«Бомарк» – защитник североамериканского континента

Храбрец отечественного рассказа стал одним из самых необыкновенных средств войны , показавшихся на заре ракетно-ядерной эры. Концепция «Бомарка» была столь необыкновенной, что армейские специалисты до сих пор не смогут прийти к единому точке зрения довольно его места в классификации оружий – являлся ли он зенитной ракетой сверхдальнего действия либо же беспилотным самолётом-перехватчиком?

Прогресс в области реактивной электроники и техники, достигнутый к середине 40-х годов, разрешил американским армейским задуматься о создании новых видов оружий, ранее существовавших лишь в воображении писателей-фантастов. Практически сразу после окончания Второй мировой в Соединенных Штатах начались исследовательские работы по программе GAPA (Ground-to-Air Pilotless Aircraft – «беспилотный самолёт класса «почва-воздух»). Практически обращение шла о крылатой ракете, наводящейся на цель по командам с почвы.

Главным подрядчиком проекта стала компания «Boeing». До 1950 года её эксперты протестировали 112 умелых изделий с ракетными либо прямоточными воздушно-реактивными двигателями. Последнему из них удалось развить скорость 2,5 числа Маха и собрать высоту 25 000 м. Успех был несомненным, исходя из этого ещё во второй половине 40-ых годов XX века компания взяла договор от ВВС Соеденненых Штатов на разработку «беспилотного перехватчика» с дальностью действия 300 км.

Наряду с этим военно-воздушным силам было нужно ввязаться в «межвидовую борьбу» с армией, отстаивавшей концепцию объектовой защиты с применением зенитных ракетных комплексов (ЗРК) среднего радиуса действия. ВВС предлагали второй вариант – сверхдальние беспилотные перехватчики, талантливые защищать от атак не отдельные города, а целые регионы. В итоге, обе стороны остались при собственном мнении, и в Соединенных Штатах продолжили развивать как ЗРК объектовой ПВО, так и сверхдальние комплексы.

Рождение «Бомарка»

Взяв договор от ВВС, компания «Boeing» наладила сотрудничество с Мичиганским космическим исследовательским центром. Фактически, само наименование ракеты «Бомарк» (BOMARC) показалось в следствии соединения первых букв заглавия компании с сокращением исследовательского центра (MARC – Michigan Aerospace Research Center). Официально же ВВС присвоили беспилотному перехватчику «самолётный» индекс XF-99.

Первый пуск XF-99 прошёл в сентябре 1952 года и являлся так называемым «бросковым» – на ракете отсутствовали штатная система и боеголовка наведения, а маршевые двигатели были представлены макетными примерами. Опробования в таковой конфигурации длились до начала 1955 года. В феврале того же года состоялся первый пуск ракеты XF-99А – уже с трудящимися маршевыми двигателями, но всё ещё без совокупности наведения.

«Бомарк» – защитник североамериканского континента
Старт одного из умелых экземпляров зенитной управляемой ракеты (ЗУР) «Бомарк»
fas.org

Умелые экземпляры «беспилотного перехватчика» в всецело функциональной конфигурации взяли обозначение YF-99A. В августе 1955 года «Бомарк» официально перевели из самолётов в ракеты, присвоив ему «ракетное» обозначение IM-99 (I – Interceptor, перехватчик; M – Missile, управляемая ракета). Соответственно, XF-99A превратился в XIM-99A, а YF-99A – в YIM-99A.

Первый пуск YIM-99A с трудящейся совокупностью наведения прошёл в октябре 1957 года, а в конце того же года «Boeing» взял договор на серийное производство ракет IM-99A «Бомарк А».

Конструкция

«Бомарк» воображал собой крылатую ракету с долгим цилиндрическим фюзеляжем, в носовой части которой размещалась радиолокационная станция (РЛС), а за ней – система наведения и боевая часть с автопилотом. Центральную и хвостовую часть ракеты занимали баки окислителя и топлива, и стартовый двигатель. Маленькие треугольные консоли крыла имели срезанные законцовки, под ними подвешивались маршевые прямоточные воздушно-реактивные двигатели (ПВРД).

Хвостовое оперение – однокилевое обычной схемы. стабилизаторы и Киль – цельноповоротные, по очертаниям схожие с консолями крыла.

Первоначально для «Бомарка» разрабатывалась простая боевая часть массой 151 кг. Но скоро стало ясно, что для поражения групп вражеских бомбардировщиков оптимальным есть ядерный заряд. Тем самым снималась необходимость пуска отдельной ракеты по каждой цели – так как ядерный взрыв снабжал поражение бомбардировщиков в радиусе до нескольких километров.

Это свойство было особенно серьёзным, в случае если учесть одноканальность тогдашних ЗРК (они имели возможность в один момент обстреливать лишь одну цель). Исходя из этого для «Бомарка» выбрали малогабаритную ядерную боевую часть W40 мощностью 7–10 кт, весившую всего 160 кг.

На «Бомарк» установили жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) «Аэроджет» LR59-AG-13 тягой 140 кН, что снабжал разгон и вертикальный старт ракеты её до скорости, разрешавшей запустить маршевые ПВРД. В качестве горючего использовался керосин, в качестве окислителя — азотная кислота, жидкость едкая и токсичная. Это осложняло эксплуатацию комплекса: ракета не имела возможности продолжительно пребывать на позиции в заправленном положении, а сама заправка потребовала повышенных мер безопасности.

Маршевые ПВРД «Маркуардт» RJ43-MA-3, трудившиеся на 80-октановом бензине, развивали тягу по 49 кН. На высоте 21 000 м они имели возможность разогнать ракету до скорости 3,5 М. Дальность полета достигала 460 км.

При заправке «Бомарка А» окислителем персоналу приходилось трудиться в защитных костюмах
Источник: fas.org

Говоря про совокупность «Бомарк», быть может, не в полной мере корректно применять понятие «зенитный ракетный комплекс», потому, что комплексом-то она и не была. Привычные для ЗРК сопровождения подсветки и радары/обнаружения цели «Бомарку» не требовались – ракета была интегрирована в уже существовавшие совокупности ПВО.

Целеуказание осуществляли РЛС дальнего обнаружения совокупности ПВО Американского континента NORAD, а наведение – совокупность SAGE, предназначавшаяся для наведения самолетов-перехватчиков на цель путём программирования их автопилотов компьютерами, пребывавшими на земле. Стартовавшая ракета определяла собственное положение при помощи совокупности радиомаяков SAGE и непрерывно поддерживала обмен данными с совокупностью, выходя на цель при помощи автопилота.

При приближении включалась головка самонаведения ракеты, которая обнаружила цель и делала манёвр атаки. На ракету «Бомарк А» установили активную импульсную радиолокационную головку самонаведения (ГСН) «Вестингауз» AN/DPN-34. Дальность обнаружения цели (к примеру, крылатой ракеты) составляла около двадцати километров.

Пуск «Бомарка»
Источник: flickriver.com
Вторая модель

Стартовый ЖРД, установленный на ракету «Бомарк А», был очень неудобен для целей ПВО. Исходя из этого во второй половине 50-ых годов двадцатого века «Boeing» взял заказ на разработку новой модификации «беспилотного перехватчика» с твердотопливным стартовым двигателем. На ракету, взявшую обозначение IM-99B «Бомарк В», установили твердотопливный двигатель «Тиокол» М51, развивавший тягу 220 кН.

Возросшая тяга разрешила расширить дальность полёта ракеты – сейчас стартовый двигатель разгонял её до крейсерской скорости (на прошлой модели для этого приходилось расходовать часть потенциала маршевых ПВРД). Сами ПВРД также стали более замечательными – они развивали тягу 53 кН, применяя в качестве горючего авиакеросин JP-4 (вместо бензина). В итоге дальность полёта «Бомарка В» превысила 800 км.

При создании новой модели инженеры попытались устранить ещё один недочёт «Бомарка А» – неспособность его ГСН «видеть» цель на фоне почвы. Установленный на IM-99B радиолокатор с постоянным излучением «Вестингауз» AN/DPN-53 разрешал обнаруживать низколетящие цели. А вот боеголовка, планер и система наведения «Бомарка В» если сравнивать с «Бомарком А» значительных трансформаций не претерпели – только фюзеляж стал чуть меньше.

Первый испытательный пуск «Бомарка В» состоялся 27 мая 1959 года. 8 июля следующего года IM-99B удачно перехватила воздушную цель – крылатую ракету (КР) «Регулус». А 23 мая 1961 года была совершена впечатляющая демонстрация возможностей новой ЗУР: ракета перехватила КР «Регулус II», летевшую в два раза стремительнее скорости звука.

Перед самым попаданием по команде с почвы перехват был прерван. Затем «Бомарк В» навели на вторую такую же цель, которая и была сбита на дальности 615 км и высоте 30 500 м.

В общем итоге компания «Boeing» изготовила 570 серийных первой «модели»: 269 и ракет и 301 – второй (существуют и другие эти: 366 ракет «Бомарк А» и 349 ракет «Бомарк В»).

Сборка ракет «Бомарк» на заводе компании «Boeing»
Источник: flickriver.com
Защищая небо Америки

Первая серийная ракета IM-99A «Бомарк А» была передана ВВС Соеденненых Штатов 30 декабря 1957 года, а 19 сентября 1959 года на боевое дежурство заступила первая часть, вооружённая этими ЗУР – 46-я ракетная эскадрилья ПВО, размешавшаяся на авиабазе Мак-Гвайр (штат Нью-Джерси). За ней последовали ещё четыре эскадрильи, дислоцированные в восточной части прибрежной полосы США: 6-я (Саффолк Каунти, штат Нью-Йорк), 22-я (Лэнгли, штат Вирджиния), 26-я (Отис, штат Массачусетс) и 30-я (Доув, штат Мэн).

Ракета «Бомарк А» на подъёмно-пусковом устройстве
Источник: primeportal.net

Любая эскадрилья располагала 28-ю пусковыми установками и таким же числом ракет. Так, на боевом дежурстве находилось в общем итоге 140 ЗУР. Пусковые установки каждой эскадрильи размешались на одной площадке в четыре последовательности по семь штук и пребывали в особых укреплённых наземных ангарах, снабжавших ограниченную защиту от ядерного взрыва. Пуск ракет осуществлялся прямо из ангара, имевшего раздвижную крышу.

Численность персонала эскадрильи по штату составляла 275 человек.

Ракеты «Бомарк» в состоянии готовности к пуску
Источник: atomic-annhilation.blogspot.com

Эксплуатация ракет с ЖРД, применявшими страшные компоненты, создавала предпосылки к разным происшествиям. самоё серьёзное из них имело место 7 июня 1960 года на базе Мак-Гвайр. При заправке одной из ракет случился пожар и взрыв (в огне была и ядерная боеголовка).

К счастью, её подрыва не случилось, но окружающая местность была заражённой.

С принятием на вооружение ЗУР «Бомарк В» стало возмможно увеличить территорию, закрываемую от воздушного нападения. В случае если позиции IM-99A защищали Восточное побережье США, то сейчас американцы решили обеспечить прикрытие и района Великих озер. 1 июня 1961 года на боевое дежурство заступила первая часть с ракетами IM-99B – 37-я ракетная эскадрилья ПВО (Кинчело, штат Мичиган).

В августе к ней добавилась 74-я (Дулут, штат Миннесота), а в декабре – 35-я эскадрилья (Ниагара-Фоллс, штат Мичиган). Параллельно началось перевооружение эскадрилий, имевших на вооружении ракеты «Бомарк А». В октябре 1961 года IM-99B взяла 22-я эскадрилья, а в октябрь и сентябрь 1962 года – 26-я и 46-я.

Две оставшиеся эскадрильи с ЗУР IM-99A (6-я и 30-я) в марте 1962 года были переведены в резерв, а 1 декабря 1964 года – расформированы.

При перехвате советских бомбардировщиков с севера взрывы ядерных боеголовок ЗУР «Бомарк В» происходили бы над многолюдными канадскими провинциями. Выходом из обстановки имело возможность стать смещение территории перехвата потом на север. Появилась мысль разместить эти ракеты в Канаде – тем более что в августе 1957 года было подписано американо-канадское соглашение о единой совокупности ПВО NORAD.

Канадцы кроме того пошли на прекращение разработки собственного пилотируемого сверхзвукового перехватчика CF-105 «Эрроу» в пользу финансирования «Бомарка», но получивший широкую известность в первой половине 60-ых годов двадцатого века факт применения на «Бомарке» ядерной боевой части позвал ожесточённые споры о допустимости размещения ядерных ракет на территории Канады, приведшие к отставке правительства и политическому кризису. В итоге только в 1963 года было принято решение о развертывании на территории страны ракет «Бомарк В». Ими вооружили две эскадрильи ВВС Канады, заступившие в декабрь и ноябрь 1963 года – 446-ю, дислоцированную в Норт-Бэй (провинция Онтарио) и 447-ю, пребывавшую в Ла-Маканза (провинция Квебек).

Канадская ракета «Бомарк В» на начальной позиции
Источник: campingcdn.blogspot.com

Все эскадрильи, вооруженные ракетами «Бомарк В», имели по 28 пусковых установок, за исключением «громадной» 35-й эскадрильи, которая располагала 46-ю пусковыми установками и таким же числом ракет. Так, на восьми базах (включая две канадские) было развернуто 242 ракеты «Бомарк В». Кроме того с учётом двух резервных эскадрилий «Бомарк А» это составляло менее трети от начальных замыслов ВВС Соеденненых Штатов, планировавших разместить эти ЗУР на 31 базе.

Прекращение развёртывания «Бомарков» было обусловлено их неспособностью перехватывать межконтинентальные баллистические ракеты (к середине 60-х годов стало ясно, что именно они, а не стратегические бомбардировщики, воображают основную угрозу).

Размещение 446-й эскадрильи в Норт-Бэй (провинция Онтарио)
Источник: campingcdn.blogspot.com

27 июня 1963 года благодаря трансформации совокупности обозначений ракетной техники в вооружённых силах США ракеты «Бомарк А» и «Бомарк В» приобрели новые индексы – CIM-10A и CIM-10B соответственно. Буква «С» в этом индексе означала Coffin (практически – «гроб»), другими словами, защищённую наземную пусковую установку.

Интерес к приобретению «Бомарков» (при условии замены ядерной боевой части на простую) проявляла и Швеция. Но сделка сорвалась по обстоятельству шпионского скандала (одна из главных фигур, задействованных в её реализации со шведской стороны, была советским шпионом). В итоге шведы приобрели английские ЗРК «Бладхаунд».

Изменение приоритетов в пользу ПРО обусловило относительно недолгий срок работы «Бомарков». CIM-10A были сняты с оружия уже в первой половине 60-ых годов двадцатого века. В том же году началось сокращение 35-й эскадрильи, к 1967 году лишившейся 16 собственных ракет CIM-10B из 46. Процесс сокращения на этом не закончился, и 31 декабря 1969 года 35-я эскадрилья была совсем расформирована.

В следующем году Конгресс США решил о демонтаже всех позиций ЗУР – сейчас ответственность за перехват вражеских самолётов возлагалась только на пилотируемую истребительную авиацию. 1 апреля 1972 года были расформированы 22-я, 26-я и 74-я эскадрильи, и обе канадских эскадрильи. 1 июля того же года прекратила собственное существование 37-я эскадрилья, а 1 октября – последняя, 46-я эскадрилья.

Снятые с оружия ракеты продолжительное время употреблялись в качестве мишеней, имитировавших советские сверхзвуковые ракеты.

Полный аналог ракеты «Бомарк» так и не был создан, но в СССР пара конструкторских бюро (В. Челомея, А. Туполева, А. Микояна) в конце 50-х годов осуществляли разработку крылатых ракет громадной дальности (до 1000 км) класса «почва-воздух». Главной причиной прекращения их разработки стало отсутствие в СССР совокупности управления ПВО, подобной американской SAGE.

Концептуально аналогичной «Бомарку», но с более скромными чертями (дальность полета – до 300 км) должна была стать английская зенитная крылатая ракета «Блю Энвой». Но и её создание было прекращено во второй половине 50-ых годов XX века по техническим и денежным обстоятельствам.

Тактико-технические характеристики ракет «Бомарк»

«Бомарк А»

«Бомарк В»

Большая дальность перехвата цели, км

Большая высота перехвата цели, м

Большая скорость ракеты, число М

Протяженность ракеты, м

Размах крыла, м

Размах хвостового оперения, м

Диаметр фюзеляжа, м

Стартовая масса, кг

Тип стартового двигателя

Количество х тяга, кН

Тип маршевого двигателя

Количество х тяга, кН

460

815

18000

30000

3,5

3,95

14,25

13,74

5,54

5,54

3,2

3,2

0,85

0,85

6800

7260

LR59-AG-13

М51

1?140

1?220

RJ43-MA-3

RJ43-MA-7

2?49

2?53

Литература:

  1. Baar J., Howard W.E. Spacecraft and Missiles of the World, 1962 – N.Y.: Harcourt, Brace & World, 1962
  2. Gunston B. Rockets & Missiles. – N.Y.: Crescent Books, 1979
  3. Jacobs H.W., Eunice E. Missile and Space Projects Guide 1962 – N.Y.: Springer, 1962
  4. Rybak E.F., Gruszczynski J. Bomarc – niezwykly zestaw przeciwlotniczy // Nowa technika wojskowa. – 2000. – №11

National Geographic — Загадки природы — Великие Озера — Документальный фильм

Статьи, которые будут Вам интересны: