Ракета сменяет торпеду

Ракета сменяет торпеду

Шесть лет Второй мировой наглядно показали, сколь страшным соперником флота стала авиация. Кроме того такие новшества, как радары управления зенитным огнем и радиолокационные взрыватели, не смогли всецело обезопасить суда союзников от японских «камикадзе» и германских планирующих бомб. Требовалось средство, талантливое поразить воздушную цель с первого залпа и на большой дальности.

Артиллерия совладать с данной задачей не имела возможности, исходя из этого сразу после завершения войны ВМС США приняли программу развития зенитных управляемых ракет. Работы производились широким фронтом. В один момент разрабатывались совокупности сходу трех типов: дальнего (до 120 км) действия — «Тейлос», среднего (20— 35 км) — «Терьер» и довольно маленького (около 17 км) — «Тартар».

Очевидно, что крупногабаритный «Тейлос» годился лишь для установки на судах не меньше крейсера. «Терьер» сначала представлялся в полной мере пригодным для эсминцев. В качестве опыта к 1956 году на одном из «гирингов» — «Гайатте» — вместо кормовой 127-мм башни разместили спаренную пусковую установку новомодного зенитного комплекса. Ракеты хранились в горизонтальном положении и подавались из кормовой надстройки.

Перестроенный «Гайатт» снаружи смотрелся весьма мощно и импозантно, но результаты интенсивных опробований были неутешительными Новое оружие не хорошо сочеталось со механизмами и старыми устройствами. Для успешных запусков не хватало электричества, теснота в погребах мешала тщательной предстартовой подготовке ракет, дополнительные устройства не умещались в постах управления, а тяжелые установки угрожали остойчивости эсминца…

Намеченную программу переоборудования еще пятнадцати «гирингов» тут же отменили. Американцы осознали справедливость поговорки о том, что новое вино не нужно наливать в ветхие меха. Двухступенчатый «Терьер» перекочевал на более большие боевые суда, а вот меньший по габаритам «Тартар» (по сути, представлявший собой вторую ступень «Терьера» без стартового ускорителя) сочли в полной мере пригодным для эсминцев.

Эта ракета стала базой оружия первого дестройера нового поколения — «Чарльза Ф. Адамса».

Его проект разрабатывался на базе очень успешного «артиллериста» «Форреста Шермана». Кормовое орудие уступило место пусковой установке комплекса «Тартар», под которой размещался боезапас в двух вращающихся барабанах, расположенных приятель над втором конкретно в корпусе.

В нижнем ракеты проходили предстартовую подготовку и только после этого поступали в верхний, расходный барабан. Оттуда непроизвольный привод доставлял их на направляющие — такая совокупность разрешала достигать двух пусков в 60 секунд.

В случае если учесть, что возможность уничтожения одиночной ракетой любой воздушной цели, а также летящей со скоростью звука, оценивалась в 90 процентов, то пара «адамсов» имели возможность обезопасисть конвой либо соединение авианосцев и от эскадрильи неприятельских бомбардировщиков, и от десятка больших крылатых ракет или планирующих бомб.

Любопытно, что последние эсминцы типа «Чарльз Ф. Адамс» оборудовались одиночной пусковой установкой вместо спаренной.

Оказалось, что увеличение ее надёжности и манёвренности за счет меньшей массы всецело компенсирует теоретическую возможность пуска двух ракет сходу либо одну за второй.

Первенцы ракетного века на море взяли высокую оценку экспертов. Серия имела возможность стать большой, но прервалась на 23-м эсминце из-за необоснованных ожиданий.

Сейчас (середина 60-х годов) ракетостроители давали слово, что вот-вот создадут «супероружие» — универсальную ракету «Тайфун», которой предполагалось заменить как «Тейлос», так и «Терьер». На деле новинка была не столь успешной, а вот «Тартар» взял предстоящее развитие, но… уже на вторых судах. «Адамсы» для американского флота больше не строили, не смотря на то, что в эксплуатации они продемонстрировали себя отлично и прослужили практически по 30 лет лишь под флагом США, а после этого еще и у партнеров по Североатлантическому альянсу.

В первые годы работы они являлись как бы «лицом» нового, ракетного флота. Неудивительно, что именно один из них, «Биддл» (скоро переименнованный в «Клод Рикеттс»), стал головным кораблем НАТО. На нем в течение нескольких лет плавал многонациональный экипаж, складывавшийся из офицеров и матросов государств НАТО.

Не смотря на то, что подобное начинание продолжения не взяло, «адамсы» привлекли интерес союзников США.

Австралийцы с радостью закупили три уже заложенных корабля, названные «Перт», «Хобарт» и «Брисбен». Они сохранили все оружие «старшего брата», не считая торпедо-ракет АСРОК. Массивный ящик в центре корпуса заменила отечественная разработка.

Одиночная пусковая установка подобного назначения «Икара» не имела возможности выпустить сходу восемь ракет, как АСРОК, но имела возможность значительно легче, а основное, стремительнее перезаряжаться и имела пара громадную дальность стрельбы. Много лет эти эсминцы оставались базой флота «зеленого континента».

Они прошли пара модернизаций, на протяжении которых на них установили более идеальное современные модификации и радиоэлектронное оборудование ракет, а в первой половине 90-ых годов двадцатого века к ним присоединился еще один из списанных «американцев», «Голдсборо». Новое приобретение в строй вводить не стали, а применяли в качестве источника запчастей.

Второй страной, скоро оценившей качества ракетных эсминцев США, стала Федеративная Республика Германии.

В 60-х годах немцы яростно стремились получить доступ к современным разработкам. Они внесли предложение выстроить шесть судов на собственных верфях, получив от заокеанского союзника лишь оборудование и чертежи. Но протесты со стороны социалистического лагеря против ремилитаризации Германии и интересы заокеанских компаний стали причиной тому, что заказ решили разместить в Соединенных Штатах, причем американцы опять-таки применяли заложенные для собственного флота невостребованные корпуса.

Серия ограничилась тремя единицами, заглавия которых показали хорошее умение «новых немцев» сочетать фактически несовместимое. Воздушный ас Мельдерс, погибший на «Бисмарке», адмирал Лютьенс и много раз громивший союзников генерал-фельдмаршал Роммель ничем не запятнали себя в годы гитлеровского режима, но, к тому же, были для союзников неприятелями, чьи действия стали причиной смерти тысяч британских и американских солдат.

Как раз в честь этих «храбрецов последней войны» и были названы строившиеся в Соединенных Штатах суда. Они мало чем отличались от прототипа: самый интересным новшеством стали щели в верхней части труб, дававшие отвод дыма и газов в стороны.

310. Эскадренный миноносец «Импавидо», Италия, 1963 г.

Строился компанией «Кантьери Навале».

Водоизмещение стандартное 3200 т, полное 3990 т. Протяженность громаднейшая 131,3 м, ширина 13,7 м. осадка 4,4 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 70 000 л.с., скорость 33 узла. Оружие: установка для зенитных ракет «Тартар», два 127-мм универсальных и четыре 76-мм автоматических орудия, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО. Электронное оборудование: радары SPS-12, SPS-39, SPS-51, RTN-10Х, SPQ-2, ГАС SQS-23. В 1963— 1964 годах выстроены две единицы: «Импавидо» и «Интрелидо».

Исключены из перечней в 1991 —1992 годах.

311. Эскадренный миноносец «Чарльз Ф.Адамс», США, 1960 г.

Строился компанией «Бат Айрон Уоркс». Водоизмещение стандартное 3300 т, полное 4525 т. Протяженность громаднейшая 133,21 м, ширина 14,29 м, осадка 4,6 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 70 000 л.с., скорость 33 узла. Оружие спаренная установка для зенитных ракет «Тартар», два автоматических орудия, лротиволодочный комплекс АСРОК, два трехтрубных 324-мм торпедных аппаратов ЛО. Электронное оборудование: радары SPS-29, SPS-39, SPG-51.

В 1960—1964 годах выстроено 23 единицы. Затем «Беркли», «Страусс», «Симз» и «Уоддел» переданы Греции, «Голдсборо» — Австралии.

312. Эскадренный миноносец «Амацукадзе», Японил, 1965 г.

Строился компанией «Мицубиси».

Водоизмещение стандартное 3050 т, полное 4000 т. Протяженность громаднейшая 132,8 м, ширина 13,4 м, осадка 4,2 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 60 000 л.с., скорость 33 узла. Оружие: установка для зенитных ракет «Тартар-Стандарт», четыре 76-мм универсальных автоматических орудия, комплекс АСРОК, два бомбомета «Хеджехог», два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО. Электронное оборудование: радары SPS-29, SPS-52, SPG-51, ГАС SQS-23. Исключен из перечней флота в 1995 году.

313. Эскадренный миноносец «Ла Галисоньер», Франция, 1962 г.

Строился на верфи ВМС в Лорьяне.

Водоизмещение стандартное 2750 т, полное 3740 т. Протяженность громаднейшая 132,8 м, ширина 12,7 м, а 5,4 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 10 л.с., скорость 34 узла. Оружие: установка для противолодочных ракетоторпед «Малафон», два 100-мм универсальных автоматических орудия, один четырехствольный 305-мм противолодочный бомбомет, два трехтрубных 550-мм торпедных аппарата ПЛО, один вертолет. Электронное оборудование: радары DRBV-22А, DRBV-50, DRBC-32А, ГАС DUBV-23.

Исключен из перечней в первой половине 90-ых годов XX века.

Успешный опыт Соединенных Штатов послужил примером и для других западных государств, надеявшихся не только на закупки боевой техники у сверхдержавы, но и на собственную промышленность. Внедрение ракетного оружия являлось хорошим предлогом для бывших неприятелей показать в один момент свои возможности и свою лояльность.

Японцы тут же последовали за своим старшим партнером. За неполных два года (стремительнее, чем американцам) им удалось ввести в строй «Амацукадзе» — первый в истории страны Восходящего солнца ракетный корабль. Не смотря на то, что в нем и сохранились элементы национальных кораблестроительных традиций, американское влияние чувствовалось значительно посильнее, чем на более ранних артиллерийских эскадренных миноносцах.

Всецело гладкопалубный корпус имел не столь большой форштевень, как «Чарльз Ф. Адамс», и в нехорошую погоду волны изрядно накрывали палубу. В следствии было нужно отказаться от базирования вертолета, не смотря на то, что для него хватало места. оборудование и Вооружение всецело поступали из америки и соответствовали последним «адамсам», за исключением более легкой, но и более бессчётной артиллерии.

Не смотря на то, что первый японский опыт увенчался успехом, «Амацукадзе» в течение продолжительного времени оставался в единственном числе. Лишь спустя десятилетие зенитные ракеты снова показались на эскадренных миноносцах уже нового поколения.

Второй бывший соперник, Италия, кроме этого показал самостоятельность.

Но в случае если японцам было нужно разрабатывать принципиально новый проект, то у итальянцев уже имелась в полной мере подходящая база — эсминец «Импетуозо», со своей стороны, являвшийся современным слепком с так и не достроенных больших торпедоносных судов армейского времени серии «командоров золотой медали». На «Импавидо» кормовая двухорудийная 127-мм башня уступила место одиночной пусковой установке для «Тартара», а замечательные решетчатые мачты для радиолокаторов заметно поменяли силуэт корабля.

Ракетное зенитное оружие удачно дополнялось новыми 76-мм автоматами отечественного производства, но вот противолодочные средства ограничились только 324-мм аппаратами для малогабаритных противолодочных торпед. Помимо этого, итальянские судостроители не могли соперничать с японцами в темпах постройки. Их ракетные эсминцы строились весьма долго: головной «Импавидо», заложенный раньше собственного американского прототипа, совершил на верфи до ввода в строй шесть с половиной лет.

Начальный проект предусматривал кроме этого замену оставшейся стандартной «гиринговской» 127-мм спарки на башню с парой 135-мм пушек, что вывело бы «итальянцев» на первое место по артиллерийскому оружию. но конструкторы разумно не стали утяжелять и без того очень сильно перегруженный эсминец.

Вечный соперник Италии — Франция — отправилась пара хорошим от остальных государств Запада методом.

Все послевоенные годы она стремилась к полной самостоятельности в обеспечении собственных армии, среди них и флота, исходя из этого использование американского оружия кроме того не рассматривалось. Первым французским ракетным кораблем стал «Ла Галисоньер», последний из серии эсминцев типа «Сюркуф».

Его постройку приостановили и существенно поменяли чертежи, предусмотрев установку вместо трех 127-мм двухорудийных башен для того чтобы же количества одноорудийных 100-мм автоматов, снабжавших значительно более действенный зенитный пламя. Но тем зенитная мощь и ограничивалась. Французы и не пробовали разместить на эсминце зенитные ракеты (их совокупность «Масурка» вышла через чур тяжелой для судов для того чтобы класса).

Но весьма кстати пришлась только что созданная уникальная ракето-торпеда «Малафон». Она во многом напоминала австралийскую «Икару», имея те же преимущества и недочёты.

Противолодочное оружие по большому счету стало основной «изюминкой» проекта: кроме ракетоторпед, в состав оружия вошли кроме этого замечательный 305-мм бомбомет, буксируемая гидроакустическая станция и, наконец, вертолет «Алуэтт», в первый раз показавшийся уже на стадии проекта и существенно увеличивший возможности в борьбе с подводными лодками. Не смотря на то, что «Ла Галисоньер» так и остался уникальным, это отнюдь не свидетельствовало о том, что он был неудачным кораблем.

Все испытанные на нем электроники и виды вооружения взяли высокую оценку и были включены в состав последующих проектов (за исключением бомбомета, что сочли устаревшим и малоэффективным — по большей части из-за малой дальности стрельбы).

Но, не обращая внимания на все желание, французам так и не удалось избежать американского влияния. Отсутствие собственной легкой зенитной ракеты, пригодной для эскадренных миноносцев, вынудило обратиться все к тому же «Тартару».

В 1962—1965 годах четыре эсминца типа «Сюркуф» («Дюпти-Туар», «Керсэн», «Бувэ» и «Дю Шайла») прошли модернизацию, из-за которой лишились всех трех 127-мм башен. Вместо кормовой пары показалась одиночная пусковая установка для «тартаров», а место носовой башни занял шестиствольный 375-мм бомбомет шведской компании «Бофорс». Конечно, на берег сдали и торпедный аппарат для простых торпед, потому, что он мешал размещению ракетного погреба.

Заодно с американскими ракетами было нужно принять на вооружение и наведения подсветки и радиолокаторы цели. Лишь через пара лет их неспешно заменили отечественными. эффективность и Надёжность «Тартара» так понравились европейским «самостийникам из Парижа», что в первой половине 80-ых годов XX века, уже по окончании того, как ракетоносные «сюркуфы» выработали собственный ресурс, снятые с «Бувэ» и «Керсэна» комплексы установили на новейших эсминцах ПВО.

Тут возможно совершить аналогию с историей создания линейного корабля «Вэнгард», вооруженного 381-мм орудиями 20-летней давности, но британцы разглядывали данный движение как чисто армейский экспромт, а вот французы повторили его в мирное время.

В общем, внедрение зенитных ракет на судах государств Запада прошло удачно.

Успешный выбор совокупности разрешил размещать ее на боевых единицах довольно маленького (для второй половины XX века) водоизмещения, а постоянные модернизации самих ракет поддерживали эффективность ПВО корабельных соединений на высоком уровне в течение четверти века.

В. КОФМАН

РАКЕТА-ТОРПЕДА ШКВАЛ — ОРУЖИЕ 20 ВЕКА || АРМИ.RU

Статьи, которые будут Вам интересны: