Аэросани нкл-16/42

Аэросани нкл-16/42

Первый вариант трехлыжных аэросаней НЛК-16, изготовленный во второй половине 30-ых годов XX века под управлением главного конструктора Н. М. Андреева, выпускался индустрией серийно в транспортном и санитарном выполнении. Усовершенствованная модель автомобили, выполненная по четырехлыжной схеме и взявшая обозначение НКЛ-16/41, выпущена в 1940—1941 годах. С 1942 года эти сани в существенно улучшенном варианте выпускались под индексом НКЛ-16/42.

О них отечественный рассказ.

Аэросани всех серийно выпускавшихся типов, а также НКЛ-16, НКЛ-16/41 и НКЛ-16/42, обширно употреблялись на фронтах ВОВ, в особенности в зиму 1941/42 года. Они использовались для своевременной связи, доставки армейских грузов, на них осуществлялись патрульные, десантные и боевые операции. При переброске десантов аэросани не только принимали бойцов с полным оружием на борт, но и буксировали на особых тросах 18—20 лыжников.

В боевых условиях они по бортам буксировали прицепные волокуши, в которых размещались бойцы с пулеметом и второй номер расчета с нужным боекомплектом. Помимо этого, пламя из автоматов имели возможность вести через раскрывающиеся в крыше корпуса люки сидящие в машине бойцы.

Скомплектованные аэросанные транспортные батальоны удачно делали бессчётные задания руководства Советской Армии по связи и разведке, и трудились с подразделениями боевых аэросаней — НКЛ-26.

Это разрешало не только проводить неожиданные для соперника налеты для уничтожения живой силы, но и при необходимости оперативно высаживать десантные группы для закрепления захваченных у неприятеля опорных территорий и пунктов.

Рис. 1. Внешний вид аэросаней НКЛ-16/42:

1 — буксирная скоба. 2 — кабан передней лыжи, 3 — фара, 4 — пружина, 5 — ветровое стекло, 6 — корпус, 7 — люк передний, 8 — люк задний, 9 — подкос моторной рамы, 10 — обтекатель масляного бака, 11 — ограждение воздушного винта, 12 — воздушный винт, 13 — выхлопные патрубки, 14 — мотор М-11, 15 — генератор, 16 — моторная рама, 17 — узел крепления задней амортизационной стойки на моторной раме, 18 — задняя амортизационная стойка, 19 — задняя лыжа, 20—. полуось лыжи, 21 — кабан задней лыжи, 22 — узел крепления полуоси на корпусе, 23 — бензобак, 24 — дверь кабины, 25 — сошка управления, 26 — тяги управления, 27 — дверь водителя, 28 — передняя амортизационная стойка, 29 — тормозной механизм, 30 — передняя полуось, 31 — лыжа, 32 — узел крепления передней амортизационной стойки на корпусе, 33 — карданный узел крепления полуосей.

Рис. 2. Аэросани НКЛ-16/42.

Рис. 3. Установка сошки рулевого управления.

Аэросани НКЛ-16/42 были выполнены — для повышения внутреннего количества кабины и более эргономичного размещения бойцов — с бортами, имеющими наружную выпуклость. Это разрешило возможность расширить кабину (если сравнивать с НКЛ-16/41) более чем на 100 мм, бензиновый бак разместить в корпуса в его задней части (он отделен от кабины съемной переборкой). Передняя часть корпуса (передняя стена) скруглена.

Амортизационные стойки стали дольше, а узел их крепления был выполнен на кронштейнах, приваренных к стойкам моторной рамы. Это разгрузило корпус, поскольку его задняя часть при данной схеме не опиралась на амортизационные стойки, а была подвешена на стержнях моторной рамы, что повысило прочность корпуса. В остальном конструкция аэросаней НКЛ-16/41 и НКЛ-16/42 совсем однообразна.

Корпус аэросаней складываются из древесного каркаса — комплекта поперечных продольных стрингеров и шпангоутов — и обшит фанерой. В местах установки силовых крепления и узлов агрегатов автомобили вклеены усиливающие бобышки с фанерными внутренними кницами.

Переднее ветровое стекло поделено стойкой. По правому борту расположены два боковых оконных проема и застекленный проем в передней двери.

По левому борту окно прорезано лишь в передней двери. Задняя дверь — более широкая, предназначена для посадки и высадки бойцов с оружием и для загрузки автомобили коробками с снарядами, бочками с горючим и т. п.

Все три двери корпуса навешены на выносные петли и запираются пружинными штыревыми замками, предотвращающими самопроизвольное открытие на ходу.

Ручки обтекаемой формы установлены снаружи на поворотные оси замков.

В крышке корпуса выполнены два откидных люка: передний — справа от водителя (над соседним с ним местом), задний — по центру корпуса.

Все лыжи древесные, взаимозаменяемые.

Они Т-образной формы, открытого типа, с кронштейном-кабанчиком, изготовленным из углового железа, к стойкам приварена усиленная по краям втулка. Подошва лыж фанерная, окованная снаружи сталью. Лонжерон — верхнее продольное ребро лыжи — из сосновой доски, скреплен с подошвой лапками и металлическими угольниками, грамотными стойками кабанчика.

На подошве лыж установлены железные подрезы, снабжающие устойчивость хода аэросаней и предотвращающие боковое скольжение и заносы машины. Все лыжи снабжены тормозными механизмами ногтевого типа. Управление тросовое, одностороннее, раздельное.

Левая тормозная педаль, укрепленная на полу в кабине водителя, приводит в воздействие тормоза задних лыж, правая педаль — тормоза передних.

Все лыжи имеют свободную подвеску. Втулками кабанчиков они надеты на финиши полуосей и закреплены особыми колпаками, каковые фиксируются вставляемыми в отверстия в полуоси и колпаке валиками. Крепление полуосей к узлам корпуса выполнено на карданных сочленениях.

Внешние финиши полуосей у втулки кабанчика имеют ушки для подсоединения тяги управления, в один момент делающей роль разгрузочного подкоса.

В этом же месте на полуоси сделано и второе ушко для соединения с нижней стойкой амортизатора. Амортизаторы выполнены с двумя пружинами — главной и обратной. Верхние стойки амортизаторов оканчиваются шаровыми шарнирами и прикреплены к узлам их подвески накидными гайками.

На аэросанях НКЛ-16/42 задние стойки имеют громадную длину, чем передние.

одновременный движения поворот и Направление аэросаней всех лыж осуществляются рулевым колесом, размещенным с левого борта по ходу автомобили. Управление смешанного типа — тросовое и посредством тяг.

Рис.

4. Размещение органов управления в кабине водителя:

1 — сиденье, 2 — корпус, 3 — жгуты электрической, проводки, 4 — счетчик оборотов коленчатого вала двигателя, 5 — откидное ветровое стекло, 6 — тумблер зажигания, 7 — указатель давления воздуха в топливном баке, 8 — указатель давления масла в совокупности, 9 — ручное пусковое магнето, 10 — воздушный насос, 11 — педаль тормозов задних лыж, 12 — педаль управления дроссельной заслонкой карбюратора (газом), 13 — колонка роликов, 14 — педаль тормозов передних лыж, 15 — тросы управления.

Рис. 5. Подогреватель воздуха на входе в карбюратор:

1 — патрубок крепления к цилиндру, 2 — фланец подсоединения подогревателя к карбюратору, 3 — раструб, 4 — кожух, 5 — перегородка, 6 — патрубок выхода выхлопных газов.

Рис. 6. Схема управления лыжами аэросаней НКЛ-16/42:

1 — лыжа передняя 2 — шарнирный узел крепления полуоси 3 — рулевое колесо, 4 — барабан для намотки троса управления на рулевой трубе, 5 — рулевой трос, 6 — бортовые тросовые ролики, 7 — колонка роликов, 8 — ролик рычага привода главного вала управления, 9 — рычаг главного вала, 10 — ролик блока, 11 — задняя полуось, 12 — задняя лыжа, 13 — тяга управления задней лыжей, 14 — основной вал рулевого управления, 15 — сошка (левая), 16 — тяга управления передней лыжей, 17 — регулировочная вилка тяги.

Рис. 7. Лыжа и ее тормозное устройство:

1 — подрез, 2 — лента подреза, 3 — стяжные заклепки, 4 — фанерная обшивка лонжерона, 5 — лонжерон, 6 — стойки кабана, 7 — рычаг тормоза, 8 — ушко пружины.

9 —- втулка кабанчика, 10 — усиливающий обод втулки, 11 — трос тормоза, 12 — угольник крепления лонжерона, 13, 14 — болтовое крепление, 15 — обратная пружина тормоза, 16 — тормоз, 17 — окно тормозного рычага, 18 — ось тормозного рычага, 19 — усиливающая накладка, 20 -— болтовое крепление подреза, 21 — подошва лыжи (металлическая), 22 — лента крепления подошвы, 23 — усиливающие продольные подкладки подошвы, 24 — подошва лыжи (фанерная).

Рулевое колесо посажено на рулевую трубу, на которой имеется барабан с канавками для намотки рулевого мягкого троса.

На барабане трос фиксируется зажимным роликом. Потом трос через направляющие ролики идет к главному валу, расположенному на полу, в центре кабины аэросаней. Для уменьшения упрочнения при исполнении поворота всистему тросов введен двойной роликовый блок. Для этого на главном валу установлен одноплечий рычаг с колонкой роликов на его головке.

Тросы проходят через данный блок и качающийся ролик, размещенный в хвостовой части корпуса. На главном валу, снаружи на бортах автомобили, установлены двухплечие сошки, к каким подсоединяются твёрдые трубчатые тяги с вильчатыми резьбовыми наконечниками, связывающие сошки с полуосями подвески лыж. За счет резьбовых наконечников регулируется параллельность лыж и длина тяг по отношению к продольной оси автомобили.

Для одновременного поворота лыж (а они должны поворачиваться в различные стороны) тяги с сошкой главного вала смонтированы следующим образом. Правая тяга управления передней лыжей крепится к верхнему ушку сошки, а правая задняя — к ее нижнему ушку.

С левой же стороны обоюдное размещение к левой сошке обратное.

Скорость перемещения изменяется лишь за счет частоты вращения воздушного винта, другими словами коленчатого вала двигателя. Для этого помогает педаль «газа» — средняя педаль в кабине водителя (размещенная между тормозными педалями), которая соединена тросом с дроссельной заслонкой карбюратора двигателя.

В кабине водителя имеются два сиденья. Левое по ходу автомобили — водительское — регулируется под рост сидящего на нем человека, справа — пассажирское.

Перед водителем находится приборная доска с указателями устройств, тумблерами осветительных точек, замком зажигания с тумблером магнето двигателя, пусковым ручным магнето, воздушным насосом и воздушным трехходовым краном топливной совокупности и кнопкой электрического стартера пуска двигателя.

генератор и Стартер установлены на особых кронштейнах слева и справа у нижних цилиндров двигателя.

Между втулкой воздушного винта и диском находится шкивок с проточенной в нем канавкой под клиновидный ремень. Данный ремень осуществлял привод генератора.

Выхлопные патрубки цилиндров — личные.

Они имеют на финишах косые срезы, каковые находятся по потоку встречного воздуха.

За счет среза при перемещении аэросаней происходит интенсивный отсос выхлопных газов, что усиливает очистку камеры сгорания и увеличивает ее наполнение свежей рабочей смесью.

Двигатель установлен на подмоторной раме, к кольцу которой он крепится особыми болтами. Рама представляет собой пространственную сварную ферму. В нижней части она заканчивается двумя вильчатыми проушинами; ими она и крепится к ушкам силовых узлов корпуса.

Спереди (по ходу аэросаней) к стойкам рамы приварены ушки, к ним подсоединены упорные подкосы рамы.

Упорные подкосы вторым финишем кроме этого крепятся к узлам на корпусе, образуя еще две точки ее крепления. На подкосы ставится поперечная труба, на которую навешивается масляный бак. В бак заливается запас масла, нужный для обеспечения работы двигателя.

Бензиновый бак фиксируется на особых ложементах металлическими лентами. Для затяжки лент в них имеются резьбовые муфты. Конструкция бака клепаная, из оцинкованного железа. заклёпочные соединения и Швы пропаяны. Бак имеет горловину, закрывающуюся герметичной, навертываемой на резьбу пробкой.

На хвостовике коленчатого вала двигателя установлен двухлопастный древесный воздушный винт — Лопасти на финишах и по рабочей кромке имеют железную оковку.

На двигатель винт крепится через промежуточную подробность — втулку винта. Сам винт зажимается болтами между фланцами втулки. Она устанавливается на конусный хвостовик коленчатого вала на шпонке, затягивается корончатой гайкой и шплинтуется.

Для обеспечения безопасности территория вращения воздушного винта защищена трубчатой фермой — ограждением винта Ограждение окрашивается яркой красной краской.

И.

ЮВЕНАЛЬЕВ

10 FACTS: Combat aerosani NKL-26 (НКЛ-26). Secret russian weapon of WWII? [1080] +Bonus video!

Статьи, которые будут Вам интересны: