Компактность или универсальность?

Компактность или универсальность?

Мысль создать небольшой, но мощно вооруженный корабль будоражила умы не одного инженеров судостроителей и поколения-адмиралов. И это в полной мере объяснимо: то, что мелкий корабль дешевле громадного, в течение продолжительного времени считалось теоремой. Соответственно, за те же деньги морского бюджета возможно было выстроить более сильный и бессчётный флот. Но на практике попытка реализовать данный план редко приводила к хорошему результату.

Перегруженный тяжелым оружием компактный кораблик, в большинстве случаев, получался маломореходным, тесным, имел недостаточную дальность плавания и уступал своим более большим собратьям в живучести… Тем более что по мере неуклонного удорожания электронной ракетного оружия и начинки экономия на стальной коробке становилась совсем неоправданной. Казалось бы, увлечение «минимализмом» в армейском кораблестроении должно было совсем провалиться сквозь землю.

Но в конечном итоге этого не случилось. Рвение спроектировать многоцелевой корвет, подобный по составу оружия ракетному фрегату, но имеющий намного меньшие размеры, не утратило актуальности и Сейчас. Особенно привлекательной эта мысль выглядит для государств с ограниченным морским театром боевых действий, стесненным островами, проливами и шхерами.

Тут автономность и мореходность корабля не играются особенной роли; куда ответственнее такие его преимущества, как малая заметность, маленькая осадка, хорошая маневренность, удобство докования и технического обслуживания в не хорошо оборудованных пунктах базирования. Исходя из этого строительство корветов в течение последних двух-трех десятилетий отнюдь не закончилось, а, напротив, расширилось.

Первым и, пожалуй, самым незаурядным представителем нового поколения многоцелевых корветов 90-х годов XX века стал израильский «Эйлат». Его проект был создан в Соединенных Штатах личной конструкторской компанией Джона МакМаллена в сотрудничестве с компанией «Инголлс Шипбилдинг» и сразу же привлек к себе внимание экспертов.

Еще бы: компактный корабль ультрамодной архитектуры с очевидно выраженными элементами концепции «стэлс» при водоизмещении чуть более 1000 т нес такое же оружие, что и трехчетырехтысячетонный фрегат либо эсминец! В проект корвета удалось впихнуть кроме того полноценный ангар для легкого вертолета «Дофин» — многим специалистам такое казалось легко неосуществимым.

Всего же под размещение оружия отводилось 37,4% количества внутренних помещений корабля — по этому показателю «Эйлат» стал непревзойденным рекордсменом.

Корпус корабля изготавливался из стали, мачты и надстройки — из легких сплавов.

В корпус разделялся поперечными переборками на 12 основных влагонепроницаемых отсеков; все помещения делились на шесть изолированных пожарозащищенных территорий Энергетическая установка включала одну газовую турбину LM-2500 и два высокооборотных дизеля, трудившихся через редуктор на два гребных винта регулируемого шага. Все механизмы устанавливались на вибродемпфирующих фундаментах; снаружи в подводной части корпус защищался особой пузырьковой завесой, прекрасно поглощавшей шум.

Считается, что корвет может применять собственный оружие, среди них и вертолет, при беспокойстве моря до четырех баллов.

По проекту оружие «Эйлата» должно было складываться из 16 противокорабельных ракет (8 американских «Гарпун» и стольких же израильских «Габриэль-2»), двух 32-контейнерных вертикальных пусковых установок (ВПУ) ЗРК «Барак-1», двух трехтрубных противолодочных торпедных аппаратов, одной итальянской 76-мм артустановки «ОТО-Мелара» и двух пятиствольных 25-мм автоматов, и одного вертолета.

В состав радиотехнического оборудования по проекту входили боевая информационно-управляющая совокупность израильского производства, полный набор РЛС, средства радиоэлектронной борьбы, совокупность спутниковой связи и две гидроакустические станции, а также одна буксируемая.

Договор на постройку трех корветов типа «Эйлат» для израильских ВМС был заключен в феврале 1989 года.

Суда сооружались на верфи «Инголлс» в городе Паскагула (США), своим ходом пересекали океан и совсем оснащались электроникой и оружием уже в Израиле. Не смотря на то, что формально «Эйлат», «Лахав» и «Ханит» вступили в строй в 1994 —1995 годах, практически они стали всецело бое-готовыми лишь к лету 1997-го.

Процесс испытаний и строительства израильских корветов обширно освещался во всемирной печати — очевидно с целью фирмы и рекламы проектировщиков «Инголлс».

Но к мелькавшим на страницах военно-морских изданий восторженным оценкам «Эйлата» направляться относиться крайне осторожно. Попытки создать «перевооруженный» корабль, призванный стать сильнейшим в собственном классе, во всемирной истории виделись неоднократно, но фактически постоянно приводили к отрицательному результату. Не стала исключением и история с израильскими корветами.

В то время, когда шумная рекламная кампания поутихла, в печати показалась более похожая на правду информация о боевых качествах «его» собратьев и Эйлата. Как и следовало ожидать, у перетяжеленных судов появились значительные неприятности с остойчивостью почему было нужно отказаться от монтажа кормового модуля с ВПУ «Барак», ПКР «Габриэль» и одного оптического поста управления огнем…

Позднее на всех судах число ракет «Гарпун» уменьшили в два раза (в итоге на корабле осталось только 4 ПКР вместо 16 по проекту), а 76-мм пушки заменили 20-мм зенитными артиллерийскими комплексами «Вулкан-Фаланкс». Очень красноречивый факт: от постройки четвертого корвета типа «Эйлат» ВМС Израиля отказались. Ничем закончились и переговоры управления верфи «Инголлс» о поставке однотипных судов для Греции.

Клиенты разумно решили не рисковать, справедливо полагая, что чрезмерная компактность проекта «Эйлата» отрицательно сказалась на его боевых чертях.

Недочётов «Эйлата» в значительной мере удалось избежать в проекте другого корабля подобного класса, созданного известной британской компанией «Воспер-Торникрофт». Корвет «Кахир-аль-Амвадж», выстроенный для ВМС Омана, выглядит менее амбициозно, но куда более сбалансированно.

При пара большем водоизмещении он не имеет вертолетного ангара (проектировщики решили ограничиться открытой взлетно-посадочной площадкой) и располагает более несложной дизельной энергетикой. Однако оружие корвета очень разнообразно и включает в себя ПКР «Экзосет», новую модификацию ЗРК «Кроталь», и в полной мере современную радиоэлектронику.

Противолодочное оружие отсутствует но при необходимости возможно установлено в любую секунду (место под два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата зарезервировано). Конечно же, не обошлось и без новомодной разработки «стэлс»: угловатые надстройки корабля имеют большой наклон и покрыты особым радиопоглощающим материалом. Всего по заказу Омана британцы выстроили два таких корвета — «Кахир-аль-Амвадж» и «Аль-Муаззар».

О росте популярности корветов наглядно свидетельствует тот факт, что к середине 1990-х годов в мире под знамёнами различных государств плавало приблизительно 150 судов этого класса, более половины из которых имели возраст менее 15 лет. Действительно, тут нужно оговориться: современные многоцелевые суда смогут быть отнесены к тому либо иному классу очень условно.

Так, практически однообразные боевые единицы флота в одних государствах официально именуются корветами, в других — фрегатами, в третьих — сторожевыми либо патрульными судами. Ну, и очень направляться остановиться на громадных ракетных катерах, поскольку совершить грань между корветами и ними делается все тяжелее.

121. Корвет «Висбю», Швеция, 2003 г.

Выстроен на верфи в Карлскруне (Швеция). Водоизмещение полное 640 т. Протяженность громаднейшая 72 м, ширина 10,4 м, осадка 2,5 м. Мощность двухвальной дизель-газотурбинной установки 25 300 л.с., скорость 35 узлов. Оружие: 8 ПКР RBS-15, одна 57-мм артустановка «Бофорс», четыре 400-мм торпедных аппарата, 2×4 универсальных реактивных бомбомета «СААБ-Бофорс», один вертолет. Всего до 2007 г. планируется выстроить 6 единиц.

122.

Корвет «Кахир-аль-Амвадж», Оман, 1996 г.

Выстроен на верфи «Воспер-Торникрофт» в Англии. Водоизмещение полное 1450 т. Протяженность громаднейшая 83,7 м, ширина 11,5 м, осадка 3,6 м. Мощность двухвальной дизельной установки 28 160 л.с., скорость 28 узлов. Оружие: 8 ПКР «Экзосет» ММ-40, 1×8 ПУ ЗРК «Кроталь», одна 76-мм артустановка «ОТО-Мелара», два 20-мм автомата «Эрли-кон». Всего в 1996— 1997 гг. выстроено 2 единицы.

123. Корвет «Гётеборг», Швеция, 1990 г.

Выстроен на верфи в Карлскруне (Швеция). Водоизмещение стандартное 380 т, полное 420 т. Протяженность громаднейшая 57 м, ширина 8 м, осадка 2 м. Мощность трехвальной дизельной установки 8700 л.с., скорость 30 узлов. Оружие: 8 ПКР РВ5-15, одна 57-мм и одна 40-мм артустановки «Бофорс», четыре 400-мм торпедных аппарата, 4×9 противолодочных гранатомета «СААБ-Эльма».

Всего в 1990 — 1994 гг. выстроено 4 единицы.

124. Корвет «Эйлат», Израиль, 1994 г.

Выстроен на верфи «Инголлс» в Соединенных Штатах.

Водоизмещение стандартное 1075 т, полное 1227 т. Протяженность громаднейшая 86,4 м, ширина 11,9 м, осадка 3,2 м. Мощность двухвальной дизель-газотурбинной установки 36 600 л.с., скорость 33 узла. Оружие: 8 ПКР «Гарпун», 1×32 вертикальная ПУ ЗРК «Барак-1», одна 76-мм артустановка «ОТО-Мелара», два 25-мм автомата «Си Вулкан», два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата, один вертолет. Всего в 1994— 1995 гг. выстроено 3 единицы.

Тут уместно отыскать в памяти, что ракетные катера (РКА) сначала считались преемниками торпедных «москитов» и воспринимались как недорогие и потому массовые боевые единицы. Так, первые РКА отечественного флота (проект 183Р) были дешевле ракет П-15, каковые они несли.

Но стремительный рост цены совокупностей управления огнем и второй корабельной техники стал причиной тому, что разглядывать РКА только в роли средства доставки ракет к месту пуска (причем средства, очень уязвимого для любого вида неприятельского оружия) стало непозволительной роскошью. Катера обрастали оборонительным оружием — сперва зенитным, а после этого и противолодочным.

Другими словами по сути они превратились в малые многоцелевые суда и во многих государствах были переклассифицированы в корветы — благо их водоизмещение сейчас обычно превышало 400, в противном случае и 500 т. А строительство классических ракетных катеров в девяностых во всем мире фактически закончилось.

Хороший пример компактного корвета, «выросшего» из ракетного «москита» — шведский «Стокгольм».

Ведущий собственную родословную от торпедного катера «Спика», он создавался под концепцию малого боевого корабля со сменным оружием. Так, в зависимости от решаемых задач, на его палубе возможно размещено восемь ПКР РВБ-15, или столько же 533-мм либо 400-мм торпедных аппаратов, или мины заграждения, либо все это оружие сходу в том либо другом сочетании.

При маленьком водоизмещении (335 т) «Стокгольм» оснащался достаточно замечательным артиллерийским (по одной 57-мм и 40-мм автоматической пушке «Бофорс») и противолодочным (четыре девятиствольных гранатомета «СААБ-Эльма») оружием, и идеальными электронными совокупностями и двумя гидроакустическими станциями (подкильной и буксируемой). Конечно же, для для того чтобы оружия корабль был через чур мелок, исходя из этого по начальному проекту шведы выстроили всего два корвета.

А проект следующих четырех единиц типа «Гётеборг» был значительно переработан — увеличились размерения корпуса и количество надстройки, вместо решетчатой показалась целая пирамидальная мачта из легкого сплава… Снаружи «Гётеборг» при собственных, в неспециализированном-то, скромных размерах все-таки стал уже больше похож на корабль, а не на катер.

Необходимо заметить что в первой половине 80-х годов прошлого века ВМС Швеции распрощались со собственными последними большими кораблями ВМФ и сделали ставку на подводные лодки и катера.

Но эта концепция себя не оправдала. Потребность флота в многоцелевых боевых единицах сохранялась, а применительно к судам универсальность и компактность — понятия, в большинстве случаев, несовместимые. Исходя из этого шведские корветы нового поколения—типа «Висбю» — снова подросли в размерах и сейчас с катерами не имели ничего общего. Но, они так необыкновенны, что о них направляться поведать пара поподробнее.

К созданию серии корветов типа «Висбю» шведские конструкторы подошли с максимальной серьезностью. Разработка проекта заняла более 10 лет, а последовательность технических ответов отрабатывался на натурном примере— намерено выстроенном опытовом катере водоизмещением 140 т. Но затраты окупились: новый корвет оказался таким удачным, что имеет все основания принимать во внимание самым идеальным в собственном классе.

Первое, что нечайно завлекает внимание во внешнем виде «Висбю», — его необыкновенная архитектура.

Не смотря на то, что сейчас видом бронетехники в стиле «стэлс» уже никого не поразишь, шведы все же ухитрились довести эту идею до предела вероятного. Так, надстройки изготовлены из многослойного армированного стеклопластика и сверху имеют особое радиопоглощающее покрытие. Все средств обнаружения и системы оружия запрятаны в надстройках, антенны радиолокаторов укрыты радиопрозрачными колпаками.

Кроме того ствол 57-мм автоматической пушки в походном положении убран вовнутрь башни и выдвигается лишь перед открытием огня. Все это принесло собственные результаты: «Висбю» вправду можно считать кораблем-невидимкой.

По сообщениям шведских экспертов, дальность обнаружения корвета радиолокатором в штиль образовывает всего 12 миль, а при беспокойстве моря 2 — 3 балла— кроме того 7 миль. «Висбю» так незаметен, что его было нужно оснастить особыми выдвижными отражателями— чтобы при действии в составе группы его бы не утратили собственные суда.

Не остались без внимания проектировщиков и другие физические поля корабля.

Стеклопластиковые материалы подбирались так, дабы максимально поглотить внутреннее тепловое излучение. Выхлопные газы отводились в корму, на уровень ватерлинии. А другие устройства и перископы, каковые смогут давать блики, сделаны выдвижными и имеют противобликовую защиту

Футуристическому виду шведского корабля соответствует и его энергетическая установка. Четыре газовые турбины и два дизеля трудятся не на винты, а на два водометных движителя, причем главные гребные винты изготавливались не из стали, а из углепластика. Большая скорость образовывает 35 узлов, причем дальность обнаружения по гидростатическому давлению и кильватерному следу у «Висбю» заметно ниже, чем у подобного корабля с простой про-пульсивной установкой.

Главным оружием корвета считаются противокорабельные ракеты РВБ-15 новой модификации, имеющие дальность полета около 150 км. Восемь транспортно-пусковых контейнеров с ракетами установлены побортно под палубой. Кроме этого вовнутрь корпуса убраны и четыре 400-мм противолодочных торпедных аппарата.

«Висбю» стал первым в истории шведских ВМС боевым кораблем, оснащенным штатным вертолётом и ангаром.

Действительно, тут нежданно появилась неприятность — стало известно, что присутствие на борту винтокрылой автомобили очень сильно демаскирует корвет. Так, магнитное поле вертолета появилось в много раз (!) выше, чем у самого корабля. Выход из создавшейся обстановки один — создание принципиально нового беспилотного аппарата, всецело соответствующего концепции «стэлс».

Но эта дорогостоящая мысль возможно осуществлена весьма нескоро, а до тех пор пока шведским морякам нужно будет использовать лишь серийные легкие вертолеты — АВ-206А, закупленные в Италии.

Зенитное оружие представлено только 57-мм автоматической пушкой — считается, что из-за малой радиолокационной заметности корвета воздушный соперник ему не угрожает.

Однако проект предусматривает возможность в возможности установить модуль зенитных ракет «Си Спэрроу» с так называемым «холодным пуском», в то время, когда маршевый двигатель ракеты включается на расстоянии 100 м от корабля.

Из уникальных совокупностей оружия, примененных на «Висбю», нельзя не упомянуть новый 127-мм реактивный бомбомет «СААБ-Бофорс».

Это оружие воистину универсально и может вести пламя по подводным лодкам, торпедам, береговым целям, и стрелять осветительными боеприпасами, ставить радиогидроакустические буи, употребляться для постановки пассивных радиолокационных помех. Помимо этого, шведы оснастили корвет комплексом средств для борьбы с донными минами, включая независимый дистанционно управляемый подводный аппарат «Дабл Игл».

Низкий уровень физических полей корабля разрешает действенно применять «Висбю» и в роли тральщика — искателя мин.

И еще один штрих. Корвет «Висбю» стал первым в ВМС Швеции (а быть может, и в мире) боевым кораблем, на котором всецело отсутствует бумажная документация.

Все материалы, включая тактический формуляр, шифры, инструкции, боевые расписания и т.п., сохраняются в электронном виде на особом сервере, и их возможно прочесть только на экране монитора. Факт, на первый взгляд, малозначительный, но вместе с тем наглядно характеризующий современные тенденции в военно-морской технике.

С. БАЛАКИН

Обзор на AUGVAPE MerLin Mini RTA | компактность и Универсальность

Статьи, которые будут Вам интересны: