Торпеда, пушка или мина?

Торпеда, пушка или мина?

Борьба подводных лодок «против всех» (а по большей части борьба с несчастными торговыми судами), развернулась спустя всего пара месяцев по окончании начала Первой Мировой. За четыре года «людской бойни» германские субмарины испробовали пара видов оружия, причём фактически всё очень и очень удачно. О воистину роковом для английского крейсерского флота применении торпед мы уже говорили.

Но число смертоносных «рыбок» на борту «У-боотов» было небольшим. Соответственно, если бы их начальники имели возможность использовать лишь данный вид оружия, число потопленных в одном походе судов и кораблей никак не имело возможности быть больше торпедный боезапас, другими словами 8-10 штук.

Но стоит отыскать в памяти, к примеру, о самом результативном подводнике тех времён, Лотаре фон Арно де ла Перьере. Данный человек с прекрасным французским именем, однако, был немцем, появился в германском Позене (сейчас польской Познани) и служил в кайзеровском флоте. И не просто служил. На его счету числятся 194 торговых судна неспециализированной вместимостью более 450 млн кг (в некоторых источниках указывается на одно судно меньше) и два маленьких военных корабля неспециализированным водоизмещением 2500 тысячь киллограм.

Главной территорией действий для него было Средиземное море, где Перьер стал настоящей грозой судоходства. Как пример возможно привести пятый поход этого современного «корсара», ставший четырнадцатым для его лодки «U-35». Менее чем за 30 дней, с 26 июля по 20 августа 1916 года, он послал на дно 54 судна неспециализированным водоизмещением 90 540 тысячь киллограм!

Наряду с этим субмарина израсходовала всего четыре торпеды, одна из которых к тому же прошла мимо.

Итог был достигнут по большей части за счёт 88-пушки и, само собой разумеется, отличной подготовки и таланта командира наводчика, одного из лучших на флоте, которого Арно де ла Перьер всеми способами переманил на собственное подводное судёнышко. Само собой разумеется, кроме того при наличии сверхмастерства у этого «кудесника» снарядов не хватило бы на практически сотню жертв. Часть маленьких шхун топили подрывными пакетами, но однако главную работу выполнило как раз штатное орудие.

По большому счету ответ устанавливать достаточно замечательную «артиллерию» на субмарины, принятое германским Адмирал-штабом ещё до войны, выяснилось весьма успешным. По окончании временного отказа в марте 1915 года от первой попытки повести неограниченную подводную войну (по большей части из-забоязни вступления в войну на стороне союзников США) их начальникам было нужно обратить взгляд именно на собственные орудия.

Так как при ведении торговой войны хоть в каком-то соответствии с интернациональными правилами всё равняется приходилось всплывать и останавливать судно перед потоплением. Расходовать же драгоценные в походе немногочисленные торпеды представлялось при таких условиях уже совсем неоправданным расточительством. Но и высадиться на борт приза и заложить подрывные заряды без предъявления значительного довода было делом рискованным.

Но таким доводом легко имела возможность стать солидная пушка. Она же помогла бы образумить «строптивца», пробовавшего уйти. Как раз сочетанием огня на поражение и принуждением «торговца» остановиться и разрешить себя потопить подрывным патроном и оперировал де ла Перьер.

Необходимо подчеркнуть, что при таком огромном количестве разрешённых войти ко дну целей он ухитрился не замарать себя теми воистину нечеловеческими поступками, которыми «прославились» кое-какие германские подводные начальники. Он постоянно давал команде время спустить шлюпки и покинуть судно. Любопытно, что известнейший подводник так и прослужил с 1915 года в одном и том же чине капитан-лейтенанта всю войну, не смотря на то, что, действительно, был отмечен высокими призами, включая две степени Железного креста.

Торговая подлодка «Дойчланд», Германия, 1916 г.

Строилась на верфи во Фленсбурге. Тип конструкции — двухкорпусный. Водоизмещение надводное/подводное — 1515/1830 т. Размеры: протяженность 65,0 м, ширина корпуса 8,9 м, осадка 5,3 м. Материал корпуса — сталь. Глубина погружения — до 55 м. Двигатель: 2 дизеля мощностью 800 л.с. и 2 электромотора мощностью 800 л.с.

Скорость надводная/подводная — 12,4/5,2 уз. Оружие отсутствовало. Грузоподъёмность — до 800 т. Экипаж — 29 чел. В 1916 — 1917 гг. выстроено 3 единицы: «Дойчланд», «Бремен» и «Ольденбург».

Реально употреблялась по назначению лишь первая из них. Все 3 переделаны в подводные крейсера типа «U-151» в 1917 г.

Подводный крейсер «U-140» «Капитан-лейтенант Веддинген», Германия, 1918 г.

Строился на верфи «Германияверфт». Тип конструкции — двухкорпусный.

Водоизмещение надводное/подводное — 1930/2485 т. Размеры: протяженность 92,0 м, ширина корпуса 9,1 м, осадка 5,3 м. Материал корпуса — сталь. Глубина погружения — до 75 м. Двигатель: 2 дизеля мощностью 3300 л.с. и 2 электромотора мощностью 1700 л.с. Скорость надводная/подводная — 15/7,5 уз.

Оружие: шесть 500-мм торпедных аппаратов (4 — в носу, 2 — в корме, 19 торпед), два 150-мм орудия. Броня подачи снарядов — 25 мм, рубки — 30 мм. Экипаж: 66 чел. плюс 20 чел. из состава призовых команд. В 1918 г. выстроено 3 единицы: «U-139» — «U-141». «U-139» передана Франции, где служила до 1935 г. называющиеся «Альброн», «U-140» потоплена в качестве мишени в Соединенных Штатах в 1921 г., «U-141» передана Британии и сдана на слом в 1923 г.

Подводный крейсер «U-151» (бывшая торговая лодка «Олденбург»). Германия, 1917 г.

Строилась на верфи во Фленсбурге. Тип конструкции — двухкорпусный. Водоизмещение надводное/ подводное — 1515/1875 т. Размеры: протяженность 65,0 м, ширина корпуса 8,9 м, осадка 5,3 м. Материал корпуса — сталь. Глубина погружения — до 55 м. Двигатель: 2 дизеля мощностью 800 л.с. и 2 электромотора мощностью 800 л.с. Скорость надводная/подводная — 12/5,2 уз.

Оружие: два 500-мм торпедных аппарата в носу, 18 торпед), два 150-мм и два 88-мм орудия. Экипаж — 56 чел. и 20 чел. из состава призовых команд. В 1916 — 1918 гг. выстроено и перестроено из торговых 7 единиц; «U-151» — «U-157». «U-155» (бывшая «Дойчланд») по окончании войны передана Англии и сдана на слом, «U-154» и «U-156» затонули при буксировке на слом; «U-151» и «U-157» переданы Франции и кроме этого разобраны в 1921 г., остальные погибли в войну

Его (и не только его) пример, непременно, свидетельствовал о том,что германская концепция субмарины как «ныряющей пушки» в середине и начале войны в полной мере была в праве на существование и давала хорошие результаты. Но соперник неспешно принимал меры против для того чтобы способа. Ими стали суда-ловушки, замаскированные под безобидных «купцов», но снабжённые обученным персоналом и замаскированными пушками из армейских моряков.

Лодка поднималась на поверхность, готовясь высадить «захватчиков» с подрывными патронами либо потопить добычу из собственного орудия, в то время, когда маскировочные щиты внезапно падали и жертва преображалась в охотника. Не смотря на то, что удачи ловушек для того чтобы рода были достаточно скромными, от использования и всплытия собственной артиллерии начальники лодок стали воздерживаться, либо, по крайней мере, перед этим «семь раз отмеривать».

Но, что ответственнее, ближе к концу войны союзники, в первую очередь, само собой разумеется, британцы, начали устанавливать пушки поголовно на все суда, мало-мальски пригодные для данной цели. Сначала количество вооружённых «торгашей» исчислялось сотнями, после этого и тысячами. Не смотря на то, что подготовка канониров, конечно же, очень сильно уступала мастерству призового наводчика де ла Перьера, но риск взять роковой боеприпас с первого попавшегося судна и, в лучшем случае, прекратить боевой поход отпугивал многих подводников.

Ответов, кроме перехода к классическому оружию — торпедам, — могло быть пара. Одно из них заключалось в увеличении артиллерийской мощи «корсара» так, дабы он стал не по зубам не только в большинстве случаев устаревшей пушке на транспорте, но и той же «ловушке». Для солидной же пушки (а тем более — двух либо нескольких) требовалась и очень солидная субмарина.

Но подводный крейсер имел возможность бы употребляться не только у Английских островов (где, к тому же, британцы начали предпринимать первые противолодочные меры, пускай до тех пор пока и вялые), но и в более дальних океанских водах — в том месте организовать противодействие представлялось чуть ли вероятным. Тем более, что практика дальних и сверхдальних походов подводных лодок у немцев уже имелась. Не смотря на то, что первоначально, как ни необычно, на удивление, мирных.

Речь заходит о «торговых» субмаринах типа «Дойчланд», каковые намерено выстроили с целью прорыва английской торговой блокады. Это были большие (около 1870 т в подводном положении) и, как положено «торговцам», пара неуклюжие суда с весьма широким (практически 9 м) корпусом, образовавшим достаточно широкие грузовые отсеки. Надводная скорость приблизительно соответствовала такой у простых транспортов, а подводная была совсем небольшой.

Предполагалось, что солидную часть пути субмарина-транспорт будет проходить на поверхности, погружаясь лишь в самых страшных обстановках.

Как раз так дело и пошло. Головной «Дойчланд», наскоро выстроенный и подготовленный к плаванию уже летом 1916 года, отправился в дальний путь в Соединенных Штатах из Бремена. Путешествие началось с громадных хитростей: лодка простояла у острова «Гельголанд», целых девять дней.

Немцы опасались, что её выход из порта смогут подметить британцы. Для большей безопасности субмарина обогнула Английские острова с севера и после этого уже достаточно нормально пересекла океан, двигаясь всё время в надводном положении.

В итоге, она прибыла в Балтимор, преодолев 3800 миль за две с лишним семь дней. (Стоит подметить, что это составляло только часть огромной большой дальности, равной без дозаправки 25 тысячам миль!) К себе «Дойчланд» возвратился кроме этого в полной мере благополучно, доставив целый ворох очень дефицитных материалов, включая 350 тысячь киллограм каучука, 340 тонны олова и 93 тонн никеля. Успешным был и второй поход. Но на этом «успешная подводная торговля» прервалась.

США прекратили отношения с Германией и грозились вступить в войну на стороне союзников.

Тогда мирных «купцов» начали безотлагательно переделывать в «солдат». «Дойчланд» в феврале 1917 года перестроили в безликую номерную «U-155», установив на широкой палубе шесть торпедных аппаратов и несколько 150-мм орудий, снятых с броненосца «Цёринген», да ещё в придачу несколько 88-миллиметровок — вправду, целую батарею. За ним последовали уже готовый «Бремен» и лишь начатый постройкой «Ольденбург».

Не считая, них по тому же проекту выстроили ещё четыре единицы, сначала предназначенные для боевой работы.

Все они взяли уже обычные 500-мм торпедные аппараты, встроенные в корпус, но пара грозных 150-миллиметровок сохранилась. Эти орудия, и громадный запас торпед, 18 штук на 2 аппарата, плюс фактически неограниченная дальность плавания и являлись теми самыми козырями, каковые новоиспечённые подводные крейсера подготовились предъявить сопернику.

Примечательно, что в состав внушительной команды из 76 моряков входили 20 человек, которых предполагалось применять в составе команд призовых (захваченных) судов.

Итак, для появления на сцене могущественных (и, ясно, очень и очень дорогих) подводных крейсеров всё было готово. Либо практически всё: единственным препятствием оставались замечательные дизели, нужные с целью достижения высокой надводной скорости, характерной (и нужной) для таких рейдеров.

Однако, уже в августе 1916 года, в то время, когда «Дойчланд» лишь возвратилась из собственного первого торгового путешествия, был создан соответствующий проект «46» и выдан заказ на первую серию из трёх единиц, «U-139» — «U-141». Действительно, вследствие этого было нужно отложить постройку сходу восьми «мобилизационных» лодок, так что разумность данного ответа оставалась под вопросом кроме того для самих немцев.

Не смотря на то, что дальность плавания подводных крейсеров особой постройки если сравнивать с «мобилизованными торгашами» «ополовинили», она всё равняется составила более 12 000 миль. Наряду с этим субмарины кроме того имели лёгкое бронирование: подача и рубка снарядов к орудиям прикрывались 25 — 30-мм страницами.

Водоизмещение подросло практически до 2500 т в подводном положении; в глубину эти «монстры» имели возможность погружаться на 75 м. Неудивительно, что такие, вправду солидные суда взяли, кроме номеров, имена личные — в честь уже ставших легендарными подводников — Веддигена и Швигера.

Подводный заградитель «UC-1», Германия, 1915 г.

Строилась компанией «Вулкан» в Гамбурге. Тип конструкции — однокорпусный.

Водоизмещение надводное/подводное — 168/183 т. Размеры: протяженность 34,0 м, диаметр корпуса 3,21 м, осадка 3,0 м. Материал корпуса — сталь. Глубина погружения — до 50 м. Двигатель: 1 дизель мощностью 90 л.с. и 1 электромотор мощностью 175 л.с. Скорость надводная/подводная — 6,2/5,2 уз. Оружие — 12 мин. Экипаж — 14 чел.

В 1915 г. выстроено 15 единиц: «UC-1» — «UC-15»

Подводный заградитель типа «UС II», Германия, 1916 г.

Строилась компанией «Блом унд Фосс» в Гамбурге. Тип конструкции — двухкорпусный. Водоизмещение надводное/подводное — 415/500 т. Размеры: протяженность 49,4 м, ширина корпуса 5,2 м, осадка 3,7 м. Материал корпуса — сталь. Глубина погружения — до 50 м. Двигатель: 2 дизеля мощностью 500 л.с. и 2 электромотора мощностью 460 л.с. Скорость надводная/подводная — 11,5/7 уз.

Оружие: три 500-мм торпедных аппарата (2 в носу и 1 в корме, 7 торпед), одно 88-мм орудие, 18 мин. Экипаж — 26 чел. В 1916 — 1918 гг. выстроено 64 единицы: «UС-16» — «UС-79»

Подводный заградитель «U-75» типа «UЕ», Германия, 1916 г.

Строился компанией «Вулкан» в Гамбурге.

Тип конструкции — двухкорпусный. Водоизмещение надводное/подводное — 755/830 т. Размеры: протяженность 56,8 м, ширина корпуса 5,9 м, осадка 4,9 м. Материал корпуса — сталь. Глубина погружения — до 50 м. Двигатель: 2 дизеля мощностью 900 л.с. и 2 электромотора мощностью 800 л.с.

Скорость надводная/подводная — 10,5/7,5 уз. Оружие: два внешних 500-мм торпедных аппарата (один в носу и один в корме, 4 торпеды), одно 88-мм орудие, 34 мины. Экипаж — 32 чел. В 1915 — 1917 гг. выстроено 10 единиц: «U-71» — «U-80». Войну пережили лишь 3 единицы, из которых только «и-79», переименованный в «Виктор Ревель», прослужил до 1933 г. в составе французского флота; «U-71» и «U-80» сданы на слом

На том аппетиты любителей «подводной артиллерии» не остановились.

Развитием проекта 46 стали подводные броненосные (!) крейсера проекта 47, каковые немцы успели лишь спроектировать, но так и опоздали выстроить. Их водоизмещение превышало 4000 тысячь киллограм, оружие составляли уже четыре 150-мм и два 88-мм орудия. Но, и данный «Голиаф» не стал пределом мечт.

Один из приверженцев лодок громадного водоизмещения доктор наук университета Фламм создал проект подлодки в 7000 т, кроме этого частично бронированной и вооружённой двумя 21-см орудиями в башнях и ещё четырьмя 88-мм орудиями, и десятью аппаратами — два на палубе, четыре на носу и четыре на корме с неспециализированным запасом торпед в 40 штук. Дальность действия этого «монстра» предполагалась в 25 000 миль, а большая надводная скорость — 22 уз.

Вправду, всплывающий из-под воды «монстр» имел возможность бы устрашить не только самого храброго капитана торгового судна, в лучшем случае вооружённого жалкой пушчонкой, но и побороться с конвоиром, впредь до маленького крейсера. Но столь же ясно, что такие «чудовища» стоили бы усилий и немалых средств при реализации проекта. А вот их эффективность вряд ли окупила бы затраты. Это видно по итогам действия реально участвовавших в войне подводных крейсеров.

На счету «основателя семейства», бывшего «Дойчланда», к концу войны числилось 42 потопленных судна. Много, но весьма на большом растоянии от рекордов. А остальные подводные крейсера показали себя и вовсе весьма робко, понеся притом утраты: «U-154» и «U-156» успели пойти ко дну практически сразу после вступления в строй, причём первую из них торпедировала английская субмарина «Е-35».

Куда как более разумными представляются 12 единиц «громадного мобилизационного» проекта. При подводном водоизмещении пара более 1500 т они имели шесть торпедных аппаратов и несколько 105-мм орудий, развивая на поверхности около 17 узлов. Данный тип, во многом эквивалентный крейсерским субмаринам уже Второй мировой, представлялся очень перспективным.

Но, к счастью для союзников, ввести в строй немцам их не удалось.

Так, очень противоречиво, сложилась будущее артиллерийских подводных крейсеров. Но у пушки как главного оружия подлодки кроме классических торпед нашёлся ещё один соперник. Речь заходит о минах.

Ничего принципиально нового в данной идее помой-му не было: многие ранние лодки ещё XIX столетия предусматривали использование разного вида зарядов, ставящихся время от времени очень умными методами. Но попытки применять стандартные мины для постановки заграждений относятся к более позднему времени. Причём несомненный приоритет в практическом осуществлении проекта подводного минзага в собственности России и связан с именем конструктора Налётова и его детища «Краба», о котором мы ещё поведаем.

Но «Краб» строился весьма долго, и практически первый готовый к действиям подводный минный заградитель показался как раз в Германии. Он воображал собой несомненный экспромт, прямо скажем, не во всём успешный. Необходимо заметить, как раз его конструкционные ответы на долгое время выяснили кое-какие черты германских субмарин для того чтобы типа.

В качестве базы были выбраны малые лодки типа UВ (проект 34). Причём проект основанных на них заградителей (проект 35а) показался фактически в один момент с разработкой самого «прототипа». Уже в осеннюю пору 1914 года последовал заказ на две единицы. их руководитель и Инженеры, основной конструктор проекта Вернер, имели через чур мало времени для проработки различных способов постановки мин, исходя из этого избрали несложный.

В носовой части корпуса впредь до рубки расположили шесть наклонных к корме шахт. В каждой из них размещалось по паре намерено сконструированных цилиндрических мин UC/120. Из шахт они и ставились, причём постановка осуществлялась на ходу. Мины от удерживающих их стопоров и под собственной тяжестью выскальзывали из шахты.

При ударе о дно отдавался мина — и якорь всплывала на установленную глубину. Это и имеется так называемый метод постановки «под себя». Минимум «механики», никаких дополнительных перемещений взрывоопасного груза, независимость «начинки» шахт друг от друга.

Легко и действенно, не смотря на то, что одновременно с этим очень страшно. Ясно, что в случае если мина поднимется на боевой взвод и начнёт не своевременно всплывать либо в шахте в момент выхода, лодке может угрожать смерть. Плюс к тому, серьёзные неприятности появились в связи с обеспечением водонепроницаемости в местах соединения минных прочного корпуса и шахт.

Но для того чтобы рода препятствия именно удалось удачно преодолеть, причём весьма скоро. Лодки понравились адмиралам ещё на стадии чертежей. Практически через месяц по окончании первого заказа германские верфи уведомили о том, что им последуют дополнительные и весьма большие подряды. Но,все верфи, имевшие опыт постройки подводных лодок, к тому моменту уже были перегружены работами.

Морскому министерству было нужно обратиться к услугам верфи «Вулкан» из Штеттина, ранее подводными лодками не занимавшейся. Она и взяла подряд на 10 из 15 единиц типа UС I, как обозначили лодку-заградитель. Заказ на другую пятёрку взял «Везер». События развивались с «космической» скоростью.

Предполагалось, что на отладку и постройку столь принципиально нового корабля потребуется полгода, но первые единицы вошли в строй уже через 5 месяцев. Кроме того новичку «Вулкану» удалось выдержать весьма твёрдые сроки.

Потом будущее первых подводных минзагов напоминала таковую у их торпедных «сестричек» UВ: разборка на части, перевозка по железной дороге в порты Бельгии либо в австрийскую Полу, сборка и — в море.

Стоит подметить, что на момент вступления в строй подводных заградителей никто не имел возможности угадать, какую роль они сыграют в войне, и сыграют ли они её по большому счету. Кроме того их личные экипажи очень скептически относились к возможностям собственных субмарин.

Первые же походы продемонстрировали, что все сомнения напрасны. «UС-1» в двух выходах в июле 1915 года к берегам Британии выставила 24 мины, на которых погибли эсминец, сторожевик и два торговых судна. Хороший «урожай».

Тем более, что опасности при постановке мин в подводном положении сводились лишь к походу к месту заграждения и от него. Всё это было большое количество несложнее, чем потопление и выслеживание цели её шепетильно нацеленной торпедой либо всплытие для стрельбы из бортовой пушки.

Ясно, что при подводных минных постановок никакой речи о «верном» ведении войны не шло.

Начальники субмарин обычно не могли бы определить место, где они выкинули собственный смертоносный груз, даже если бы желали сделать это. И на минах гибли первые попавшиеся суда с самыми различными грузами, как армейскими, так и сугубо мирными. К примеру, на минах той же «UС-1» в 1916 году подорвался и затонул нейтральный голландский пароход «Кёнигин Вильгельмина», вёзший в Англию миллион фунтов в уплату за товары.

Страдали и сами постановщики. «UС-2» не возвратилась из собственного второго похода, а британцы, привлечённые сильным взрывом, нашли остатки субмарины, разумеется, ставшей жертвой собственного «груза». Но удач было значительно больше. Один из первых заградителей, «UС-4» совершил за войну 73 боевых похода, выставив в общем итоге 876 мин. На них погибло практически 40 судов и кораблей. А «UС-6» легко превзошла эти показатели, выставив в 88 выходах более 1050 смертельных цилиндров.

Её боевой счёт достигает пяти десятков жертв. Только 89-й поход стал для мелкого заградителя роковым; вероятнее, она кроме этого взорвалась на собственных минах.

За типом UВ I «минным преобразованиям» подвергся и усовершенствованный прибрежный тип UB II, породивший собственный заградительный аналог — UС II.

Более большие размеры этих двухкорпусных лодок разрешили улучшить живучесть, не смотря на то, что, само собой разумеется, взрыва собственных мин вынести они не могли. Число шахт не изменилось, но более большой корпус разрешил размещать в каждой из них не по две, а по три мины, что довело их неспециализированное число до 18 штук на каждую единицу. Помимо этого, крайне важным усовершенствованием стала установка на них торпедных аппаратов.

Пускай их количество уступало чисто торпедным лодкам (два в носу и один в корме, с запасом в семь торпед), но сейчас субмарина-заградитель, «выгрузив» собственные смертельный «игрушки», вместо унылого возвращения на базу имела возможность заняться «простой» деятельностью. Причём не только из-под воды: на мелкие кораблики стали устанавливать сперва 88-миллиметровые орудия, а позже кроме того 105-миллиметровые. Действительно, за счёт четырёх мин из 18-ти.

Так субмарины типа UС II стали воистину универсальными подводными охотниками, обладателями сходу всех трёх видов оружия.

Не смотря на то, что мина, тем более, поставленная вслепую в подводном положении, не имела возможности выбирать собственную жертву, время от времени под её удар попадалась очень важная добыча. Как пример возможно привести ужасную историю броненосного крейсера «Хэмпшир» и генерал-фельдмаршала лорда Китченера.

Английский министр обороны летом 1916 года решил лично направиться в Россию, ознакомиться с положением дел конкретно на месте и наладить начавшее давать первые трещины сотрудничество. С Китченером и его маленьким штабом отправились и 10 миллионов фунтов, в золотых слитках, бережно упакованных в железные коробки. По крайней мере, как раз так считалось и считается до сих пор.

Выделенный для путешествия «Хэмпшир» вышел в море в нехорошую погоду, так ужасную, что сопровождавшие его эсминцы отстали. Помимо этого, было нужно поменять первоначально избранный маршрут и пойти под защитой островов. И именно там его ожидала мина, поставленная «U-75», одной из представительниц достаточно редкого и не очень успешного типа минных заградителей типа UЕ.

Все спущенные шлюпки были опрокинуты волнами; до берега добралось всего полтора десятка человек из около шести с половиной сотен. Ясно, что пожилого генерал-фельдмаршала среди них не было.

В 30-е годы прошлого века крейсер нашли на дне Северного моря, но вот поднять с него золото так и не удалось.

Но, дело не в деньгах, не смотря на то, что заявленная сумма равнялась цене 3 -4 новейших линейных кораблей. Многие историки вычисляют данный эпизод подвод

Современные торпеды Эфективнейшее Оружие Флота

Статьи, которые будут Вам интересны: