Боевые восьмиколесные «пирана» и «кодиак»
Впоследние годы одним из самые развивающихся направлений в бронетехнике стало создание восьмиколёсных автомобилей колёсной формулы 8×8 с разным оружием. Такие автомобили более подвижны в тактических военных действиях, требуют меньших затрат в обслуживании и эксплуатации, но и хуже защищены бронёй, да и владеют меньшей боевой мощью.
Гусеничные же их «соперники» имеют больший вес, а обычно и габариты, что отрицательно отражается на возможности их переброски разным транспортом, в особенности самолётами. И тут — в стратегической подвижности — побеждают колёсные образцы.
Одним из главных требований, предъявляемых на данный момент, к примеру, военным управлением США к бронетехнике, есть условие транспортабельности её самолётами типа С-130 Hercules, не смотря на то, что для данной цели уже употребляются и более вместительные С17 Globemaster III и А400М Airbus.
Локальные войны последних лет продемонстрировали всё нарастающую возможность войсковых подразделений вести боевые действия в отрыве от своих соединений и свойство противостоять прекрасно вооружённому сопернику. Вот отчего колёсные военные машины должны быть высокоманёвренными и владеть замечательными орудиями.
Армейские эксперты на данный момент выдвигают к боевым колёсным автомобилям новые тактико-технические требования, заключающиеся в увеличении грузоподъёмности, вместимости, усилении их бронирования в один момент с огневой мощью. На кое-какие образцы с успехом устанавливаются танковые башни, боевые модули с дистанционным управлением, комплексы динамической защиты. Стрельба ведётся посредством совокупностей управления огнём (СУО).
На вооружение армий многих государств принимаются боевые бронированные автомобили (ББМ), имеющие колёсную формулу 8×8. Это и отечественный БТР-90, продолживший семейство восьмиколёсных советских БТР. Крупнокалиберный танковый пулемёт Владимирова и маленькую башенку на прошлых моделях заменило боевое отделение с 30-мм автоматической пушкой, гранатомётом, пулемётом ПКТ калибра 7,62 мм, противотанковым ракетным комплексом.
По существу, это лёгкий колёсный танк, что с успехом может вести борьбу с военной техникой на дальностях до 4000 м. Грузоподъёмность БТР-90 (7 т) разрешает производить на базе его шасси военные машины разного назначения, среди них и автомобили огневой помощи с 120-мм пушкой.
ББМП LAV III Kodiak
В Германии и Нидерландах был размещён заказ армейского руководства этих государств на 470 бронированных многоцелевых автомобилей Boxer («Боксёр») с формулой 8×8 неспециализированной ценой более 2 млрд. долларов. Первые серийные автомобили компания ARTEC выпустила в сентябре 2009 г. На германские образцы поставили боевые модули FLW 200 с дистанционным управлением, каковые смогут комплектоваться 12,7-мм пулемётами М2 либо 40-мм автоматическими гранатомётами компании HecklerKoch. В модуле размещаются цветная камера с переменным фокусом объектива, тепловизор, лазерный дальномер.
На Тайване приняли на вооружение восьмиколёсный БТР СМ-32 Leopard («Леопард»). Его масса около 15 т, мощность двигателя — 326 л.с. На нём предполагается установка кроме того 120-мм орудия М2 50 MG.
На его базе создано семь моделей разного назначения.
Первой компанией, которая начала производить 8-колёсную военную машину, стала швейцарская Mowag Motorwagenfabrik. Сначала тут спроектировали и с 1976 г. развернули производство БТР семейства Piranha («Пирана») с колёсной формулой 4×4, 6×6, после этого и 8×8. У всех этих образцов двигатель был в первых рядах, рядом с водителем. Подвеска — свободная с телескопическими амортизаторами, пружинная — для передних управляемых колёс и торсионная рычажная — для задних.
Компоновка, подвеска, размещение агрегатов в корпусе стали с того времени стандартом для аналогичных автомобилей.
В 1982 г. модель Piranha I 8×8 победила конкурс в Соединенных Штатах, и компания Дженерал моторс of Canada выпустила с того времени более 750 таких автомобилей — под новым заглавием LAV 25 (Light Armoured Vehicle).
Корпус LAV 25 — сварной с катаными броневыми страницами толщиной до 10 мм. Броня выдерживает осколки мин и крупнокалиберные пули. Во вращающейся двухместной башне, созданной компанией Delco Systems, находится 25-мм автоматическая пушка М242 Bushmaster («Бушмастер»), стабилизированная в двух плоскостях, и спаренный с ней 7,62-мм пулемёт М240. На башне смонтированы два блока дымовых гранат М257 с четырьмя гранатами L8A1 в каждом.
Вероятна и установка на крыше зенитного пулемёта калибра 7,62 мм М60, М240 либо 12,7-мм М2НВ. Боезапас — 210 снарядов, 1200 патронов.
LAV 25:
1 — 25-мм автоматическая пушка М242; 2 — катастрофический выходной люк левого борта; 3 —- двухместная башня; 4 — колесо с пулестойкой шиной; 5 — глушитель; 6 — блок дымовых гранат М257; 7 — башенный люк начальника; 8 — перископический прибор наблюдения начальника; 9 — кормовой десантный люк; 10 — башенный люк наводчика; 11 — выходной люк водителя; 12 — кормовая дверь десантного отсека; 13 — левый винт; 14 — перископический прибор наблюдения водителя; 15 — передний нижний броневой лист; 16 — крышка двигательного отсека; 17 — спаренный 7,62-мм пулемёт М240
У наводчика и командира имеются стабилизированные в вертикальной плоскости комбинированные прицелы дневного и ночного видения. Помимо этого, на крыше башни находятся семь перископических устройств наблюдения начальника и один — наводчика. Посредством тепловизора и лазерного дальномера на мониторы выводится боевая ситуация.
Шофер автомобили пользуется тремя перископическими устройствами наблюдения. Один из них возможно заменён на прибор ночного видения.
Сообщение с командованием и подразделениями поддерживается посредством радиостанций АN/РRС-68.
Десантный отсек для шести пехотинцев находится в корме. Они выходят из корпуса через люки и кормовые двери в крыше корпуса. В их распоряжении — ещё шесть смотровых устройств MIL-B-11352 для наблюдения за местностью.
При необходимости для аварийного покидания автомобили экипажем имеется добавочный выходной люк в левом борту.
Двигатель изготовлен компанией Detroit — 275-сильный 6-цилиндровый дизель 6V53T с турбонаддувом — с автоматической трансмиссией Allison МТ653 с пятью передачами вперёд и одной назад. Подвеска — свободная торсионная со гидравлическими амортизаторами и спиральными пружинами. Шины — пулестойкие с централизованной совокупностью контроля давления.
Вероятно отключение четырёх передних колёс от трансмиссии.
LAV 25 — плавающая машина с герметичным корпусом. Перемещение на плаву осуществляется посредством двух кормовых винтов, управление — четырьмя особыми рулями.
Большая скорость по шоссе — 95 км/ч, на плаву — 10 км/ч. Ёмкость топливных баков — 300 л — снабжает запас хода 650 км.
На базе LAV 25 создан множество модификаций. В частности, LAV-AT — самоходный противотанковый ракетный комплекс с ПТУР TOW, LAV-M — самоходный миномёт (81-мм либо 107-мм), LAV-AD — самоходный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс с 25-мм автоматической пушкой GAU-12 и ЗУР Stinger, LAV-105 — машина огневой боевой помощи с 90-мм пушкой Мк.З, LAV-CCLEP — зенитный ракетный комплекс с ЗУР, LAV-C — командно-штабная машина, LAV-R — бронированная ремонтно-эвакуационная машина.
В 1996 г. компания Mowag изготовила следующий пример «Пирана» III, что имел больший диаметр колёс и гидропневматическую подвеску с регулируемым клиренсом. В увеличенном десантном отсеке сейчас возможно было перевозить до восьми солдат десанта. Броня выдерживала попадания 14,5-мм бронебойных пуль тяжёлых пулемётов.
Но машина стала намного тяжелее.
ББМП LAV-AD с зенитными ракетами Stinger
В 1999 г. военное руководство Канады заключило сделку с компанией на выпуск новых боевых бронированных автомобилей пехоты (ББМП) с колёсной формулой 8×8. За пример приняли последнюю разработку компании — машину «Пирана» III. На её сварной бронированный корпус дополнительно навесили металлические страницы, кроме этого защитили дне от подрывов мин. Сейчас машина выдерживала попадание 30-мм снарядов в лобовую часть и пуль калибра до 14,5 мм в корму и борта.
Такую модификацию назвали LAV III Kodiak («Кодиак»).
На ББМП установили двухместную башню компании Delco Sistems, в которой разместили наводчика и командира, вооружили 25-мм автоматической пушкой и спаренным 7,62-мм пулемётом, и четырёхствольными дымовыми гранатомётами. Помимо этого, на турели имел возможность дополнительно монтироваться 5,56-мм пулемёт М249. Поставили дистанционное управление оружием — совокупность ARROVS 300.
Часть автомобилей снабдили 105-мм пушкой.
Двигатель автомобили — дизель Caterpillar 3126 мощностью 350 л.с. с автоматической трансмиссией Allison MD 3066Р. Ходовая часть — с свободной подвеской, с шинами 12.00 х R20 и централизованной совокупностью регулирования давления в них.
LAV III послужила базой для производства боевой бронированной автомобили Stryker, принятой на вооружение механизированных бригад, создаваемых в сухопутных армиях США.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ББМ LAV III KODIAK
Боевая масса, кг: 16 329.
Экипаж, чел.: 3 + 8.
Габаритные размеры, мм:
— протяженность — 6934 (с пушкой вперёд);
— ширина — 2667;
— высота — 2692;
— клиренс — 500.
Оружие: 25-мм пушка М242 Bushmaster (либо 105-мм пушка), спаренный с ней 7,62-мм пулемёт М240С, 5,56-мм пулемёт М249.
Боекомплект: 500 выстрелов, патронов калибра 7,62 мм — 1740, патронов калибра 5,56 мм — 3200.
Устройства прицеливания: два перископических прицела (дневной и ночной), тепловизор, лазерный дальномер. Бронирование: противопульное, противо-снарядное (до 30 мм).
Двигатель: 6-цилиндровый Caterpillar 3126, дизельный, V-образный; мощность — 350 л.с.
Трансмиссия: автоматическая Allison MD 3066Р, 6-скоростная коробка передач (5+1), четыре дифференциала.
Большая скорость, км/ч: 99. Ёмкость топливных баков, л: 300.
Запас хода, км: 500.
Преодолеваемые препятствия, м:
— высота стены — 0,6;
— ширина рва — 2,0;
— подъём, град. — 31.
Видео:
В. ТАЛАНОВ