Удк «иван тарава» – заложник адмиралов и политиков — «новости дня»

Удк «иван тарава» – заложник адмиралов и политиков - «новости дня»

В рамках развития десантных сил ВМФ СССР, которым требовался более большой и универсальный (многозадачный) корабль, чем имевшиеся в то время БДК проекта 1174, как утверждается по указанию главнокому ВМФ Адмирала Флота СССР Сергея Горшкова, экспертами Невского проектно-конструкторского бюро приблизительно в середине 1980-х годов была начата проработка вопроса о возможности создания десантного корабля нового для страны класса – универсального десантного корабля (УДК) проекта 11780, имеющего доковую камеру для приема десантно-высадочных средств и способного нести достаточно бессчётную авиагруппу, для чего корабль должен был иметь целую, на всей протяженности, полетную палубу громадной площади.

Перспективный корабль должен был высаживать персональный состав и технику десанта при десантных катеров и помощи вертолётов, и через носовую и кормовую аппарели. В ходе его проектирования предполагалось учесть и отдельные наработки по авианесущим крейсерам типа «Киев».

Ввиду того что концептуально перспективный коммунистический УДК в значительной мере повторял американский УДК типа «Тарава», за ним скоро установилось прозвище «Иван Тарава». Иначе, в Невском ПКБ осуществлялась проработка корабля не только в варианте хорошего УДК, включая подвариант с включением в состав корабельной авиагруппы самолетов с посадкой и вертикальным взлётом (СВВП) типа Як-38, вместе с тем и в варианте противолодочного корабля (вертолетоносца). Планировалось выстроить два корабля – «Кременчуг» и «Херсон».

Начальный, «чистый десантный» вариант корабля предусматривал целую полетную палубу размерами 200х25 м, которая имела возможность употребляться для приёма и выпуска как десантно-транспортных вертолетов типа Ка-29 (12 вертолетов в корабельной авиагруппе), так и самолетов типа Як-38. Вертолеты должны были употребляться для доставки на побережье оказания состава и личного десанта ему огневой помощи. Позднее в противолодочном варианте была прописана возможность базирования на корабле в два раза большего – до 25 автомобилей – количества противолодочных вертолетов Ка-27.

Все оружие, включавшее одну двухорудийную артиллерийскую установку АК-130 калибра 130 мм, одну батарею зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Кинжал» в составе трех либо шести восьмизарядных установок вертикального пуска (УВП) барабанного типа и зенитный ракетно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) «Кортик» в составе двух – четырех боевых модулей, и разные радиотехнические средства (антенные посты РЛС, средства радиоэлектронной борьбы и пр.) размещались наряду с этим в надстройке-острове, которая была смещена к правому борту.

Проектом предусматривалось наличие на корабле достаточно вместительной доковой камеры, где имели возможность размещаться десантные катера (четыре-пять водоизмещающих катера проекта 1176 либо же два-три катера на воздушной подушке проекта 1206) и через которую возможно было высаживать на плав десантную плавающую технику. В конструкции УДК кроме этого предусматривались носовая и кормовая аппарели.

УДК проекта 11780 имел следующие расчетные тактико-технические элементы: водоизмещение обычное – 25 тыс. т, водоизмещение полное – более 30 тыс. т, громаднейшая протяженность – 196 м, протяженность по корабельной ватерлиниии (КВЛ) – 180 м, громаднейшая ширина – 35 м, ширина по КВЛ – 25 м, осадка – 8 м, автономность по запасам горючего, провизии и воды – 30 дней.

Котлотурбинная основная энергоустановка (ГЭУ) мощностью 100 тыс. л. с. (по другой информации, кроме того 180 тыс. л. с./142,4 МВт) предполагалась унифицированной с ГЭУ эсминцев проекта 956 и должна была обеспечить кораблю скорость полного хода в 30 узлов, и дальность плавания экономическим ходом в 18 узлов до 8000 миль.

Десантовместимость – до 1000 человек личного состава плюс около 70 единиц разной боевой и автомобильной техники либо 40 главных танков и 15 БТР.

Но, разработка УДК проекта 11780 в конечном итоге была прекращена еще на стадии проектирования.

Отечественные военно-морские историки сходятся во мнении, что УДК проекта 11780 стал заложником «противостояния», имевшего место между главнокомом ВМФ СССР Адмиралом Флота СССР Сергеем Георгиевичем Горшковым и помощником главы Генштаба ВС СССР по ВМФ адмиралом Николаем Николаевичем Амелько. Последний до того был помощником Горшкова по противолодочной обороне (ПЛО), но, как полагают, вынужденно, из-за непреодолимых разногласий с Главкомом перешел в генеральный щтаб. В российской специальной литературе указывается, что не без влияния адмирала Амелько при рассмотрении проекта 11780 управлением Генштаба было предложено модифицировать корабль – разместить в носу трамплин и обеспечить на корабле дополнительно базирование и других типов летательных аппаратов.

Утверждается, что Сергей Горшков посчитал, что реализация таковой «просьбы» была на руку группе влиятельных соперников советской авианосной программы, в которую, как полагают, входил и адмирал Николай Амелько. И в качестве предупредительной меры Сергей Георгиевич дал указание проектанту перенести двухорудийную 130-мм артустановку и две батареи зенитного ракетного комплекса «Кинжал», по шесть УВП в каждой, из надстройки в носовую часть – в том направлении, где должен был бы размешаться предложенный Генштабом трамплин.

Помимо этого, базирование СВВП сейчас не предусматривалось. Флотской науке же было приказано «научно обосновать» необходимость таких трансформаций, что и было сделано. Но в таком виде корабль Генштабу уже был не нужен.

Очень направляться подчернуть, что имелись неприятности и с выбором места для постройки судов с этими размерами и водоизмещением. Строить их в то время возможно было лишь на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Но последний тогда являлся главным действующим лицом в советской авианосной программе, а потянуть оба класса судов верфь не имела возможность.

В отечественных источниках указывается, что при возложения на завод обязательств строить не считая авианесущих крейсеров еще и два УДК, трудоемкость производства каждого из которых достигала 13 млн человеко-часов, на грани срыва имели возможность появляться обе эти программы.

Более того, управление ГШ ВС СССР предлагало строить УДК вместо ТАВКРов. Но потому, что последние имели для руководства ВМФ более приоритетное значение, адмиралы предприняли все возможное, дабы руководство и Генштаб Минобороны отказались от выдумки с УДК вовсе. А после этого показалась и еще одна ответственная обстоятельство прекращения работ по проекту 11780: распался СССР, а управлению новой России стало не до океанского флота с его авианосцами и универсальными десантными судами.

попытка дать флоту полноценный универсальный десантный корабль – в виде усовершенствованного десантно-вертолетного корабля-дока типа «Мистраль» – была предпринята уже в новом тысячелетии. Но, также напрасно. Сейчас все надежды возлагаются на УДК типа «Прибой».

Будущее продемонстрирует, как они обоснованны и реалистичны в реализации на практике.

Владимир Щербаков, Свободна гезата

Иван Тарава заложник политиков и адмиралов

Статьи, которые будут Вам интересны: