Боевые амфибии

Боевые амфибии

военные и Конструкторы эксперты, учитывая маневренный темперамент современного боя, искали пути разработки автомобилей, талантливых обеспечить разнообразные требования, предъявляемые и аналогичной технике.

Для ведения военных действий различного характера необходимы были универсальные автомобили. Особенное значение придавалось в наземных армиях разведке. И ее предполагалось вести посредством малых танков и танкеток.

Это должны были быть автомобили габаритов и небольшого веса. Им предстояло скрытно подбираться к неприятелю в условиях полного распутья; броневая защита их должна была надежно защищать экипаж от поражения осколками и пулями. И к тому же от них требовалось умение плавать, на худой конец преодолевать водные рубежи по дну.

Как сочетать столь противоречащие друг другу требования в одной машине? Много известный конструкторов разламывало над этим голову.

И желаемый итог был достигнут лишь по окончании многих неудач. Пример тому — танкетка Т-27. Ее малые габариты создавали тяжелые условия для работы экипажа. Внутренний количество автомобили был так миниатюрен, что экипажи приходилось комплектовать из танкистов маленького роста. Размещение двигателя в центре корпуса стало причиной повышенной загазованности боевого отделения, да плюс к тому мотор, в особенности летом, превращал машину в пышущую жаром духовку.

Конструкторы отказались от вращающейся башни, дабы уменьшить высоту танкетки. Пулемет расположили в лобовой броне, в следствии ухудшился маневр огнем, сузился обзор. Не удалось решить и одну из наиболее значимых неприятностей: танкетка не имела возможности преодолевать водные рубежи, что ограничивало возможности разведки.

Вопрос о создании плавающего танка оставался в повестке дня.

Конструкторам приступившим к созданию этих автомобилей, предстояло решить наровне со особыми и чисто «судовые» вопросы: метод перемещения по воде, управление на плаву, остойчивость; нужно было выяснить возможности входа в воду и выхода из нее. Все это разрабатывалось по непроторенным дорогам: испытания создания плавающих танков у нас существенно опередили такие же работы за границей.

НЕБОЛЬШОЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК Т-38:

Вторым цветом продемонстрированы (слева направо): пулемет, глушитель, смотровая щель, пулеметная ячейка, узел натяжной звездочки и поддерживающих роликов, жалюзи моторного отсека, воздухозаборный люк, гребной винт с рулевым механизмом.

Действительно, в 1919 году инженер одного из фабрик Г. В. Кондратьев, кораблестроитель по профессии, представил на конкурс, заявленный Советом военной индустрии, проект плавающего танка. Через некое время две такие автомобили были выстроены.

Танк весил около 10 т, двигатель мощностью 90 л. с. размещался в кормовой части. На плаву машина передвигалась посредством трехлопастного гребного винта. Танк был вооружен достаточно замечательным по тем временам 76-мм орудием. Экипаж складывался из двух человек.

Но за прошедшее с того времени время танкостроение так шагнуло вперед, что танк 1919 года не было возможности кроме того забрать за отправную точку при проектировании.

И все-таки плавающий танк был создан.

Его серийный выпуск качался в первой половине 30-ых годов XX века. Эта машина планировала на базе автомобильных агрегатов (ГАЗ-АА), имела противопульную броню, скорость на суше 36 км/ч и ка плаву 6 км/ч. Экипаж складывался из двух человек.

Оружие (пулемет ДТ) размещалось в цилиндрической башне.

В августе 1935 года семь машин-амфибий отправились в испытательный пробег по маршруту Ленинград — Луга ка гусеничном ходу, а после этого вплавь по рекам Луге, Шелони, озеру Ильмень, реке Волхов, Новоладожскому Неве и накалу с выходом на сушу у Петропавловсной крепости в Ленинграде. Руководил подразделением начальник-испытатель А. Жуков. Из 700 км пути 600 было пройдено водным методом.

Преодоление водных рубежей ка такие расстояния не было тактической необходимостью в то время, но конструкция танков потребовала всестороннего долгого опробования как раз в движении по воде. Довольно часто водная стихия ставила перед испытателями совсем неожиданные задачи: частые водоросли наматывались на винт, стремительные течения заставляли двигатель трудиться на пределе, приходилось преодолевать водовороты, омуты, пороги, кроме того шторм трепал автомобили на одном из перегонов.

Но водители механизированной колонны удачно закончили рейс, приведя танки к финишу без поломок и аварий. Пробег ускорил предстоящее совершенствование плавающих автомобилей.

Рис. 1. Небольшой плавающий танк Т-37А.

Рис. 2. Небольшой плавающий танк Т-38.

Рис. 3. Плавающий танк Т-40.

Скоро была создана модификация плавающего танка Т-37А (рис. 1). Его изюминкой был гребной винт с поворачивающимися лопастями, что снабжало на плаву задний движение. А во второй половине 30-ых годов двадцатого века в армии начал поступать новый танк Т-38 (рис. 2). Эта машина, весившая всего 3,3 т, была ниже, но пара шире, чем ее предшественница. Была улучшена ходовая часть, вместо дифференциала установили бортовые фрикционы.

Модернизация подвески обеспечила громадную плавность хода. Удельное давление на грунт удалось уменьшить. Одновременно с этим толщина лобовой и бортовой брони осталась прошлой — 9 мм. скорость и Вооружение кроме этого остались прежними. Экипаж складывался из двух человек.

Во второй половине 30-ых годов XX века показалась модификация танка — Т-38М-2. Это была более тяжелая, на но и более быстроходная машина: ее скорость увеличилась до 46 км/ч.

Последнее было достигнуто благодаря установке более замечательного двигателя и коробки передач от автомобиля М-1.

размеры малых и Небольшой вес танков Т-37 и Т-38 привлекли интерес десантников. Уж весьма заманчивым казалось ввести в состав десантных групп столь замечательные и маневренные автомобили. Были совершены опыты по транспортировке танков авиацией.

Автомобили подвешивались к самолетам ТераБайт-1 и ТераБайт-3 и употреблялись в посадочных десантах на учениях 1938—1939 годов. Проводились испытания по сбросу с самолетов на водную поверхность танков Т-37 и Т-38. Для этого последние крепились на замки подфюзеляжных бомбодержателей.

силуэты и Сравнительные размеры плавающих танков периода 1935—1937 годов.

Малые танки участвовали в первых битвах ВОВ. «Отечественная рота танков Т-37 мнет невиданно урожайную пшеницу, —вспоминал участник приграничных боев Герой Советского Союза офицер Пенежко, — мы выходим на правый фланг дивизии. Моя «малютка» во главе двух взводов, скребя дном по кочкам лощины, резво мчится к роще, по опушке которой только что поднимались фонтаны разрывов.

Нам удалось опередить немцев и занять западную опушку рощи. Второй взвод уже давит вражеских мотоциклистов и теснит их ко мне. С ходу врезаюсь в группу мотоциклов и секу их очередями.

Верткие трехколесные автомобили рассыпаются в стороны… Оба взвода за бегущим соперником перемахнули гребень, и я заметил над зелеными волнами пшеницы цепь громадных чёрных автомобилей. Они тянули за собой пушки…

Чуть успев дать красную ракету, я открываю практически в упор пламя по широкому стеклу встречной автомобили. Содрогнувшись и перекосившись, она застыла на месте…»

В разведке, в прикрытии флангов от пехоты соперника военные машины сыграли большую роль. Но опыт военных действий продемонстрировал, что 9-мм броня — очень ненадежная защита в современном бою, да и оружие было не на высоте. Замена устаревшим танкам не вынудила себя ожидать. Это был Т-40 (рис.

3), созданный еще в первой половине 40-ых годов двадцатого века под управлением Н. А. Астрова. Экипаж танка был защищен 15-мм броней. Оружие складывалось из крупнокалиберного пулемета ДШК (12,7-мм) и пулемета ДТ, спаренных в одной установке. Двигатель мощностью 85 л. с. разрешал развивать скорость по шоссе до 45 км/ч, а на плаву — до пяти километров/ч.

Управление на воде осуществлялось двумя гребными винтами. Сухопутный вариант данной автомобили был назван Т-30.

Но, отдельные танки Т-37 и Т-38 пребывали в боевых порядках некоторых частей Советской Армии до конца войны.

Совместно со собственными младшими по возрасту, но куда более замечательными и современными собратьями КВ, ИС, со известной тридцатьчетверкой они принимали участие в окончательном разгроме неприятеля. Во многом это разъяснялось тем, что и через десять лет по окончании собственного появления на свет небольшой плавающий танк Т-38 оставался конструкцией, превосходившей по тактико-техническим данным однотипные зарубежные автомобили.

А. БЕСКУРНИКОВ

Боевые амфибии

Статьи, которые будут Вам интересны: