило 18 730 кг. Угол вертикального наведения составлял от +40° до +75°, горизонтального – 120°.

Для заряжания ствол орудия приводился в горизонтальное положение. Минимальная дальность стрельбы составляла 5 км, большая – 9,6 км. Скорострельность зависела от выучки расчёта и составляла один выстрел в 3–5 мин..

Расчёт орудия складывался из 14–17 человек.

Любая мортира транспортировалась тремя повозками – ствольной, лафетной и основания. Для установки на позиции в первую очередь следовало подготовить котлован под основание размером 4,7?4 м и глубиной 25 см. Данный процесс занимал от 2 до 42 часов, причём меньше всего времени уходило на подготовку позиции на жёстких скалистых грунтах – в таких условиях следовало только выровнять площадку. А вот на мягких грунтах приходилось не только отрывать котлован, но и утрамбовывать его дно.

После этого прямо на транспортной повозке планировало основание, складывавшееся из трёх секций. Повозка накатывалась на котлован, по окончании чего основание приподнималось лебёдкой, входившей в набор орудия, повозка выкатывалась из-под него, и основание опускали на место. Потом на основание таким же методом устанавливался лафет, а на него – ствол. По окончании привинчивания противооткатных устройств мортира готовься к бою.

Вся процедура сборки занимала 4–6 часов.

Установка основания на позицию
Источник: Chorzepa J. Austro-wegierskie mozdzierze 305 mm // Poligon. – 2007. – №2

Установка лафета на основание и ствола на лафет
Источник: Chorzepa J. Austro-wegierskie mozdzierze 305 mm // Poligon. – 2007. – №2

Монтаж мортиры на позиции. Лафет уже смонтирован на основании, ствол готов к установке на лафет
Источник: bildarchivaustria.at

Подвижность батареям мортир М 11 снабжал новый тягач конструкции Фердинанда Порше – Morserzugwagen M 12. Тягач имел бензоэлектрическую трансмиссию – бензиновый мотор мощностью 100 л. с. приводил в воздействие генератор, а тот питал током тяговые электромоторы на колёсах автомобили. Тягач имел возможность буксировать прицепы массой до 24 т, перевозя на грузовой платформе 11 снарядов неспециализированной массой 5,5 т. На 100 км он расходовал в среднем 100 л бензина и 12 л масла, двигаясь со скоростью до десяти километров/ч.

Потому, что любой Morserzugwagen M 12 имел возможность буксировать две повозки, теоретически для двухорудийной батареи должно было хватать трёх тягачей. Но с учётом вероятных аварий любая батарея комплектовалась шестью такими тягачами. Седьмой тягач М 12 (с лебёдкой вместо грузовой платформы) буксировал пятитонные прицепы с снарядами.

Помимо этого, батарея располагала четырьмя четырёхтонными грузовиками, перевозившими инженерно-строительное имущество для оборудования позиции и тремя трёхтонными грузовиками, перевозившими имущество связистов и корректировщиков (включая 36 км полевого телефонного кабеля), и продовольствие и индивидуальные вещи расчёта. Один из этих грузовиков буксировал полевую кухню.

Наконец, в набор батареи входила подвижная мастерская Autowerstatte М 14 (либо М 15), передвигавшаяся на грузовике с прицепом. Её оборудование разрешало сомостоятельно создавать ремонт как орудий, так и транспортных средств. Для перевозки офицеров помогали два автомобиля .

Тягач М 12, буксирующий лафетную и ствольную повозки
Источник: europeana1914–1918.eu

Численность личного состава двухорудийной батареи мортир M 11 составляла шесть офицеров и 219 унтер-офицеров и рядовых.

Модернизация

Опыт Первой Мировой продемонстрировал, что, не смотря на то, что мортира М 11 и была одной из лучших австро-венгерских артсистем, однако она имела последовательность значительных недочётов. Достаточно «щекотливая» конструкция лафета была обстоятельством того, что иногда мортира опрокидывалась от родных разрывов неприятельских 150-мм снарядов (не говоря о более больших). Непрочная конструкция отдельных узлов ограничивала скорость транспортировки орудия – не более шести километров/ч.

Другими словами, облегчение конструкции мортиры, призванное содействовать увеличению мобильности, на деле её ограничивало. Исходя из этого при модернизации конструкция всех узлов была основательно усилена, что стало причиной утяжелению орудия. Сейчас ствольная повозка вместо 9,3 т весила 10,3 т, лафетная «подросла» с 10,5 до 12,1 т, повозка основания – с 8 до 10,4 т. Таких мортир, обозначавшихся как М 11/16, изготовили 28, помимо этого, до этого стандарта доработали пара орудий М 11, произведённых ранее.

Следующий пример 305-мм мортиры – М 16 – не смотря на то, что и применял последовательность узлов М 11/12 и мог вести пламя теми же боеприпасами, по сути, воображал собой новое орудие. Протяженность ствола была увеличена до 12 калибров, а его масса возросла до 7,2 т. Количество зарядной каморы кроме этого увеличился, что разрешило использовать более замечательные заряды. В итоге начальная скорость боеприпаса возросла с 330 до 450 м/с, а большая дальность стрельбы достигла 12,3 км.

Противооткатные устройства стали более компактными – сейчас они складывались из двух гидравлических пневматического накатника и тормозов отката.

Полной переделке подвергся лафет, что установили на основании на шаровом погоне, что снабжало орудию круговой обстрел. Помимо этого, сейчас возможно было вести пламя во всём диапазоне углов возвышения (от 0° до +75°).

Вместо трёх специальных транспортных повозок (ствольной, лафетной и для основания) для мортиры М 16 создали унифицированную повозку, разрешавшую перевозить любой из трёх компонентов орудия. Модернизации подвергся и тягач, взявший обозначение М 12/16 (скоро началось производство более современного тягача М 17). Армия заказала 29 мортир М 16, но до окончания войны заказ всецело выполнить опоздали.

Снаряды

Первоначально для всех вариантов 305-мм мортир главным типом боеприпаса являлся 30,5 cm Bombe M 11/9. Цифра «9» говорила о применении донного взрывателя М 9 (допускавшего установку на мгновенное воздействие либо с замедлением), первоначально созданного для снарядов 240-мм мортиры М 1898. Позднее начали использовать новый взрыватель М 13, и обозначение снарядов поменялось на М 11/13.

Существовало две модификации снарядов М 11/9 – так называемая «обычная» граната Normalgranate M 11/9 и противопехотная Truppengranate М 11/9. Первая из них представляла собой обычный бронебойный/бетонобойный боеприпас длиной 113 см и массой 340 кг с толстостенным корпусом, снаряжённым 40 кг тротила. Противопехотная граната имела такую же длину и массу, но её корпус изготовлялся из углеродистой стали и снаряжался толуоламоналом.

Truppengranate М 11/9 предназначалась для поражения полевых упрочнений и живой силы (такие боеприпасы комплектовались лишь взрывателями мгновенного действия).

Исходя из опыта боевого применения, для 305-мм мортир были созданы два новых типа снарядов. Первым из них стал дальнобойный облегчённый 30,5 cm leichte Truppengranate М 15/9. При длине 94,5 см он весил 287 кг и имел тонкостенный корпус. Дальность стрельбы достигала 11,5 км.

Второй боеприпас – 30,5 cm Granatenschrapnell – имел всего 87 см в длину (без донного взрывателя). Его тонкостенный сегментированный корпус содержал готовые свинцовые поражающие элементы кубической формы массой 32 и 16 г. Боеприпас весил 300 кг, снаряжался 13,5 кг тротила и комплектовался головным взрывателем двойного действия М 15.

Метательный заряд комплектовался четырьмя главными зарядами массой 8,72, 1,25, 1,1 и 0,85 кг, воображавших собой цилиндрические мешочки со взрывчатым веществом. Они помещались в латунную гильзу диаметром 319 мм длиной 300 мм (для мортир М 11, М 11/16 и М 12) либо 382 мм (для М 16). Большая масса метательного заряда в первом случае составляла 13,74 кг, во втором – 17,22 кг.

Воспламенение метательного заряда обеспечивалось запалом М 11 либо М 11/15, расположенным в донышке гильзы.

Организация частей 305-мм мортир

В течение всей войны главной тактической единицей, в которую объединялись 305-мм мортиры, являлась двухорудийная батарея. К началу войны они входили в состав полевых батальонов (Feldbaon) частей крепостной артиллерии – полков (Festungsartillerieregiment) и батальонов (Festungsartilleriebaon).

Учитывая опыт начального этапа войны, руководство австро-венгерской армии вычисляло нужным удвоить количество батарей 305-мм мортир. Но к началу 1916 года из планировавшихся 48 батарей боеготовыми были лишь 20, а ещё 14 пребывали в стадии формирования или ожидали поступления орудий. Год спустя, не обращая внимания на понесённые утраты, количество боеготовых батарей удалось довести до 29 (58 мортир).

К тому времени была совершена реструкуризация частей: полевые батальоны расформировали, придав батареям статус отдельных. Действительно, сейчас они именовались ротами – полевыми (Feldkompagnien) либо маршевыми (Marchkompagnien).

Очередная реструкуризация прошла весной 1918 года, в то время, когда части крепостной артиллерии были упразднены, а вместо них организовали 14 полков тяжёлой артиллерии (Schwereartillerieregiment, сокращенно – sARgt.).

Боевое использование

С началом Великой войны батареи 305-мм мортир 2-го и 3-го полков крепостной артиллерии, и одна батарея 1-го полка были направлены в крепости. Батареи 5-го батальона выделили для усиления линии полевых упрочнений на линии Сан-Днестр, а 8-й батальон и 1-я батарея 1-го полка были включены в состав Балканской армии. 4 августа 1914 года батарея капитана Рибесама произвела первые в той войне выстрелы из 305-мм мортир, открыв огонь по цитадели Белграда.

Громаднейшую известность австро-венгерским мортирам принесли их действия на Западном фронте. 21 августа 1914 года бельгийскую крепость Намюр начали обстреливать 3-я и 4-я батареи, не смотря на то, что формально Австро-Венгерская империя объявила войну Бельгии только семь дней спустя. Тяжёлые боеприпасы, падавшие по навесной траектории, легко проламывали цементные перекрытия бельгийских фортов. 25 августа Намюр сдался.

Затем 3-я и 4-я батареи были переброшены под французскую крепость Живе, а 7-я и 8-я батареи, прибывшие на Западный фронт позднее – под Мобеж. В то время, когда и эти крепости пали, 3-ю и 4-ю батареи направили под Верден, где последняя из них чуть не попала в руки неприятеля – лишь самоотверженные действия германской пехоты сорвали яростную атаку французов, взявших приказ любой ценой стереть с лица земли тяжёлые орудия. Тем временем 7-я и 8-я батареи учавствовали в осаде крепости Антверпен.

Мортира М 11 на огневой позиции
Источник: bildarchivaustria.at

На Восточном фронте 5-я и 6-я батареи принимали участие в обороне крепости Краков, а орудия 9-й и 10-й батарей, пребывавшие в Перемышле, было нужно подорвать 23 марта 1915 года (перед капитуляцией крепости). В феврале и марте 1915 года 8-я и 15-я батареи обстреливали русскую крепость Осовец, но и сами понесли утраты, попав под огонь в ответ дальнобойных 152-мм пушек. Однако, они скоро вернули боеготовность и в мае того же года участвовали в прорыве под Горлицами (вместе с 12-й батареей).

После этого эти батареи обстреливали Львова и укрепления Перемышля. Сходу четыре батареи 305-мм мортир (11-я, 12-я, 15-я и 16-я) принимали участие в осаде русской крепости Новогеоргиевск (Модлин), а в сентябре 1915 года «отметились» под Гродно.

23 мая 1915 года, по окончании вступления в войну Италии, главным для двуединой монархии стал Итальянский фронт. Первой задачей для мортирных батарей на этом фронте стала защита горных перевалов. Австро-венгерское руководство старалось укрепить оборону каждого из главных перевалов хотя бы одной батареей тяжёлой артиллерии.

Неопределённость в первые дни по окончании вступления Италии в войну, в то время, когда войска обеих сторон лишь занимали позиции, создавала предпосылки для настоящего «гусарства», немыслимого в других условиях. Один из таких случаев заслуживает особенного упоминания. 7-я батарея мортир под руководством капитана Гёзы Лайоша фон Шентмария обороняла предмостные упрочнения в Гёрце.

Рядом, уже на итальянской стороне, пребывала ЖД станция Кормон. Цель казалась очень заманчивой, но, увы, лежала вне пределов досягаемости австрийских мортир. Отчаянный капитан, решив во что бы то ни начало разгромить серьёзный объект, в ночь со 2 на 3 июня 1915 года выдвинул собственные орудия на 2 км вперёд, на ничейную полосу.

Отметим, что обращение шла не о лёгких полевых пушках, а о мортирах, любая из которых в боевом положении весила почти 19 тысячь киллограм! Батарея выпустила 15 снарядов и, пока итальянцы приходили в себя, возвратилась на исходную позицию. Один из выстрелов был особенно успешным – боеприпас угодил в привокзальный ресторан, где именно трапезничали офицеры итальянского полка, прибывшего на передовую. Ещё не успев занять позиции, итальянцы потеряли боеготовность, лишившись практически всего собственного руководства…

Благодаря громадному углу возвышения 305-мм мортиры были совершенными для войны в горах
Источник: bildarchivaustria.at

Потом на Итальянском фронте тяжёлая артиллерия использовалась в беспрецедентных масштабах – к примеру, к майскому наступлению 1916 года, распропагандированному как «карательная экспедиция», призванная наказать Италию за её «вероломство», привлекли 18 батарей 305-мм мортир. Массированный артиллерийский удар, в котором героиням отечественного рассказа отводилась задача уничтожения полевых упрочнений, привёл к прорыву Итальянского фронта. Действительно, воспользоваться плодами данной победы австро-венгерскому руководству не удалось: Брусиловский прорыв заставил его прервать наступление и перебросить большая часть сил на Восточный фронт.

Эта мортира М 11 была снабжена импровизированным щитовым прикрытием, защищавшим наводчика
Источник: bildarchivaustria.at

В августе 1916 года в войну против центральных держав вступила Румыния. На новый фронт направили 3-ю и 20-ю батареи 305-мм мортир, действовавшие в составе группы тяжёлой артиллерии фон Ройттера. Вместе с 420-мм гаубицами они отличились на протяжении уничтожения фортов приграничной крепости Тутракан. Австро-венгерское руководство замечательно осознавало силу психотерапевтического действия тяжёлой артиллерии на соперника.

Исходя из этого переговоры с румынскими представителями о сдаче крепости Бухарест проходились около позиций батареи 305-мм мортир. В итоге большая крепость сдалась без боя.

В течение 1917 года основной задачей для батарей 305-мм мортир стало участие в нескончаемых сражениях на реке Изонцо. Сосредотачивая на главных участках фронта группировки в составе пяти-семи батарей тяжёлых мортир, австро-венгерское руководство удачно использовало их как в наступлении, так и в обороне. При отражении итальянских атак особенно действенными были шрапнельные боеприпасы.

Корректируя пламя согласно данным передовых наблюдателей, австрийские мортирные батареи практически выкашивали наступавшую вражескую пехоту. При подготовке наступления употреблялись, в основном, фугасные боеприпасы, а их расход на одно орудие исчислялся сотнями единиц. К примеру, на протяжении 12-й битвы на Изонцо в сентябре 1917 года десять мортир в течение двухчасовой бомбардировки выпустили 2000 снарядов.

Массированный огонь артиллерии привёл к стремительному прорыву фронта, ставшему одной из наибольших побед центральных держав в той войне. Последние же выстрелы австро-венгерские 305-мм мортиры произвели тогда, в то время, когда их страна уже вышла из войны – 5 ноября 1918 года на Западном фронте, куда снова были направлены пара батарей.

В руках у новых хозяев

По окончании завершения Первой Мировой большинство 305-мм мортир досталась победителям (Италии, Румынии, Югославии), и Чехословакии. В самой Австрии осталось только два орудия М 11/16, да да и то только в качестве музейных экспонатов в Вене и Инсбруке. Вторая страна-наследница двуединой монархии – Венгрия – сумела сохранить три мортиры М 11 и две М 16, практически два десятилетия ржавевшие на складах, но во второй половине 30-ых годов XX века возвращённые в строй и переданные 101-й и 102-й артиллерийским группам.

Чехословакия, которой досталось 17 мортир самого нового типа (М 16), в 20–30-е годы занялась их усовершенствованием. На вооружение были приняты новые типы снарядов с повышенными поражающими особенностями, а сами орудия находились в полном порядке – в каковом и достались вермахту в марте 1939 года. В первой половине 40-ых годов двадцатого века их путь повторили югославские мортиры – четыре М 11 (прошедшие модернизацию и взявшие обозначение М 11/30) и шесть М 16.

Самым большим обладателем бывших австро-венгерских мортир стала Италия, взявшая 55 орудий – 23 единицы М 11, 16 единиц М 11/16 и такое же количество М 16.

Мортиры, захваченные немцами в Чехословакии, были приняты на вооружение вермахта под обозначением 30,5 cm Morser (t). Две из них, взявшие имена «Мориц» и «Макс», уже в сентябре 1939 года принимали участие в Польской кампании в составе 779-й отдельной батареи. А незадолго до блицкрига на западе в строй ввели кроме того бывший экспонат Венского военного музея. В первой половине 40-ых годов двадцатого века мощь бывших австро-венгерских мортир снова было нужно испытать на себе бельгийским крепостям – эти орудия обстреливали форты Льежа.

А вот против новых французских фортов Мольд и Фермон пламя 305-мм мортир был малоэффективен.

Весной 1941 года артиллерийский парк вермахта пополнили югославские трофеи – пять мортир М 16 и одна М 11/30, каковые взяли обозначения 30,5 cm Morser 639 (j) и 30,5 cm Morser 638 (j) соответственно. К моменту нападения на СССР 305-мм мортирами были вооружены 624-й, 641-й и 815-й тяжёлые артдивизионы, и 230-я и 779-я отдельные стационарные тяжёлые батареи. Эти части принимали участие в осадах Севастополя (1941–1942 годы) и Ленинграда (1941–1944 годы).

К марту 1945 года вермахт всё ещё располагал тринадцатью 305-мм мортирами. Последним эпизодом боевого применения орудий этого типа стала защита Берлина.

Советские бойцы у трофейной мортиры. Окрестности Ленинграда, 1944 год
Источник: twicsy.com

305-мм мортиры компании «Шкода» стали первыми орудиями столь большого калибра, изначально проектировавшимися для применения не только при осаде либо обороне крепостей, но и в битвах. Конструкторы средств и орудия механической тяги, предназначенных для него, применили последовательность передовых технических ответов, обеспечивших мортире хорошие баллистические характеристики и относительно высокую мобильность. В годы Первой Мировой залпы 305-мм мортир гремели от фортов Бельгии до крепостей Восточного фронта, но самый востребованными эти гиганты были на Итальянском фронте, где с успехом использовались как в наступлении, так и в обороне.

Тактико-технические характеристики 305-мм мортир М 11 и М 16

М 11

М 16

Калибр, мм

Масса орудия в боевом положении, кг

Масса боеприпаса

Протяженность ствола, м

Угол вертикальной наводки

Угол горизонтальной наводки

Начальная скорость боеприпаса, м/с

Скорострельность, выстр./час

Большая дальность стрельбы, м

305

305

18 730

23 100

287–340

289–380

3030

3660

от +40° до +75°

от 0° до +75°

120°

360°

340

330–450

10

20

11300

12300

Батареи 305-мм мортир в начале Первой Мировой

Полк (батальон) крепостной артиллерии

Полевой батальон

Батареи

1. Festungsartillerieregiment

2. Festungsartillerieregiment

II

3. Festungsartillerieregiment

5. Festungsartilleriebaon

8. Festungsartilleriebaon

I

1, 2

I

3, 4

5, 6

II

9, 10

I

11, 12

I

7, 8

Роты 305-мм мортир на начало 1916 года

Полк (батальон) крепостной артиллерии

Полевые роты

Маршевые роты

1. Festungsartillerieregiment

2. Festungsartillerieregiment

3. Festungsartillerieregiment

6. Festungsartillerieregiment

7. Festungsartillerieregiment

5. Festungsartilleriebaon

6. Festungsartilleriebaon

15. Festungsartilleriebaon

1, 2, 4, 9, 14, 15

2, 5, 6, 16

1

6, 7, 18

11, 13, 14

4

1, 2, 13, 14

1, 4

2, 5, 6

1

5

Батареи 305-мм мортир весной 1918 года

Полк тяжелой артиллерии

Дивизион

Батареи

1.

IV

2.

II

III

IV

3.

II

6.

IV

7.

II

III

IV

9.

II

III

IV

10.

II

IV

II

5, 6

13, 14

I

1, 2

5, 6

9, 10

13, 14

I

1, 2

5

II

5, 6

13, 14

I

1, 2

5, 6

9, 10

13

I

1, 2

5

9, 10

14

I

1

5, 6

13

Перечень литературы:

  1. Chorzepa J. Austro-wegierskie mozdzierze 305 mm // Poligon. – 2007. – №2
  2. Zareba A. Chuda Emma. – Krakow: Libron, 2006
  3. Ortner M. C. The Austro-Hungarian Artillery From 1867 to 1918. – Vienna: Militaria, 2007
  4. Janousek J. Ceskoslovenske delostrelectvo 1918–1939. – Praha: Corona, 2007
  5. http://www.fronta.cz/dotaz/30–5-cm-mozdir

Знаки Великой Победы 1941-1945

Статьи, которые будут Вам интересны: