Один из серии кв

Один из серии кв

“…По земле прошел глухой шум, и на окраине села Ситна показались огромные бронированные автомобили непривычной ярко-желтой окраски. Блеща языками выстрелов, они медлительно катились в отечественную сторону. “Рейнметалл”! — додумался я, отыскав в памяти силуэты германского танка в альбоме училища. — Тяжелый, пушка семьдесят пять, прямой выстрел восемьсот, броня сорок…” Да, лобовую броню для того чтобы танка 45-мм пушка отечественного БТ вряд ли заберёт… Но отступать было некуда.

— Приготовиться! Пламя! — бросил я механику и прильнул к прицелу. Сохраняя надежду опередить, навожу перекрестие на ребристую башню, нажимаю педаль спуска.

Раздается гром выстрела. В полз зрения прицела вместо башни клубится облако дыма.

“Что за наваждение? Куда же девался танк? — думаю я. — И из-за чего так туга педаль? Смотрю под ноги — о кошмар! Под педалью спуска застряла гильза боеприпаса. Значит, это не я стрелял?”

Выглядываю из люка.

На том месте, где стоял германский танк, дымится тёмное пятно и валяются испорченные страницы брони, а сзади с уверенностью разворачивается вправо громадная башня отечественного КВ. Вот, оказывается, кто стрелял!

Тем временем КВ занялся очередной вражеской машиной. Выстрел, взрыв — и слетает еще одна башня, разваливается корпус.

Из-за гребня раздается выстрел. Броня смельчака брызжет снопом искр, а боеприпас рикошетом фурчит над отечественными голосами. В ответ выстрел KB — и еще один тяжелый германский танк качнулся, присел и как словно бы крякнул от удивления…”

Так вспоминал Герой Советского Союза Г. Пенежко о первой собственной встрече с тяжелым советским танком КВ-2.

В годы войны об данной машине знали немногие.

Известность пришла к бронированному богатырю с огромной башней и замечательным короткоствольным орудием значительно позднее, в то время, когда бессчётные визитёры Центрального музея Армии СССР встретились с ним на выставочной площадке.

Необходимость в аналогичных танках появилась уже в конце 30-х годов.

Как раз тогда битвы на линии Маннергейма на протяжении советско-финского конфликта вскрыли ограниченную возможность отечественной танковой техники в прорыве долгосрочных оборонительных сооружений, располагающих надолбами огневыми и железобетонными точками. С одной стороны, 45-мм пушки танков Т-26 и БТ не могли по своим баллистическим разрешённым подавить укрытые огневые точки.

С другой, противопульная броня не разрешала этим автомобилям приблизиться к амбразурам на расстояние, снабжающую надежное огневое поражение. Кроме того 76-мм орудие нового умелого танка КВ-1 не всецело решало эту задачу. Не было возможности и подтащить на прямую наводку крупнокалиберные полевые пушки — мешали условия местности и огневое действие соперника по неукрытому расчету.

Умелая самоходно-артиллерийская установка СУ-100Y (“Игрек”).

Умелая самоходно-артиллерийская установка СУ-14Бр-2.

Выход искали в создании самоходных установок, одетых броней, с орудийными совокупностями калибра 152, 130, 210, 230 мм.

По программе, названной “Громадной триплекс”, советские конструкторы создали как на базе имеющихся тяжелых танков Т-35, так и с независимой ходовой частью последовательность умелых автомобилей, взявших неспециализированное наименование “самоходные артиллерийские установки”. Такими были СУ-14Бр-2 и СУ-100У (“Игрек”). На первой стояла гаубица-пушка калибром 152 мм.

Вторая вооружалась 130-мм пушкой. Но опытные образцы оказались громоздкими, маломаневренными и, что самое основное, не выдерживали огня противотанковой артиллерии. Все это затрудняло действенное применяла их огневой мощи. Неожиданное ответ внес предложение главной разработчик танка противоснарядного бронирования КВ-1 Николай Леонидович Духов.

Он брался установить на своем тяжелом танке, уже показавшем неуязвимость от противотанковых снарядов при военных действиях против армий Финляндии, 152-мм гаубицу-пушку.

Для того чтобы еще не бывало! Предельным для танков вычисляли калибр 76 мм — как раз такая пушка Ф-32 устанавливалась на КВ-1. Сомнений было большое количество: не опрокинется ли машина при выстреле, выдержат ли сильную нагрузку трансмиссия и ходовая часть, не оторвется ли башня?

Все-таки новый танк решили делать. База — танк КВ-1 — была уже испытана. Широкие гусеницы покоились на шести оперных металлических катках и трех поддерживающих роликах. Ведущие колеса, либо, как их тогда именовали, “звездочки”, размешались в кормовой части в том месте, где пребывали моторное и трансмиссионное отделения. Надежными и неуязвимыми продемонстрировала себя торсионная подвеска, планетарные механизмы поворота.

Тяжелый танк КВ-2:

1 — ленивец, 2 — механизм натяжения гусениц, 3 — опорный каток, 4 — поддерживающий каток, 5 — балансир, 6 — упор балансира, 7 — очиститель, 8 — звездочка, 9 — коробки ЗИП, 10 — кормовой пулемет, 11 — устройства наблюдения, 12 — бронеколпак перископического прицела, 13 — пробка револьверного отверстия, 14 — антенна, 15 — пробка горловины переднего топливного бака, 16 — люк стрелка-радиста, 17 — буксирный трос, 18 — талреп, 19 — башенный люк, 20 — бронеколпак вентилятора, 21 — люк для загрузки снарядов, 22 — моторный люк, 23 — сетка жалюзи забора воздуха, 24 — выхлопная труба, 25 — трансмиссионный люк, 26 — бронировка маски пушки, 27 — прибор наблюдения механика-водителя, 28 — фара, 29 — крышка смотрового люка механика-водителя, 30 — лобовой пулемет, 31 -люк для демонтажа пушки, 32 — сетка жалюзи выброса воздуха.

Новый быстроходный дизель В-2К мощностью 600 л. с. конструкции И. Я. Трешутина отличался повышенной надежностью.

Броня, достигавшая в лобовой части корпуса 75 мм, не пробивалась боеприпасами противотанковых орудий с любой дистанции. Дабы смонтировать в танке 152-мм орудие МЛ-20С, было нужно сделать высокую башню, увеличившую фронтальную проекцию автомобили и пара снизившую скорость — не основное уровень качества. Ее задача — усиливать в сражении огневую мощь танков главного типа.

Экипаж КВ-2 складывался из 6 человек. В отделении управления размещались начальник, механик-радист и водитель-пулеметчик с пулеметом ДТ. Специфика обслуживания МЛ-20С предусматривала, не считая наводчика и заряжающего, еще и замкового (потому, что замок был поршневого типа, машинально не раскрывался и не закрывался).

Первые опробования в заводском тире развеяли все сомнения: прочность конструкции была достаточной.

Два умелых танка КВ-2 стали готовить к отправке на фронт.

“Препятствия на линии Маннергейма, — вспоминал позднее начальник одной из этих автомобилей Э. Ф. Глушак, — были сделаны основательные. Перед нами высились в три последовательности огромные гранитные надолбы. И все же для того, что5ы выполнить проход шириной 6—8 метров, нам пригодилось только пять выстрелов бетонобойными боеприпасами.

До тех пор пока взламывали надолбы, соперник нас непрерывно обстреливал. Дот мы скоро засекли, а после этого двумя выстрелами всецело разрушали его. В то время, когда вышли из боя, на броне насчитали 48 вмятин, но ни одной пробоины”.

Увидим себе еще одну огневую сокровище КВ-2 — он имел возможность стрелять бетонобойными боеприпасами, чего не было у других танковых орудий.

Это свойство понадобилось позднее, в начале ВОВ. Маршал СССР Г. К. Жуков в собственной книге “размышления и Воспоминания” вспоминает разговор по аппарату “Бодо” с командующим 5-й армией генералом М. И. Потаповым 24 июня 1941 года:

“ЖУКОВ, Как действуют отечественные KB и другие? Пробивают ли броню германских танков и какое количество приблизительно танков утратил соперник на Вашем фронте?

ПОТАПОВ.

Танков KB громадных (КВ-2. — Примеч. авт.) имеется 30 штук. Все они без снарядов к 152-мм орудиям.

ЖУКОВ.

152-мм орудия KB стреляют боеприпасами 09-30 гг., исходя из этого прикажите выдать немедля бетонобойные боеприпасы 09-30 гг. и разрешить войти их в движение. Станете лупить танки соперника вовсю”.

Бетонобойные боеприпасы не расходовались ранее, по причине того, что наступавшие армии Германии не строили бетонных сооружений.

Боеприпас имел взрыватель, срабатывающий с замедлением, что разрешало боеприпасу пробраться в толщу бетона. Попадая же в башню танка, он еще до разрыва собственной массой практически в полсотни килограммов ее, отбрасывал в сторону.

Тяжелая самоходно-артиллерийская установка ИСУ-152.

Возвратимся снова к началу сороковых годов.

Тяжелый танк КВ-2 еще не называли самоходной артиллерийской установкой, но все осознавали, что задачи он будет делать своеобразные, что такая военная машина весьма нужна. Учитывая громадную возможность попаданий снарядов в высокую башню, конструкторы в первой половине 40-ых годов двадцатого века пара видоизменили ее, увеличив наклон лобового броневого страницы. Убрали и пребывавший в корпусе пулемет.

И не обращая внимания на то, что КВ-2 был выпушен небольшой серией, он сослужил хорошую боевую работу и подтолкнул конструкторскую идея на создание тяжелых артиллерийских самоходок.

В начале 1943 года на базе танка КВ-1С в невращающейся броневой рубке установили то же самое 152-мм орудие. Наряду с этим новая машина, названная СУ-152, была ниже “ростом”, а орудие более рационально разместилось в корпусе.

В июле 1943 года первые тридцать пять самоходок выгрузили из эшелона в 100 км от переднего края.

По окончании трехчасового марша они с ходу вступили в бой на Курской дуге. Утратив двенадцать “тигров” и семь тяжелых самоходных орудий “Фердинанд”, соперник отказался от атак на этом участка. А в сентябре этого же года на фронт стали поступать артсамоходы ИСУ-152, изготовленные нз базе более совершенного танка ИС-2. Так маленькая серия танков КВ-2 положила начало современной тяжелой самоходной артиллерии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Эти ТАНКА КВ-2

боевой вес, т …………..52

Экипаж, человек …………. 6

Оружие:

гаубица-пушка МЛ-20С . . ……. 1

пулемет 7,62 мм …..:…… 3

Бронирование (лоб, борт, башня), мм ….. 75

Мощность двигателя В-2К, л. с. …….600

Скорость по шоссе, км/ч ………. 35

Запас хода по шоссе, км ………. 250

Видео:

27 серия Оружие Победы: КВ-1 броня СССР

Статьи, которые будут Вам интересны: