Вторая жизнь зенитной «ящерицы»

Вторая жизнь зенитной «ящерицы»

История данной автомобили началась во время второй мировой. Руководство Вермахта, столкнувшись уже на начальной стадии военных действий с солидным числом советских легкобронированных автомобилей — танками БТ, Т-60, Т-70 и бронеавтомобилями, и с отечественными атакующими самолётами, в особенности с бронированными штурмовиками Ил-2, решило снабдить войска 30-мм орудием с высокой большой дальностью и поражающей способностью ведения огня. По плану такое оружие должно было действенно функционировать по объектам конкретно на поле боя, и и по воздушным целям.

В 1942 г. заказ на разработку спаренной 30-мм зенитной установки под индексом 0.30 cm Вг 303 разместили на пользующихся всемирный известностью чехословацких арсеналах в Брно. Но проектирование выяснилось делом непростым: имея большой опыт в создании пулемётов винтовочного калибра,чехи встретились с громадными проблемами при переходе к 30-мм патронам.

Разработка перешла в послевоенный период и была закончена только в 1953 г. Тогда совокупность прошла опробования и была принята на вооружение как «30-мм зенитная установка ZK 453 обр. 1953 г.» (обозначение в Североатлантическом альянсе — М53/59).

В годы «холодной войны» главное оружие армий социалистических государств было производства СССР.

Но оружия требовалось большое количество. Помимо этого, в условиях угрозы ядерного противостояния сосредотачивать всё военное производство в одной стране было нецелесообразным. Потому частично выпуск и создание оружий перепоручили вторым государствам, имеющим опыт армейского производства — Чехословакии, ГДР, Польше.

30-мм зенитную установку ZK 453 смонтировали на шасси полноприводного трёхосного грузовика Praga V3S («Прага»), имевшего официальное наименование Praga PLDvK vz.

53/59 — Jesterka («Ящерица»), в Североатлантическом альянсе машина именовалась PLDvK Model 53/59.

ZK 453 снабжали заметно громадную дальность поражения, чем советские 23-мм орудия на 3У-23-2, хотяленточное питание отечественных зениток снабжало более большой темп стрельбы. Занимательной изюминкой совокупности было то, что артиллерийская часть имела возможность сниматься с бронеавтомобиля и употребляться самостоятельно для стрельбы со стационарной позиции.

В словацкой армии часть автомобилей Praga PLDvK vz.

53/59 Jesterka была окрашена в серый цвет. Внутренний интерьер бронированного отделения — бежевый, двери — хаки. Зенитная установка, довольно часто эксплуатировавшаяся без шасси, имела отличающуюся окраску

Из 220 автомобилей Praga PLDvK vz. 53/59, проходивших службу в армии Югославии, часть досталась хорватской армии. Две из них в восстановленном двухцветном камуфляже экспонируются в музее армии Хорватии и участвуют є выставках и парадах исторической техники

ЗСУ предназначалась для уничтожения воздушных целей, летящих на высотах до 3500 м со скоростью до 350 м/с, воздушного десанта на дальности до 2000 м, и наземных целей приблизительно на тех же дальностях. Экипаж автомобили складывался из пяти человек: начальника, наводчика, двух заряжающих и механика-водителя.

Во многом долгие годы и успех судьбы спроектированной установки были обусловлены применённым вездеходным шасси «Прага» V3S.

По окончании передачи в госимущество автомобильного завода в 1945 г., учитывая начало «холодной войны», правительство страны поставило задачу наладить выпуск нового поколения современных грузовиков двойного назначения, первым делом, трёхосных армейских военных вездеходов. Техническое задание на трёхосный автомобиль военное ведомство представило в 1951 г. Известны фамилии создателей таковой автомобили — заводской инженер Завтрак и важный за проект со стороны пражского Научного автомоторного университета Корбел.

В силу специфики тех лет права на неточность у этих людей не было. Собрав и испытав три умелых примера в 1952 г., они передали документацию на производство, которое началось через год. Никаких трансформаций вносить в документацию не было нужно, машина, что именуется, оказалась «с чертежа».

К 1980-м годам ЗСУ М53/59 морально и технически устарела.

Западные справочники того времени относили установку к видам оружия, каковые возможно не принимать в расчёт, приблизительно, как танки Второй мировой, стоящие на пьедесталах бессчётных мемориалов. Отмечались следующие её недочёты: отсутствие совокупности обнаружения, прицеливание автоматов осуществлялось лишь визуально, перегруженное шасси не снабжало требуемую мобильность в поле среднеевропейской местности.

Помимо этого, отсутствие герметического корпуса не разрешало применять машину в условиях применения оружия массового поражения. Однако, ЗСУ состояла на вооружении армий Чехии, Словакии, Югославии, Словении, Хорватии, Боснии-Герцеговины, Ливии.

Так бы и завершилась работа данной бронированной самоходной зенитки без армейского участия, если бы не боевые действия в разваливающейся на части федеративной Югославии.

Сначала югославского конфликта установки М53/59 вошли в состав боевых групп. В начале, в основном, для ПВО, а позднее -и для яркой огневой помощи. Благодаря высокой плотности огня и высокой начальной скорости 30-миллиметровых снарядов пробивались полностью кроме того стенки домов, и зенитки стали незаменимыми орудиями в городских битвах.

Вездеход «Прага»

ЗСУ М53/59:

1 — броневая кабина; 2 — смотровые щели кабины; 3 — ствол зенитной 30-мм пушки ZK 453; 4 — запасные магазины снарядов; 5 — броневая артиллерийская башня; 6 — засунутый магазин снарядов; 7 — бортоваяплатформа; 8 — защитный броневой лист башни; 9 — ящик для снарядов; 10-крепления запасных канистр; 11 — командирская башенка; 12-створка боевого отделения

Шасси вездехода «Прага»

Артиллерийская часть ЗСУ имела возможность сниматься с бронеавтомобиля и употребляться самостоятельно для стрельбы с огневого предела. Установка зенитного автомата на грунт

Схема погрузки артиллерийской части установки на борт посредством особых направляющих, тросов, лебёдки

Артиллерийская часть установки: скорострельный 30-мм автомат

Особенно большое количество этих зенитных установок употреблялось входе боёв в Боснии. По окончании первых жебоевых столкновений характерный звук их стрельбы оказывал на воинов сильнейший психотерапевтический эффект: неуязвимая для огня стрелкового оружия М53/59 легко останавливала атаки пехоты и легкобронированной техники.

Но, дабы не нести утрат от артиллерии, «ящериц» старались применять на второй линии огня.

Но в городских битвах эти автомобили действовали в ярком контакте с соперником, для чего их вооружили дополнительным 12,7-мм пулемётом.

На протяжении Черногории и бомбардировок Сербии силами НАТО в 1999 г. М53/59 деятельно принимали участие в зенитной обороне. Рассчитывая столкнуться в Югославии с техникой финиша XX века, войска НАТО использовали действенные средства радиоэлектронной борьбы, затрудняя применение радиолокационных станций.

Но М53/59 не имели централизованных совокупностей управления с таковой техникой обнаружения. Потому радиолокационное противодействие их не коснулось, а прекрасно подготовленный расчёт имел возможность и по визуальным разрешённым эффективно уничтожать летящие по прямой воздушные цели. Согласно данным из официальных источников, их огнём были сбиты 12 крылатых ракет и один беспилотный самолёт.

Зенитная «Ящерица» на демонстрации бронетанковых образцов. Музей бронетехники чешского города Лешаны

ЗСУ в военных действиях. Пламя ведёт установка 3-й пехотной бригады сербской армии, 1992 г.

Это большие успехи для «устаревших» установок.

Проанализировав результаты битв, западные армейские специалисты заключили , что М53/59 — один из самых действенных образцов оружия, употреблявшихся в битвах на территории бывшей Югославии во время 1991 — 1999 гг.

В соответствии с официальным документам, в 1965 — 1968 гг. Югославия купила у Чехословакии 220 таких установок. В 1990 г. на территории государств бывшей Югославии пребывало 720 единиц этого типа.

Тактико-технические характеристики ЗСУ М53/59

Масса кг:

— боевая……………………………………….10 300

— сухая……………………………………………7450

Протяженность, мм……………………………………….7300

Ширина, мм……………………………………2345

Высота, мм……………………………………..2580

Высота (со засунутыми

магазинами), мм……………………………..2950

Кузов (внутренние размеры), мм:

— протяженность…………………………………………..3000

— ширина………………………………………..2250

— высота борта………………………………..1820

База, мм………………………………3580+ 1120

Колея, мм:

— передняя………………………………………1870

— задняя………………………………………….2025

Клиренс, мм……………………………………..400

Двигатель:…………..6-цилиндровый дизель

Tatra Т-912-2, мощность 110 л.с.

при 2200 об/мин Большая скорость, км/ч:

— по шоссе………………………………………….60

— по просёлку……………………………………..50

Расход горючего, л/100 км:………от 32 до 43

Запас хода, км…………………………………..600

Запас горючего, л:……………два бака по 130

Большая глубина брода, м…………0,8

Радиостанция…………………………….имеется

Экипаж, чел…………………………………………5

Зенитное орудие

Калибр, мм…………………………………………30

Количество стволов………………………………2

Метод наведения:………….электрический

привод либо ручной

Масса ствола, кг………………………………78,2

Масса зенитного автомата, кг…………224,1

Боекомплект…………………….400 выстрелов

в 8 магазинах

Вес безлюдного магазина, кг…………………….32

Вес полного магазина

(50 выстрелов), кг……………………………84,5

Скорострельность, выстр./мин …120 — 150 выстр./мин на два ствола

Начальная скорость боеприпаса, м/с……..1000

Дальность действенного огня, м:

— по наземным целям………………………2000

— по воздушным………………………………3000

Угол возвышения, град……………………….60

Время перевода

из походного

в боевое положение, мин:…………до одной

Расчёт, чел……………………………………………3

вторая часть декорируем шкатулку вырезаем ящерицу

Статьи, которые будут Вам интересны: