Ставка на универсальность

Ставка на универсальность

Середина 50-х века и годов ознаменовала собой начало финиша английской военно-морской мощи. Могучие, но не отвечавшие новой действительности боевые суда времен Второй мировой каждый год сдавались на слом десятками. Численный состав флота уменьшался с огромной скоростью: постройка новых фрегатов только незначительно оказывала влияние на данный печальный для самолюбия нации процесс.

В сложившейся экономической и политической ситуации о постройке больших серий новых судов различных классов было нужно забыть. Адмиралтейству не оставалось другого пути, как постараться создать проект недорогой универсальной боевой единицы, постройка которой была бы по карману.

И конструкторы приступили к попытке совместить несовместимое.

Проект классифицировали как «шлюп неспециализированного назначения» типа 81, давая тем самым осознать, что намечается новая ветка, хорошая от фрегатов, имевших более специальные задачи, в основном по борьбе с авиацией либо подводными лодками.

Первоначально новый корабль смотрелся очень привлекательно.

Две спаренные башни 102-мм орудий, плюс пара 40-мм автоматов, бомбомет «Лимбо» и восемь торпедных аппаратов для противолодочных торпед и в полной мере приличная электроника, включая радар ПВО дальнего действия ЭРБ-6С американского производства, — все это делало его хорошим эскортником и как минимум эквивалентным соперником для любого надводного корабля для того чтобы же класса.

Но переход от чертежей к металлу по ставшей уже плохой традиции стал причиной бессчётным трансформациям, заметно ухудшившим начальные характеристики.

Состав артиллерии «понизили в ранге» до 76-мм калибра. В неспециализированном-то новые спаренные автоматы на бумаге были, непременно, замечательным оружием, но их, к сожалению, так и не удалось своевременно довести… После этого в качестве претендента показалась одиночная 102-мм установка, кроме этого всецело автоматизированная и владевшая большей скорострельностью, чем начальная спарка.

Но автомат оказался через чур тяжелым и громоздким, что уже на стадии проекта приводило к заметному росту водоизмещения, соответственно, и цены корабля. Итог был пара обескураживающим: вместо новомодных автоматов и ветхой, но в полной мере универсальной 102-мм артиллерии на шлюпах утвердились два 114-мм орудия в щитовых установках, слабо отличается от установок эсминцев армейского времени.

Проблемы вышли и с оборудованием.

Национальная гордость англичан в те времена не разрешала еще применять американскую технику в ее исходном варианте, в силу чего на вооружение принимались так именуемые «англизированные» образцы, сборка и комплектующие которых осуществлялась на берегах Альбиона. Наряду с этим продукт время от времени мало был похожим прототип. Так произошло и с радаром дальнего обнаружения, что вышел в два раза тяжелее, чем ранее предполагалось.

Чисто отечественную совокупность управления огнем кроме этого было нужно заменить американским аналогом.

В следствии единственным уникальным новшеством судов типа «Трайбл», взявших славные для Ройял Нэйви имена представителей «диких племен», стала механическая установка. Она включала две турбины — паровую, трудившуюся от единственного же парового котла, и газовую. Любой из двигателей имел возможность функционировать независимо от другого и имел собственную трубу.

На деле таковой блок воображал собой «половинку» от энергетической установки ракетных эсминцев типа «Каунти», и головной «Ашанти», по сути дела, служил в качестве опытового корабля. Что касается оружия, то попытка разместить становившийся актуальным вертолет удалась только частично.

Крыша маленького ангара служила в один момент взлетно-посадочной площадкой, и при посадке кроме того самого легкого вертолета от пилота требовалось виртуозное мастерство управления летательным аппаратом, дабы не промахнуться мимо для того чтобы «носового платка».

Действительно, новые «трайблы» все же оказались по душе морякам — в первую очередь из-за их хороших мореходных качеств. Однако во второй половине 70-ых годов двадцатого века, в то время, когда страну поразил очередной кризис, эти суда планировали первыми послать на слом.

Спасла их война с Аргентиной. При высадке на Фолклендские острова британцам остро не хватало огневой помощи, и «стариков» решили сохранить в качестве вероятных средств для обстрела берега! Но по окончании ослабления напряженности будущее их была решена.

Неудача с новым «шлюпом» (в итоге, кроме этого отнесенным к классу фрегатов) вынудила снова обратиться к уже существующим прототипам. «Уитби» (см. «Моделист-конструктор» № 3 за 2004 год), в принципе, являлся очень хорошим эскортником, и его предстоящее развитие вылилось в самую бессчётную в послевоенном флоте Англии серию больших надводных судов.

Снаружи тип «Линдер» пара отличался от своих «прародителей».

Ответственным дополнением стал вертолет, что сейчас имел широкую площадку в корме, занимавшую чуть меньше трети длины корпуса. Конструкторам удалось переместить как возможно ниже все тяжелое оборудование, высвободив место в рубках и верхней части корпуса для более улучшения условий и объёмной электроники судьбы экипажа.

Не смотря на то, что корпус так же, как и прежде имел резкий излом неподалеку от носа, надстройка простого типа заменила прошлую неуклюжую конструкцию от борта до борта, дававшую к тому же массу брызг в сильное беспокойство. В целом неспециализированный вид стал более сбалансированным и облагороженным, и сами британцы до сих пор вычисляют «линдеры» успешными во всех отношениях судами.

В корпуса показалось больше автоматики, в особенности в машинных отделениях.

Фрегаты купили хорошую маневренность, так хорошую, что она разрешила им легко переигрывать большое количество меньшие по размерам исландские сторожевые суда в страшной игре «кто кого протаранит» на протяжении «селедочной войны», разразившейся между Великобританией и Исландией в первой половине 70-ых годов двадцатого века.

62. Фрегат «Бродсуорд» (тип 22, серия 1), Англия, 1979 г.

Выстроен компанией «Ярроу». Водоизмещение обычное 4000 т, полное 4600 т. Протяженность громаднейшая 131,1 м, ширина 14,8 м, осадка 6,1 м. Мощность двухвальной комбинированной газотурбинной установки 56 000+8500 л.с., скорость 30 узлов. Оружие: четыре ПУ ПКР «Экзосет», две ПУ ЗРК «Си Вулф» (12 ракет), два 40-мм автомата, шесть 324-мм торпедных аппаратов, два вертолета.

Всего в 1979—1982 гг. выстроено 4 единицы: «Бродсуорд», «Бэттлэкс», «Алмаз» и «Брейзен». Все реализованы Бразилии в 1995—1997 гг.

63.

Фрегат «Ашенти», Англия, 1961 г.

Выстроен компанией «Ярроу», принадлежал к типу «Трайбл». Водоизмещение обычное 2300, полное 2700 т. Протяженность громаднейшая 109,7 м, ширина 12,9 м, осадка 4 м. Мощность одновальной комбинированной (турбина+газовая турбина) установки 20 000 л.с., скорость 27 узлов.

Оружие: два 114-мм орудия, два 40-мм автомата, реактивный бомбомет «Лимбо», вертолет. Всего в 1961 — 1964 гг. выстроено 7 единиц: «Ашанти», «Эскимо», «Гуркха», «Мохаук», «Ньюбиэн», «Тартар» и «Зулу». В 1984— 1985 гг. «Гуркха», «Тартар» и «Зулу» переданы Индонезии, остальные исключены из перечней флота.

64. Фрегат «Линдер», Англия, 1963 г.

Выстроен компанией «Харланд энд Вулф».

Водоизмещение обычное 2350, полное 2860 т. Протяженность громаднейшая 113,4 м, ширина 12,5 м, осадка 5,2 м. Мощность двухвальной дизельной установки 14 400 л.с., скорость 28,5 узла. Оружие: две ПУ ЗРК «Си Кэт», спаренная 114-мм артустановка, два 40-мм автомата, реактивный бомбомет «Лимбо», вертолет. Всего в 1963—1973 гг. выстроено 26 единиц.

Часть передана вторым государствам: «Дидо» и «Бэкчент» — Новой Зеландии в 1983 г., «Даная» и «Пенелопа» — Эквадору в 1991 г., «Андромеда» —- Индии в 1995 г., «Ариадна» и «Ахиллес» — Чили в 1990—1992 гг., «Диомид» и «Аполло» — Пакистану в 1988 г. Остальные исключены из перечней в 1989 — 1995 гг.

65. Фрегат «Амазон» (тип 21), Англия, 1974 г.

Выстроен компанией «Воспер Торникрофт». Водоизмещение обычное 3100, полное 3600 т. Протяженность громаднейшая 117 м, ширина 12,7 м, осадка 5,8 м. Мощность двухвальной комбинированной газотурбинной установки 56 000+8500 л.с., скорость 30 узлов. Оружие: счетверенная ПУ ЗРК «Си Кэт», одно 114-мм универсальное орудие, два 20-мм автомата, шесть 324-мм торпедных аппаратов, вертолет.

Всего в 1974— 1978 гг. выстроено 8 единиц: «Амазон», «Антилопа», «Эктив», «Эмбускейд», «Эрроу», «Алакрити», «Ардент», «Эвенджер». На всех, не считая первых двух единиц, установили четыре ПУ ПКР «Экзосет». «Ардент» и «Антилопа» потоплены в мае 1982 г. у Фолклендских о-вов, остальные реализованы Пакистану в 1994 г.

Последние 10 единиц взяли корпуса на 60 см шире, что разрешило разместить в танках больше топлива, сделать суда намного остойчивее и более дешёвыми для будущих модернизаций.

Не обращая внимания на все похвалы, сама универсальность «линдеров» означала определенную слабость против каждого из видов соперника: надводного, подводного и воздушного. Исходя из этого по мере развития боевых средств флота у «возможного соперника» появилась необходимость модернизации судов, по окончании которой они стали более специальными.

К середине 1970-х годов восемь единиц лишились собственной 114-мм артустановки, вместо которой показалась пусковая установка для австралийских противолодочных ракетоторпед «Икара», пара напоминавшая купол маленькой обсерватории. Фрегаты лишились кроме этого ставшего ненужным радара дальнего обнаружения воздушных целей, но улучшилась совокупность управления ЗУРО ПВО ближнего действия, а число пусковых установок «Си Кэт» увеличилось до двух.

Другую восьмерку перевоплотили в настоящие суда для надводного боя. Все ту же 114-мм башню заменили четырьмя пусковыми установками противокорабельных ракет «Экзосет». Ангар расширили, и он сейчас имел возможность принимать более идеальный вертолет «Линке», кроме этого талантливый атаковать суда соперника. Так же, как на противолодочных систершипах, увеличилось число установок ракет «Си Кэт», но более радикально — до трех.

На палубе показались два трехтрубных 320-мм торпедных аппарата для противолодочных торпед. Примечательно, что в следствии модернизации заметно возросло водоизмещение (что неудивительно), а вот экипаж уменьшился на 30 человек.

Более идеальные «уширенные» «линдеры» планировали переоборудовать по противокорабельной схеме, но ракеты «Экзосет» успела взять лишь «Андромеда».

Но, они и без того имели заметное преимущество перед собственными собратьями, потому, что на них установили в полной мере современные зенитные ракетные комплексы ближнего действия «Си Вулф», талантливые удачно бороться не только с самолетами, но и с крылатыми ракетами, на что не годились уникальные, но архаичные «Си Кэты», визуально наводимые оператором.

В это же время, борьба Адмиралтейства за дешевизну длилась. Нужно сообщить, все с тем же успехом — нулевым.

Частные верфи внесли предложение выстроить новый вариант эскортного корабля ценой на 30% меньше «Линдера». Представители ВМФ практически набросились на удачное предложение, поставив только одно, но в полной мере губительное условие: удовлетворить все их условия. Из истории отечественного флота столетней давности как мы знаем, что такие условия приводят к ужасному удорожанию проекта, что все равно выходит в чем-то неудачным.

Так же произошло и у британцев. Начавший очередной нескончаемый английский «алфавит» «Амазон», головной фрегат типа 21, стоил практически втрое (!) больше «Линдера», имел на 600 т большее водоизмещение и никаких возможностей для предстоящей модернизации. Некоторым утешением для британцев, но никак не для австралийцев, служил тот факт, что треть цены заплатили последние, сохраняя надежду выстроить у себя серию якобы перспективных судов.

Внешний вид нового чуда техники всецело изменился.

Снова показалась огромная надстройка от борта до борта, занимавшая практически половину длины корпуса. В ней разместились весьма хорошие офицерские каюты, а вот условия судьбы матросов стали хуже, чем на остальных судах флота.

Фрегаты имели тот же состав оружия, что и противокорабельные «линдеры», за исключением того, что на них снова показалась артиллерия — 114-мм автоматическое орудие, на бумаге эквивалентное ветхой спарке.

«Ублаготворение» операторов и офицеров электроники потребовало дополнительных количеств внутренних помещений, что, со своей стороны, стало причиной широкому применению легких алюминиевых сплавов — из них изготавливались все конструкции над верхней палубой. Первый тревожный звонок раздался во второй половине 70-ых годов XX века, в то время, когда на «Амазоне» вспыхнул пожар.

Но очень мощный удар фрегаты типа 21 взяли в битве за Фолкленды, где две единицы были посланы на дно старым оружием: «Ардент» — неуправляемыми ракетами, а «Антилопа» — бомбами времен Второй мировой.

Потерпев неудачу с «недорогим» проектом, Адмиралтейство сохраняло надежду отыграться на следующем типе 22, намечавшемся как прямое развитие «Линдера» с учетом новых технологий и возможностей модернизации.

Практически же вышел совсем второй корабль, с весьма хорошей мореходностью, развитыми надстройками, широким ангаром на два вертолета и… водоизмещением на треть больше. «Бродсуорд», превышавший по размерам многие современные ему эсминцы, вовсе не имел артиллерии — его оружие включало лишь противокорабельные и зенитные ракеты. Как раз 22-м принадлежала честь обновить ракеты «Си Вулф» в битвах у Порт-Стэнли, где 12 мая 1982 года ими были сбиты два первых «Скайхока» ВВС Аргентины.

По окончании постройки первых четырех единиц типа «Бродсуорд» британские конструкторы предприняли очередное «расширение». Но, в случае если при «линдеров» вправду возросла ширина, то сейчас инженеры смело встроили в корпус 15-метровую секцию, что разрешило оборудовать вторую серию новым буксируемым гидролокатором и широким информационным боевым постом. В целом же 22-му типу не повезло: вместо планировавшихся 12 удалось выстроить лишь дюжина.

В тех же битвах у Фолклендов выяснился значительный недочёт: новейшие фрегаты не имели ни одного ствола, что возможно было бы применять для помощи собственных армий. Исходя из этого, в то время, когда пришло время восполнить утраты в войне с Аргентиной, выбор пал на усовершенствованный вариант фрегата, в состав оружия которого возвратилось 114-мм автоматическое орудие. В два раза (с четырех до восьми) увеличилось и число противокорабельных ракет «Гарпун».

Кроме зенитных ракет «Си Вулф» сейчас личную ПВО снабжал новейший семиствольный 30-мм автомат «Голкипер» с всецело автоматической совокупностью управления. В случае если учесть кроме этого заметное усовершенствование электроники, то оказался фактически новый тип, что повлияло и в заглавиях: буква «В» сменилась на следующую «С».

Невооруженным взором виден сдвиг современных английских фрегатов в сторону их противокорабельных (заодно и «противоназемных») качеств. Пускай поздно, но британцы осознали, что в изменяющемся современном мире их флоту еще, может, нужно будет сражаться не с мифической сейчас «советской угрозой», а с в полной мере настоящим соперником, пускай и не для того чтобы «калибра».

В.

КОФМАН

Review and testing of multi-fuel burner BRS-8 (Test on petrol and gas)

Статьи, которые будут Вам интересны: