«Сталинская серия»

«Сталинская серия»

Первыми силуэты вражеских судов увидели с мостика фаворита «Баку». До германского конвоя, пребывавшего на траверзе норвежского города Вардё, было приблизительно 70 кабельтовых. Фаворит и шедший за ним в кильватер эсминец «Разумный» быстро увеличили движение. В то время, когда до неприятеля оставалось чуть более 26 кабельтовых, они начали стрелять из собственных 130-мм пушек.

В один момент «Баку» дал четырехторпедный залп (второй аппарат из-за неточности торпедиста, к сожалению, не выстрелил).

60 секунд спустя ответили и немцы — сперва атакованные корабли, после этого и батареи береговой обороны. Вражеские боеприпасы начали взрываться в страшной близости от советских судов, и те через шесть мин. по окончании открытия огня поставили дымовую завесу и развернули назад.

Отечественные моряки полагали, что сражались с конвоем транспортов, защищаемым эсминцем, тральщиком и сторожевым кораблём (такие эти предоставила нашедшая неприятеля аэроразведка), не смотря на то, что в конечном итоге германский отряд складывался из минного заградителя «Скагеррак», двух тральщиков и двух вспомогательных противолодочных судов. Выпущенные фаворитом «Баку» торпеды прошли мимо цели, а находившаяся в докладе командующего советским отрядом информация о потоплении одного транспорта потом не подтвердилась.

Данный скоротечный морской бой в ночь на 21 января 1943 года примечателен тем, что он был единственным за всю историю советского флота примером применения эсминцевпо их прямому назначению — торпедно-артиллерийской атаки неприятеля. Больше отечественным судам применить торпедное оружие в сражении не довелось. Так, задача, для ответа которой прежде всего и создавались эскадренные миноносцы Красного флота, была ошибочной.

Но, это неудивительно: в большинстве случаев настоящий движение войны идет совсем не так, как его воображают заблаговременно стратеги и штабные теоретики…

Опыт Первой Мировой свидетельствовал, что эсминец превратился в самый универсальный артиллерийско-торпедный корабль флота. И одними из первых в этом убедились русские моряки.

Известные «новики» удачно действовали на Чёрном море и Балтике, практически заменяя собой легкие крейсера. Исходя из этого в полной мере закономерно, что в перечне приоритетов будущего Красного флота особенное внимание уделялось громадным эсминцам, либо, по новой классификации, фаворитам. С создания как раз для того чтобы корабля началось восстановление отечественного военного кораблестроения по окончании долгого перерыва, позванного разрухой и гражданской войной.

По техническому заданию, созданному штабом РККФ еще в 1925 году, перспективный фаворит воображал собой скорее безбронный легкий крейсер. Он должен был иметь водоизмещение около 4000 т, скорость40 узлов и кроме двух трехтрубных торпедных аппаратов нести четыре 183-мм (!) орудия а также катапульту с гидросамолетом.

Позднее, при составлении кораблестроительной программы 1929 года, эти характеристики изменились на более реалистичные: водоизмещение — 2250 т, оружие — пять 130-мм орудий и два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата. Действительно, требование о наличии на борту самолета сохранилось. Фактически говоря, с этого момента и началась история нового поколения отечественных — сейчас уже советских — эсминцев.

Фавориты проекта 1, которым присвоили имена «Ленинград», «Харьков» и «Москва», разрабатывались в ленинградском конструкторском бюро под неспециализированным управлением В.А.Никитина. Они создавались без какого-либо прототипа, практически «с чистого страницы» и владели рядом уникальных изюминок. Так, они имели нетрадиционную трехвальную своеобразные обводы и паротурбинную установку кормовой части корпуса.

Исходя из требования высокой скорости (40,5 узла), советские конструкторы внесли предложение и опробовали на модели необыкновенный теоретический чертеж с острыми образованиями кормы, и обтекаемые выкружки гребных валов без поддерживающих кронштейнов — так именуемые «брюки». Очень впечатляюще смотрелось и артиллерийское оружие.

Номинально оно соответствовало французскому фавориту «Ягуар», но в случае если у последнего 130-мм пушки имели длину ствола 40 калибров, то у отечественных судов — 50 калибров. Управление огнем в первый раз в советском флоте осуществлялось посредством центрального автомата стрельбы. Потому, что опыта создания подобных систем в СССР не было, три набора таких устройств вместе с командно-дальномерными постами (КДП) приобрели в Италии у компании «Галилео».

Все три фаворита проекта 1 заложили на стапелях фабрик в Николаеве и Ленинграде в осеннюю пору 1932 года. Их постройка продвигалась с трудом — сказывались слабость промышленной базы и недочёт квалифицированных рабочих. Значительную проблему содержит то, что практически все оружие и многие совокупности к моменту разработки чертежей самих судов существовали только на бумаге, и в то время, когда они, наконец, были воплощены в металл, их массо-габаритные характеристики существенно превысили проектные.

Построечная перегрузка неуклонно росла; для ее компенсации, например, было нужно отказаться от гидросамолета.

Формально приемный акт о передаче головного «Ленинграда» флоту был подписан 5 декабря 1936 года, но практически все три фаворита вступили в строй только во второй половине 1938-го. Достройка судов на плаву и устранение бессчётных недоработок заняли в два раза больше времени, чем это предполагалось по замыслу.

На ходовых опробованиях фавориты продемонстрировали хорошие результаты: «Ленинград» на одном из пробегов достиг скорости 43 узла, «Москва» — 43,57 узла. Это был несомненный успех советских кораблестроителей. Одновременно с этим выявились (что в полной мере конечно) и бессчётные недочёты судов: сильная вибрация, недостаточная прочность корпуса, неважная мореходность.

Острые обводы кормы не смотря на то, что и снижали сопротивление перемещению, но на громадной скорости хода приводили к значительному дифференту на корму: вследствие этого приходилось принимать в носовые отсеки водяной балласт. Исходя из этого следующую тройку фаворитов типа «Минск» решили строить по переработанному проекту, которому присвоили номер 38.

«Минск» в целом повторял «Ленинград», но отличался наличием транца и более привычными обводами кормовой части.

От «брюк» отказались в пользу простых гребных валов с кронштейнами. Все это, само собой разумеется, отразилось на ходовых качествах (отличных показателей на опробованиях головного фаворита — 40,5 узла), но разрешило ликвидировать кормовой дифферент на ходу, и упростить разработку постройки корпуса. «Минск», вступивший в состав Балтфлота во второй половине 30-ых годов XX века, взял КДП итальянской компании «Галилео», а строившиеся в Комсомольске-на-Амуре «Тбилиси» и «Баку» оснащались устройствами управления огнем только отечественного производства.

Создание фаворитов типа «Ленинград» стало серьёзным этапом в становлении советского кораблестроения. Главная задача — спроектировать и выстроить суда, по скорости и вооружению хода не уступающие лучшим зарубежным представителям данного класса — была выполнена, причем выполнена «с нуля», без значительной помощи из зарубежа.

Но начать массовую постройку таких судов представлялось нереальным: через чур сложной и дорогой была трехвальная энергетическая установка, нетехнологичной конструкция корпуса. Да и размеры фаворита для замкнутых театров Балтийского и Тёмного морей смотрелись избыточными. Исходя из этого в то время, когда правительство СССР забрало курс на создание «Громадного флота», проект эскадренного миноносца, пригодного для крупносерийного строительства, было нужно разрабатывать заново.

Причем тут всячески приветствовалось применение зарубежного опыта, для чего последовательность ведущих экспертов отправляли на зарубежные верфи.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века делегация советских кораблестроителей посетила Италию. В том месте ее бросились в глаза эсминцы «Фольгоре» и строившийся «Маэстрале» («Моделист-конструктор» № 6 за 2001 г.).

Как раз последний и решили забрать в качестве прототипа «семерки» — серийного эсминца проекта 7 (типа «Гневный»). Итальянская компания «Ансальдо» с радостью приняла предложение о сотрудничестве. Она предоставила все нужные чертежи и допустила советских конструкторов к изучению разработки строительства судов на собственных фабриках.

Действительно, артиллерия на прототипе отечественным морякам показалась слабоватой, и спаренные 120-мм пушки решили заменить 130-мм 50-калиберными (той же модели Б-13, что и на фаворитах) в одиночных установках. Забегая вперед, увидим, что характерное отечественным корабелам рвение «впихнуть» в проект максимально замечательное оружие частенько становилось причиной множества последующих неприятностей.

Разработка технического проекта эсминца завершилась к концу 1934 года, а всю серию судов (53 единицы) планировалось сдать флоту в рекордные сроки — не позднее 1938-го. Наряду с этим настоящие, очень скромные возможности индустрии правительством игнорировались, и упор делался только на действенность системы и стахановские методы взысканий — впредь до предания суду всех повинных в отставании от графика… Ну, а для пущей важности саму серию эсминцев стали именовать «сталинской».

262. Эскадренный миноносец «Гневный» (проект 7), СССР, 1938 г.

Строился на заводе имени А.Жданова в Ленинграде.

Водоизмещение стандартное 1657 т, полное 2039 т. Протяженность громаднейшая 112,5 м, ширина 10,2 м, осадка 3,8 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 48 000 л.с. (проектная), скорость 38 узлов. Оружие: четыре 130-мм орудия, две 76-мм и две 45-мм зенитные пушки, два 12,7-мм пулемета, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1938—1942 годах выстроено 28 единиц; еще один корабль («Решительный») погиб при буксировке из Комсомольска-на-Амуре во Владивосток до официального ввода в строй.

263. Фаворит эсминцев «Ленинград» (проект 1), СССР, 1936 г.

Строился на заводе имени А.Жданова в Ленинграде. Водоизмещение обычное 2282 т, полное 2693 т. Протяженность громаднейшая 127,5 м, ширина 11,7 м, осадка 4,18 м. Мощность трехвальной паротурбинной установки 66 000 л.с., скорость 43 узла. Оружие: пять 130-мм орудий, две 76-мм и две 45-мм зенитные пушки, четыре 12,7-мм пулемета, два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата.

Всего в 1936—1940 годах выстроено шесть единиц, а также три по усовершенствованному проекту 38 (тип «Минск»).

264. Эскадренный миноносец «Сторожевой» (проект 7У), СССР, 1940 г.

Строился на заводе имени А.Жданова в Ленинграде.

Водоизмещение стандартное 1686 т, полное 2246 т. Протяженность громаднейшая 112,5 м, ширина 10,2 м, осадка 3,8 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 54 000 л.с. (проектная), скорость 38 узлов. Оружие: четыре 130-мм орудия, две 76-мм и три 45-мм зенитные пушки, четыре 12,7-мм пулемета, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1940—1945 годах выстроено 18 единиц.

Сначала предусмотренные сроки более либо менее выполнялись.

В конце 1935 года удалось заложить головной «Гневный» и еще пять «семерок», а в следующем — и все остальные. Но весьма не так долго осталось ждать стало ясно, что скоро решить все появившиеся неприятности не удастся. Предприятия-смежники задерживали поставки материалов, механизмов и оборудования, да и сами верфи были неготовыми к планируемым темпам строительства — положение не выручала кроме того круглосуточная работа цехов.

Недоработки конструкторов спровоцировали затяжные баталии между проектировщиками и судостроителями, и любая из конфликтующих сторон пробовала свалить вину на другую… В следствии до конца 1936 года удалось спустить на воду лишь семь эсминцев: три в Ленинграде и четыре в Николаеве.

Но роковую роль в судьбе «семерок» сыграл инцидент в мае 1937 года у берегов Испании.

Британский эсминец «Хантер», делавший на рейде порта Альмерия роль нейтрального наблюдателя за военными действиями республиканцев и франкистов, коснулся дрейфующей мины. От взрыва мгновенно вышла из строя его энергетическая установка линейной схемы (в то время, когда сперва находятся все котельные отделения, а за ними — турбинные). Не смотря на то, что корабль остался на плаву и позднее был отремонтирован, линейную схему размещения машинно-котельной установки начали подвергать критике.

Возможность полной утраты хода от единственного попадания торпеды, бомбы либо большого боеприпаса вынудила кораблестроителей многих государств пересмотреть собственные взоры на обеспечение живучести кораблей ВМФ. Предпочтительней смотрелась эшелонная схема размещения турбин и котлов, в то время, когда главные механизмы разделялись на две независимые группы.

Не осталась без внимания эта дискуссия и в Советском Альянсе.

На заседании в Москве, состоявшемся через три месяца по окончании инцидента с «Хантером», Сталин остался обижен применением линейной компоновки машинно-котельных отделений на эсминцах «сталинской» серии. Итог не вынудил себя ожидать (напомним, шел 1937 год): проект корабля заявили «вредительским», а причастных к его разработке конструкторов срочно арестовали. Строительство эсминцев, с таким трудом развернутое на шести фабриках, приостановили.

В экстренном порядке — всего за месяц — проект «семерки» перекомпоновали под эшелонную схему энергетической установки и утвердили под обозначением 7У («улучшенный»). Конструкторам удалось-таки «впихнуть» и в без того тесный корпус четвертый паровой котел; корабль, соответственно, стал двухтрубным. Носовую надстройку перенесли на 1,5 м в шнобель, оружие сохранили прошлым (действительно, торпедные аппараты заменили на более идеальные).

Мощность живучесть и турбин энергетики пара повысились, но наряду с этим ухудшилась мореходность и снизилась дальность плавания. В целом особенных преимуществ перед собственным предшественником у «семерки-У» не было, но решения, подписанные лично Сталиным, в то время не рассматривались.

К тому же, в условиях надвигавшейся войны промедление с исполнением кораблестроительной программы смотрелось очень страшным.

Исходя из этого по окончании последовательности заседаний солидную часть эсминцев — 29 единиц — все же решили достраивать по начальному проекту. Еще 18 корпусов, пребывавших в стадии, разрешавшей перекомпоновать энергетическую установку, перезаложили по проекту 7У (головным кораблем стал балтийский «Сторожевой»). Остальные шесть, имевшие низкую степень готовности, разобрали на стапелях.

Так, вместо 53 эсминцев «сталинской» серии к 1 января 1939 года удалось сдать флоту всего семь.

Всецело программу, кроме того в сокращенном виде, не удалось выполнить и к началу ВОВ: 22 июня 1941 года в строю пребывали 22 «семерки» и девять «семерок-У». Еще 15 судов были достроены уже в военное время.

Годы войны стали жёстким опробованием для советских эсминцев первого поколения. Они сражались с неприятелем на всех четырех флотах и понесли большие потери.

Если не принимать в расчет тихоокеанские суда (их участие в войне против Японии было символическим), то из 36 эсминцев проектов 7 и 7У погибли 18 — ровно добрая половина. А из пяти сражавшихся фаворитов типа «Ленинград» — три, а также оба черноморских. Главными соперниками советского флота были мины и авиация. А вот выходить в наступление против неприятельских судов им фактически не довелось.

Торпедами лидеры и наши эсминцы за все войну стреляли только два раза: в январе 1943 года на Севере (о чем обращение шла выше) и в декабре 1942 года на Черном море, в то время, когда «Бойкий» и «Безжалостный» в целом тумане приняли прибрежные скалы за вражеские транспорты… По последним данным, из эсминцев «сталинской» серии на настоящую боевую победу может претендовать только один корабль — «Разумный».

Именно он в паре с переданным британцами эсминцем «Живучий» 8 декабря 1944 года преследовал германскую подлодку и-387, которая затем на сообщение не вышла и в базу не возвратилась.

Но, сравнивать личные утраты с нанесенным неприятелю ущербом чисто механически запрещено. У черноморских, да и балтийских эсминцев просто не было хорошего соперника на море, а задачи, каковые им было нужно делать, не предусматривались какими довоенными замыслами.

Что же касается самих торпедных судов отечественного флота, то они были не такими уж нехорошими. Они владели замечательным артиллерийским оружием, идеальными устройствами управления огнем и имели, в неспециализированном-то, хорошую живучесть. Многие их недочёты — не сильный зенитное оружие, недостаточная прочность корпуса, низкая остойчивость, малая дальность плавания — были свойственны чуть ли не практически всем их зарубежных сверстников.

По концепции и конструкции советские эсминцы условно пребывали в середине «шкалы» собственного класса, несомненно уступая только американским. И если бы не критическая обстановка, сложившаяся на отечественных морских театрах уже в начале войны, они точно имели возможность реализовать собственные возможности куда успешнее.

С.

БАЛАКИН

Сын отца народов. Серия 1. Vasiliy Stalin. Episode 1. (With English subtitles).

Статьи, которые будут Вам интересны: