Карликовые субмарины её величества

Карликовые субмарины её величества

Английское военное кораблестроение имеет многовековой опыт боевого применения и разработки самых технологий и передовых конструкций. Незадолго до Второй мировой ядром английских эскадр были надводные суда: линейные корабли, авианосцы и линейные крейсера. Исходя из этого подводные плавсредства у Адмиралтейства были не в чести.

Но атака Гюнтера Прина 15 октября 1939 года в Скапа-Флоу, в то время, когда прокравшаяся германская субмарина потопила линейный корабль прямо в основной базе английского флота, поставила ребром вопрос о создании диверсионных подводных средств.

В конце 1939 года началась разработка английской сверхмалой подлодки. Но инициатором выступило не Адмиралтейство, а Военное ведомство, по заказу которого началось её проектирование для применения на реках.

Скоро заказ однако перешёл в ведение Адмиралтейства, наконец-то оценившего возможности подводного кораблика.

В следствии продолжительных перестройки и экспериментов уже практически готовых образцов британцы в 1942 г. все же выстроили прототип лодки класса X.

Лодка создавалась по классической схеме «громадных» субмарин: дизель Gardner для надводного хода и электродвигатель с аккумуляторными батареями для подводного.

Для удобства транспортировки лодки собирали из трёх блоков упрощённой геометрической формы, соединявшихся болтами. Три поперечные переборки разделяли прочный корпус на четыре отсека.

В первом отсеке пребывали навигационное оборудование и приборы управления, цистерна главного балласта № 1, буксирное и швартовое устройства.

Второй отсек употреблялся в качестве шлюзовой камеры, в его трюме пребывала цистерна главного балласта № 2. Третий отсек предназначался для аккумуляторной батареи, поста управления, цистерны главного балласта № 3, цистерны стремительного погружения, боевого и навигационного перископов. В средней части корпуса по левому борту была установлена поворотная труба для забора воздуха. В надводном положении к ней же крепилась переговорная труба.

В кормовой части надстройки хранились инструменты и водолазное снаряжение, нужные при форсировании противолодочных сетей. В четвёртом отсеке размещались дизель мощностью 42 л.с. и электродвигатель, топливная цистерна, компрессор, кормовая дифферентная цистерна.

Экипаж складывался из трёх человек — начальника, рулевого и механика. Любой из них имел возможность делать водолазные и подрывные работы.

Оружие складывалось из двух отделяемых бортовых контейнеров, в каждом из которых помещался заряд взрывчатки массой 1620 кг и взрыватель с часовым механизмом. Контейнеры сбрасывали под дне вражеского судна освобождением захватов изнутри лодки.

По окончании устранения недочётов и испытаний прототипа компания «Виккерс-Армстронг» выстроила серию из 12 лодок типа X. Шесть из них (Х5 — Х10). вступили в строй в январе 1943 года, ещё шесть (Х20 — Х25).- в конце этого же года.

Подлодка X второй серии (Х20 — Х25)

Серийные лодки также имели четыре отсека, но их компоновка изменилась. Так, шлюз разместили между отсеками управления и аккумуляторным, что разрешило открывать и закрывать вход в него из отсека управления, а на верхней палубе показался особый держатель для членов экипажа, находящихся вне судна.

В первом отсеке размещались аккумуляторная батарея, запасы пресной провизии и воды, койки, цистерны: топливные и дифферентная. Второй отсек остался без трансформаций. В центральном посту пребывали устройства управления, средства навигации, цистерна главного балласта №3, цистерна стремительного погружения.

За рубкой добавился входной люк. В четвёртом отсеке размещались дизель, электродвигатель, топливные цистерны, запасы масла, компрессор большого давления.

Экипаж увеличили до четырёх человек за счёт введения штатного водолаза.

Главным оружием являлись два сбрасываемых заряда по 1993 кг любой в бортовых железных контейнерах. Они отделялись посредством особого устройства, управляемого из особо прочного корпуса. Подрыв зарядов создавал взрыватель с часовым механизмом, включение которого осуществлялось изнутри лодки.

К месту проведения операции сверхмалые лодки транспортировались на буксире «простыми» субмаринами классов Т либо S со скоростью около 10,5 уз.

Если сравнивать с прототипами серийные лодки имели увеличенную с 60 до 95 м рабочую глубину погружения.

Х5, Х6, Х7, Х8, Х9 и Х10 в сентябре 1943 г. принимали участие в операции против германских линейных кораблей Tirpitz и других судов в Альтен-фьорде. Остальные лодки типа X употреблялись при проведении десантной операции в Нормандии в качестве целеуказателей для десантных судов.

Х22 погибла при столкновении с британской подводной лодкой Syris у побережья Шотландии. Все лодки данной серии списали в 1945 году.

Атака в Альтен-фьорде

В сентябре 1943 г. шесть карликовых лодок серии X были направлены к берегам Норвегии с целью потопить либо, по крайней мере, серьёзно повредить германские линейные корабли — экипажам Х5, Х6 и Х7 предстояло нападать 40 000-тонный Tirpitz, Х9 и Х10 — 26 000-тонный Scharnhorst, а Х8 — 12 000-тонный Lutzow.

в первых рядах у них было восемь ночей и дней буксировки. Руководили лодками на этом этапе походные экипажи.

Два человека из трёх должны были нести вахту в течение большей части дней и вести техобслуживание: аккумуляторные батареи и воздушные баллоны необходимо было перезаряжать, и контролировать изоляцию всех электрических цепей.

В первую ночь Х6 чуть не столкнулась с траулером, но, также инцидента, переход в течение первых четырёх дней был, на удивление, спокойным. Погода была благоприятной.

Три либо четыре раза в день лодки всплывали на поверхность, дабы совершить пятнадцатиминутную вентиляцию, а остальные двадцать три часа продвигались на глубине 12 -15 м. Боевые экипажи находились сейчас на борту «громадных» подводных лодок, отдыхая и занимаясь тактической подготовкой.

На шестой сутки перехода, в 4:00 порвался буксирный трос Х8. Через 5 мин. лодка всплыла на поверхность и начальник — лейтенант Джек Смарт начал осматривать горизонт.

Но вблизи не было никаких показателей ведущей лодки Sea Nymph. На её борту факт обрыва буксирного троса был обнаружен приблизительно спустя два часа, в то время, когда она должна была всплыть для проветривания. Начальник Sea Nymph развернул подводную лодку на 180° и, увеличив скорость, направился по маршруту, пройденному за последние часы. Поиски затянулись практически на четырнадцать часов. И только к восьми часам вечера Х-лодка опять была на буксире. Смарта и его людей поменял боевой экипаж, перемещение на буксире продолжилось.

В 9:00 утра 16 сентября субмарины подали условный символ для подводной сигнализации — скинули три ручные гранаты, дабы позвать на поверхность малую лодку Х9, но она не всплыла. В 9:20 выбрали буксирный трос и поняли, что он лопнул. Syrtis развернула на обратный курс и совершила тщательный поиск, но Х9 так и не нашла. походный экипаж и Лодка считаются пропавшими без вести.

На следующий сутки: из-за разгерметизации зарядов-контейнеров из строя вышла Х8, её было нужно затопить.

Погода 17 и 18 сентября была ненастной, но к сумеркам 18-го она начала улучшаться, и Годфри Плэйс поменял Билла Уиттема и походный экипаж на борту Х7. Остальные субмарины -Trasher с Х5, Truculent с Х6 и Sceptre с Х10 — поменяли походные экипажи на боевые до полуночи следующего дня.

Все лодки удачно совершили подход и расположились в собственных секторах. Stubborn, также задержанная инцидентом с вознёй и поисками с Х8, приблизилась к берегу, буксируя Х7. Sea Nymph, затопив Х8, охраняла приблизительно в шестидесяти милях к западу от Альтенфьорда.

Вечером 20 сентября четыре малые лодки (Х5, Х6, Х7, XI0) начали независимый прорыв в пролив Сересунд.

Наряду с этим у Х10 были недостатки в электрическом механизме подъёма перископа и подтекали уплотнители. У Х6 правый зарядный контейнер был затоплен ещё в первоначальный сутки буксировки, но перекладыванием груза экипажу удалось добиться рабочего равновесия лодки.

По окончании войны четыре лодки класса X под личными именами Shrimp, Stickleback, Minnow и Sprat («Креветка», «Колюшка», «Килька» и «Пескарь») проходили службу в английском флоте до начала 1950-х годов

Х6 и Х7 удачно держались совместно.

Ночь лодки совершили среди группы островов Браттхольм. Следующим утром начался переход через Кофьорд. Х7 достигла подветренной стороны островов Браттхольм практически сразу после полуночи, Х-6 проследовала часом позднее.

В течение следующих часов Плэйс удачно совершил собственную лодку через противолодочные сети при входе во фьорд. К 7:05 утра Х6 также прошла противолодочную сеть и была на дистанции атаки на собственную цель. Но тут её постигла неудача: уходя от патрульного катера лодка запуталась в сетях.

Но скоро ей удалось освободиться и двинуться по фьорду к собственной цели.

В 7:10 Плэйс решил о преодолении противолодочной сети Tirpitz. Х7 поднырнула под сеть и, к сожалению, села на мель у северного берега в заграждения. Так как глубина была через чур малой, нереально было сняться с мели, не всплыв на поверхность.

Вода была весьма спокойной и на Tirpitz их увидели и доложили как о «долгом тёмном объекте, похожем на подлодку». При прохождении по инстанции эта информация задержалась на пара мин., потому, что имелись сомнения, что это был дельфин. Через пять мин. лодка снова наткнулась на подводный камень и снова была вынуждена подняться на поверхность в восьмидесяти метрах от линейного корабля. И не смотря на то, что лодка тут же ушла под воду, но на этот раз немцы её светло видели и верно опознали.

Спустя пять мин. и Х6 снова наткнулась на какую-то преграду и всплыла у левой скулы Tirpitz. С палубы по ней начали стрелять из стрелкового оружия. Начальник лодки Дон Кэмерон осознал, что надежды на спасение нет, и направил Х6 к борту линейного корабля под орудийной башней «В». В том месте он отсоединил заряды, установленные так, дабы они взорвались через час, и отвёл лодку. Было 7:15 утра. Экипаж Х6 пленил дежурный катер Tirpitz.

На борту линейного корабля подняли тревогу.

Был дан приказ поднять пары и выйти в море. Но приказ выполнили лишь тогда, в то время, когда закрыли все герметичные двери и подняли водолазов. А это случилось только мин. через двадцать по окончании того, как экипаж Х6 подняли на борт. Всех четверых — Кэмерона, Лори-мера, Годдарда и сублейтенанта Дика Кендалла — держали совместно.

Подлодка ХЕ9 на опробованиях по окончании постройки

Сейчас Х7 всячески старалась выпутаться из сети, а в то время, когда наконец освободилась, всплыла прямо около буёв. Экипаж Х7 заметил справа в первых рядах, не потом чем в 20 метрах и лодка дала «полный вперёд». Ударившись о борт линейного корабля приблизительно наоборот орудийной башни «В», она мягко скользнула под киль.

В том месте был скинут правый заряд. После этого левый заряд был скинут приблизительно в 45 — 50 м ближе к корме. Затем Х7 пробовала отойти, но снова запуталась в сетях и была повреждена взрывом.

У экипажа не оставалось другого выхода, не считая как покинуть лодку и сдаться.

Британцев предварительно допросили и угостили горячим кофе и шнапсом. Все позже вспоминали, как они волновались, поскольку время приближалось к 8:15, и они украдкой посматривали на часы.

Заряды в 8:12 сработали.

«На борту Tirpitz по окончании взрыва отечественных снарядов началась паника, — писал Кендалл по окончании возвращения из Германии. — Германские орудийные расчёты обстреляли невесть какое количество маленьких катеров и собственных танкеров, и из-за хаотичных выстрелов вышла из строя их личная орудийная установка. Казалось, любой размахивал пистолетом, угрожая нам, пробуя узнать, сколько карликовых подводных лодок было задействовано в атаке».

В 8:43 приблизительно в пятистах ярдах снаружи от сети была увидена третья карликовая лодка. Tirpitz открыл огонь и потопил её. Вероятнее, это была Х5 под руководством Х.Хенти-Крира. О ней ничего неизвестно, а из экипажа не спасся никто.

В целом неспециализированный результат атаки был удовлетворительным. Tirpitz потом ни разу так и не сумел выйти в боевой поход…

Шестеро оставшихся в живых участников экипажей карликовых подводных лодок были посланы из Норвегии в Германию, в лагерь для пленных моряков.

Учебные лодки ХТ

В 1943 — 1944 гг. компания «Виккерс» выстроила 6 учебных сверхмалых подводных лодок серии ХТ. Заказы ещё на 12 таких лодок (ХТ7 — ХТ19, без ХТ13) были отменены. Лодки ХТ в военных действиях участия не принимали.

Третья серия

В конце 1943 г. началось строительство третьей серии карликовых подводных лодок (ХЕ1 — ХЕ10, ХЕ12; заказ на ХЕ11 был отменён).

Лодки третьей серии были больше прошлых. Трансформации по большей части коснулись условий и управления обитания. Лодки приобрели новые навигационные устройства, радиотелефонную сообщение, кондиционер и холодильник воздуха. Благодаря такому оборудованию, лодки типа ХЕ возможно было применять для действий в тропических водах.

Первые два отсека по объёму и оснащению остались фактически без трансформаций, за исключением установки иллюминатора в кормовой переборке второго отсека для наблюдения за участниками экипажа, проходящими шлюзование. В третьем отсеке размещался центральный пост управления с контрольными и измерительными устройствами. В подволоке отсека имелся иллюминатор для визуального контроля момента прохода подлодки под дном атакуемого корабля.

В четвёртом отсеке размещались дизель, электродвигатель, баллоны и компрессор воздуха большого давления, кондиционер, а в кормовом обтекателе прочного корпуса — дифферентная цистерна.

В средней части лодки по левому борту добавилась шахта РДП, заваливавшаяся посредством привода из особо прочного корпуса. Скорость хода под РДП составляла 6 узлов.

Главное оружие включало два сбрасываемых заряда и 6 портативных магнитных мин, каковые устанавливал водолаз.

Из тихоокеанских лодок отличалась ХЕЗ — посредством собственных подрывных зарядов 31.7.1945 потопила японский тяжёлый крейсер Такао. ХЕ8 затонула в 1945 г. при буксировке недалеко от Портсмута. ХЕ11 затонула 6.3.1945 по окончании столкновения с боковым заграждением.

Оставшиеся лодки данной серии списали в первой половине 50-ых годов двадцатого века.

Подводные лодки Welman

Параллельно с созданием лодок типа X в первой половине 40-ых годов XX века инженер-полковник Джон Долфин (John Dolphin) создал лодки типа Welman Craft.

Они предназначались для атак вражеских судов в портах, и для разведки побережья перед высадкой десанта.

Первые две такие лодки выстроили летом 1942 года. Серийно лодки Welman строились с ноября 1942 г.. О количестве субмарин данного типа публикуются очень противоречивые эти — от 20 до 100. Все они поступали в «Особенную флотилию» с лета 1943 г.

Десантные лодки Welfreighter

В ноябре 1942 года компания Inter Services Research Bureau начала проектирование сверхмалой подлодки для доставки боевых пловцов, других грузов и диверсионных зарядов. По этому проекту в 1944 — 1945 гг. компания ShelvokeDrewry ЛТД выстроила около 40 лодок.

Первоначально предполагалось применять их недалеко от Адриатического побережья с целью снабжения албанских и югославских партизан.

Но боевые действия на этом театре боевых действий завершились раньше, чем первые лодки Welfreighter готовься к практическому применению. Пара таких лодок направили на Дальний Восток, дабы снабжать снарядами филиппинских партизан. Но и тут до применения на практике дело не дошло.

По окончании войны все лодки типа Welfreighter были сданы на слом. Только одна из них была перевоплощена в экспонат музея Королевского подводного флота в Госпорте.

Тактико-технические характеристики английских сверхмалых подводных лодок

8 Самых Немыслимых Подводных Лодок

Статьи, которые будут Вам интересны: