Аэросани нкл-26

Аэросани нкл-26

Аэросани НКЛ-26 были вычислены на перевозку экипажа из двух человек — начальника автомобили (в один момент делающего в боевых операциях функции стрелка) и водителя-механика. Корпус аэросаней древесный, закрытого типа, с четырьмя независимо подвешенными управляемыми лыжами. Его каркас набирался из продольных стрингеров и поперечных шпангоутов и обшивался фанерой.

В поперечном сечении корпус имел вид перевёрнутой трапеции. Его передняя часть защищалась укреплённым под углом 60° к вертикали броневым щитом. В нём перед водителем был смотровой люк с откидной створкой, в которой выполнена узкая прорезь.

Единственная дверь размешалась слева, параллельно сиденью водителя, по бортам имелись два маленьких окна для бокового обзора.

В отсеке начальника аэросаней, в крыше корпуса, пребывало круглое отверстие, снабжённое усиленной окантовкой. На окантовку крепилось кольцевое основание, на которое устанавливалась турель для пулемёта типа направляться калибра 7,62 мм. Турель имела бронированный щиток с фигурным вырезом для пулемёта.

Механизм поворота снабжал горизонтальный угол обстрела до 300°; 60° приходилось на зону вращающегося воздушного винта.

В задней части, за отсеком начальника, размещался бензиновый бак.

Ходовая часть аэросаней складывалась из четырёх однообразных по размерам лыж, полуосей и амортизационных стоек.

Лыжи открытые, Т-образного сечения, взаимозаменяемые. Передняя часть шире, чем задняя, что содействовало уменьшению бокового трения при перемещении по рыхлому снегу.

Изготовлены они из дерева, подошва — из 10-мм фанеры, продольное ребро — из сосновой доски. Крепление — три пары угловых металлических кронштейнов, стойки кабанчика и по финишам — металлические косынки.

Полуоси делали из металлической толстостенной трубы.

На внешней стороне, у втулки кабанчика, было приварено ушки и ограничительное кольцо для подсоединения тяги управления и амортизационной стойки. Крепление полуосей к корпусу выполнялось на карданных сочленениях.

Пружинные телескопические амортизационные стойки были очень действенными.

Управление аэросанями осуществлялось посредством рулевого колеса, установленного по оси автомобили в кабине водителя, через совокупность тросов и рычагов.

При вращении колеса в один момент поворачивались все четыре лыжи, что быстро повышало манёвренность. На рулевой трубе размещался барабан для намотки троса. От него трос через направляющие, расположенные на борту и на полу корпуса, тянулся к роликам рычага главного вала.

Транспортные аэросани НКЛ-16

Компоновочная схема аэросаней НКЛ-26:

1 — передняя лыжа; 2 — полуось; 3 — корпус; 4 — фара освещения; 5 — броневой лист; 6 — смотровой лючок; 7 — створка люка с щелевой прорезью; 8 — кольцо турели; 9 — пулемёт; 10 — броневой щит на поворотной турели; 11 — главный топливный бак; 12 — заправочная горловина бака; 13 — подкосы моторной рамы; 14 — капот мотоустановки; 15 — резервный топливный бак; 16 — съёмный масляный бак; 17 — магнето зажигания; 18 — воздушный винт; 19 — выхлопной патрубок; 20 — двигатель; 21 — подмоторнаярама; 22 — стартёр; 23 — подогреватель воздуха на входе в карбюратор; 24 — ограждение воздушного винта; 25 — задняя амортизационная стойка; 26 — задняя полуось; 27 — кабанчик лыжи; 28 — тормозной механизм; 29 — задняя лыжа; 30 — аккумуляторная батарея; 31 — тяга управления, задняя; 32 — лента крепления бензинового бака; 33 — ложемент бака; 34 — сошка главного вала управления; 35 — тяга управления, передняя; 36 — дверь кабины; 37 — амортизационная стойка; 38 — узел крепления полуоси

Аэросани НКЛ-26, габаритная схема

Амортизатор лыжи:

1 — узел крепления амортизатора на корпусе; 2 — шаровой наконечник неподвижной трубы амортизатора; 3 — пружина; 4 — нижняя подвижная труба амортизатора; 5 — узел крепления на полуоси

Основной вал был установлен на полу кабины на двух опорах.

Для уменьшения упрочнения на ободе рулевого колеса в совокупность тросов ввелидвойной блок. Для этого на главном валу установили одноплечий рычаг с колонкой роликов на головке. Тросы проходили через блок и качающийся ролик в хвостовой части корпуса.

Наглавном валу снаружи автомобили закрепили двуплечие сошки, к каким подсоединялись твёрдые трубчатые тяги с вильчатыми резьбовыми наконечниками, соединявшими сошки с полуосями подвески лыж. Для обеспечения одновременного поворота лыж в различные стороны соединение тяг с сошкой главного вала осуществлялось следующим образом. Правая тяга управления передней лыжей подсоединялась к верхнему ушку сушки, а правая задняя тяга -к её нижнему ушку.

С левой же стороны коммутация велась в обратном порядке.

Перед водителем пребывала доска устройств.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: &аккумуляторная;direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");

Моторная установка аэросаней НКЛ-26 однотипна и взаимозаменяема с аэросанями НКЛ-16 (см. «М-К», 1977, № 10).

Двигатель М-11 Г имел пять расположенных звёздообразно в одной плоскости цилиндров воздушного охлаждения. На двигатель перед установкой на аэросани для запуска с места водителя дополнительно ставили электрический стартёр и генератор. Их место — слева и справа от внешних сторон нижних цилиндров.

Двигатель сопрягали и с ещё одним агрегатом — подогревателемвоздуха на входе в карбюратор (см. «М-К», 1977, № 10).

Его установка улучшала работу двигателя при низких температурах, кроме обеднение рабочей смеси, поступающей в цилиндры, и обмерзание всасывающих карбюратора и каналов. Подогреватель воздуха воображал собой кожух, подсоединяемый на фланце к карбюратору. В кожуха проходили выхлопные патрубки двух нижних цилиндров двигателя.

При морозах ниже -20° на кожух дополнительно натягивали теплоизолирующий чехол.

Выхлопные патрубки трёх верхних цилиндров личные, финиши трубок имели косые срезы, расположенные по встречному потоку воздуха. За счёт этого при перемещении аэросаней происходил интенсивный отсос выхлопных газов.

Схема управления:

1 — задняя полуось; 2 — карданное сочленение; 3,19- узел заделки троса управления; 4 — регулировочная резьбовая муфта; 5 — подвижный ролик; 6 — тяга управления; 7 — сошка; 8 — тяга управления левой передней лыжей; 9 — блок роликов качалки главного вала; 10 — рулевое колесо; 11 — барабан для намотки троса; 12 — блок бортовых роликов; 13 — корпус аэросаней; 14 — узел крепления амортизатора к полуоси; 15 — кабанчик передней лыжи; 16 — тяга управления правой передней лыжей; 17 — тросы управления; 18 — блок роликов; 20 — основной вал; 21 — рычаг главного вала; 22 — тяга управления правой задней лыжей; 23 — регулировочная вилка

Аэросани НКЛ-26 подразделения капитана Пропятилова с десантом автоматчиков выходит на исходный предел.

Район Новгорода, 1944 г.

Модель аэросаней НКЛ-26

размещение органов и Приборная доска управления:

1 — тумблер зажигания; 2 — кнопка стартёра; 3 — бензиновый манометр; 4 — рулевое колесо; 5 — воздушный трёхходовый кран; 6 — масляный термометр; 7 — амперметр; 8 — масляный манометр; 9 — выключатель фары; 10 — пусковое магнето; 11 — тахометр; 12 — педаль тормоза задних лыж; 13 — педаль газа; 14 — педаль тормоза передних лыж; 15 — воздушный насос Чертежи создал по архивным материалам инженер И. Ювенальев и выполнили живописцы К. Коваль и М. Линде

Двигатель фиксировался на под-моторной раме болтами через амортизирующие и поглощающие вредные вибрации втулки.

В нижнейчасти рама заканчивалась двумя вильчатыми проушинами, которыми она крепилась к ушкам силовых узлов корпуса. Спереди (по ходу аэросаней) к кольцу рамы были приварены ещё две пары ушков — для стяжки упорных подкосов, снабжая жёсткость крепления.

Передняя часть мотоустановки снабжалась капотом обтекаемой формы, крепившимся к кольцу моторной рамы. Верхняя часть его откидная, на двух шарнирах. Под ним пребывали резервный бензиновый и главный масляный баки.

Главный топливный бак размешался в задней части корпуса на особых ложементах, к каким фиксировался металлическими лентами.

На хвостовик коленчатого вала двигателя, на промежуточной подробности — втулке — устанавливался двухлопастный древесный воздушный винт. Его лопасти по рабочей кромке и концам имели железную оковку.

Втулка винта посажена на конусный хвостовик коленчатого вала двигателя на шпонке и затянута особой гайкой; чтобы не было самопроизвольного отворачивания она в обязательном порядке контрилась проволокой.

Для обеспечения безопасности территория вращения воздушного винта защищалась железным трубчатым ограждением, покрытым яркой красной краской.

И.

ЮВЕНАЛЬЕВ

Боевые десантные бронесани СССР! \

Статьи, которые будут Вам интересны: