Советский «скаут»

Советский «скаут»

Как мы знаем, во время второй мировой бронетранспортёры в СССР не производились. В этом отношении Красная Армия значительно уступала Вермахту. В какой-то степени остроту неприятности смогли сгладить поставки британских и американских БТР по ленд-лизу, но для полноценного оснащения хотя бы мотострелковых батальонов танковых и механизированных бригад их было очевидно не хватает.

Главными средствами перевозки мотопехоты в Красной Армии вплоть до конца войны оставались танки и автомобили.

Программа строительства советских Армии в послевоенный период предусматривала создание сходу нескольких типов БТР, как гусеничных, так и колёсных. В качестве прототипа для лёгкого колёсного БТР был забран американский пример направляться Car M3A1.

Эта полноприводная бронемашина поставлялась в СССР по ленд-лизу и считалась, пожалуй, самая популярной среди командиров и бойцов Красной Армии. M3A1 обширно употреблялись в качестве штабных автомобилей, для разведки, сопровождения и связи. Все предпосылки для отечественного варианта таковой автомобили уже были — с 1944 года проходил опробования новый полноприводной грузовик ГАЗ-63.

Характерной изюминкой последнего были широкие шины 9,75-18 и односкатные задние колёса, каковые имели такую же колею, как и передние. При перемещении по грязи, снегу, песку все колёса шли «след в след», не испытывая дополнительного сопротивления качению за счёт разности ширины колеи. На национальных опробованиях полноприводных автомобилей ГАЗ-63 показал, как отмечалось в отчёте Главного автотракторного управления Красной Армии, «рекордные показатели проходимости».

В начале 1947 года в ОКБ Горьковского автомобильного завода, руководимом В. А. Дедковым, началось проектирование лёгкого двухосного БТР «объект 141», рассчитанного на перевозку восьми пехотинцев, — собственного рода «скаута» по-советски. Ведущим конструктором был назначен В. К. Рубцов.

Для данной автомобили применили шасси ГАЗ-63, сократив базу на 600 мм и увеличив мощность двигателя на 10 л. с. Опытные образцы БТР, в создании которых учавствовали конструкторы Л. В. Косткин, П. И. Музюкин и другие, были изготовлены в конце 1947 года. Опытный образец первого варианта имел несущий броневой корпус, закрывавшийся сверху брезентовым тентом.

Второй вариант отличался от первого спаренной установкой пулеметов КПВ и СГМ калибра 14,5 мм и 7,62 мм соответственно, смонтированной на тумбе ипозволявшей вести пламя как по наземным, так и по воздушным целям. Конструкция корпуса у обоих вариантов была однообразной. Борта имели громадные углы наклона, причём в нижней части — обратные углы, как у германских БТР.

В будущем от для того чтобы размещения бронелистов отказались, применив бронекорпуса с вертикальными бортами — более вместительные и простые в производстве, не смотря на то, что и менее пулестойкие.

Меньшие, чем на грузовике, размеры моторного отделения вынудили конструкторов по-иному расположить агрегаты двигателя. Благодаря практически равной нагрузке на оси, задние рессоры и передние выполнили однообразными, оснастив их сперва четырьмя, а позже восемью гидроамортизаторами.

Все автомобили оборудовали лебёдками.

Во второй половине 40-ых годов XX века БТР удачно прошёл госиспытания и под обозначением БТР-40 был принят на вооружение Советской Армии. В конце 1950 года на Горьковском автозаводе имени Молотова началось серийное производство автомобили, а её создатели удостоились Сталинской премии. Броневые корпуса изготавливал Муромский паровозоремонтный завод.

Компоновка БТР-40 — автомобильная хорошая (с кабиной за двигателем).

В бронетранспортёре имеются три отделения — моторное, управления и боевое (десантное).

Моторное отделение находится в передней части корпуса. В нём размещены: двигатель с электрооборудованием и вентилятором, масляный радиаторы и водяной, пусковой подогреватель, масляный и топливный фильтры, лебёдка. Доступ в моторное отделение осуществляется: к радиатору и двигателю — через верхний люк, к лебёдке — через передний в наклонном странице корпуса.

Оба люка закрываются броневыми крышками. В крышке над двигателем и в бортовых наклонных страницах корпуса имеются жалюзи для выхода тёплого воздуха из моторного отделения, в нижней лобовой части моторного отделения — жалюзи, через каковые поступает главной поток воздуха для охлаждения радиатора.

Отделение управления находится за моторным, в открытой части корпуса.

В нём размещены: органы управления бронетранспортёром, устройства наблюдения, контрольно-измерительные устройства, радиостанция, сиденья водителя (слева) с аккумуляторной батареей под ним и начальника (справа), с бензобаком в нише под сиденьем, бачок с запасным маслом для двигателя, воздухоочиститель и огнетушитель. Справа от начальника и слева от водителя в нижнем поясе корпуса имеются боковые двери, раскрывающиеся на петлях наружу.

Боевое (десантное) отделение находится в средней и кормовой частях корпуса. В боевом отделении серийного БТР-40 размещены: пулемёт СГМБ, кронштейны для установки пулемётов СГМБ и ДПМ (устанавливаются со особым переходником), ракетница, клипсы для крепления двух автоматов АК-47, и укладка боекомплекта, сиденья на восемь человек десанта, ЗИП, задний бензобак и аптечка (у правого борта под сиденьем десанта).

Корпус БТР сварен из катаных броневых страниц.

Толщина лобовых страниц образовывает 10 — 15 мм, бортовых 8 — 9 мм, кормовых — 7 мм. В наклонных страницах передней части корпуса над дверными проёмами имеются смотровые щели, каковые закрываются изнутри автомобили броневыми заслонками. В вертикальных бортовых страницах имеется по два закрываемых крышками круглых лючка для стрельбы и наблюдения из личного оружия десанта. В лобовом странице перед командиром и водителем имеются люки с броневыми крышками, прикреплёнными к странице на двух петлях.

В крышках установлены устройства наблюдения со стеклоблоками триплекс. В походном положении крышки люков смогут быть открыты и закреплены на вертикальных стойках. Для наблюдения вне боевой обстановки при открытых крышках на люки устанавливаются ветровые стёкла в железной оправе с резиновыми уплотнениями, снабжённые электростеклоочистителями. При закрытых крышках ветровые стёкла укладываются в особые карманы, расположенные в БТР.

Для посадки и высадки десанта в кормовом странице корпуса имеется двухстворчатая задняя дверь.

7,62-мм пулемёт СГМБ монтируется посредством штатного станка, складывающегося из вертлюга, сектора и постели. Для крепления пулемётной установки на бронетранспортёре имеются четыре вертлюжных кронштейна: лобовой (главной), размещённый на лобовом странице, боковые — на правом и левом бортах и задний — на кормовом странице корпуса.

Боекомплект пулемёта (1250 патронов) снаряжён в ленты и уложен в пять патронных коробок. Четыре коробки размещены в особой укладке в боевом отделении у правого борта корпуса, а одна — в гнезде корзинки на вертлюге пулемётной установки.

На бронетранспортёре установлен 6-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-40 мощностью 78 — 80 л.с. при 3400 об/мин.

Механическая силовая передача включает в себя однодисковое сцепление сухого трения, четырёхступенчатую коробку передач, раздаточную коробку с демультипликатором, две главные передачи с дифференциалами и всецело разгруженные задних колёс и полуоси передних. Передние полуоси имеют шарниры равных угловых скоростей. Ножной колодочный тормоз с гидравлическим приводом действует на все четыре колеса.

Ручной дисковый либо барабанный тормоз установлен на валу раздаточной коробки и имеет механический привод. Рулевой механизм — глобоидальный червяк с двойным роликом.

Одинарные дисковые колёса со съёмными бортовыми кольцами снабжены пневматическими шинами размером 9,75-8”. Колёсная формула 4×4. Подвеска складывается из четырёх полуэллиптических рессор и четырёх гидравлических поршневых амортизаторов двустороннего действия.

В передней части БТР установлена лебёдка с отбором мощности от коробки передач. Тяга лебёдки — 4500 кгс, протяженность троса — 75 м.

Внешняя сообщение поддерживается посредством радиостанции 10-РТ-12.

Боевая масса автомобили образовывает 5,3 т. Экипаж — 2 человека, десант — 8 человек. Большая скорость перемещения 80 км/ч, запас хода по шоссе — 285 км.

БТР БТР-40:

1—левая боковая дверь; 2—лючки для стрельбы из личного оружия; 3 — крыло; 4—рессора; 5—амортизатор; 6—буксирный прибор; 7 — крышка люка доступа к лебёдке; 8—крышка люка доступа к двигателю; 9— крышка смотрового люка начальника; 10 — крышка смотрового люка механика-водителя; 11—сиденье механика-водителя; 12—сиденье начальника; 13 — сиденья десанта; 14—заливная горловина заднего бензинового бака; 15—ниша карданного вала; 16—сиденье на трёх человек десанта; 17—антенный ввод; 18—сигнал; 19—фара; 20—запасное колесо; 21—правая боковая дверь; 22—двигатель; 23 — коробка передач; 24—раздаточная коробка с демультипликатором; 25 — карданный вал; 26—основная передача переднего моста; 27—основная передача заднего моста; 28—привод лебёдки; 29—лебёдка; 30—лобовой вертлюжный кронштейн; 31 —правый боковой вертлюжный кронштейн; 32—кормовой вертлюжный кронштейн; 33—укладка коробок с пулемётными лентами; 34—левый боковой вертлюжный кронштейн; 35—укладка пулемета СГМБ в положении по-походному.

Первая демонстрация нового БТР общественности состоялась на протяжении армейского парада в Москве 7 ноября 1951 года. Для принятие участия в параде бронетранспортёры довооружили, по всей видимости, для придания более внушительного вида. На лобовом вертлюжном кронштейне был установлен 12,7-мм пулемёт ДШК, а на двух боковых — пулемёты СГМБ.

Фактически в один момент с БТР-40 шла разработка его модификации, взявшей обозначение БТР-40А. По сути, она представляла собой зенитную самоходную установку.

Зенитную установку ЗТПУ-2 с двумя пулемётами КПВ калибра 14,5 мм смонтировали на постаменте в десантном отделении. Большой угол возвышения пулемётов +90°, склонения -5°.

Для стрельбы по наземным целям имелся телескопический прицел ОП-1-14, по воздушным — коллиматорный прицел ВК-4. Боекомплект — 1200 патронов. Установка управлялась одним наводчиком посредством механического ручного привода. В расчёт входили два заряжающих (по одному на пулемёт).

Действенный пламя обеспечивался по воздушным целям, летящим со скоростью до 600 км/ч на высоте 500 — 1000 м. Горизонтальная дальность действенного огня составляла 2000 м.

БТР-40А был принят на вооружение в первой половине 50-ых годов XX века, а годом позднее запущен в серийное производство. На базе БТР-40 выпускалась машина химической разведки БТР-40РХ.

Она отличалась от базисной автомобили установкой соответствующего оборудования. БТР-40 скоро завоевал популярность в армиях. Несложная по конструкции, маленькая, но подвижная многоцелевая бронемашина, созданная на освоенных индустрией автомобильных агрегатах, стала широко распространена в армии.

Она использовалась для перевозки пехоты, употреблялась в качестве тягача в противотанковой артиллерии, и как командирская, разведывательная машина и связная. БТР-40 эксплуатировались в пограничных и внутренних армиях.

Боевым крещением для БТР-40 стали события в Венгрии во второй половине 50-ых годов двадцатого века.

По окончании них показалась ещё одна модификация — БТР-40Б, имевшая сварной корпус с бронированной крышей. Для посадки и высадки десанта в крыше имелись два громадных люка, закрывавшиеся крышками. Высота корпуса возросла на 130 мм.

Были демонтированы бортовые кронштейны для установки пулемёта и введены две дополнительные амбразуры в наклонных страницах крыши. Благодаря крыше повысилась живучесть БТР, в особенности при ведении уличных битв.

Но число мест для десанта было нужно сократить до шести.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");

Приблизительно одновременно с этим показалась и модификация БТР-40В, оснащённая централизованной совокупностью регулирования давления воздуха в шинах. Совокупность подкачки включала компрессор, установленный на двигателе, ресивер, распределительный кран и пара трубопроводов.

К каждому колесу снаружи через ступицу подводился воздушное пространство. Применяя эту же совокупность, производилось понижение давления в шинах с целью улучшения проходимости БТР. Введение совокупности регулирования давления воздуха в шинах повысило проходимость автомобили и пулестойкость колёс. Но наружный подвод воздуха имел низкую надёжность, в особенности при перемещении по лесистой местности.

На вооружение БТР-40В не принимался и в серийном производстве не состоял.

Нужно упомянуть ещё об одной модификации БТР-40 — ЖД. Эта машина представляла собой собственного рода бронедрезину. Она оснащалась металлическими катками с внутренними ребордами, каковые крепились к откидывавшимся рычагам с пружинными амортизаторами. Перемещение по рельсам обеспечивалось главными колёсами, а боковая устойчивость — катками.

Время, нужное для перехода на перемещение по рельсам, составляло 3 — 5 мин.. Во второй половине 60-ых годов двадцатого века в ЖД вариант переоборудовали пара БТР-40 и БТР-40А. Некое количество этих автомобилей ещё во второй половине 90-ых годов двадцатого века несли работу в Забайкальском армейском округе.

Серийное же производство БТР-40 завершилось в первой половине 60-ых годов двадцатого века.

Кроме Советской Армии, БТР-40 состояли на вооружении армий государств — участниц Варшавского Соглашения, и многих стран, в него не входящих, к примеру, Албании, Афганистана, Вьетнама, Израиля, Индонезии, Ирана, Камбоджи, Китая, Кубы, Лаоса, Монголии, Эфиопии и многих Африки и других стран Азии. В армиях этих государств БТР-40 и БТР-40А широко применялись в локальных конфликтах на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и Африке.

В некоторых государствах видоизменялось оружие БТР. В частности, на нём время от времени устанавливался крупнокалиберный пулемёт ДШК либо пулемёты иных совокупностей зарубежного производства. В Национальной Народной армии ГДР на части автомобилей смонтировали пусковую установку 9П110 с ПТУР «Малютка». В Индонезии БТР-40 кроме этого был модернизирован очень значительно. Корпус закрыли крышей, заметно увеличив наряду с этим его высоту.

Оружие разместили во вращающейся башне, десант снабдили смотровыми щелями со стеклоблоками, установили дымовые гранатомёты. В Египте в 1960-е годы под явным влиянием БТР-40 был создан БТР «Валид», снаружи весьма его напоминавший. Действительно, при его создании применяли шасси германского грузовика «Магирус», пара большее по размерам.

По мере поступления на вооружение Советской Армии более современных БТР БТР-40 передавались из мотострелковых в другие рода армий для применения в качестве автомобилей боевого обеспечения, и для учебных целей. Во внутренних военных округах последние модификации этих автомобилей несли работу до начала 1970-х годов. Бронетранспортёры сняли с оружия уже Российской Армии в первой половине 90-ых годов двадцатого века.

БТР БТР-40Б из коллекции Музея военной автомобильной техники. Рязань, 7 мая 2000 года.

БТР БТР-40В на протяжении празднования Дня танкистов в Кубинке. 10 сентября 2005 года.

М.

БАРЯТИНСКИЙ

Steyr Scout — винтовка разведчика от полковника Купера (Eng Subs)

Статьи, которые будут Вам интересны: