Стремительный снежный рейд

Стремительный снежный рейд

АЭРОСАНИ РФ-8-ГАЗ-98. Многоснежная и морозная зима 1941/42 года создала условия для широкого применения аэросанной боевой и транспортной техники. «Намек» русской зимы был воспринят отечественными армиями. И в январе 1942 года на многих участках фронтов в Подмосковье, в районе Ветхой Руссы, на Северо-Западном фронте показались первые аэросанные подразделения.

В условиях распутья боевые и транспортные батальоны, оснащенные соответствующими типами аэросаней, взяли в руки одни из основных козырей войны — скорость и мобильность передвижения. В самых неожиданных для неприятеля местах быстро появлялись и проводили успешные боевые операции отечественные подразделения. Неприятель защищал дороги — аэросани оказались из-за непроходимых сугробов. Эффект внезапности, быстротечности боя в тылу соперника создавал ошеломляющее воздействие на нацистов.

А тем временем транспортные аэросани подвозили новых десантников, каковые закрепляли успех операции.

О некоторых изюминках тактики боя, технической оснащенности аэросаней типа НКЛ-36, транспортных автомобилей НКЛ-16/41, НКЛ-16/42 мы уже говорили на страницах отечественного издания. Сейчас настала очередь еще одного типа аэросаней — РФ-8-ГАЗ-98, с которыми связано много броских страниц боевой биографии Советской Армии.

Аэросани РФ-8 были созданы ОКБ Наркомречфлота под управлением главного конструктора М. В. Веселовского по заданию Госкомобороны СССР. В создании данной военной машины учавствовала многочисленная несколько инженеров: II. Ф. Мейер, И. К. Чичхиани, Е. И. Мелеханов, А. А. Смолин, В. А. Зверев, Н. А. Ронжин, И. А. Кунясв, А. И. Смирнов и многие другие.

Гениальный конструктор М. В. Веселовский создал во время с 1932-го по 1941 год пара типов уникальных аэросапей. Автомобили с индексами ГГАТ-3, КМ-4 и КМ-5 изготавливались партиями для народного хозяйства и нужд связи. Уже в первых числах Ноября 1941 года индустрии были переданы чертежи боевых аэросаней РФ-8; ГКО СССР поручил их изготовление нескольким фирмам, а также Горьковскому автомобильному заводу.

По согласованию с главным конструктором автолюбители внесли в чертежи последовательность трансформаций, с тем дабы серийное производство саней соответствовало принятой на заводе разработки и имеющимся в наличии материалам. Эти работы проходили под руководством главного конструктора автомобильного завода А. А. Липгарта. В работах над машиной учавствовали А. Д. Просвирин, А. М. Кригер, А. В. Костин, В. И. Борисов, Г. И. Красильников и другие.

В последних числах Декабря 1941 года первые партии автомобилей типа РФ-8, взявшие заводской индекс ГАЗ-98, уже поступили на многие участки фронта. Ими были укомплектованы боевые аэросанные батальоны.

Рис.

1. Неспециализированный вид аэросаней РФ-8-ГАЗ-98.

Рис. 2. Компоновка аэросаней РФ-8-ГАЗ-98:

1 — лыжа, 2 — корпус, 3 — фара, 4 — пулемет, 5 — кольцо турели, 6 — кронштейн крепления пулемета, 7 — магазины с патронами, 8 — рулевая колонка, 9 — верхний кронштейн, 10 — рулевое колесо, И — ветровое стекло, 12 — бензиновый бак, 13 — ферма ограждения винта, 14 — водяной радиатор, 15 — пробка радиатора, 16 — воздушный винт, 17 капот двигателя, 18 — двигатель, 19 — редуктор, 20 — втулка воздушного винта, 21 — пилон, 22 — аккумуляторная батарея, 23 — задняя амортизационная стойка, 24 — полуось задняя, 25 — лыжа задняя, 26 — механизм тормоза, 27 — кабанчик лыжи, 28 — шарнир, 29 — разгрузочный подкос, 30 — лента крепления топливного бака, 31 — узел на корпусе, 32 — сиденье водителя, 33 — ролики и трос управления, 34 — передняя амортизационная стойка, 35 — рычаг управления,36 — кольцо крепления втулки кабанчика лыжи, 37 — поворотная полуось, 38 — главная полуось, 39 — поперечная тяга управления, 40,41 — верхний и нижний узлы подвески, 42 — полка для магазинов боекомплекта.

Отличительная изюминка аэросаней РФ-8-ГАЗ-98 заключалась в том, что они были снабжены не авиационным, а намного более недорогим серийным автомобильным двигателем ГАЗ-М-1 производства Горьковского автомобильного завода. Помимо этого, на них был установлен двухлопастный железный воздушный винт. Наличие винта из металла существенно расширяло возможность их применения.

Эта машина проходила по перелескам, не страшны ей были и лесные дороги, где остальные типы аэросаней с менее прочным древесным воздушным винтом использоваться не могли.

Аэросани РФ-8-ГАЗ-98, как более качественные, обширно употреблялись на фронтах для ведения боевых и разведопераций. Они уходили в тыл соперника и в одиночку, и боевыми подразделениями.

На их счету много удачно совершённых операций, исполнение важных заданий по связи штабов с передовыми воинскими частями, доставка срочных донесений, патрулирование отдельных участков фронта, охрана стратегически ответственных объектов.

Боевые аэросани РФ-8-ГА3-98 конструктивно выполнены по четырехлыжной схеме, с двумя управляемыми лыжами. Корпус полуоткрытый, двухместный, с последовательным размещением мест для экипажа.

Для удобства ведения огня из установленного на аэросанях пулемета и для повышения горизонтального угла обстрела стрелок размешался на переднем сиденье, а шофер автомобили в задней кабине. Тут же расположены рулевая колонка, ножные педали газа, тормоза, раскачки автомобили и др. За кабиной водителя на особом пилоне размещена винтомоторная установка, внизу, в корпуса, — аккумуляторная батарея и топливный бак.

Подвеска задних лыж и передних свободная, выполнена по пирамидальной схеме — с установкой лыж на полуосях с пружинными амортизационными стойками. Крепление подвесок к силовым узлам на -корпусе осуществляется через шарнирные соединения. Лыжи фиксируются втулками кабанчиков на полуосях посредством металлических колец, каковые контрятся конусными болтами.

Рулевая колонка с установленным на ней рулевым колесом с барабаном для намотки рулевого троса крепится к элементам корпуса верхним и нижним узлами.

Рис. 3. Кабанчик задней лыжи:

1 — лыжа задняя, 2 — тормозный штырь, 3 — кронштейн, 4 — тормозной качающийся рычаг, 5 — вилка, 6 — резьбовая натяжная муфта, 7 — тяга, 8 — ролик тормозного троса, 9 — тормозной трос, 10 — кронштейн, 11 — втулка кабанчика, 12 — обратная пружина, 13 — корпус кабанчика, 14 — болты с гайками крепления кабанчика, 15 — болт тормозного штыря.

Винтомоторная установка расположена над хвостовой частью корпуса и складывается из двигателя, редуктора, на валу которого укреплен воздушный винт, радиатора совокупности водяного охлаждения двигателя, ограждения и капота двигателя воздушного винта.

Двигатель с редуктором и радиатор крепятся на резиновых амортизаторах к древесным под-моторным балкам, которыми заканчивается пилон. Двигатель закрыт капотом с раскрывающимися боковыми створками.

Территория вращения воздушного винта ограничена трубчатыми фермами ограждения винта, покрытыми яркой красной краской. Фермы крепятся к узлам на корпусе и на подмоторной балке.

Для работы аэросаней ночью в носовой части установлена автомобильная фара.

Корпус древесный и складывается из 15 поперечных шпангоутов, продольных стрингеров, образующих каркас, и фанерной обшивки. Скуловые стрингеры крепятся к шпангоутам на шурупах с установкой угловых фанерных книц и бобышек. В местах силовых узлов в каркас вклеены заполнения.

В верхней обшивке выполнены вырезы под кабины стрелка и водителя. В задней части корпуса ветви шпангоутов с № 12 по 15 переходят в пилон, заканчивающийся вверху двумя древесными балками, каковые скреплены со стойками шпангоутов. Эти балки являются фундаментом винтомоторной установки. На нижних полках задних шпангоутов размещены узлы и ложементы крепления топливного бака, и площадка для аккумуляторной батареи.

Пол в кабинах выполнен из толстой фанеры, введенной в конструкцию корпуса.

Силовые узлы для фиксации амортизаторов подвески и элементов лыж — металлические, литые и крепятся на обшивке сквозными болтами с установкой под тайки (с внутренней стороны) железных пластин.

Ходовая часть включает задней подвесок и лыжи передней.

Лыжи — смешанной конструкции, плоские, в плане прямоугольной формы.

Складываются из корпуса (древесных брусков. медлено загнутых в носовой части), верхней и нижней фанерной обшивки и окантовочных железных профилей. Снизу крепится железная ходовая подошва, по которой проходит металлической прямоугольного сечения подрез. Сверху расположен выполненный из листовой стали сварной кабанчик со втулкой для надевания на полуоси подвесок. Кабанчик лапками, отогнутыми в нижней части, и болтами с плоской головкой крепится к корпусу лыжи.

задние лыжи и Передние однообразные, но кабанчик задних имеет приваренные кронштейны для установки качающегося тормозного рычага и вертикально расположенную трубку-направляющую для тормозного штыря. Сбоку около втулки на заднем кабанчике приварены ушки. На них посажен на качающейся обойме направляющий ролик тормозного троса, что присоединяется к качающемуся рычагу резьбовой вилкой с муфтой для регулировки натяжения троса.

Передняя подвеска складывается из главной полуоси с наваренной на ее внешнем финише втулкой-ступицей, на которую шкворнем крепится поворотная полуось с посадочным местом для втулки кабанчика лыжи. На верхний торец данной полуоси на конусных болтах устанавливается конечный рычаг управления лыжами. Главная полуось имеет приваренное точеное кольцо с ушками для крепления амортизационной стойки и подкоса.

Кольцо помогает кроме этого ограничителем втулки кабанчика.

Главная полуось, амортизационная стойка и подкос крепятся к силовым узлам на корпусе через шарнирные соединения.

Задняя подвеска лыж складывается из полуоси, амортизационной пружинной стойки и разгрузочного подкоса, каковые кроме этого соединены с силовыми узлами шарнирными соединениями.

Верхний финиш амортизационной стойки крепится на узел, расположенный на подмоторных брусьях пилона, что снабжает передачу веса винтомоторной установки конкретно через амортизационную стойку на лыжи аэросаней.

Управление аэросанями осуществляется поворотом передних лыж. Совокупность управления тросовая.

Для уменьшения упрочнений при исполнении маневра на рулевом колесе поставлен полиспаст. Рулевая колонка с барабаном для намотки троса крепится к корпусу двумя кронштейнами.

Поперечная тяга снабжает поворот лыж на требуемый угол синхронно в сторону вращения рулевого колеса.

Тяговое упрочнение воздушного винта и торможение аэросаней разрешают регулировать скорость перемещения.

В кабине водителя на полу размещены педаль газа и раскачки педалей и блок тормоза. О последней стоит сообщить очень. Она употребляется, дабы стронуть сани с места. На стоянках, в особенности на рыхлом и сыром снегу, подошвы лыж примерзают к снегу, наряду с этим одного упрочнения тяги воздушного винта для срыва автомобили с места не достаточно.

Дабы уничтожить узкую ледяную корку, появившуюся на подошвах лыж, нужно легко переместить лыжи в стороны. Педаль раскачки соединена тросом с верхним звеном правой задней амортизационной стойки. Упираясь в педаль, шофер сжимает пружину амортизатора и тем самым наклоняет машину на борт. Нескольких нажимов достаточно, дабы раскачать машину, — наряду с этим сдвигаются в лыжи и стороны, разрушав держащую их ледяную корку.

На аэросанях установлен серийный автомобильный двигатель мощностью 50 л. с. при 2800 об/мии с штатными агрегатами и водяным охлаждением. Вращающий момент передается на воздушный винт через шестеренчатый редуктор, укрепленный на блоке цилиндров и картере двигателя (картер сцепления снят). Редуктор имеет две цилиндрические шестерни. Малая ведущая шестерня — на фланце коленчатого вала двигателя.

Ведомая шестерня большего диаметра (передаточное число 0,78) размещена на валу воздушного винта, что установлен на двух (опорно-упорном и опорном) шариковых подшипниках, посаженных в его корпуса крышки и гнёзда редуктора.

Воздушный винт с лопастями O 2,35 м развивает тяговое упрочнение 205—210 кг. Вал его находится в картере редуктора, выше коленчатого вала.

Это разрешило опустить двигатель вниз на величину межцентрового расстояния между валами и тем самым снизить неспециализированный центр тяжести автомобили и придать ей громадную устойчивость, в особенности при перемещении с боковым креном.

Рис. 4. Передняя подвеска — левая (в разобранном виде):

1 — кольцо крепления втулки кабанчика, 2 — поворотная полуось, 3 — медная втулка, 4 — конусные болты крепления рычага управления, 5 — рычаг управления, 6 — шаровой болт, 7 — полуось с ушками крепления амортизационной стойки и подкоса, 8 — шарнир, 9 — узел крепления на корпусе, 10 — подкос, 11 — регулировочный резьбовой наконечник, 12 — болт, 13 — болт фиксации шкворня, 14 — шкворень, 15 — медные шайбы.

Двигатель с редуктором устанавливается на подмоторные балки пилона и крепится в четырех точках лапами, имеющимися на блоке двигателя и на корпусе редуктора.

Перед двигателем на передних финишах балок зафиксирован автомобильный водяной радиатор. Топливный бак емкостью 80 л расположен за кабиной водителя, в корпуса. Бак установлен на ложементах, имеет заливную горловину, вынесенную над обшивкой в пилона.

Из особого оборудования отметим следующее. На верхнюю обшивку корпуса над передней кабиной устанавливается упрощенное турельное кольцо для крепления пулемета.

Пулемет вольно вращается, снабжая горизонтальный угол обстрела до 300° и угол возвышения до 14°. Под носовой обшивкой на намерено выполненной магазинной полке размещается бортовой боекомплект — 10 магазинов с патронами для пулемета и гранаты для ведения ближнего боя.

Аэросани РФ-8-ГАЗ-98 имели модификации, выполненные в 1942—1943 годах армейскими инженерами братьями Алексеем и Иваном Бескурниковыми. В одном из вариантов подмоторный пилон был заменен трубчатой подмоторной рамой.

В аэросанях с индексом ГАЗ-98К автомобильный двигатель заменили авиационным М-11 мощностью 110 л. с., что сделало машину более динамичной. На базе ГАЗ-98 К был создан штабной вариант с закрытой кабиной (лимузин); эта машина не имела оружия.

Drive Ahead Данный Шеф ЕЩЕ КРУЧЕ! Рейд на БОССА в Мультяшной игре Драйв Ахед от Cool GAMES

Статьи, которые будут Вам интересны: