Бой у мыса нордкап 25-26 декабря 1943 г. — «военные действия»

Сразу же по окончании нападения Германии на СССР, 22 июня 1941 г., правительство Великобитании предложило советскому политическому управлению «содействие во всем, в чем оно может оказать помощь» в борьбе против общего врага. Уже 12 июля Москве было подписано «Соглашение о совместных действиях Правительства Альянса ССР и Правительства Его Величества в Соединенном Королевстве в войне против Германии».

В соответствии с ним в Баренцевом море создавалась временная своевременная группировка ВМС Англии для противодействия флоту нарушения и противника его морских коммуникаций в Арктике. Но сложившаяся летом 1941 г. ситуация вынудила пересмотреть приоритеты, и главной задачей союзных сил стала защита коммуникации между Исландией и Великобританией с советскими портами.

Первый союзный конвой, складывавшийся из шести транспортов, прибыл в Архангельск 1 сентября. У командования вермахта данный факт особенной тревоги не позвал, поскольку оно полагало, что поставки оружия, бронетехники и материалов в СССР уже никоим образом не смогут оказать влияние на общий ход войны. До конца 1941 г. союзники провели в обоих направлениях тринадцать конвоев.

Наряду с этим в Мурманск и Архангельск было доставлено около 750 танков, 800 самолетов, 1400 машин и более 100 000 т снарядов, промышленного оборудования, стратегического сырья, других грузов и продовольствия.

По мере того как провал замысла «быстрой войны» становился все более очевидным, военно-политическое управление Германии вынуждено было поменять собственный отношение к союзным конвоям. В середине ноября 1941 г., А.Гитлер решил о перебазировании в Арктику сильнейших кораблей ВМФ кригсмарине (ВМФ).

Создание военно-морской группировки «Норд» завершилось к весне 1942 г. В нее вошли линейный корабль «Тирпиц», тяжелые крейсеры «Адмирал Шеер», «Лютцов», «Адмирал Хиппер», «Принц Ойген», легкий крейсер «Кельн», две флотилии эскадренных миноносцев, до 20 подводных лодок. Задача по нарушению арктической коммуникации между Английскими островами и СССР была поставлена и перед руководством 5-го флота люфтваффе, самолеты которого базировались на аэропортах Северной Норвегии.

самые сильные удары по союзному судоходству на Севере германские вооруженные силы нанесли летом 1942 г., разгромив конвой РQ-17 и нанеся тяжелый урон конвою РQ-18. Вследствие этого (а по версии английского военного кабинета и в связи с подготовкой к высадке англо-американских армий в Северной Африке) конвойные операции были приостановлены, а коммунистический Северный флот должен был противостоять замечательной арктической военно-морской группировке неприятеля без помощи союзников.

К тому времени в нем имелось всего девять эскадренных миноносцев. По совокупной огневой мощи (25 – 130-мм, 12 – 102-мм, 8 – 76,2-мм, 3 – 45-мм орудия) они, например, уступали одному германскому тяжелому крейсеру «Лютцов» (6 – 280-мм, 8 – 150-мм, 6 – 103-мм орудий).

Хотя попасть в большой степени применять удачную для себя обстановку, руководство кригсмарине провело в августе 1942 г. операцию «Вундерланд». В ее ходе тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» потопил ледокольный пароход и обстрелял порт Диксон, повредив транспорт и сторожевой корабль. Но всецело прервать союзное судоходство на Севере сопернику не удалось.

С наступлением полярной ночи перемещение конвоев возобновилось.

Бой у мыса нордкап 25-26 декабря 1943 г. - «военные действия»
«Шарнхорст» (нем. Scharnhorst), линейный корабль ВМС Германии во Второй мировой.

Весной 1943 г. на замену двум крейсерам, переведенным на Балтику, германское руководство направило в Северную Норвегию линкор «Шарнхорст». Но до осени остававшиеся в строю линейные корабли практически бездействовали, поскольку английское Адмиралтейство снова приостановило перемещение конвоев. Единственный совместный выход «Тирпица» и «Шарнхорста» прошёл в первой половине сентября, но итог огня их артиллерии по береговым сооружениям на архипелаге Шпицберген был ничтожным.

22 сентября 1943 г. английские сверхмалые подводные лодки не легко повредили «Тирпиц». На другой сутки в Германию на ремонт ушел тяжелый крейсер «Лютцов». Столь важное ослабление группировки германского ВМФ в Арктике и неприятности с обеспечением остававшихся в строю судов горючим поставили под вопрос целесообразность ее предстоящего существования.

Вследствие этого руководство кригсмарине было вынуждено искать случай, дабы доказать обратное.

В это же время в ноябре 1943 г. перемещение союзных арктических конвоев возобновилось. До Января этого года в обоих направлениях было совершено четыре конвоя. Так, в декабре осуществлялась одновременная проводка двух конвоев, каковые следовали навстречу друг другу: RA-54B – из СССР на Запад и JW-55A – в обратном направлении.

Их ближнее своевременное прикрытие осуществлялось соединением адмирала Р. Барнетта, складывавшимся из двух однотипных легких крейсеров «Шеффилд» и «Белфаст» и тяжелого крейсера «Норфолк» (так именуемого «вашингтонского типа»), дальнее своевременное прикрытие – соединением, включавшим линкор «Дьюк-оф-Йорк» (под флагом командующего флотом Метрополии адмирала Б. Фрэзера), легкий крейсер «Ямайка» и четыре эскадренных миноносца.

Авиация соперника нашла конвой RA-54B 23 декабря 1943 г. в районе Фарерских островов. Но, сделав по нему всего лишь одну бесплодную воздушную атаку, летчики его утратили. Через два дня данный же конвой был обнаружен германской подлодкой «U-601». Но последовательные попытки сначала данной лодки, а после этого и «U-716» атаковать транспорты были пресечены судами охранения.

Тогда адмирал К. Дёниц решил ударить конвой надводными судами. На его перехват вышли линейный корабль «Шарнхорст» (флаг адмирала Э. Бея) и пять эскадренных миноносцев («Z-29», «Z-30», «Z-33», «Z-34», «Z-38»).

Английский линейный корабль «Дьюк оф Йорк» (англ. Duke of York – «Герцог Йоркский»). Современный рисунок.

Утром 26 декабря германское соединение рассредоточилось в районе между островом Медвежий и мысом Нордкап, дабы расширить полосу поиска. В тот момент адмирал Э. Бей не знал, что английская радиоразведка перехватила и расшифровала его переговоры по радиосредствам. В это же время британские суда уже начали охоту за «Шарнхорстом».

Линейный корабль «Дьюк оф Йорк» с крейсером и четырьмя эскадренными миноносцами направлялся данный район с запада, а с востока к нему приближались крейсеры Р. Барнетта. Как раз они первыми нашли вражеский линейный корабль, установив с ним радиолокационный контакт на дистанции 17,5 миль (33 км). Радары же «Шарнхорста» были отключены: так Э. Бей рассчитывал добиться внезапности при атаке конвоя.

Бой между «Шарнхорстом» и английскими крейсерами завязался в 9 часов 25 мин.. Первый залп осветительными боеприпасами произвел легкий крейсер «Белфаст». Минутой позднее открыли огонь 203-мм орудия тяжелого крейсера «Норфолк». Один из снарядов стёр с лица земли антенну носовой радиолокационной станции германского корабля.

Затем управление огнем двух башен его главного калибра имело возможность осуществляться лишь согласно данным, взятым посредством оптических дальномеров, что в условиях полярной ночи было практически равнозначно стрельбе вслепую. Но беспокойство моря не разрешило английским крейсерам развить самый полный движение, и «Шарнхорсту» удалось от них оторваться.

«Норфолк», тяжёлый крейсер Королевского ВМФ Англии времён Второй мировой.

Германский линейный корабль опять лег на курс, что вел в район, где в соответствии с расчетам имел возможность пребывать союзный конвой. Но около 12 часов дня «Шарнхорст» был снова запеленгован радиолокатором «Белфаста». Приблизительно через 20 мин. бой возобновился. В этом случае германский корабль, артиллерия которого была посильнее артиллерийского оружия всего соединения Р. Барнетта, добился нескольких попаданий в «Норфолк».

Одна из четырех башен главного калибра английского крейсера была выведена из строя. Не обращая внимания на достигнутый успех, германский флагман, так же, как и прежде преследуя цель по разгрому конвоя, уклонился от предстоящего огневого контакта и, приказав своим эскадренным миноносцам возобновить поиски союзного каравана, направил «Шарнхорст» на юго-восток. Наряду с этим он не знал, что избранный курс ведет навстречу соединению под руководством адмирала Б. Фрезера.

Около 13 часов 15 мин. ввиду неясности обстановки Э. Бей все же отменил собственный ответ и приказал возвращаться в базу. Оставшуюся в строю кормовую радиолокационную станцию «Шарнхорста» опять отключили, дабы затруднить его обнаружение судами соперника. Через два часа с германского линейного корабля на берег была послана радиограмма, в которой Э. Бей назвал расчетное время собственного возвращения.

Он не догадывался, что крейсеры Р. Барнетта «вели» его флагманский корабль, поддерживая с ним постоянный радиолокационный контакт, и наводили на него силы дальнего своевременного прикрытия RA-55B.

Бой возобновился в 16 часов 47 мин.. Первыми открыли огонь осветительными боеприпасами английские линейный крейсер «корабль» и лёгкий Белфаст «Дьюк-оф-Йорк». «Шарнхорст» ответил главным калибром, но его 283-мм боеприпасы не пробивали брони, закрывавшей крайне важные части линейного корабля соперника. Вскорена самом германском линейном корабле была выведена из строя одна и взяла повреждения вторая носовая башня.Помимо этого 356-мм боеприпас пробил борт в районе кормовой башни главного калибра.

Но для этого корабля, имевшего развитую совокупность защиты, все это не являлось фатальным.

Пользуясь преимуществом в скорости, Э. Бей стремился расширить расстояние боя, и , пока это ему получалось, английские эсминцы не могли выполнить приказ собственного флагмана об атаке торпедами. К 17 часам 42 минутам расстояние между «Шарнхорстом» и британскими судами увеличилось так, что по нему имел возможность вести пламя только «Дьюк-оф-Йорк» и лишь главным калибром.

Не обращая внимания на большое удаление цели, стрельба английского линейного корабля, управляемая согласно данным, взятым посредством радиолокаторов, была правильной. Около 18 часов 20 мин. 356-мм боеприпас взорвался под первым котельным отделением германского корабля, и его скорость упала до 8 узлов. Меры для устранения повреждений были приняты скоро, по окончании чего «Шарнхорст» кроме того смог расширить движение до 22 узлов, но к тому времени он уже лишился большей части собственной артиллерии.

В 18 часов 24 60 секунд с него была послана последняя радиограмма: «Мы будем сражаться до последнего боеприпаса».

Пятнадцать минут спустя орудия «Дьюк-оф-Йорка» временно прекратили пламя, и адмирал Б. Фрезер повторно приказал эскадренным миноносцам произвести торпедную атаку. В этом случае им удалось сблизиться с «Шарнхорстом» на расстояние залпа. По окончании попадания четырех торпед скорость хода последнего не превышала 12 узлов.

Сократив расстояние до 9,1 км, «Дьюк-оф-Йорк» снова открыл по нему пламя из 356-мм орудий. В то время, когда скорость хода вражеского корабля упала до 5 узлов, и он практически прекратил слушаться руля, Б. Фрезер приказал завершить его уничтожение торпедами. В продолжение 20 мин. по «Шарнхорсту» было выпущено 27 торпед, из которых семь достигли цели.

В 19 часов 45 мин. по окончании замечательного внутреннего взрыва охваченный пламенем германский линейный корабль ушел под воду. Из 1968 человек, пребывавших на его борту, британские моряки спасли лишь 36.

Узнав новость о бое у мыса Нордкап, И.В. Сталин направил послание с поздравлениями премьеру Англии У. Черчиллю, командующему флотом Метрополии адмиралу Б. доблестным морякам «и Фрезеру» линейного корабля «Дьюк-оф-Йорк». Пожалуй, это был единственный за всю Вторую мировую войну случай, в то время, когда тактический, с формальной точки зрения, успех союзников взял столь высокую оценку из уст первого лица СССР.

По окончании смерти «Шарнхорста» английский армейский кабинет прекратил разглядывать арктическую группировку кригсмарине как фатальную угрозу для северных конвоев. Их перемещение уже не прерывалось. Отпала необходимость привлекать к ведению конвойных операций основные силы флота, благодаря чему английское Адмиралтейство смогло вывести из его состава и направить в Тихий океан авианосец, два линейных корабля и линейный крейсер. В этом заключалось военно-политическое и военно-стратегическое значение победы, одержанной союзными ВМС 26 декабря 1943 г.

Бой в Баренцевом море продемонстрировал, что организация проводки конвоев в форме операции, к участию в которой привлекались все рода сил союзных флотов, была самоё целесообразным ответом. Иначе, не обеспеченная ни разведкой, ни мерами своевременной маскировки попытка нанести удар по союзному конвою провалилась совсем закономерно.

Ставка на высокие маневренные чертей судов того типа, к которому принадлежал «Шарнхорст» (как и линейных крейсеров в целом), была несостоятельной. В войне на море важное значение купили дальнобойность, могущество и точность средств поражения, а корабельная радиолокация, первоначально предназначавшаяся по большей части для освещения обстановки, превратилась в основное средство управления артиллерийским огнем.

Линейный корабль Шарнхорст. Катастрофа у мыса Нордкап

Статьи, которые будут Вам интересны: